Использование икт в процессе обучения и воспитания



Скачать 108.43 Kb.
Дата20.05.2016
Размер108.43 Kb.
Использование ИКТ в процессе обучения и воспитания
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Информационные технологии предоставляют возможность:

- рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе образовательного и воспитательного процесса;

- сделать обучение и воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

- построить открытую систему воспитания и обучения, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;

- вовлечь в процесс активного обучения и воспитания категории детей, отличающихся способностями;

- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать образовательный и воспитательный процессы и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- интенсифицировать все уровни образовательного и воспитательного процессов.

Основная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду обучения и воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

«...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». С этим высказыванием ученого и педагога С. Паперта вполне согласны администрация и педагоги нашей школы. Поэтому коллектив нашей школы уделяет большое внимание информатизации воспитания, под которой понимаем изменение содержания, форм и методов обучения и воспитания.

Для решения этой задачи школа обладает необходимыми информационно-техническими ресурсами. Сосредоточение современных технических средств обучения и воспитания способствуют модернизации и совершенствованию воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, способствует развитию творчества педагогов.

Актуальными задачами школы на сегодняшний день являются:

создание единой информационной среды образовательного учреждения;

разработка принципов и методик использования современных информационно-коммуникативных технологий, их интеграцию в воспитательный процесс с целью повышения качества воспитания.

анализ и экспертиза, организация распространения педагогической информации через издательскую деятельность, аудиовизуальные программы, электронную почту; организация информационных потоков;

формирование и развитие информационной культуры обучающихся.

подготовка пользователей единой информационной системы.
Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.
В нашей школе мы пытаемся нейтрализовать отрицательное влияние современных нововведений. "Нет худа без добра", гласит русская народная пословица. Использование информационных технологий имеет положительные аспекты:

Подготовка и организация презентаций;

Посещение сайтов научно-популярных журналов;

Возможность свободного общения со школьниками не только России, но и всего мира;

Участие в творческих конкурсах.
Все классные руководители применяют компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Сейчас каждый классный руководитель не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Классные руководители берут информацию на классные часы из Интернета, используют за основу различные презентации по правилам дорожного движения, на уроки мужества, по профилактики вредных привычек и др.
В 5 классе в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие классные мероприятия:

«Русское наследие» об обычаях русского народа;

«О красоте и мужестве»;

«Урок доброты»;

«Страна вежливых слов»;

«Новогоднее настроение»;

«Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;
С использованием ИКТ классные руководители проводят уроки Мужества:

«Мы не должны забывать подвиг наших прадедов»

«Война вошла в мальчишество моё»

«Войны священные страницы»

«Деревья тоже воевали»

«Идут по войне девчата, похожие на парней»

«Памяти узников концентрационных лагерей»
Создан школьный сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Внеучебная работа в школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагога – организатора, библиотекаря учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

внеучебной деятельности школьников,

внеучебной работы учителей со школьниками,

системы управления внеучебной деятельностью


Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.
В школе 70% учителей предметников прошли курсовую переподготовку по программе «Интернет - технология для учителя предметника», которые совмещают должности: заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Поэтому внедрение информационных компьютерных технологий в воспитательный процесс началась сразу же после прохождения обучения.
Неслучайно особое внимание уделено информатизации деятельности школьников после уроков. В связи с этим в школе имеется расписание работы компьютерного кабинета, в котором отмечается «Час учителя», «Час ученика».

Процесс информатизации включает в себя создание методических систем воспитания, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего образования.


Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, туристическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.
Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации. ИКТ используются педагогами дополнительного образования.
Создан и работает кружок « Волшебный мир Интернета», где под руководством педагога дополнительного образования, ребята знакомятся с историей возникновения сети Интернет, осваивают азы мастерства программирования web-страниц в HTML, готовят презентации с помощью Интернет-технологий, создают рисунки в программе Paint, осваивают защиту от угроз Интернета с помощью антивирусных программ (на примере Антивируса Касперского), знакомятся с поисковыми системами Интернета и т.д.
Педагог дополнительного образования кружка «Рукодельницы» на своих занятиях, используя ИКТ, проводит знакомство с новыми технологиями работы с бумагой – изготовление модульных оригами, квилинг, кусудама, объёмная рамка, тюльпаны из гофрированной бумаги, схемы вышивки крестиком, образцы картин для вышивки крестиком и т.д.
Руководитель кружка «Юный турист» использует показ презентаций для обучения по темам: «Ориентация на местности», «Виды костров», «Виды и установка палаток».
Руководитель кружка «Поиск» использует ИКТ для оформление собранного материала на компьютерный носитель, её воспитанники выполняют творческие работы на конкурсы, пользуясь программами: MS Word, MS Power Point, Abbyy FineReader.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

вовлечение школы в построение единого информационного пространства (разработан проект создание школьного веб-сайта);

формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества (буклет из рук в руки);

формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества (презентации по компьютеру);

развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (презентации «Моя детская организация», «Знаки дорожного движения»);

развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; (символы государства)

развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности (Азбука прав человека, уроки патриотизма и гражданственности);

организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.) (рукописная книга);

внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

развитие способности свободного культурного общения;

обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

всестороннее развитие личности ребенка;

организации содержательно досуга детей и молодежи.
Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников организовано:

проведение и консультирование проектной деятельности;

доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность обучающихся);

внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, организация конкурсов, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);

работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);

досуг детей в школьном компьютерном кружке (например, кружок программистов, Интернет-кружок, "Компьютер для младших школьников", кружок компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.);

ознакомление с работой молодёжного объединения «Молодая гвардия»;

профессиональное ориентирование обучающихся через демонстрацию презентаций учебных заведений.


Информационная культура обучающихся и учителей растет, мы этому свидетели. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля.
Именно информационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.
ИКТ используется в нашей школе педагогом – организатором для проведения общешкольных мероприятий (применяя программы: MS Word, MS Power Point, Abbyy FineReader, Windows Media Player):

«Нам мир необходим» о событиях в Беслане.

Игра по станциям «Осторожно дети!» по профилактике детского дорожного травматизма.

«День Учителя»

«День народного единства».

«Торжественное открытие года учителя».

«Память за прошлое держится цепко» - вечер-диалог.

«Последний звонок» и другие.


Школьный библиотекарь так же использует ИКТ при проведении внеклассных мероприятий для обучающихся:

«Профилактика СПИДа»;

«Этикет поведения»;

«Права ребёнка»;

«Чудесные сказки Андерсена»;

«Новогодний пирог» и другие.


Неоценимая помощь ИКТ в работе с родителями – это проведение родительских собраний с демонстрацией слайд – презентации:

«Поощрение и наказание в семье, как метод воспитания»;

«Последствия курения и алкоголя»;

«Воспитываем патриотов»;



«Организация летнего отдыха» и другие.
Web-узел представляет соты, в которых складываются педагогические находки и творческие задачи. Это делается с энтузиазмом, с верой в то, что это кому-то нужно.
В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В ближайшее будущее хотелось бы разработать и реализовать автоматизированное рабочего места для классного руководителя, обеспечивающее хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации о классе в целом.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница