Использование методов, приемов и форм активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы



Скачать 80,69 Kb.
страница1/2
Дата10.06.2019
Размер80,69 Kb.
ТипУрок
  1   2
Использование методов, приемов и форм активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
За последние десятилетия в обществе произошли значительные перемены, которые повлияли на сферы жизни. Эти изменения привели как к положительным, так и к негативным тенденциям, связанных прежде всего со сменой ценностных ориентиров. В быстро развивающемся, высокотехнологическом социуме появилась потребность в человеке активном, думающем, обладающем способностью творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и адаптироваться в новых условиях. Важными становятся не только знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся, основанного на продуктивном мышлении.
В системе общего среднего образования предмет «Русский язык» занимает одно из ведущих мест. Представляя собой форму хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан практически со всеми учебными предметами, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения. В связи с этим система обучения русскому языку в учреждениях общего среднего образования должна обеспечить, с одной стороны достаточно высокий уровень знаний по предмету, а с другой – научить учащихся умелому, коммуникативно целесообразному речевому общению в различных сферах жизнедеятельности.

Главной целью обучения русскому языку является свободное владение языком во всех видах речевой деятельности в различных сферах и ситуациях общения. Свободное владение языком предполагает освоение учащимися определённого объёма сведений о системе и структуре языка, его единицах, умение отбирать и использовать языковые средства в соответствии с целями и задачами общения. Сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: в обществе наблюдается снижение общей речевой культуры, на уроках всё чаще отмечается равнодушие учащихся к учебному процессу, их нежелание учиться.

И потому один из путей, способных решить назревшие проблемы, – активизация познавательной деятельности учащихся. От того, как учащийся относится к процессу познания, насколько устойчивы его интересы, умеет ли он учиться и пополнять свои знания, зависит развитие его личности, самооценка, вера в себя и свои силы.

Изучая язык как систему овладения лингвистическими знаниями, учащиеся осознают и осмысливают понятия, совершенствуют свою речь. Важнейшим фактором для активизации познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития способностей учащихся, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики позволили мне выбрать тему самообразования «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка», являющейся одной из актуальных на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Проблема развития, поддержания познавательного интереса, активного отношения учащихся к учению осознавалась педагогами всегда. Познавательную активность можно определить, как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате организованного процесса познания и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В настоящее время учебно-познавательная деятельность является одной из ключевых компетенций, которыми должны овладеть учащиеся в условиях модернизации образования.

В основе активизации познавательной деятельности – положительное отношение учащегося к процессу учения, уважение человеческой индивидуальности, опора на личностные качества и субъективный опыт учащегося. Показатели познавательной деятельности – прилежание, осознанность обучения, творческая инициатива, находчивость в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся позволяет повысить результат обучения русскому языку.

Под активизацией познавательной деятельности доктор педагогических наук И. П. Подласый предлагает понимать целенаправленную деятельность учителя по повышению уровня учебной активности учащихся. Познавательная активность учащегося выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний. Следовательно, активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия, активизирующие процесс познания, создаёт учитель, а результаты собственной познавательной активности демонстрирует учащийся [4].

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм работы учащегося, которая стимулирует учебную деятельность на основе интереса к предмету.

В древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности лежат определенные философские взгляды.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе – необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни, это направленность учебной деятельности на познавательный интерес.

Суть активизации познавательной деятельности учащегося заключается не только в обычной умственной активности и мыслительных операциях по решению стереотипных школьных задач, она состоит в активизации его мышления путем создания различных учебных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов, адекватных творчеству.

Признаками познавательной активности являются:
- отношение к учению (в чем учащиеся видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);

- качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);

- характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);

- отношение к вне учебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность).

Моя система работы базируется на следующих педагогических принципах:

Принцип свободы выбора.

Создание ситуации выбора считаю одной из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика. Ученики имеют право на выбор (по согласованию с учителем) таких элементов образовательного процесса, как темп работы, уровень заданий, направления исследовательской деятельности и др.

2. Принцип личностного развития.

Создание условий для развития способностей учащегося на каждом уроке, в моем понимании, это:

- формирование необходимой базы фундаментальных знаний, умений, навыков;

- реализация принципа активной самостоятельной деятельности ученика;

- создание проблемных ситуаций;

- создание условий для самостоятельной деятельности ученика;

- создание условий для самостоятельной работы с учебным пособием;

- использование личностно-ориентированных технологий;

- организация взаимодействия учителя и учащегося на уроке, ученика и ученика.

3. Принцип согласования целей.

Считаю, что только в том случае, когда ученик осознает смысл учебной или воспитательной задачи и примет ее как лично для него важную, его деятельность станет мотивированной, целенаправленной и успешной.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей.

Уровневую дифференциацию работы учащихся стараюсь организовать на уроках всех типов, максимально учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, путем организации работы в группах, создании творческих групп, индивидуальных опережающих заданий.

5. Принцип рефлексии.

Ученик должен уметь анализировать свою деятельность, а учитель должен создать условия для осознания учениками себя в деятельности.


В настоящее время познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций, которыми должны овладеть учащиеся в условиях модернизации образования. Эффективной познавательная деятельность может стать при условии грамотной педагогической поддержки, т.е. взаимодействия учителя и ученика. Принцип сотрудничества в учебной деятельности характерны и для моей работы с детьми.

Большое внимание в своей работе с детьми уделяю приёмам рациональной организации учебной деятельности, развитию навыков культуры умственного труда. Такая работа будет эффективной, если учащиеся становятся в позицию субъекта, понимающего цель урока.

Для формирования творческой познавательной активности учащихся возможно использование всех методов, приёмов, которыми располагает дидактика. Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт учащихся к овладению тех или иных понятий, умений, навыков. От того, какие задания подбираются для данного урока, в какой последовательности их выстраиваешь, зависит эффективность урока, достижение его целей, активность учащихся. Подобрать к уроку нужно такие задания, которые были бы направлены для развития мыслительной деятельности и выработке прочных знаний, умений и навыков учащихся.

Думаю, от того, насколько учитель умело сможет подобрать и сгруппировать задания к уроку, настолько сознательно и творчески будут работать учащиеся.

Для того чтобы работа на уроках была более продуктивной, я использую в своей практике следующие виды деятельности:

- работа с алгоритмами, схемами, опорными конспектами;

- составление мини-сочинений на основе личных впечатлений;

- групповая работа;

- индивидуальная работа с высокомотивированными учащимися;

- дидактические игры.

На уроках русского языка использую все основные виды диктантов: выборочный (выписать из текста слова с приставками), распределительный (распределить прилагательные в зависимости от их разряда), цифровой (слова с одной -н- записывают под цифрой 1, а слова с двумя -н- под цифрой 2), словарные, объяснительные, разновидности творческих диктантов, загадочный диктант (записать отгадки, объяснить их написание)(Приложение 2).

Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

В состав упражнений целесообразно вводить диктанты в игровой форме:

«Угадай-ка», «Третий лишний», «Корректор», «Добавь слово» и другие.

Кроме того, есть и новые разновидности диктантов, в частности «пропедевтический диктант», суть которого заключается в том, чтобы показать учащимся взаимосвязь изучаемого материала, который будет рассматриваться в дальнейшем. Например, при изучении темы «Правописание не с существительными» можно давать параллельно прилагательные и наречия, написание которых подчиняется одним и тем же закономерностям (недруг, недружный, недружно), при изучении личных окончаний глаголов в диктантах возможно помещать причастия, где наблюдается сходство правописаний гласной буквы в окончаниях глаголов и в суффиксах причастий (строят-строящий, думают-думающий) и т.д. Этот вид диктанта необходим учащимся, поскольку охватывает материал, находящийся в зоне ближайшего развития школьников.

Все эти виды работ помогают учащимся в учебной деятельности, обогащают словарный запас, развивают воображение, прививают любовь к предмету.

Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка использую проблемно-поисковый метод. Для этого нужно создать на уроке проблемную ситуацию, вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до сознания учащегося. Он должен осознать эти противоречия как проблему, сформулировать задачу творческого типа, которая вытекает из этой проблемы. Учащиеся становятся активными участниками творческого поиска, самостоятельно делают выводы, осмысливают результаты своих действий. Для этого использую следующие приёмы: «Мозговой штурм», «Своя опора», «Жокей и лошадь».

В своей практике использую следующие основные формы организации обучения: фронтальную, индивидуальную, групповую, а также следующие методы:

- объяснительно - иллюстративный (таблицы, схемы, опорные конспекты);

- репродуктивный (работа по заданному учителем алгоритму);

- эвристический (решение лингвистических задач);

- метод дифференцированного обучения.

Чтобы свести до минимума утомляемость учащегося и в течение всего времени поддерживать его внимание, надо систематически вводить на уроке элементы игры как познавательно-формирующий метод обучения русскому языку. Об игре сказано много добрых и хороших слов. Её называют и источником радости, и королевой детства, и восьмым чудом света. Игра уместна и на уроке. Она не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу, познавательную активность. Увлечённые игрой учащиеся легче усваивают программный материал, приобретают определённые навыки и знания. В процессе игры на уроке учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, тренироваться. Игра ставит учащегося в условие поиска, пробуждает интерес к победе.


Например, при изучении темы «Правописание о-ё после шипящих» можно использовать следующую игру «Разведчики» (Приложение 2). От слов белорусской стороны проберись к словам русской стороны (соедини стрелочками). Кто первый выполнит, поднимает сигнальную карточку.

1.човен 1.ч…рствый

2.шаўковы 2.ч…лн

3.шэрстка 3.ш…лковый

4.чэрствы 4.ш…рстка

Игра «Да-Нет».

Учитель утверждает что-либо, а учащиеся должны согласиться или нет.

Игра «Третье лишнее».

(Выбрать «третье лишнее» слово в каждом ряду, аргументировать. Летящий, тоскующий, рисовавший).

Игра «Ромашка».

Задание выполняется по рядам. На доске нарисованы три ромашки, в сердцевине корень слова (-гар-, -раст-,-рос-). За определённое время нужно записать как можно больше однокоренных слов.

Игра «Конструктор».

Сконструировать слово из морфем.

Во время урока также полезны разминки. Например, лингвистическая разминка.

Скажите одним словом.

- Тот, кто беседует с кем-нибудь (Собеседник)

- Лицо, управляющее оркестром (Дирижёр)

- Мальчик или девочка в переходном возрасте (Подросток).

Фонетическая разминка.

Замените звонкие согласные на глухие: балка-палка, гости-кости, бить-пить и др.

Для развития познавательной, речевой активности, учащихся на уроках можно организовать мини-дискуссии, в ходе которых учащиеся высказывают своё мнение по предложенному вопросу, приводят аргументы, на основе которых делается вывод. Например, слово – «застывшая» единица языка или нет? Предлагается высказать свою точку зрения на основе подобранных примеров.

Для развития познавательной деятельности учащихся в своей работе использую информационные технологии. ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. ИКТ использую при изложении нового материала, в системе контроля и проверки, для самостоятельной работы учащихся. ИКТ позволяет проверить усвоение теории учащимися, повышает темп урока, позволяет углубить степень обработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учащимся.

Опираясь на опыт работы, можно сделать выводы, что проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а также различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной и творческой активности учащихся. А уровень развития познавательной активности напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнять детям в ходе урока.

В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на уроках выступают с сообщениями по изучаемой теме, пользуясь, информационными ресурсами сети Интернет). Эти формы работы помогают мне прививать интерес к изучаемому предмету и поддерживать его в дальнейшем. Я стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся.

Обобщая полученные результаты можно говорить о том, что использование различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся, помогает им лучше усвоить учебный материал, стимулируют познавательную и мыслительную активность.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница