«Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся через технологию Web-квест»



Скачать 308,34 Kb.
Дата14.02.2016
Размер308,34 Kb.
#4908
ТипРеферат


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Название проекта:
«Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности обучающихся через технологию Web-квест»

Автор: Чижова Елена Леонидовна,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

Нижневартовск, 201

Содержание:
Введение………………………………………………………………………..….3

1. Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности........................................................................................................…6

2. Web-квест как модель использования Интернет-ресурсов в преподавании……………………………………………..……………………….8

3. Использование технологии Web-квест в учебном процессе………..…..11

4. Анализ Web-квестов с точки зрения эффективности использования в образовательном процессе…………………………………………..…………..17

Заключение……………………………………………………………...………..22

Список использованной литературы……………………………...……………23

Приложение………………………………………………………...…………….24


Введение

Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между традиционной системой обучения, сориентированной на усвоение готовых знаний, и необходимостью деятельностного подхода как ведущего звена новых стандартов обучения

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – парадигмы знаний и компетентностей. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей обучающихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

В связи с этим определяются следующие педагогические проблемы:


  • недостаточный уровень познавательного интереса и познавательной активности на уроках английского языка;

  • необходимость реализации инновационных технологий обучения в связи с переходом на ФГОС.

Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.

Актуальность проекта: изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями обучающихся являются мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения обучающихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность обучающихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Цель педагогического опыта:формирование познавательной активности обучающихся на уроках английского языка с использованием технологии Web-квест, отвечающей принципам деятельностного подхода.

Задачи:

1. Раскрыть особенности проектной деятельности обучающихся способствующие развитию познавательных интересов обучающихся через технологию Web-квест;



  1. Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации обучающихся к изучению английского языка.

  2. Проанализировать влияние работы с использованием Web-квест на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.

  3. Внедрить метод проектов в урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Объект – развивающий потенциал проектной деятельности обучающихся.

Предмет – процесс преподавания английского языка с использованием Web-квест, формирование речевых умений и навыков обучающихся.

Гипотеза – проектная деятельность может выступать эффективным средством развития познавательных интересов обучающихся, если будет обеспечено участие в проектах различного типа (исследовательских, ролевых, творческих, информационных, прикладных и др.), учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся.

Методы исследования:изучение литературы, наблюдение.
Теоретической базой инновационного педагогического опыта являются исследования в целостном педагогическом процессе отечественных специалистовИ.С.Якиманской[8], Л.В.Занкова[3], труды которых ориентированы на формирование творческого потенциала как приоритетной ценности отечественного образования, З.И.Калмыкова[4] рассматривает проектную деятельность как вид учебной деятельности, обеспечивающей активность учащихся, сознательность учения, возможность самостоятельной работы, стимулирующей познавательный интерес учащихся, повышающий качество усвоения материала. Влиянию метода проектов на формирование мотивации к учению и повышение познавательного интереса школьников посвящены работы Н.Ю. Пахомовой[5], Е.С. Полат[6]. В исследованиях Е.С. Полат большое внимание уделено использованию информационных технологий в реализации метода проектов. М.Б. Романовская[7] рассматривает вышеуказанный метод в контексте профильного обучения.

Новизной педагогического опыта является усовершенствование, рационализация отдельных сторон педагогической деятельности, комбинация элементов известных методик: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов с помощью технологии Web-квест.

1 Роль метода проектов в развитии познавательной активности личности

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личностной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя.Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

В целом, как подчёркивает В.В.Гузеев[1], «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».

Важен не конкретный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их проектно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Чем этот метод лучше?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. Учебные проекты обучающихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, обучающиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.

В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.



Следовательно, передо мной, как учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и динамично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи. На мой взляд, одной из самых эффективных технологий проектной методики является Web-квест.



  1. Web-квест как модель использования Интернет-ресурсов в преподавании.

Web-квест– это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет[1]. Впервые модель была представлена преподавателем университета Сан-Диего Берни Доджем в 1995 году. Учителя всего мира используют эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках. Наибольшее распространение модель получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке. Web-квест это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети. Этот вид проекта состоит из введения, процесса, заданий для всех участников проекта, списка ссылок, страницы для заключения и оценки учителем. Хорошо выполненный Интернет-проект объединяет в себе реализацию общеязыковых, мыслительных умений и личностных качеств. Web-квест имеет более узкую направленность, чем любое задание, направленное на поисковую деятельность в Интернете. Вместе с тем он предлагает возможность более эффективного использования учебного времени. Эти проекты помогают получить определенную информацию, касающуюся той, это или иной сферы деятельности. Они позволяют учителю отследить траекторию деятельности обучающихся и легко оценить реальный результат их деятельности. Кроме того, Web-квест можно использовать на интегрированных уроках, семинарах и конференциях. Web-квест – это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:

  • Наличие проблемы, которую нужно решить.             

  • Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.

  • Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.

Различают два типа Web-квест[2]:

  • для кратковременной работы (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия)

  • длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).

Особенностью образовательных Web-квест является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы находится на различных Web-сайтах, результатом работы с Web-квест, как правило, является публикация работ в виде Web-страниц и Web-квест (локально или в Интернет). Также материалы могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, мультфильма и т.д.

К образовательному Web-квест предъявляют следующие требования[3]:

  • Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

  • Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

  • Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

  • Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-проекта при самостоятельном выполнении задания (этапы).

  • Описание критериев и параметров оценки Web-квест. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

  • Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.).

  • Заключение, в котором суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над Web-квест. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

Критериями методической оценки Web-квест являются:

  • Введение - мотивирующая и познавательная ценность.

  • Задание

  • Проблемность, четкость формулировки, познавательная ценность.

  • Порядок работы и необходимые ресурсы – точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий, их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли.

  • Оценка - адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.

  • Заключение - взаимосвязь с введением, точное описание навыков, которые приобретут учащиеся, выполнив данный Web-квест. Сейчас в сети Интернет существуют специальные сайты для создания Web-квест, на которых вы можете найти шаблоны для Web-квест и подробную инструкцию по их созданию.

Используя модель обучения Web-квест, преподаватель организует самостоятельную работу обучающихся более эффективно и современно. Обучение посредством Интернет-ресурсов основано на конструктивизме, который ставит в центр процесса обучения ученика. Однако самостоятельная работа обучающихся не может осуществляться без преподавателя, координатора процесса обучения, поскольку обилие  информации могут стать причиной изумления учеников перед тем, что предлагает сегодня глобальная сеть Интернет.                                        


  1. Использование технологии Web-квест в учебном процессе.

Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и телекоммуникационные средства обучения. И современная  российская школа находится в процессе поиска оптимальных форм и методов обучения. Формирование новых моделей учебной деятельности, с широким использованием информационных и телекоммуникационных средств обучения являются главной составляющей модернизации образования.

Возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. Жизнь показывает, что формирование любой компетентности происходит через практическую деятельность. В качестве таких механизмов выступают технологии обучения.

В программных документах Национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа», сказано: «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо … способы и технологии, которые пригодятся в будущем». Каждый учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетентности, определяющие качество современного образования. В концепции модернизации российского образования на общеобразовательную школу возлагаются задачи формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков

Этот процесс невозможен без развития технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, и распространения электронных образовательных ресурсов.

Как же сегодня мы можем использовать в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет? К сожалению, чаще всего можно наблюдать пассивное восприятие информации, полученной в Интернете, что приводит молодых людей к стереотипности мышления, искаженному мировоззрению, снижению учебной мотивации. С таким отношением Интернет-ресурсы становятся не базой для развития компетентности личности, а универсальной шпаргалкой на все случаи жизни. Между тем развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы обучающихся и учителя.

Современная учебная программа требует от обучающихся умения работать с информацией, поток которой непрерывно растёт. Это удается далеко не всем. Часто  мы можем видеть, что ученики испытывают значительные трудности, не уверены в своих силах, не удовлетворены результатами своего труда. В конце концов, это приводит к потере интереса при изучении предметов как гуманитарного, так и естественного цикла.

Поэтому проблема сохранения и развития учебной мотивации школьников всегда была и будет актуальной. И нам, учителям, предстоит поддерживать интерес обучающихся, создавать такие условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, способствующую не только продуктивности обучения, но и гуманизации образования.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективен метод проектов, предполагающий использование активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности.

Сегодня во всех школах  большинство обучающихся свободно пользуются современными информационными технологиями, что, конечно же, упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:



  • повышение мотивации к самообучению;

  • формирование новых компетенций;

  •  реализация креативного потенциала;

  •  повышение личностной самооценки;

  •  развитие невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные, художественные способности).

Развитие компьютерных технологий, особенно  Интернет-технологий, даёт мощный импульс развития всему человечеству. Осознавая этот факт, мы, как учителя, стремимся активно использовать новые технические достижения в учебных целях. Одной из таких попыток стало использование  Web-квест, особого типа поисковой деятельности, которую обучающиеся смогли бы осуществляют с помощью Интернета.

Web-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Согласно данному подходу, учитель становится  не урокодателем, а консультантом, организатором и координатором проблемно-ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности обучаемых. Учителем создаются условия для самостоятельной умственной и творческой деятельности обучающихся и поддерживается их инициатива. В свою очередь, ученики становятся равноправными «соучастниками» процесса обучения, разделяя со своим  учителем ответственность за процесс и результаты обучения.

В ходе организации работы школьников над  Web-квестами реализуются следующие цели:


  • образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

  • развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.

  • воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Web-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над Web-квестом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

  • самообучение и самоорганизация;

  • работа в команде;

  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации.

Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных Web-квестов.

Кроме того, работая над Web-квестом, обучающиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет обучающимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

К ключевым характеристикам аутентичного обучения можно отнести:


  • актуальность учебных задач, их соответствие интересам обучающихся;

  • вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность;

  • междисциплинарный характер;

  • тесная связь с реальной жизнью;

  • неограниченность учебных ресурсов;

  • оценка деятельности обучающихся производится не только учителем, но и внешнимиэкспертами, а также другими обучающимися;

Как видно из вышесказанного, Интернет делает обучение аутентичным и удаляет преграды  между реальной жизнью и уроком.

Работа учеников в формате Web-квест разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным. Образовательный Web-квест – это сайт в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие Web-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных Web-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с Web-квестом является публикация работ.

Тематика Web-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения Web-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Этапы работы над квестом:

1. Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

2. Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над Web-квест происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта; 3) создание материалов для сайта; 4) доработка материалов для сайта.



3. Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Критерии оценки Web-квеста:

Web-квест является комплексным заданием, в связи с этим оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Берни Додж рекомендует использовать 4-8 критериев, которые могут включать оценку: исследовательской и творческой работы, качества аргументации, оригинальности работы, навыков работы в микрогруппе, устного выступления, мультимедийной презентации, письменного текста и т.п.

Для создания бланка оценки необходимо:

1. Сформулировать наиболее значимые критерии оценки. Критерии должны быть адекватны типу задания, целям и видам деятельности и в равной степени учитывать:

- достижение заявленной цели;

- качество выполнения работы;

- качество процесса выполнения работы;

- содержание;

- сложность задания.

2. Определить шкалу оценки - например, трех-, четырех-, пятибалльную.

3. Подготовить описание параметров оценки. (приложение 1)

Как видно, основной методической задачей учителя на пути создания хорошего Web-квеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в создании Web-квеста состоит в отборе качественных и тематически релевантных сайтов, соответствующих также уровню подготовки и психологическим и возрастным особенностям учащихся.

Специфика Web-квеста лишний раз убеждает в его широких возможностях применительно к обучению иностранному языку. По мнению многих учителей, успешно внедряющих Web-квесты в учебный процесс, данная технология предоставляет три  основных составляющих продуктивного языкового обучения: проблемность, аутентичность и интерактивность, которая является ведущим фактором в обучении иностранному языку. Web-квесты позволяют обучающимся получать информацию в устной и письменной форме (чтение веб-страниц или участие в дискуссии на изучаемом языке). В интерактивности знание языка проходит немедленную проверку, обогащаясь вместе с тем и новым содержанием. Все это способствует развитию беглости, точности в использовании языка и одновременно обогащению словарного запаса.

Проведение проектной работы с помощью сетевых ресурсов имеет ряд определенных преимуществ:



  • Web-квесты дают учителю образец того, как проводить проектную работу;

  • в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);

  • в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные Web-квесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании Web-квеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;

  • учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В результате чего они тратят меньше времени на поиск необходимой информации, чем на выполнение задания;

  • многие ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком.

Но, однако, существуют трудности и проблемы в использовании Web-

квестов:


  • для выполнения проекта ученики должны иметь доступ в Сеть;

  • технология Web-квестов требует от детей и взрослых определенного уровня компьютерной грамотности;

  • медленный Интернет может ограничивать тип загружаемых ресурсов (например, видеоматериалов);

  • много Web-квестов, которые можно найти в Интернете, созданы за рубежом, поэтому их необходимо адаптировать к конкретным условиям обучения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что использование метода проектов с применением в качестве средства обучения технологии web-квест подходит для развития познавательных интересов обучающихся.

4. Анализ веб-квестов с точки зрения эффективности использования в образовательном процессе.

Технология Web-квест способствуют повышению качества обучения так как влияет не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. Введение данной технологии позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает познавательную активность и мотивацию к учению, развивает практически все учебные универсальные действия (УУД). Формирование УДД может происходить на всех этапах работы над Web-квестом. При этом есть возможность широко использовать различные педагогические технологии, а значит новые методы и приемы. Приведенная ниже таблица позволяет наглядно увидеть применение различных педагогических технологий в ходе работы над Web-квестом.

Использование элементов современных образовательных технологийв ходе выполнения веб-квеста.

Наименование

современных

образовательных

технологий

Цели применения

Компетенции, на формирование которых направлено использование технологий


Эффекты использования

технологий

Проектный метод в обучении и воспитании.

Ориентирование на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности.

Учебно-познавательные, личностного самосовершенствования.

Повышение исследовательских, информационных, презентационных, коммуникативных умений обучающихся, желание самопознания.


Проблемно-поисковая технология.



Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности ученика (класса) через проблемное учебное задание.


Учебно-познавательные,

личностного самосовершенствова-ния, общекультурные.




Формирование самостоятельности обучающихся, умения добывать новые знания самим.

Технология алгоритмов.


Формирование умения читать, выполнять и составлять несложные алгоритмы как средство достижения цели.

Компетенции личностного самосовершенствования.

Повышение качества знаний обучающихся, общих учебных умений и навыков: установление последовательнос-ти, выбор средств, определение способов контроля и оценки деятельности.


Технология индивидуализации и дифференциации обучения.


Обучение каждого ребенка с учетом «зоны ближайшего развития», работа с опорой на возможно большее количество функциональных систем.


Учебно-познавательные

Развитие общеучебных умений и навыков.

Овладение устной и письменной речью, самоконтроль в процессе выполнения работы, способности оценивать ее качество и результат.


Технология развития интеллектуально-творческого мышления.


Обучение детей выделять учебную задачу при выполнении того или иного задания, формирование интереса к изучаемому материалу, стимулирование мыслительной деятельности обучающихся, накапливание и обобщение жизненных впечатлений, эмоционально-чувственного и художественного опыта.


Учебно-познавательные, личностного самосовершенствования, общекультурные.

Повышение интеллектуальных способностей детей, мотивации к учебной деятельности и привития умений, навыков обучающимся выделять главное, находить разные способы пути решения.

Информационно-коммуникационные технологии.

Повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций разного характера.

Информационные, учебно-познавательные, общекультурные.

Повышение мотивации к изучаемым предметам, повышение активной деятельности обучающихся на уроке, развитие информационного кругозора обучающихся.


Технология развития критического мышления.

Формирование умения владеть информацией, использование ее при решении различных учебных проблем.


Информационные,

учебно-познавательные, общекультурные, ценностно-смысловые.



Социализация личности ученика путем развития учебно универсальных действий.

Личностно-ориентированное обучение.

Обеспечение комфортных условий развития личности, реализация ее природных потенциалов.

Учебно-познавательные, личностного самосовершенствова-ния.

Желание самопознания, повышение познавательной деятельности обучающихся, результативности обучения.


Говоря о критериях оценки деятельности обучающихся в ходе выполнения Web-квеста, необходимо отметить, что, как и любая педагогическая технология, он должен быть диагностичным.

В своей педагогической деятельности веду целенаправленную работу по формированию предметных знаний и умений обучающихся. Строю процесс обучения не с позиции силы, а на основе эмоционально положительного, личностно ориентированного, деятельностного подхода. С 2010 года применяю на уроках технологию Web-квест, разработала серию уроков с применением данной технологией.

На протяжении всего периода апробации данного инновационного метода достигаю стабильных результатов с положительной динамикой.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:


  • устойчивый познавательный интерес обучающихся к предмету;

  • положительная динамики уровня обученности;

  • качественная динамика мотивации учебной деятельности;

  • прочные навыки проектно-исследовательской деятельности.

Социальный эффект от реализации опыта работы:

  • развитие информационной, социальной  и коммуникативной компетентностей обучающихся;

  • создание предпосылок для формирования умений работы над проектами и исследовательской деятельностью уобучающихся;

  • осознание ценности творческого открытия обучающимися;

  • высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности;

  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников.

Диагностика результативности проектной деятельности обучающихся отслеживается через: анализ выполненных проектов по заданным критериям; интерес обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности; наблюдение за учеником; сравнение результатов обучающегося по возрастным этапам; портфолио достижений обучающегося; участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.

Занятия проектно-исследовательской деятельностью с внедрением Web-квеста обеспечили наличие призовых мест на научно-практических конференциях, в конкурсах различного уровня и олимпиадах


Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года.
1.1. Наблюдается позитивная ежегодная динамика «качества знаний» по английскому языку обучающихся:

Год

Английский язык

2010-2011

63%

2011-2012

68%

2012-2013

72%

1.2. Ежегодно обучающиеся принимают участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней и занимают призовые места.

Учебный год

Количество участников школьной олимпиады

Количество призовых мест

Количество участников городской олимпиады

Количество призовых мест

2010-2011

9

-

-

-

2011-2012

11

2

2

-

2012-2013

13

3

3

1

1.3.Обучающиеся ежегодно являются призерами и победителями научно – практических конференций, творческих конкурсов регионального и федерального уровня.


Учебный год


Фамилия и имя обучающегося


Класс


Результаты

региональный уровня

федерльного уровня

2010-2011

Кулиш Ольга

9

-

2 место – «Олимпиада по основам наук УРФО»

2011-2012

Ишин Данил

10

3 место – «XIIгородской конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников»

-

2012-2013

Дубровина Ангелина

НуррулинаРуфина

Дубровина Ангелина


7
9
7

3 место – «Всеросийская олимпиада школьников»




3 место – «Молодежный чемпионат по английскому яыку»
1 место – «Олимпиада по основам наук УРФО»

Таким образом, представленные данные отражают положительный эффект от внедрения инновационного опыта.

Анализируя проектную деятельность в рамках научно-исследовательской работы, мы также видим ярко выраженную положительную динамику в двух аспектах: количество обучающихся, занятых в исследовательской деятельности и собственно качество проектных работ.

Проанализировав динамику результатов, делаем следующий вывод:



– в результате внедрения системного метода проектов и применения личностно-деятельностного подхода через технологию Web-квест в обучении английскому языку возросли результаты обучения на всех егоэтапах.

Заключение
Одной из задач современного образования является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности обучающихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности обучаемых. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Для этого необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции.

Целью инновационного проекта стало формирование познавательной активности обучающихся на уроках английского языка с использованием технологии Web–квест. Для достижения данной цели нами были поставлены задачи, которые в ходе работы были подробно рассмотрены и изучены.



  1. Web-квест имеет ряд преимуществ, способствующих решению задач при изучении английского языка:

  • обеспечивает автономность и самостоятельность учащихся;

  • развивает коммуникативную компетенцию;

  • дает возможность осуществить индивидуальный подход;

  • мотивирует учащихся к применению языковых знаний и изучению нового языкового материала;

  • позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации;

  • помогает организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность обучающихся, которой они сами управляют;

  • организует работу над любой темой в форме целенаправленного исследования, как в течение нескольких часов, так и нескольких недель;

  • способствует принятию самостоятельных решений;

  • развивает критическое мышление, тренирует мыслительные способности.

2. Разработаны и организованы урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.

3. Проанализировано влияние работы с использованием Web-квест на мотивацию обучающихся к изучению английского языка.

Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены.

Список использованной литературы:
1. Гузеев В.В., Курчаткина И.Е. Исследовательская работа в профильном обучении // Народное образование. – 2010. – № 7. – С. 192-196.

2. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2007. — 384с.

3. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики, 2006 - 608с.

4. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М., 1981 - 200с.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

6. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,2005 – 233с.

7. Романовская, М. Б. Метод проектов в образовательном процессе

// Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С. 118 – 143.

8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2007. – 176 с.

9. Ваторопина Е.В. Использование метода проектов во внеклассной работе по английскому языку в общеобразовательной школе. // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.– 100 с.

10. Ваторопина Е.В. Метод проектов в работе над школьным журналом на английском языке. // Современные тенденции лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов. Выпуск № 1, Екатеринбург, / ФГБОУ ВПО Урал.гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011. — 181 с.

Интернетресурсы



  1. Быховский Я. С. Что такое образовательный веб-квест? http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

  2. Николаева Н.В. Образовательныеквест-проекты как метод и средство

развития навыков информационной деятельности учащихся. http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm

  1. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. http://festival.1september.ru/articles/513088/

Приложение 1

Критерии оценки работ обучающихся





Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Понимание задания

Работа демонстрирует точное понимание задания

Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников.

Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализируется и не оценивается.

Выполнение задания

Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументированы; все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно; используется информация из достоверных источников.

Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме.

Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию.

Результат работы

Четкое и логичное представление информации; вся информации имеет непосредственное отношение к теме, точна, хорошо структурирована и отредактирована. Демонстрируется критический анализ и оценка материала, определенность позиции.

Точность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы.

Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы.

Творческий подход

Представлены различные подходы к решению проблемы. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения микрогруппы.

Демонстрируется одна точка зрения на проблему; проводятся сравнения, но не делаются выводов.

Студент просто копирует информацию из предложенных источников; нет критического взгляда на проблему; работа мало связана с темой веб-квеста.

___________ Чижова Елена Леонидовна





Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс

Скачать 308,34 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница