Использование портфолио для построения индивидуальной траектории обучения студентов



Скачать 42,29 Kb.
Дата27.05.2016
Размер42,29 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОРТФОЛИО ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Балан И.В.

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

Обучение студентов в вузах предполагает развитие научно-исследовательского потенциала, обеспечивающего его дальнейшее совершенствование в профессиональной деятельности. Использование новых информационных технологий в образовании позволяет ускорить процесс формирования и развития познавательной самостоятельности студентов.

Такая форма обучения, как индивидуальная, взяла свое начало еще в первобытном обществе. Она представляла собой передачу опыта от одного человека к другому, исходя из возраста, опыта, статуса. Такая работа (передача опыта) проводилась индивидуально, когда старейшина рода передавал свои знания приемнику, используя различные знаки письменности. В дальнейшем, система индивидуального обучения была преобразована в индивидуально-групповую. Этому служило расширение прав доступа к образованию и развитие научного знания. Обучаемый, находясь в группе из 10-15 человек, получал порционно теоретический и практический материал от учителя, выполнял полученное задание, и так до тех пор, пока ученик не освоит науку по оценке учителя. Ученики могли быть любого возраста, неодинаковой степени подготовленности, в силу строго индивидуализированного обучения. Продолжительность обучения также была различна. Коллективная работа проводилась редко. Такое обучение сохранилось и до наших дней в некоторой модификации.

В современном подходе к образованию индивидуально-групповая форма обучения применяется в различных целях:


Формирование и проектирование самообразовательной деятельности обучаемых является неотъемлемой частью обучения. Основной задачей педагогов становится создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих активное стимулирование у обучаемых учебной деятельности на основе самообразования в процессе овладения знаниями.

Можно выделить некоторые преимущества индивидуальной формы:



  • самостоятельное усвоение знаний;

  • формирование умений и навыков;

  • развитие познавательной самостоятельности;

  • расширение творческих способностей;

  • облегчает контроль и корректировку знаний и умений.

Индивидуальная форма обучения обладает рядом недостатков: неэкономичность, невозможность общения и сотрудничества обучаемого с другими учениками [1].

Проблема формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся представлена в психолого-педагогических исследованиях Т.М. Ковалевой, А.Б. Воронцова, А.В. Хуторского и других. Современный педагогический профессионализм В.И. Слободчиков связывает с созданием условий для становления индивидуальных образовательных траекторий каждого учащегося.

Индивидуальный образовательный маршрут это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного[2].

Понятие «индивидуальная образовательная траектория» обладает более широким значением, чем «индивидуальный образовательный маршрут».

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – последовательность дополнительных образовательных предметов (учебных модулей) выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами-технологами.

Портфолио – это сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей [3].

Портфолио, как специально созданная информационно-рефлексивная среда должна определять ряд функциональных особенностей:


  • создание и формулировка индивидуальной образовательной траектории учащегося по предмету;

  • критерии оценки деятельности владельца;

  • инструмент решения проблем учебной мотивации;

  • предложение простых, но эффективных диагностик успешности в рамках учебного предмета;

  • регламентированное рефлексивное пространство;

  • работа в режиме документа;

  • структурированность и целостность;

  • возможности инструментального пособия решения педагогических, методических, дидактических задач обучения на уроке и вне него;

  • удобство использования в рамках конкретного учебного предмета;

  • понятность и простота в использовании;

  • привлекательность, вызывающая потребность применения;

  • малые временные затраты на уроке [4].

Структура портфолио, конструирующего и фиксирующего результаты индивидуальной образовательной траектории обучаемого представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. – Структура портфолио


Использование индивидуальных маршрутов учебно-познавательной деятельности, обеспечивает повышение эффективности обучения и развития потребностей студентов в процессе обучения.
Список литературы

  1. Старикова, Л.Д. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова. – Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. – 223 с.

  2. Кулешова, Г.К. Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика// Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006.0822-4.htm.

  3. Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 2. - С. 21-25.

  4. Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики.// Школьные технологии.-2005.-№2.-С.189.

Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf11
conf11 -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
conf11 -> Социализация воспитанников детского дома на основе личностно-ориентированного подхода в условиях инновационной образовательной среды Коваленко В. А. Гкоу «Детский дом», г. Орск
conf reports -> Современные проблемы диагностики и коррекции специфических трудностей в обучении школьников
conf11 -> Методологические аспекты развития самосознания студентов вузов в практике физического воспитания
conf11 -> Соловьев Н. А., Тагирова Л. Ф., Тагиров В. К
conf11 -> Проблемы формирования духовно-нравственной культуры молодого поколения
conf11 -> Педагогические подходы обучения и воспитания в современном высшем образовании
conf11 -> Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в вузе
conf11 -> Профессиональная подготовка специалистов в вузах на основе индивидуально-дифференцированного подхода
conf11 -> Практическая работа по разработке и апробации различных систем педагогического мониторинга, построенных преимущественно на нормативном тестовом контроле знаний и умений обучающихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница