Использование педагогических технологий развивающего обучения на уроках математики Что такое технология?



Скачать 64,93 Kb.
Дата26.02.2016
Размер64,93 Kb.
Использование педагогических технологий развивающего обучения на уроках математики
Что такое технология?
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология – совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев)

Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И. П. Волков)

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В. М. Монахов).

Педагогическая технология – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев отбора оптимальной модели для данных конкретных условий. (В. В. Гузеев).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. (ЮНЕСКО)


Уровни употребления понятия «педагогическая технология»
Исходя из определений, становится ясно, что понятие педагогическая технология в практике употребляется на трех уровнях.

1.Обще педагогический уровень: характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения.

2.Частнометодический уровень: употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одного предмета, класса, учителя.

3.Локальный (модульный) уровень: представляет собой технологию отдельных частей учебно - воспитательного процесса, решение частных дидактических задач (технология отдельных видов деятельности, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.)


Что составляет структуру П. Н.

В структуру педагогической технологии входят:

а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

- цели обучения - общие и конкретные;

-содержание учебного материала;

в) процессуальная часть - технологический процесс:

-организация учебного процесса;

- методы и формы деятельности школьников;

- методы и формы работы учителя;

-диагностика учебного процесса.
Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670). Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». Ян Амос Коменский писал, что правильно обучать – это не значит вбивать в головы какую-то полезную информацию, а  значит «раскрывать способности понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, ручейки живой мысли

Результаты анализа ряда исследований Л.М. Фридмана, Е.Н.Турецкого позволили выявить следующие функции эвристического обучения:

 - самостоятельное усвоение знаний и способов действий;

 - развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию;

 - видение новой проблемы в традиционной ситуации;

 - видение новых признаков изучаемого объекта;

 - преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых);

 - развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;

- обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения

Концептуальными положениями развивающего обучения являются:

1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);

2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы; получать решения и доказывать их достоверность;

3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение обобщенными способами деятельности.

Компоненты систем обучения

Развивающее обучение

определение



Ориентированность учебного процесса на реализацию потенциальных возможностей учащегося средствами учебно-коммуникативной деятельности

 


 

 цель


Усвоение учащимися сообщаемых им знаний, но не репродуктивно, а в процессе их собственной деятельности

 


сущность

Ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действия, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью

учитель

Направляет учебную деятельность учащихся

 


ученик

Рассматривается как самоизменяющийся субъект учения;

 


методика

 


Вовлекая учеников в учебную деятельность, педагог конструирует педагогическое воздействие на основе учета зоны ближайшего развития ребенка и его личный опыт

 


Таким образом,  характерной особенностью как проблемного, так и развивающего и личностно-ориентированного типов обучения выступает их направленность на более эффективное личностное развитие учащихся через включение их в самостоятельную учебно-поисковую деятельность. При этом важной общей целевой установкой рассматриваемых систем обучения является отказ от передачи-усвоения  готовых знаний и опыта.

Большинство дидактов выделяют метод беседы как один из важнейших эвристических методов устного изложения. Она может использоваться по-разному. Например, объясняя какой-то учебный материал, учитель постоянно ставит перед учащимися вопросы о связи получаемой ими новой информации с ранее усвоенными знаниями. Однако это не всегда в полной мере способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. В связи с этим наиболее эффективными методами являются эвристические (поисковые) беседы, которые вооружают учащихся способами научного поиска. Такие беседы дают возможность учащимся самим решать посильные для них познавательные задачи. Излагая учебный материал или обобщая изученный, учитель постепенно обращается к учащимся с вопросами, которые вовлекают их в самостоятельное решение познавательных задач (можно высказать предположение, объяснить сущность каких-то фактов, сделать выводы из проведенного опыта и т. п.). Характер вопросов, задаваемых учащимся, постоянно должен усложняться: сначала они требуют умений воспроизведения знаний, а затем - размышлений, построения умозаключений. Таким образом, использование эвристической беседы  обеспечивает развитие познавательных способностей учащихся, конкретно-образных (анализ опытного факта), так и абстрактных (предсказание новых фактов), эвристических форм мышления.

При использовании эвристических бесед (с элементами проблемного обучения) учащиеся более эффективно вовлекаются в поисковую деятельность. Такие беседы в процессе обучения повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, стимулируют активную работу мысли, обеспечивают сознательное усвоение материала. Метод беседы способствует приобретению учащимися таких интеллектуальных навыков, как анализ, обобщение, сравнение и др.,

Развитие мышления школьников предполагает учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Учет можно осуществлять с помощью: 1) разноуровневых задач; 2) оптимального сочетания учебного материала освоенного в готовом виде и исследуемого материала овладение которым возможно только в учебно-поисковой деятельности; 3) оптимального сочетания коллективных и индивидуальных, устных и письменных форм работы.

. Работы, посвященные проблеме творческого развития учащихся,  можно найти в трудах И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского, А.Н.Окунева и др. И.Я.Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

Условиями формирования эвристических способностей у учащихся выступают:

1) положительные мотивы учения («Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у учащихся желания учиться». )

2) интерес учащихся к предмету («Как бы ни старался учитель, к каким бы методикам не прибегал, какой бы техникой не владел - повысить эффективность обучения, не вызывая у обучающихся интереса к учебному материалу, невозможно» )

3) творческая активность;

4) положительный микроклимат в коллективе;

5) сильные эмоции;



6) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница