Использование метода проекта с целью приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами фольклора



Дата14.02.2016
Размер81 Kb.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 38 города Липецка





Использование метода проекта с целью приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами фольклора.

Подготовила:
заместитель заведующей

Тинина Л.В.
г. Липецк, 2015

Своё выступление я хочу начать со слов советского и российского филолога Дмитрия Сергеевича Лихачева:

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, традициях. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Д.С. Лихачев

Мы считаем, что родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное

Каждый год в детский сад приходят разные дети и всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.

Мы считаем, что очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок формируется как личность, общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы.

Мы хотим поделиться опытом своей работы, основанной на приобщение детей к истокам русской народной культуры через использование фольклора в разных его жанрах ( сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, заклички, загадки, хороводы).



Основные проблемы, которые решались в ходе проектной деятельности:


  • недостаточное знание детей и родителей национальных традиций культуры русского народа, достижений наших мастеров;

  • воспитатели мало уделяют внимания ознакомлению детей с русскими национальными играми, историей русской народной игрушки;

  • отводится ограниченное время приобщению детей к декоративно-прикладному искусству;

  • недостаточное оснащение современным мультимедийным оборудованием

Цель нашего опыта: способствовать формированию личностной культуры ребенка, приобщать его к богатому культурному наследию русского народа

Для этого мы поставили следующие задачи:



Образовательные:

1. Знакомить детей с произведениями русского народного творчества, формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначении и особенности: яркость, народность.

2. Формировать представления о традициях русского народа, обрядовых праздниках, предметах быта.

3. Использовать русский фольклор как средство познавательного интереса дошкольников к истории своей страны.

4. Обогащать двигательный опыт детей разнообразными элементами русских народных игр.

Развивающие:

1. Развивать умение разыгрывать театральные представления, основанные на русском фольклоре.

2. Развивать художественно-эстетические, творческие способности детей средствами музыкального фольклора.

3. Развивать фантазию, воображение, память, коммуникативные навыки.



Воспитательные:

1. Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу.

2. Воспитывать нравственные качества личности на примере былинных героев.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т.д.



Формы организации образовательной деятельности в результате реализации проектной деятельности:

  • основной формой остаются - занятия,

  • беседы,

  • видеопросмотры,

  • развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой,

  • фольклорные концерты и театрализованные представления,

  • целевые прогулки, экскурсии,

  • посещение выставок, музеев и др. культурных объектов,

Одним из важных педагогических условий является активное включение родителей в эту деятельность.
Цель - вовлечение родителей в образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры.

Формы работы с родителями:



  1. Анкетирование на тему:

«Приобщение детей к истокам русской культуры»
2. Беседа за круглым столом:

«Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре»


3. Совместные посиделки:

«Я – семья – род – народ»

«Русская народная песня» (колыбельная, частушки)

«Русский самовар и чаепитие на Руси»

«Без примет ходу нет (народные приметы)

4. Посещение выставок, художественного и фото творчества.


5. Проведение совместной выставки

«Народные игрушки своими руками»


6. Родительские собрания на тему:

«Приобщение детей к русской культуре и декоративно-прикладное творчество» «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»



  1. Консультации:

«Народные игры»

«Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»

«Русские народные праздники»

«Из истории русского народного костюма»

«Русская народная игрушка»

8. Участие в различных образовательных проектах, тематических утренниках.


Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;


- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;
- оказывают финансовую поддержку в создании предметно-развивающей среды в группе.

Итак, метод проектов




  • даёт возможность развить творческую познавательную личность ребёнка:

  • предусматривает интеграцию различных видов деятельности, направленную на личностное развитие ребенка, на развитие его познавательных и творческих способностей.

В практике работы нашего дошкольного учреждения реализованы следующие проекты:

1. Проект « Мамина колыбельная»

Тип проекта: игровой, информационный

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители

Продолжительность: средняя ( 2 недели)

Цель проекта : приобщение детей и родителей воспитанников к малым фольклорным формам, к колыбельным песням.

Результативность проекта:

  • Наблюдения показали, что дети стали проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам;

  • Дети проявляют интерес к народной музыке, эмоционально откликаются при прослушивании музыкальных произведений, повысилась активность детей при подпевании и пении;

  • Наблюдаются изменения в игровой деятельности детей (укладывают кукол спать, поют им колыбельные песни, качают на руках);

  • Опрос родителей показал, что колыбельные песни стали чаще использоваться ими в воспитании детей, также некоторые родители отметили улучшение взаимоотношений с детьми;

  • Отмечено повышение речевой активности детей, обогащение словарного запаса;

В группе создан благоприятный микроклимат.

2. Проект «Сказка в гости к нам пришла».

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность : средняя, 2 недели.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.

Результат: детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Кроме того, дети стали дружнее и чаще приходят друг другу на помощь.

Родители: приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении, проявили инициативу и творчество в изготовлении тематического альбома «Герои наших любимых сказок» (совместно с детьми).


3. Проект "Русская частушка"

Тип проекта: творческий


Продолжительность проекта: 1 месяц ( с 20 октября 2014 – 20 ноября 2014 )

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта: формирование интереса  к  русской  музыкальной  культуре.

Результат: Дети проявляют интерес к жанру фольклора – русской частушки, собраны и систематизированы частушки по разным видам:   частушки – страдания,    частушки - топотушки      частушки - хохотушки, частушки – небылицы, детские частушки.


Благодаря использованию метода проекта изучение каждой темы носит комплексный характер и проходит через разные виды детской деятельности. Мы считаем, что комплексный подход очень важен, так как только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами с увлечением готовят праздник , он приносит положительные результаты и подводит итог всей предшествующей работе и детей, и взрослых.

Успешность реализации проекта зависит от создания развивающей среды. Она должна характеризоваться гибкостью, вариативностью, открытостью, незавершенностью, чтобы создавать возможность для активизации познавательной деятельности детей, развития их творчества.

В ДОУ имеется


  • комната русского быта,

  • костюмерная с театральным реквизитом; ( костюмы для спектаклей, париковые изделия, поролоновые маски, выполненные руками сотрудников,

  • аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале,

  • в музыкальном зале и в группах размещены различные виды кукольных театров.

В группе имеются:

  • Библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками.

  • Музыкальный уголок – с народными музыкальными детскими инструментами (гармошка, бубен, погремушки, деревянные ложки, барабан).

  • «Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного искусства и народными игрушками.

  • Уголок ряженья – сарафаны, юбки, передники, фуражки, косынки.




  • Уголок театральной деятельности:

- кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок

- дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Мои любимые сказки», «Ты чей, малыш?», «Найди половинку», «Сказка за сказкой», «Звери в сказках», «Из какой сказки герой», «Из какой сказки предмет».



  • По многим литературным произведениям имеются видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен.


Процесс приобщения детей к истокам русской народной культуры будет эффективным, если:

  • повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ;

  • построить развивающую среду ДОУ с учетом региональных особенностей;

  • реализовать комплексно – тематический принцип воспитания с помощью народного календаря;

  • взаимодействовать с семьями и культурными центрами;

  • использовать «метод проектов» как один из эффективных форм работы.

Таким образом, приобщение детей к русской народной культуре и использование проектной деятельности имеют многообразные точки соприкосновения и способствуют решению задач личностного развития ребенка.



Можно сказать, что приобщение к русским традициям, стало традицией нашего детского сада, делающего его уникальным. Педагогический коллектив любит свою работу, а дети идут в детский сад с улыбкой и в ожидании чуда! Мы  надеемся,  что  добрые  семена  взрастут  в  детских  душах  и  наши  дети  вырастут добрыми  и  умными,  хорошими  гражданами    родной  страны.

Литература.

  1. О. Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

  2. О.А. Соломенникова. «Радость творчества». ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством . – М.: Мозаика – Синтез. 2005

  3. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

  4. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

  6. Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.

  7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

  8. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.-64с.

  9. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание.№3, 2003, с 20-24

  10. Морозова Л. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад от А до Я №2, 2006, стр. 124-131

  11. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.-М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с.

  12. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

  13. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-150



Каталог: files -> file -> res centr
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации
res centr -> Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница