Использование методов арт-терапии для психокоррекции компьютерной зависимости младших школьников



Скачать 88,67 Kb.
Дата31.07.2022
Размер88,67 Kb.
#174285
ТипСтатья

Использование методов арт-терапии для психокоррекции компьютерной зависимости младших школьников
Французова Я.Е., студентка
Букреева И.В., кандидат педагогических наук, доцент
Северо-Кавказский Федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: данная статья посвящается изучению использования методов арт-терапии для психокоррекции компьютерной зависимости младших школьников. В современном мире потребность в использовании компьютера огромная, а арт-терапия является безопасным методом работы и позволяет проводить диагностику зависимости, проводить индивидуально и в группе терапевтическую работу с целью профилактики компьютерной зависимости у младших школьников.


Ключевые слова: компьютерная зависимость, младшие школьники, арт-терапия, психокоррекция компьютерной зависимости, компьютерная зависимость младших школьников.

The use of art therapy methods for psychocorrection of computer addiction in primary school children


Francuzova Y.E., student
Bukreeva I.V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
North Caucasus Federal University, Stavropol

Abstract: this article is devoted to the study of the use of art therapy methods for psychocorrection of computer addiction in primary school children. In the modern world, the need to use a computer is huge, and art therapy is a safe method of work and allows you to diagnose, reduce the duration of therapy, work both individually and in a group, and also use it to prevent computer addiction in primary school children.


Key words: computer addiction, children of primary school age, art-therapy, psychocorrection of computer addiction, computer addiction of children of primary school age.

В современном мире остро стоит проблема детской компьютерной зависимости в силу того, что компьютер стал неотъемлемой частью современных детей, а арт-терапия является одним из эффективных и безопасных методов, преимуществом которого является применение разных видов искусства, доступность и минимальные затраты времени по психокоррекции детей с компьютерной зависимостью [1]. Компьютерная зависимость в современном мире является одной из самых актуальных проблем, ведь, родители «погружают» своих детей в электронные гаджеты еще с младенческого возраста: родители дают смотреть мультфильмы, играть в виртуальные игры. В наше время сложно даже обучаться без помощи компьютера, так как приходится выполнять различные домашние задания в электронном виде (доклады, рефераты, презентации и так далее), а также, искать материал в интернете. Сложно узнать, как в дальнейшем сможет социализироваться младший школьник, включенный в такой учебный процесс [3].


Компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми [1]. В детском и подростковом возрасте компьютерная зависимость наиболее часта, независимо от пола. Признаком данной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности [2]. [2].
Основные причины компьютерной зависимости, которые выделил В.В. Гафнер:
1. Желание приключений, которые школьник может получить в разных компьютерных играх;
2. Отсутствие присмотра за детьми: чаще родители настолько заняты собой и своими проблемами, что у них совершенно не хватает времени на своего ребенка;
3. Буллинг со стороны одноклассников или сверстников;
4. Частые ссоры родителей, или тех, кто их заменяет;
5. Развод родителей так же может повлиять на уход ребенка в другую реальность, где отсутствуют проблемы;
6. Дефицит общения со сверстниками, одноклассниками, родителями;
7. Жестокое обращение с ребенком в семье, суровые наказания за незначительные провинности;
8. Заниженная или завышенная самооценка ребенка так же может быть веской причиной к обращению в виртуальный мир;
9. Асоциальная семья, которая не устраивает ребенка, а именно отношение к нему [5].
В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, у которых частые конфликты в семье или в школе, а также, те, у которых нет увлечений. Такие дети находят утешение в компьютере и виртуальном мире, самоутверждаясь за счет успехов в компьютерной игре.
При работе с младшими школьниками, у которых компьютерная зависимость, по мнению психологов, важно знать не только симптомы, но и особенности, которые могут затруднить работу:
- Механизмы психологической защиты. Сложность в работе с детьми с компьютерной зависимостью может заключаться в отрицании проблемы, в заглушении, благодаря чему нежелательные чувства отключаются, а также, в способности манипулировать - защитном механизме, что помогает детям отвлечь внимание от настоящей проблемы. Дети с компьютерной зависимостью настолько умеют манипулировать людьми, что способны ввести в заблуждение и профессионала, пытающегося помощь, и родителей, и других;
- Самообман. Данную особенность исправить сложно, поэтому она является самой большой помехой при работе с компьютерной зависимостью. Американский психолог Д. Седлак считает, что зависимые «неспособны принимать последовательно здоровые решения в своих собственных интересах и неспособны правильно оценивать себя и свои поступки» [2];
- Эмоции. Дети с компьютерной зависимостью гиперчувствительны, из-за чего могут видеть враждебные намерения в любых безобидных попытках помочь ему. Они отказываются даже от малейшей возможности изменить ситуацию, так как считают, что это бесполезно, и что их проблему решить невозможно. [10].
Особенности, перечисленные выше, усложняют работу с детьми с компьютерной зависимостью, поэтому Арт-терапия в данном случае является наиболее эффективным способом психокоррекции, так как даёт возможность установить контакт, благодаря наполнению бессознательного человека положительными образами. Также, арт-терапия позволяет почувствовать себя в безопасности, так как с помощью любого вида Арт-терапии ребёнок может отделить себя от насущной проблемы. При творческой деятельности вероятность срабатывания защитных механизмов гораздо меньше, так как ребёнок со своей зависимостью может «общаться» не прямо, а также, ребёнок может выразить свои чувства безболезненно. [7]. Арт-терапия и работа с подходящими материалами позволяет ребенку повысить мотивацию к работе над проблемой и поверить в то, что он может ее изменить. Творческая деятельность повышает самооценку у зависимого младшего школьника и развивает уважение к себе, что снижает гиперчувствительность и помогает работе с зависимостью [8].
Арт-терапия особенно важна для младших школьников, так как при поступлении в школу дети сталкиваются с трудностями адаптации из-за смены ведущего вида деятельности. Большинство младших школьников сталкиваются с трудностями выражения своих негативных чувств или переживаний, для них намного проще и привычнее выражать их в игровой форме и в различных формах творческой активности [7]. Именно поэтому, чтобы избежать стресса, младшим школьникам могут помочь различные техники арт-терапии.
При работе с младшими школьниками, у которых компьютерная зависимость, наиболее эффективна и чаще всего используется изотерапия – направление в арт-терапии, где используют такие материалы, как: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и прочее. Изотерапия при компьютерной зависимости помогает выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное, выразить негативные и положительные эмоции, избавиться от агрессии, психологической зажатости, неуравновешенности. Также, помогает восполнить дефицит общения, поднять самооценку и наладить семейные взаимоотношения [11].
Не менее эффективны и другие направления арт-терапии при компьютерной зависимости у младших школьников, такие, как:
- Глинотерапия – взаимодействие ребенка с глиной, преимуществом которой является спонтанное самовыражение, свобода действий, а также, возможность сделать творение ребенка произведением искусства;
- Песочная терапия – взаимодействие ребенка с песком, где он может воссоздать в песке свои проблемы, а с помощью фигур изменить их. Это позволяет ребенку почувствовать себя «создателем» своей жизни;
- Танцевальная терапия – терапия с помощью танца, что позволяет интегрировать эмоциональное и физическое состояние ребенка;
- Сказкотерапия – терапия с помощью сказок, позволяющая ребенку проассоциировать себя с героем сказки и найти пути решения проблем, не давая при этом жестких рекомендаций;
- Музыкальная терапия – терапия с помощью музыки, которая позволяет улучшить физическое состояние, восстановить душевное равновесие и другое [11].
Арт-терапия при работе с младшими школьниками с компьютерной зависимостью позволяет:
- Развить художественные способности и повысить самооценку. Младшим школьникам с компьютерной зависимостью характерна низкая самооценка, но многие не знают о своих творческих способностях. В результате арт-терапии ребёнок может испытать чувство удовлетворенности, так как в процессе творческой работы могут выявиться скрытые таланты, а также, их развитие;
- Наладить отношения между арт-терапевтом и ребенком с зависимостью. Доверие – важная часть в работе, так как дети с зависимостью не доверяют никому, что затрудняет и увеличивает время работы. Создать атмосферу доверия можно благодаря совместной творческой работе;
- Упростить процесса арт-терапии. Детям с компьютерной зависимостью свои переживания гораздо легче выразить с помощью визуальных образов, чем высказать словесно, так как у таких детей преобладает отрицание - механизм психологической защиты;
- Сократить процесс терапии по продолжительности. Компьютерную зависимость лечить нужно длительно, но так как дети с данной зависимостью нетерпеливы и хотят результат сразу, то как раз арт-терапия может позволить сократить продолжительность работы, благодаря проявлению своих переживаний на рисунках и в метафорах без защитных психологических механизмов;
- Возможность выплеснуть агрессию и другие негативные чувства. Дети с компьютерной зависимостью обычно стыдятся своих чувств и не позволяют себе их выражать, в результате чего негативные эмоции могут накопиться до эмоционального срыва, после чего ребенок еще больше пытается подавить свои чувства. Методы арт-терапии являются безопасным способом отпустить эти негативные чувства и разрядить напряжение;
- Способствовать нравственному развитию. Одной из причин компьютерной зависимости у младших школьников может являться отсутствие нравственного развития. С помощью арт-терапии, в том числе сказкотерапии, можно оказать положительное влияние на детей с данной зависимостью;
- Развить чувство внутреннего контроля. Ребёнок изображает на рисунке свои чувства и переживания, встречаясь с ними один на один, тем самым, учась управлять своими чувствами и эмоциями, что помогает не бояться их, а также, повысить свою самооценку ребёнку;
- Предотвратить появление рецидивов. Благодаря арт-терапии может повыситься самооценка ребёнка, так как она позволяет раскрыть свой внутренний потенциал и талант, что помогает найти интересы в жизни, которые не связаны с компьютером;
- Реализовать индивидуальную и групповую работу с детьми с компьютерной зависимостью. Групповая творческая работа позволяет проработать проблемные ситуации с другими в неопасной творческой форме, что влияет на переосмысление своего поведения и помогает его усовершенствовать. Так как у детей с компьютерной зависимостью легко включаются защитные психологические механизмы, то во время групповой терапии ребёнок может осознать свою проблему, увидев важность проблемы у остальных участников групповой терапии.
Таким образом, методы арт-терапии оказывают положительное влияние на младших школьников с компьютерной зависимостью, так как арт-терапия является безопасным и эффективным способом работы, что позволяет: реализовать групповую и индивидуальную работу с детьми с компьютерной зависимостью; предотвратить появление рецидивов; сократить процесс терапии по продолжительности; проводить диагностику и возможность выплеснуть свои негативные чувства и эмоции.
Библиографический список:
1. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. – М., 2015. – 204 с.
2. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт. – М., 2017. – 198 с.
3. Арт-терапия – новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2017. – 336 с.
4. Воронова, Армине. Арт-терапия для детей и их родителей / Армине Воронова. – М.: Феникс, 2015. – 256 c.
5. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 324 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей: Метод арт-терапии. – СПб.: Речь 2016. – 142 с.
7. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2016. – 158 с.
8. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт - терапия детей и подростков. – М.: Когито-Центр, 2017. – 123 с.
9. Короткова Л.Д. Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста. – СПб.: Речь - 2015. – 135 с.
10. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова. – М.: Эксмо, 2018 – 224 с.
11. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – СПб. : Речь, 2018. – 256 с.
12. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – Сфера, 2018. – 324 с.
Каталог: uploads -> Dokumenty-Nauka
Dokumenty-Nauka -> Психологические исследования личности в современной стрессогенной
Dokumenty-Nauka -> Эффективная социализация детей в детском саду
Dokumenty-Nauka -> Взаимосвязь социального интеллекта и профессиональной компетентности будущих педагогов-психологов
Dokumenty-Nauka -> Коммуникационные риски виртуальной среды, влияющие на социализацию подростков
Dokumenty-Nauka -> Внутриличностные и межличностные конфликты: особенности и причины возникновения
Dokumenty-Nauka -> Сущность профессионального стресса и его связь с феноменом эмоционального выгорания
Dokumenty-Nauka -> Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами фототерапии
Dokumenty-Nauka -> Роль игровых методов в развитии эмоциональной сферы подростков

Скачать 88,67 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница