ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУРСЕ ПЛАНИМЕТРИИ
Я работаю учителем математики в МБОУ Игринская СОШ №1. В своей практике я столкнулась с введением новых образовательных стандартов. В соответствии с требованиями ФГОС «в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход. Согласно данному подходу именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности».
А познавательная деятельность подразумевает под собой обширную работу исследовательского характера. Исследовательская деятельность, в свою очередь, является важным аспектом в обучении как математике в целом, так и геометрии в частности.
Информационные технологии могут выступить большим подспорьем в организации исследовательской деятельности. С их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучающихся.
Соответствующее программное обеспечение вполне может служить эффективным средством формирования исследовательских умений обучающихся. Хорошо известно, что компьютерная геометрия, возникшая на стыке информатики и геометрии, позволяет эффективно применять в фундаментальных и прикладных научных исследованиях интегрированные методы геометрии и информатики.
Особую роль компьютерная учебная графика играет в процессе формирования исследовательских умений учащихся. При конструировании геометрических фигур компьютер позволяет погрузить каждого школьника в атмосферу исследователя, экспериментатора и первооткрывателя.
Я выдвигаю гипотезу о том, что использование ИТ в курсе планиметрии способствует более эффективному и успешному формированию исследовательских умений обучающихся. Давайте в конце моего доклада проверим, подтвердится данная гипотеза или нет?!
В течение 2016-2017 учебного года в МБОУ Игринская СОШ № 1 мною на уроках геометрии в 7 классах проводилась работа по формированию исследовательских умений с использованием компьютерных программ: «Geogebra», «Smart». Рассмотрим на конкретных примерах каким образом ученики самостоятельно в процессе исследовательской деятельности выдвигали свои предположения и гипотезы и находили им опровержение или подтверждение.
«Geogebra»:
-
Лабораторная работа по теме «Смежные и вертикальные углы» Ученики, изменяя расположение прямых, наблюдали за изменением градусных мер образовавшихся углов и выявляли закономерность. В результате проделанной лабораторной работы семиклассники на практике самостоятельно сформулировали свойства смежных и вертикальных углов.
-
Эксперимент «Сумма внешних и внутренних углов треугольника»
«Smart»:
-
Практическая работа «Измерение углов и построение биссектрисы угла»
В данной программе есть инструменты циркуль, транспортир и угольник, которые необходимы для обучения навыкам построения в курсе планиметрии.
-
Практическая работа «Свойства прямоугольного треугольника»
Основные преимущества программ Geogebra и «Smart» это:
-
Доступность – переведена на русский язык и бесплатна;
-
Работа в онлайн и оффлайн режиме;
-
Несложный интерфейс;
-
Интерактивность;
-
Наглядность.
Стоит отметить и тот факт, что эти две программы можно применить одновременно, добавляя на страницу SMART Notebook несколько виджетов GeoGebra с разным содержимым и видами.
Все вышеперечисленные приёмы доступны как учителю так и учащимся. Информационные технологии повышают активность познавательной деятельности учащихся при изучении геометрии. Не так ли?
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что использование ИТ в курсе планиметрии способствует более успешному формированию исследовательских умений обучающихся подтвердилась.
Спасибо за внимание!
Поделитесь с Вашими друзьями: |