Использование нейропсихологических методов и приёмов в практике логопеда



Скачать 72.07 Kb.
Дата27.04.2016
Размер72.07 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ПРАКТИКЕ ЛОГОПЕДА.

УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД МОУ «СОШ № 4»

Г. АСТРАХАНИ МЕТЁЛКИНА Т.А.

Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е. А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимнодополняющего влияния». На современном этапе в нейропсихологии возникло новое направлении, которое называется нейропсихология нормы или нейропсихология индивидуальных различий (Хомская, 1998, Ахутина, 1998). По современным научным данным динамика развития ВНД, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.

Исходя из нейропсихологического анализа системного строения ВПФ разработаны технологии формирования базовых для обучения функций чтения и письма, к ним относятся:


    • Готовность к переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно – пространственной информации;

    • Зрелость серийной организации движений и действий;

    • Уровень формирования программирования и контроля произвольных действий;

    • Возможность поддержания рабочего состояния.

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:

    • Трудность поддержания оптимального уровня активности.

(Характеризуется быстрым утомлением, невозможностью следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество ошибок и они становятся наиболее грубыми).

(Характеризуется дифицитом внимания, сокращением объёма рабочей

памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:



    1. пропуск или вставка букв, слогов, слов;

    2. персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

    3. контоминация двух слов;

    4. нарушение границ предложения;

    5. орфографические ошибки.

То есть всё то, что мы - логопеды, относим к дисграфии обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

    • Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.

(Характеризуются письменные работы следующими видами ошибок:

      1. нахождение и соблюдение строки;

      2. колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;

      3. трудности запоминания букв и их искожение;

      4. устойчивая зеркальность букв;

      5. пропуск и замена гласных;

      6. фонетическое письмо;

      7. трудности запоминания словарных слов.

То есть всё то, что логопеды называют артикуляционно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:



      1. нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;

      2. ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.

      3. на развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Методику развития межполушарных взаимодействий впервые разработал Пол Деннисон. Эрих Баллингер разработал на основе этой методики комплекс упражнений «Учебная гимнастика». Эти упражнения направлены на коррекцию легастении, внимания, ориентации в пространстве, памяти, расслабление ЦНС.

Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

На логопедических занятиях возможно использование следующих нейропсихологических методов и приёмов.

Упражнение № 1 «Слоговые ряды».

Перед ребёнком выкладыватся в ряд карточки с слогами:



        • БА БЯ БО БЁ БУ БЮ БЫ БИ БЭ БЕ

Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной программе двигать карточки или вниз произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов : мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.

Упражнение № 2 «Шаги».

Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

ЗА – СА ЗЯ - СЯ

ЗО – СО ЗЁ - СЁ

ЗУ – СУ ЗЮ - СЮ

ЗЫ – СИ ЗЕ - СЕ

По мере усвоения детьми упражения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой.

ЗА – топнуть, СА - хлопнуть

ЗО – топнуть, СО - хлопнуть

ЗУ – топнуть, СУ - хлопнуть

В этих упражнениях контролируется согласование процесса движения и речи, тренируется внимание и память.

Упражнение № 3 «Вертикальные ряды».





ОК

Б




С




Р




К









ОМ




Б







С







Р







К







Л












П

Б

АР







ОЛ







АС







ИР







В этом упражнение совершенствуется процесс анализа и синтеза, тренируется внимание.



Упражнение № 4 «Знаток слов».

Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.



Упражнение № 5 «Домики».

Расселение жильцов соответственно их квартирам. Возможно представление квартир в цветовых схемах. Задания по этим домикам, различны: самостоятельно расселить жильцов, исправить ошибки педагога. Потом ребёнку предлагается прорисовать в воздухе только слоги с звонким согласным, или только с глухими, обвести контуры той или иной группы. Раскрасить эти группы в разные цвета.






У-Ю













А - Я













О- Ё
















Г

Г”

К

К”


Упражнение № 6 «Арабское письмо».

Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.

СОК – КОС, КАША – АШАК, ВЕТЕР – РЕТЕВ.

Упражнение № 7 «Древнерусское письмо».

Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.

МЫШИ М...Ш..., ...Ы...И

КРЫША КР...Ш..., ......Ы...А



Упражнение № 8 «Стукачок»

Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Р. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.

МАТ(стук)ЁШКА, (стук)езинка.

Упражнение № 10 «Связалочка».

Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.

ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.

Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию логопатов к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достяжения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса.

Упражнение № 11 «Будильник».



Упражнение № 12 «Кончики ушей».

Литература:



  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика

// М., 2001.

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодаление трудностей учения: нейропсихологический подход // П., 2008.

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии //М., 2005.

  3. Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом //П., 2008.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница