Интервью (в психодиагностике) разновидность метода беседы



Скачать 13,53 Kb.
Дата05.04.2019
Размер13,53 Kb.
ТипИнтервью
Интервью как особый, стандартизированный метод

проведения психодиагностической беседы

Интервью (в психодиагностике) – разновидность метода беседы,

специфической особенностью которой является ее строгая формализо

ванность в части общей структуры и алгоритмов обработки результатов.

В отличие от традиционной беседы при интервьюировании вопро

сы клиенту задаются в строгом порядке, а ответы фиксируются до

словно. В этом плане интервью в какой%то степени напоминает метод

тестирования.

Интервью может осуществляться устно и письменно. В первом

случае вопросы задаются психологом и им же фиксируются ответы.

Во втором случае интервью осуществляется при помощи специально

разработанного бланка (анкеты), который испытуемый заполняет са

мостоятельно. При этом следует отметить, что интервью в письмен

ной форме достаточно часто называют анкетированием.

Область использования интервью в психодиагностических целях

весьма ограничена. Главным образом интервью используется для:

1) сбора анамнестических данных;

2) социологических исследований.

3) социально%психологических исследований;

4) выявления специфических особенностей восприятия испытуе

мым отдельных ситуаций;

5) выяснения точки зрения испытуемого по какому%либо вопросу.

К интервью в психодиагностике обычно прибегают тогда, когда

имеется необходимость исследования значительного количества испы

туемых, например, при организации и проведении эмпирических ис

следований с целью сбора статистических данных о социальных фак

торах или психологических особенностях выборки испытуемых. Ин

тервью нецелесообразно проводить на одном клиенте, так как разра

ботка схемы интервьюирования и алгоритмов его обработки – доста



точно трудоемкая работа.

Структура интервью

Структура интервью независимо от того, проводится оно в устной

или письменной форме, включает в себя четыре блока, по которым

осуществляется исследование:

1) общие сведения (включает инструкцию испытуемому, общие

сведения о его личности (Ф. И. О., возраст и т. п.), выявляется от

ношение к исследованию);

2) вводная часть (основной целью данного блока является «вве-

дение испытуемого в проблему»), как правило, состоит из простых по

форме и содержанию вопросов, не требующих развернутых ответов;

3) основная часть (вопросы, входящие в данный блок, могут быть

достаточно сложными по форме, а ответы могут быть как развернутыми,

так и стандартизированными, как закрытыми, так и открытыми);

4) заключительная часть (основная цель данного блока – выра-

ботка у испытуемого при помощи вопросов уверенности в том, что его

мнение представляется интересным и является важным).

Обработка результатов психодиагностической беседы и интервью

осуществляется, как правило, при помощи контент-анализа.

В основе контент-анализа лежит принцип оценки частоты встре

чаемости диагностических признаков. Соответственно, при осуществ

лении контент-анализа в первую очередь необходимо определить, что

именно является диагностическим признаком, а затем оценить, на

сколько часто он встречается в представленных испытуемым данных.

Именно для контент-анализа требуется подробный протокол беседы,

о чем говорилось ранее. В качестве психодиагностических признаков

могут выступать самые разнообразные факты. Например, это может

быть местоимение «Я» (меня, мой, мое, моей и т. д.) в речи испытуе

мого или частота встречаемости глаголов и глагольных форм. В первом

случае по данному показателю можно оценить самооценку, самоотноше

ние и самовосприятие испытуемого, а во втором – его склонность к экс

прессивным действиям, динамические характеристики поведения, неко

торые личностные особенности.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница