Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе



страница1/5
Дата23.05.2016
Размер6 Mb.
  1   2   3   4   5
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет

Н.Ю. КЛИКУШИНА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебное пособие


Омск, 2010

УДК

ББК

К 49
Рецензенты

Калачев А.И., к.т.н., доцент
Кликушина Н.Ю.

Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе: учебно-методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 80 с.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей вузов, сузов, колледжей, слушателям ФПК, начинающим применять электронные презентации в своей практической деятельности. Содержит дидактический анализ состава, структуры и функций мультимедийных презентаций лекций, его достоинств и ограничений, способов интеграции в учебный процесс. Приводится большое количество иллюстраций, методических и технологических рекомендаций по созданию и применению мультимедийных презентаций в учебном процессе. А также дается обзор основных возможностей программы Adobe Flash CS3 Professional для создания анимационных объектов как элементов мультимедийной презентации.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

РАЗДЕЛ 1. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема 1. Современная компьютерная презентация…………………5

Тема 2. Принципы конструирования мультимедийной презентации в рамках учебного процесса…………………………………………………..9

РАЗДЕЛ 2. СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В MICROSOFT POWER POINT 2007

Тема 3. Общие сведения о программе MS Power Point 2007……..17

Тема 4. Работа со слайдами в MS Power Point 2007……………….20

Тема 5. Работа с мультимедийными элементами слайда в MS Power Point 2007……………………………………………………………………..28
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АННИМАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Тема 6. Adobe Flash CS3 Professional: интерфейс, инструменты, работа с цветом……………………………………………………………………….38

Тема 7. Покадровая и сложная анимация в Adobe Flash CS3 Professional…………………………………………………………………….56

Тема 8. Adobe Flash CS3 Professional: звук, сохранение, экспорт, публикация…………………………………………………………………….71

Тема 9. Основы создания анимационного фильма………………….76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..80

ВВЕДЕНИЕ
Происходящие на современном этапе развития общества социокультурные. Экономические и политические изменения обусловили повышение требований к результатам профессионального образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится о том, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны…»1. В этой связи в рамках масштабного национального проекта в образовании, инициированного Президентом Российской Федерации, среди первоочередных задач было обращено внимание на использование инновационных технологий обучения, способных повысить качество профессионального образования. К одной из таких технологий можно отнести мультимедийное сопровождение учебного процесса, представляющее собой презентацию в виде совокупности слайдов, создаваемых программой Microsoft Power Point.

Практика использования мультимедийной презентации в рамках учебного процесса в вузах получила особенно широкое распространение за последние пять лет. Подтверждением сказанному являются научные работы, в которых представлен методический опыт использования мультимедийного сопровождения учебного процесса.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются проблемы, возникающие при проектировании, конструировании и применении в учебном процессе вуза лекций, созданных с использованием мультимедиа технологии.


РАЗДЕЛ 1. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема 1. Современная компьютерная презентация


    1. Понятие компьютерной презентации.

Презентация - это целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи.

Формы презентации могут быть самые разные: на выставочном стенде, при контакте с покупателем при личной продаже или в магазине, в лекционной аудитории, по телевидению или радио и т.д (рис.1.1). В любом случае, презентация - это коммуникационный процесс со всеми его основными элементами.





Рис.1.1. Формы презентации
В общем случае презентация может осуществляться:

- человеком с помощью технических средств;

- с помощью технических средств без участия человека (например, кинопоказ);

- человеком без вспомогательных средств.

Каждый из способов имеет свои недостатки и свои преимущества. Поэтому выбор обычно делается с учетом целей и задач организации презентации.

Поиск оптимальной технологии долго шел в направлении использования докладчиком физических моделей и графических иллюстраций. Передача знаний через графическое изображение реализовывалась с помощью кинопроекторов, слайдпроекторов и т.д.

Вследствие особенностей человеческого восприятия решающая убедительность достигалась именно с помощью слайдов, которые в ходе презентации докладчик показывал для иллюстрации его идей.

Компьютер оказался более эффективным вспомогательным средством.

Его графические возможности практически безграничны. Естественно, что технология компьютерной презентации мало походит на показ классических слайдов. Но выработавшийся стереотип сегодня опирается на понятие слайда, хотя самих слайдов уже давно нет.

Компьютерные презентации стали признанным стандартом в деловых коммуникациях. Без них не проходят сегодня ни общественные, ни научные мероприятия. Огромное значение компьютерные презентации играют в образовательных процессах.

Как средство представления учебного материала, компьютер может быть использован преподавателями в школьном классе и лекционной аудитории, а также школьниками и студентами в тематических докладах, при защите курсовых и дипломных работ.

Кроме того, компьютерные презентации могут обеспечить более эффективные коммуникационные взаимодействия между специалистами в целях обмена опытом, а также при подготовке и повышении квалификации.

Компьютерные технологии презентации обладают привлекательностью как для коммуникаций с участием человека (презентации с докладчиком), так и для целей заочных коммуникаций (автономные презентации).

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют обеспечить эффективную адаптацию коммуникационного процесса под особенности людей-получателей информации.



Временная интерактивность обеспечивает возможность людям самостоятельно определять начало, продолжительность процесса усвоения информации и скорость продвижения по информационным ресурсам.

Интерактивность по очередности позволяет людям свободно определять очередность использования фрагментов информации.

Содержательная интерактивность дает возможность людям изменять, дополнять или же уменьшать объем принимаемой информации.

Интерактивность очень важна при использовании компьютерной презентации без докладчика (автономные презентации).

Усиление интерактивности презентации учебных материалов приводит к более интенсивному участию в процессе учения самого обучаемого. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Кроме дидактических преимуществ компьютерные презентации обладают рядом достоинств, связанных с тиражированием и распространением.

Созданные однажды на магнитных носителях модели, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты могут компактно храниться в цифровом виде. Они не портятся, не занимают много места, свободно управляются в процессе демонстрации и при необходимости легко могут быть модифицированы.

Распространяемые на магнитных носителях презентации дешевле и эффективнее печатных. Они без значительных усилий тиражируются и, следовательно, быстро становятся предметом обмена.

Презентация – это набор слайдов. Слайд - логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции. В составе слайда могут присутствовать следующие объекты: заголовок и подзаголовок, графические изображения (рисунки), таблицы, диаграммы, организационные диаграммы, тексты, звуки, маркированные списки, фон, колонтитул, номер слайда, дата, различные внешние объекты (аудио-, видеофайлы, анимационные ролики). Все эти элементы в совокупности наделяют компьютерную презентацию свойством мультимедийности.

Мультимедийная презентация – это современная и перспективная информационная технология. Создаваемый аудио-, видео-, фотографический ряд обеспечивает эффективное и заинтересованное восприятие информации. Мультимедийная технология включает следующие компоненты: цифровые фотоизображения, форматированный текст, компьютерные рисунки и анимация2.

Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.


    1. Программные продукты для создания мультимедийной презентации.

Для того, чтобы использовать компьютерную презентацию, ее нужно создать. Для создания компьютерных презентаций существует специальное программное обеспечение, ориентированное как на профессионалов в области презентации, так и на неподготовленных специально для этого людей.

Дадим краткую характеристику программного обеспечения, при помощи которого во всем мире создаются мультимедийные презентации.



DemoShield от компании Macrovision.

Мощь программы такова, что позволяет решать весьма широкий круг задач: выступать перед аудиторией (виртуальной или реальной) рекламировать продукты через интернет, создавать демонстрационные материалы для пользователей.

Для создания презентаций в DemoShield можно воспользоваться различными шаблонами. Шаблоны презентаций включают в себя следующие виды проектов: оболочка для компакт-диска (CD Browser), которая используется в качестве автозапуска; рекламная презентация; обучающий материал; обзорный тур по продукции и аналогичный подробный тур.

Поддержка различных графических и мультимедийных возможностей в DemoShield реализована на весьма высоком уровне. Можно использовать графику, анимацию, даже вставлять в DemoShield-презентации Flash-ролики. Доступна вставка различных внутренних объектов, оживляющих презентацию и делающих её более наглядной. Программа содержит более ста различных эффектов, которые помогут придать демонстрациям интерактивность.

Функциональность программы позволяет создавать такие презентации, где зритель будет сам управлять ходом событий. Возможности программы позволяют создавать качественные оболочки для компакт-дисков, интерактивные обучающие материалы и прочие вещи, которые обладают, нелинейностью поведения.

От пользователя не требуется знания специфического языка программирования: все действия настраиваются сугубо визуально.

Особенностью DemoShield является возможность взаимодействия презентаций с базами данных. То есть можно создавать проекты, извлекающие информацию из базы данных или добавляющие оную в неё. Таким образом, можно создавать свои интерактивные анкеты, тесты и прочие материалы, в которых запись в базу данных более чем рациональна.

Минус DemoShield - это большой объём получающихся презентаций.



Authorware от компании Macromedia

Пакет Authorware предназначен для создания компактных мультимедийных приложений, предусматривающих совместное использование различных форм подачи материала: текста, рисунков, видео и звукового сопровождения.

Authorware ориентирован в первую очередь на создание электронных обучающих систем. В связи с этим его возможности существенно шире, чем возможности пакетов для подготовки презентаций.

Входящие в состав Authorware средства позволяют практически в полном объеме реализовать современные требования к построению и организации систем электронного обучения.

При этом пользователь, который будет работать с такой обучающей системой, может вообще ничего не знать об Authorware. Дело в том, что конечный продукт, созданный в Authorware, представляет собой независимое приложение, которое может быть либо записано на диск, либо опубликовано в Интернете.

Новая версия пакета поддерживает импорт презентаций в формате Microsoft Power Point, Macromedia Flash, Apple QuickTime и многих других. Позволяет разработчикам использовать в качестве исходного материала готовые презентации Microsoft PowerPoint. Новая версия пакета Authorware поддерживает импорт видеоматериалов с дисков DVD. Пакет Authorware обеспечивает импорт и экспорт данных в формате XML, облегчая создание приложений, управляемых набором исходных данных. Реализованная в новой версии пакета полная поддержка языка сценариев JavaScript расширяет возможности управления всевозможными компонентами электронных курсов, в том числе элементами интерфейса и содержанием курса. Пакет Authorware поставляется в виде самостоятельного продукта либо в качестве составной части набора Macromedia eLearning Suite, который также включает пакеты Macromedia Flash MX и Macromedia Dreamweaver MX.



Director от компании Macromedia

Популярный пакет Macromedia Director рассчитан исключительно на профессионалов и предназначен для создания сложных интерактивных сетевых мультимедиаприложений, в том числе презентаций.

Приложение предоставляет практически неограниченные возможности в области обработки мультимедийных материалов и поддерживает большинство популярных форматов видеоматериала, звука, растровой графики, объемных моделей и векторных рисунков.

Возможность для настройки панорамирования и громкости потоковых аудиоматериалов, возможность создавать уникальные видеоэффекты. Средства динамической анимации и создания геометрических фигур обеспечивают контроль положения, угла поворота и масштаба моделей и фигур.



Mediator от компании MatchWare

Пакет Mediator — это один из наиболее простых и в то же время полнофункциональных пакетов для создания презентаций.

Mediator позволяет создавать сложные мультимедийные проекты с навигацией через гиперссылки.

Программа использует классическую схему создания презентаций как в виде собственных проектов, так и на основе разнообразных шаблонов — в виде последовательности слайдов, для перемещения между которыми предназначена богатейшая библиотека эффектов, что позволяет создавать уникальные презентации, напоминающие интерактивное видео.

В презентации могут быть объединены текст, изображения, видео, звук, анимация, интерактивные элементы, переменные и вводимые объекты, влияющие на ход демонстрации. Кроме того, можно добавлять Flash-объекты, изменять их размер и вращать произвольным образом, корректировать степень непрозрачности flash-объектов и пр.

Презентации могут как сохраняться на CD-диск с настройкой его автозапуска, так и предназначаться для размещения в Интернете.

Далее мы рассмотрим основные принципы конструирования и проектирования мультимедийной презентации.
Тема 2. Принципы конструирования мультимедийной презентации в рамках учебного процесса
На сегодняшний день в рамках формирования новой профессиональной обучающей деятельности происходит переход от «меловых» способов представления учебного материала к аудиовизуальным при помощи компьютера, мультимедийного проектора и электронной доски.

Как всякий новый вид деятельности педагога, он требует предварительного ознакомления с основными подходами, принципами построения электронных лекций и требованиями к взаимодействию с аудиторией в изменившихся условиях.

Информационная модель электронной лекции-презентации должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Как отмечалось выше, основной единицей мультимедийной презентации является слайд или кадр визуального представления учебной информации, который совмещает в себе слайд-шоу текстового и графического сопровождения (фотоснимки, диаграммы, рисунки) с компьютерной анимацией и численным моделированием изучаемых процессов. Однако, как показывает анализ многочисленных лекций-презентаций, существуют некоторые проблемы с представлением информации при конструировании учебных электронных лекций.

С точки зрения концепции учебной презентации автором выявлены две проблемы. Первая проблема, когда лектор использует текст на слайде в качестве субтитров. Вторая проблема – перегруженность слайда. (рис.2.1.)
9.jpg

Рис.2.1.
Существует такая метафора, что слайды похожи на ноты. Когда музыкант собирается исполнить музыкальное произведение, он не показывает тетрадь с нотами слушателям, а садиться за рояль и играет. Аналогичная ситуация со слайдами. Они являются лишь опорными точками для лектора, структурируют его речь.

На слайдах, как правило, представляется тема лекции, основные положения, краткий текстовый комментарий. Большая же часть электронного конспекта должна быть отведена авторским рисункам, схемам, фотографиям, импортированными из учебных пособий и другой доступной литературы. В остальном сохраняется методология чтения традиционной лекции, где слово лектора и его невербальное поведение является важным фактором информирования, объяснения и убеждения обучаемых.



2.1.Общие требования к мультимедийной лекции-презентации.

При создании лекции-презентации необходимо учитывать эргономические требования визуального восприятия информации. Требования касаются: разборчивости шрифтов обозначений и надписей, отсутствия агрессивных полей и неприятных ощущений при динамическом воспроизводстве графических материалов, правильного расположения информации в поле восприятия, отсутствия цветового дискомфорта, оптимизации яркости графиков по отношению к фону, отсутствия засорения мелкими деталями поля главного объекта и т. д.

Количество слайдов в одной лекции, в зависимости от дисциплины и конкретной темы, варьируется между 45 и 60 слайдами (больше слайдов в обзорной лекции).

Текстовый материал должен быть написан достаточно крупным шрифтом (не менее 30 кегля).

На одном слайде не следует размещать много текстовой информации (не более 2 определений или не более 5 тезисных положений). Достаточно распространенная ошибка при создании слайдов лекции – конструирование слайдоментов. Так чаще всего называют печатные документы, перенесенные на слайд и проецируемые на экран. (рис.2.2.)

10.jpg

Рис.2.2.
Стили заголовков и подразделов лекции должны быть выдержаны в одинаковой манере (как и при оформлении печатных пособий). Что касается типов шрифтов, то опыт показывает, что на экране лучше различается полужирный (bold) шрифт, чем обычный, и при этом без засечек (Arial, Verdana). Если Вы привыкли к шрифту Times New Roman, то его эквивалентом для применения в заголовках текста может быть шрифт Bookman Old Style. Для выделения отдельных фрагментов текста (отдельных фраз) можно рекомендовать шрифт Comic Sans MS. В пределах одного слайда не следует применять более, чем два типа шрифтов, в конспекте одной лекции – более четырех.

Составление цветовой схемы презентации должно начинаться с выбора двух главных функциональных цветов, которые используются для фона и обычного текста.

Сочетание двух цветов – цвета текста и цвета фона – существенно влияет на зрителя: некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу.

Цвета на всех слайдах одной презентации должны быть одинаковы, что создаст у обучающегося ощущение связанности, стильности, комфортности.

Более воспринимаемыми сочетаниями цветов шрифта и фона являются следующие: белый на темно-синем, белый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.

Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители: красный, оранжевый, желтый.

Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают спокойное состояние: фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый.

Нейтральными являются следующие цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый.

Значения цветов рекомендуется устанавливать постоянными и соответствующими устойчивым зрительным ассоциациям, реальным предметам и объектам.

Значения цветов рекомендуется выбирать в соответствии с психологической реакцией человека. Красный цвет – прерывание, экстренная информация, опасность. Желтый – внимание и слежение. Зеленый – разрешающий и т.д.

Для смыслового противопоставления объектов рекомендуется использование в презентациях контрастных цветов: красный – зеленый, синий – желтый, белый – черный.

Фон является элементом заднего (второго) плана. Он должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность усвоения материала.

Включение в качестве фонового сопровождения звуков (песен, мелодий) способствует утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

В лекциях-презентациях на слайдах должна быть однозначность: что является фоном (и он не должен мешать), а что – сообщением (текстом или иллюстрацией). Поэтому фон слайда предпочтительно выбирать однотонным, избегая тех вариантов, которые даны в образцах Power Point.

Во всех случаях следует избегать ситуаций, когда броский рисунок используется в качестве фона, на котором воспроизводится текстовая информация. Например, на слайде, приведенном на рис. 2.3., именно фон становится центром внимания студентов, отвлекая от смыслового содержания текстового и устного комментария лектора.


Рис.2.3.

Если освещенность, создаваемая проектором, достаточная, рекомендован фон теплых тонов, предпочтительно светло-желтый. Если освещенность уменьшилась (в конце срока работы лампы, например), то можно применить темно-синий фон с белым текстом. Иллюстрации при этом необходимо приводить на белой «подложке».

При совместном предъявлении текста и иллюстрации должен использоваться принцип доминанты. Если по смыслу содержания материала лекции доминирует текст, то иллюстрация должна быть подчиненным элементом и иметь относительно меньшие размеры. И наоборот, когда доминантой слайда является иллюстрация, она не должна сопровождаться длинным текстом.

Поскольку чтение текста в книге происходит слева направо и сверху вниз, то и на слайдах известный или исходный материал должен также располагаться слева, а выводы и новое следует располагать в правой части экрана и/или вдоль диагонали сверху вниз.

Как правило, текст и соответствующая ему иллюстрация должны предъявляться по принципу временной последовательности – сначала текст, потом иллюстрация.

При использовании иллюстраций, импортируемых из различных источников, следует иметь в виду, что при изменении размеров исходного изображения могут появиться нежелательные эффекты. В качестве примера приведем рис. 2.4, на котором видно, что при уменьшении изображения появляется образ черепа человека.





Рис.2.4.

2.2. Принцип визуализации в мультимедийной лекции-презентации.

Технология мультимедиа позволяет использовать визуальный ряд для эффективного восприятия учебного материала. Там, где это целесообразно, текстовые описания объектов должны заменяться их изображениями, моделями, образами. При этом форма образов и моделей должна отвечать эстетическим требованиям профессиональной культуры и эргономики.

Правильно подобранные иллюстрации создают эмоциональный настрой, образ, позволяющий пережить научное знание в эстетической форме. Они на современном уровне выполняют роль, ранее отводившуюся плакатам как средству наглядности в учебном процессе.

Отсюда вытекает требование насыщения мультимедийного конспекта (для лучшего понимания и запоминания учебного материала) документальными фотографиями, рисунками, компьютерной графикой, видеофрагментами. Особую ценность представляют документальные фотографии и видеозаписи, так как они представляют объект изучения на лекции таким, какой он есть в реальной жизни или в производственной практике.

Большая часть схем и рисунков лектора может быть анимирована. Анимация и показ объектов с разных точек зрения будут факторами повышения педагогической эффективности процесса лекции. Как правило, временная последовательность построения авторского рисунка (схемы и т. д.) на аудиторном экране должна соответствовать темпу обычного построения этих рисунков или схем мелом на доске, чтобы студенты могли успеть зарисовать иллюстрацию.

Предпочтительно сначала показать рисунок или схему протекания процесса в динамике (анимированной), а потом показать этот же рисунок в статике для зарисовки его студентами.

Глаз и мозг человека способны работать в двух режимах:

- в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения. Иными словами, при представлении информации в графическом виде происходит мгновенное восприятие большого количества информации.

- в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При чтении текста с экрана компьютера происходит тщательный последовательный анализ.

В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимацией, фрагментами фильмов.

Кроме того, понятия и абстрактные положения фиксируются в сознании обучаемого легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами. Следовательно для раскрытия их рекомендуется использовать различные виды наглядности и визуализации.

Однако, яркие картинки не должны противоречить реальным фактам. Недопустимо добиваться красочности, изменения масштабов изображений и т.п. в ущерб научной достоверности.


2.3. Принципы оформления таблиц, схем и диаграмм.

Для повышения наглядности учебного материала рекомендуется использование таблиц и схем.

Разъяснительные таблицы в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.

Сравнительные таблицы осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов его группировки. Сравниваться могут любые элементы: существенные сопоставимые признаки исторических, социальных, экономических и политических объектов, типы хозяйств, типы темперамента человека и т.п.

Обобщающие или тематические таблицы подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляются основные черты явлений, событий, процессов и т.п.

Необходимость использования таблиц продиктована повышением зрительной наглядности и облегчением восприятия того или иного смыслового фрагмента текста. Использование таблиц и схем в лекции-презентации позволяет осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.), а также осуществить группировку множества объектов, произвести систематизацию объектов, классифицировать и связать компоненты в рамках изучаемой темы.

Основные правила создания таблиц:


  1. В таблице должно быть минимальное количество комментирующего материала.

  2. Верхние, нижние и боковые поля таблицы должны иметь отступы.

  3. Цветовая палитра таблицы не должна приводить к пестроте.

Существует проблема с использованием диаграмм в лекциях-презентациях. Материал статистического, экономического характера с большим объемом данных лучше демонстрировать при помощи горизонтальных гистограмм (рис.2.5. и 2.6.)
31.jpg32.jpg

Рис.2.5. Рис.2.6.
К визуальному спаму часто относят графики, насыщенные лишними элементами. На приведем пример, как можно разгрузить график, для того, чтобы он выглядел доступнее, понятнее, фокусировал внимание. (ри.2.7., 2.8.)

34.jpg35.jpg

Рис.2.7. Рис.2.8.

Отдельно стоит отметить использование трехмерных графиков в лекции-презентации. Глядя на первый график (рис.2.9.) сложно сказать, какие значения имеют, предположим, первые три показателя. Где-то чуть меньше 10. Если перевести данные в двухмерный график, то выглядеть они будут так, как показано на втором примере (рис.2.10). За счет изменения угла зрения, кажется, что на трехмерном графике первые три показателя меньше 10. На самом же деле, меньше 10 – только один показатель.



36.jpg37.jpg

Рис.2.9. Рис.2.10.

2.3.Виды мультимедийных презентаций в учебном процессе.

Презентация-конспект. Данный вид презентации содержит основные визуальные составляющие традиционной лекции: название, план, ключевые понятия, учебный материал, вопросы для самопроверки и т.д.

Иллюстративный ряд играет вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные занятия в содержательной (иногда и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник.



Презентация слайд-шоу. В такой презентации практически полностью отсутствует текст. Делается акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце, или в середине занятия, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя на лекции. Возможно сопровождение музыкальными фрагментами.

Демонстрация слайд-шоу в течении всего занятия представляется малоэффективной.



Презентация-текст. Вариант, противоположный по сути представления предыдущему виду. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Активное использование различных вариантов выделения текста. Отметим, что данный вид презентаций в учебном процессе эффективнее всего используется, когда студенты обучаются дистанционно, а лекция-презентация не сопровождается комментариями преподавателя.

Презентация-таблица. Вариант данной презентации рекомендуется использовать при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала.

Особенностью данного вида презентации является поэтапное заполнение таблицы по ходу лекции вместе с аудиторией. Заполнение таблицы происходит после соответствующего обсуждения. В процессе лекции осуществляется обратная связь с аудиторией. Основной элемент, который применяется при конструировании подобных лекций-презентаций – анимация.

Все вышеуказанные виды презентаций могут являться как самостоятельными лекциями, так и элементами одной большой лекции или раздела учебной программы.

РАЗДЕЛ 2. СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В MICROSOFT POWER POINT 2007


Каталог: assets -> files
files -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
files -> Инновации в образовании Рекомендательный список статей, составленный по страницам журналов «Высшее образование сегодня»
files -> Программа повышения конкурентоспособности
files -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
files -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
files -> Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
files -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
files -> Конкурентоспособность выпускников вузов как ориентир государственных образовательных стандартов
files -> Муниципального бюджетного дошкольного
files -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница