Интервью как особый, стандартизированный метод
проведения психодиагностической беседы
Интервью (в психодиагностике) – разновидность метода беседы,
специфической особенностью которой является ее строгая формализо
ванность в части общей структуры и алгоритмов обработки результатов.
В отличие от традиционной беседы при интервьюировании вопро
сы клиенту задаются в строгом порядке, а ответы фиксируются до
словно. В этом плане интервью в какой%то степени напоминает метод
тестирования.
Интервью может осуществляться устно и письменно. В первом
случае вопросы задаются психологом и им же фиксируются ответы.
Во втором случае интервью осуществляется при помощи специально
разработанного бланка (анкеты), который испытуемый заполняет са
мостоятельно. При этом следует отметить, что интервью в письмен
ной форме достаточно часто называют анкетированием.
Область использования интервью в психодиагностических целях
весьма ограничена. Главным образом интервью используется для:
1) сбора анамнестических данных;
2) социологических исследований.
3) социально%психологических исследований;
4) выявления специфических особенностей восприятия испытуе
мым отдельных ситуаций;
5) выяснения точки зрения испытуемого по какому%либо вопросу.
К интервью в психодиагностике обычно прибегают тогда, когда
имеется необходимость исследования значительного количества испы
туемых, например, при организации и проведении эмпирических ис
следований с целью сбора статистических данных о социальных фак
торах или психологических особенностях выборки испытуемых. Ин
тервью нецелесообразно проводить на одном клиенте, так как разра
ботка схемы интервьюирования и алгоритмов его обработки – доста
точно трудоемкая работа.
Структура интервью
Структура интервью независимо от того, проводится оно в устной
или письменной форме, включает в себя четыре блока, по которым
осуществляется исследование:
1) общие сведения (включает инструкцию испытуемому, общие
сведения о его личности (Ф. И. О., возраст и т. п.), выявляется от
ношение к исследованию);
2) вводная часть (основной целью данного блока является «вве-
дение испытуемого в проблему»), как правило, состоит из простых по
форме и содержанию вопросов, не требующих развернутых ответов;
3) основная часть (вопросы, входящие в данный блок, могут быть
достаточно сложными по форме, а ответы могут быть как развернутыми,
так и стандартизированными, как закрытыми, так и открытыми);
4) заключительная часть (основная цель данного блока – выра-
ботка у испытуемого при помощи вопросов уверенности в том, что его
мнение представляется интересным и является важным).
Обработка результатов психодиагностической беседы и интервью
осуществляется, как правило, при помощи контент-анализа.
В основе контент-анализа лежит принцип оценки частоты встре
чаемости диагностических признаков. Соответственно, при осуществ
лении контент-анализа в первую очередь необходимо определить, что
именно является диагностическим признаком, а затем оценить, на
сколько часто он встречается в представленных испытуемым данных.
Именно для контент-анализа требуется подробный протокол беседы,
о чем говорилось ранее. В качестве психодиагностических признаков
могут выступать самые разнообразные факты. Например, это может
быть местоимение «Я» (меня, мой, мое, моей и т. д.) в речи испытуе
мого или частота встречаемости глаголов и глагольных форм. В первом
случае по данному показателю можно оценить самооценку, самоотноше
ние и самовосприятие испытуемого, а во втором – его склонность к экс
прессивным действиям, динамические характеристики поведения, неко
торые личностные особенности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |