Искусство наказывать и прощать



Скачать 51.87 Kb.
Дата16.02.2016
Размер51.87 Kb.


Искусство наказывать и прощать

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на наше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что «родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их здоровью и развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Недопустимым, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа «терпеть не могу», «ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно, эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Наказание ребенка – это мера ограничений, которая позволяет регулировать поведение ребенка, контролировать его действия, предупреждать о том, что вокруг него есть опасности. В более старшем возрасте, когда у ребенка начинает формироваться совесть и моральное поведение, наказание уже носит другой характер – мы наказываем за конкретный поступок, за тот, который ребенок совершает сознательно, зная о том, что этого делать нельзя. .Цель наказания – объяснить ребенку, что в дальнейшем подобный поступок недопустим, предотвратить плохой поступок или поведение в дальнейшем. Вопрос о наказании должен решаться только тогда, когда ребенок нарочно нарушил запрет или правило, обидел кого-то или взял чужое без спроса.
Как нельзя наказывать ребенка – дошкольника.

Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно. Для этого ему может потребоваться напряжение всех психических сил.

Говорить: «Я тебя больше не люблю!» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание Его опасно применять к детям дошкольного возраста.

Физически. Поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что вы бьете ребенка для его же блага, бесполезно. Вреда здесь больше: вы не только учите малыша бояться наказания, но и преподаете ему урок жестокости.

Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается дошкольником как словесное битье.

Чрезмерно, забывая о том, что прощений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний.



Упрекать и поминать былые грехи, тем самым закрепляя его плохое поведение.
Как и когда наказывать ребенка

1. Ребенок должен знать, что его любят, несмотря на проступки. Объясните ему, что недовольны именно его проступком, а не им самим (например: «Я тебя очень люблю, ты для меня самый лучший, но мне не нравится, что ты ударил Володю»).

2. Установите для ребенка границы дозволенного (например: недопустима ситуация, при которой то, что запрещено мамой, разрешается бабушкой). Лучше обсудить эти моменты на «семейном совете». Ребенок должен знать границы дозволенного.

3. Не теряйте над собой контроль. Потеряв контроль над ситуацией, вы можете в порыве гнева ударить ребенка или оскорбить, о чем будете жалеть в дальнейшем. Если такая ситуация все же произошла – попросите у малыша прощения и заверьте его, что этого больше не повторится. Чувствуете, что малыш после этого вас боится? Обратитесь к семейному психологу.

4. Наказание не должно быть публичным. Наказание в общественном месте унизит ребенка.

5. Наказание должно следовать за поступком. Маленький ребенок, не должен быть наказан через несколько часов после проступка, т.к. уже не поймет, за что его наказали. Это правило особенно актуально для ребенка 3-4 лет.

6. Наказание должно соответствовать проступку и не быть слишком строгим, чтобы не породить ложь. Если ребенок станет бояться наказания, жить в постоянном страхе, то он начнет скрывать «следы преступления».

7. Наказание должно быть обоснованным. Объясните ребенку, за какой поступок он наказан. Объясните, как он должен был поступить в данной ситуации.

8. Не обобщайте. Не надо вспоминать все проступки ребенка, которые произошли за последние дни. Особенность памяти ребенка такова, что он уже не воспринимает остро события, которые произошли некоторое время назад.

9. Через некоторое время после проступка, успокойте ребенка, и попытайтесь выяснить, понял он или нет, за что был наказан.

10. Если чувствуете, что несправедливо, сгоряча, наказали ребенка – извинитесь, попросите прощения у ребенка (даже если он еще совсем маленький). На вашем примере ребенок научится прощать поступки окружающих, поймет, что и взрослые могут ошибаться.

Прощать может только сильный человек, потому что очень сложно признавать свои ошибки.




Наказание и здоровье ребенка
Чем же вреден легкий шлепок?

Ведь такой шлепок не причинит увечья. Но тем не менее он «потрясает», угнетает неокрепшую нервную систему ребенка. Кому не случалось наблюдать, как дети, привыкшие получать даже несильные тумаки, съеживаются уже от одной угрозы или просто строгого взгляда? Дети, часто подвергающиеся телесному наказанию, в конце концов становятся робкими, покорными и плаксивыми, у них притупляются положительные эмоции и снижается жизненный тонус, а это уже большой вред.



«Воспитание» во время еды

Именно за столом можно слышать сердитые окрики, угрозы оставить без сладкого, увещевания и нотации. Но такие родители не подозревают, что этим они наносят ущерб здоровью дочери или сына, угнетая важные пищеварительные рефлексы. Особенно страдают в подобных случаях дети с повышенно возбудимой нервной системой. Их возбудимость сама по себе ошибочно принимается взрослыми за дурное поведение. Это навлекает на ребенка, который больше всего нуждается в ровном, спокойном отношении, новые беды.



За провинность «в угол» или на стул

И приказала сидеть «смирно» до особого разрешения. Так делают, чтобы успокоить расшалившегося малыша.

Вряд ли они понимают, что это тоже физическое наказание. Долго оставаться неподвижным — трудная задача для ребенка. Задержка движений требует от него не меньших, а больших усилий, чем само движение. Если малышу приходится долго стоять или сидеть, он сильно утомляется. В организме, лишенном движений, быстрее накапливаются продукты сгорания, ухудшается кровообращение и газообмен. Такое безобидное на вид наказание может вызвать головокружение и даже обморочное состояние.

Наказание — лишение прогулки.

Это наиболее удобно родителям: не надо отрываться от дела и можно не волноваться — ребенок на глазах! А если он пропустит одну-другую прогулку — беда не велика.

В действительности это не так. Детям дорог буквально каждый глоток свежего воздуха. Энергичные процессы обмена в молодом организме требуют большого количества кислорода. Ребенок, лишенный прогулки, хуже ест, становится вялым. Частое применение подобной «меры наказания» способствует развитию малокровия.

Наказание детей сгоряча.

И чаще всего вслед за наказанием на пострадавшего изливается неудержимый и бурный поток родительской нежности. Правда, не всегда дело заканчивается покупкой велосипеда, но зато — любым возможным видом задабривания. В этом проявляется не только слепая родительская любовь, здесь есть и корысть. Повышенным вниманием и лаской родители как бы стараются восстановить нарушенное доверие.

Однако не всякое задабривание исправляет ущерб, нанесенный здоровью ребенка; Чаще, наоборот, усугубляет.

Нельзя забывать об огромном, решающем значении личного примера. Не пытайтесь добиться от ребенка того, чего вы не делаете сами! Но если в семье у вас царят мир и согласие, если вы никогда не бываете грубы и несправедливы, если ваши дети всегда видят вас подтянутыми, энергичными, если ваша семья любит трудиться и умеет отдыхать,— можете быть уверены, что ваши дети вырастут такими же.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница