ISSN 2076-7099
Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна»
Dubna Psychological Journal № 2, с. 1-18, 2012 www.psyanima.ru
1
Интерактивные методы обучения в высшей школе Ю. В. Гущин
В статье представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных технологийРассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе высшего профессионального образованияЦентральное место в статье отведено анализу кейс-технологий в образовательном процессеКлючевые слова:
интерактивные методы обучения, кейс-технологии, метод проектов, портфолио, дискуссия, тренинг, игра Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования третьего поколения кардинальным образом изменили ориентиры отечественной системы образования. Вместо традиционных и знакомых всем педагогам знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции.
Компетенция — «способность делать что-либо хорошо или эффективно», «способность выполнять особые трудовые функции» [4, с. 12]. «Употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального [там же, с. 13].
Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения
1
, которыми эта практико- ориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и
методы обучения.
При активном обучении
студент в большей степени выступает субъектом учебной деятельности, чем при пассивном обучении, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в
познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания
[14].
Активные методы обучения позволяют успешно формировать:
способность адаптироваться в группе;
умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией;
готовность принять на себя ответственность за деятельностью группы;
способность выдвигать и формулировать идеи, проекты;
готовность идти на оправданный риск и принимать нестандартные решения;
умение избегать повторения ошибок и просчетов;
способность ясно и убедительно излагать свои мысли, быть немногословным, но понятным;
способность предвидеть последствия предпринимаемых шагов;
умение эффективно управлять своей деятельностью и временем.
Интерактивные методы (от англ
. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга) — методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой.
Интерактивное обучение — это:
1
Технология обучения — это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм,
методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей [14, с. 9]. Метод обучения
— это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи [там же, с. 18].