Интерактивные формы работы в формировании правовой культуры учащихся



Скачать 226.76 Kb.
Дата02.06.2016
Размер226.76 Kb.
Интерактивные формы работы в формировании правовой культуры учащихся

Жизнь ставит перед человеком задачу осуществления сознательного выбора между различными альтернативами поведения и ответственности за него. ­Окружающая действительность всегда создает определенные преграды, границы свободному выбору: материальные, правовые и духовные. Мера свободы человека – степень ответственности за принятое решение. Культура ограничивает стихийную свободу человека. Запреты были и будут, пока существует человеческое общество, так как культура всегда остается нормативной, регулирующей поведение людей системой. Для подлинно культурного человека эти нормы и запреты отнюдь не воспринимаются как ярмо. Усвоенные с детства, они почитаются как естественные и разумные.

Нравственно-правовое воспитание учащихся должно быть ориентировано на нормы поведения в обществе, когда право и законы нравственности становятся внешним регулятором социально значимой деятельности, а нравственно-правовая ответственность и нравственно-правовой самоконтроль – внутренним. [1]

Нестабильность динамики подростковой преступности определяет как одно из основных направлений воспитательной работы нашей школы – формирование правовой культуры учащихся, профилактику противоправного поведения несовершеннолетних. Решение этой насущной социально – педагогической задачи следует начинать со школьного возраста, создавая в школе целостную систему правового образования. Школьники имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно – правовой культуры, при анализе правосознания подростков можно выделить следующие особенности:

- во-первых, это мнимая осведомленность в уголовном законодательстве. Столкнувшись с отдельными статьями Уголовного кодекса, определяющими характер их конкретного правонарушения, подростки заряжаются впечатлением, что они знают не только номер статьи, но и ее суть. Но правовая практика и результаты исследований показывают ограниченность этих знаний, отсутствие четкости представлений о правовых нормах;

- во-вторых, подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление;

- в-третьих, несовершеннолетние подростки не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации. Если им предлагается найти юридически правильное решение в конфликтной ситуации и обосновать его, то они не в состоянии этого сделать, поскольку правовые знания у них, как правило, скудны, а практика их применения ограничена;

- в-четвертых, при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия. Если, например, деньги «взяты» для того, чтобы кому-нибудь помочь, а не бесцельно потрачены, то они не видят здесь состава преступления;

- в-пятых, наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы. Чтобы не показаться трусом, не уронить авторитет в глазах сверстников, подростки совершают противоправные действия или принимают решения об их совершении.

Поиск путей повышения эффективности воспитательно – профилактической работы, изучение методических наработок, монографий педагогов позволили педагогическому коллективу выработать свои подходы к решению данной проблемы.

Особое внимание уделяется использованию активных форм работы, так как ребенок не просто слушатель, а активный участник познавательного процесса, что помогает сформировать самостоятельную форму сознания – правосознание.

Сущность формирования правовой культуры у учащихся

Правовое воспитание школьников.

Правовая культура – это комплекс регуляторов и ценностей, на основе которых строится реально существующий в стране правопорядок. Она выражается в правосознании молодых людей, то есть в их представлениях о том, каков должен быть этот порядок и как следует относиться к действующей в государстве правовой системе.

Правовая компетентность – это комплекс знаний, идей, ценностных представлений, определяющих выбор обоснованного законом поведения человека. Необходимым составляющим такого комплекса является правовое образование, формирование правового сознания, навыков самоопределения по отношению к явлениям правовой жизни общества, умение давать собственную оценку нравственным явлениям.

Целью правового образования является развитие правового сознания и правовой культуры учащихся, достижение ими понимания права как важнейшего завоевания культуры, цивилизации, как основания жизненного самоопределения каждого человека и устойчивого развития общества

Правосознание человека не возникает с момента рождения. Оно формируется по мере взросления в течение всей жизни человека. Процесс формирования правосознания тесным образом связан с появлением у лица правосубъектности.

Элементами системы, формирующей правовое сознание и поведение личности, являются социальная среда; личность с ее индивидуальными качествами и особенностями; определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим членам. Они формируют преимущественно позитивное правосознание, но отдельные элементы социальной среды могут способствовать при определенных условиях формированию антиобщественного правового сознания. [2]

Развитие правосознания личности детерминировано окружающей ее социальной средой. Длительность становления правосознания определяет многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает индивида. Эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и особенности личности психологического порядка. [3]

Правовая культура – это соблюдение установленных норм, правил, законов, умение вести диалоги, выходить из конфликтов, отстаивать свою позицию.



Основные составляющие правовой культуры

Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально – психологической и поведенческой составляющей.

Формирование интеллектуальной составляющей правовой культуры осуществляется на основе освоения знаний о системе действующего права, а также правильного понимания смысла правовых предписаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнение типичных социальных ролей человека и гражданина; овладения умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование интеллектуальной базы для последующего изучения правовых дисциплин или самообразования.

Формирование эмоционально – психологической составляющей правовой культуры осуществляется на основе развития правового самосознания, глубокого внутреннего уважения к праву, установки на правомерное поведение и отрицательного отношения к совершению любых правовых норм, превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения.

Важную роль в развитии правовой культуры школьников играет поведенческая составляющая, т.е. формирование опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений; включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно – бытовой сфере; соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе, готовности действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т. е. поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а так же уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Основными компонентами правовой культуры являются:

- культура правового мышления, которая проявляется в знании норм поведения, умении использовать правовые знания, применять их на практике;



- культура правового сознания – понимание природы общественно – правовых явлений и осознание необходимости права как регулятора общественных отношений;

- культура правового поведения – осознанное совершение поступков в соответствии с усвоенными правовыми нормами.

Наличие всех перечисленных знаний и умений не свидетельствует о сформированности правовой культуры личности в целом пока не установлено, что знания стали мотивами поведения. Если человек просто подчиняется закону, т. е. закон может наказать, это еще не есть правовая культура в идеале, это есть просто хорошее правовое поведение.

При этом необходимо помнить, что нельзя воспитать человека, обладающего нравственно-правовой культурой, если не поставить его в условия проявления соответствующих качеств в общественно значимой деятельности. Решению данной задачи должны способствовать все мероприятия, организуемые в учреждении образования, как традиционные: праздничные ритуалы («Посвящение в студенты», «Последний звонок» и др.), фестивали ученического и студенческого творчества, конкурсы знатоков нравственности и права, акции помощи ветеранам, пополнение экспозиций музеев, походы по местам боевой и трудовой славы, театральные и кинопросмотры, экскурсии и др., так и мероприятия инновационного характера – аукционы доброты и милосердия, правовые тренинги, тренинги нравственного самосовершенствования, конкурсы проектов, поисковые клубы и объединения и т.д. [1]

Интерактивные формы как средство формирования правовой культуры.

Особое место в формировании правовой культуры учащихся занимают интерактивные методы. Теоретические методы к интерактивному обучению, имеющие глубокие исторические корни, привлекали внимание многих ученых. Их интересовала как психологическая сторона проблемы – вопросы активности человека, активизация его учебно – познавательной деятельности Б.Г.Ананьев, Л.С.Высоцкий, А.Н. Леонтьев, так и педагогическая сторона, направленная на поиск наиболее эффективных форм и методов Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоции, В.А. Сухомлинский.

Заметный толчок к расширению дидактического использования интерактивных форм обучения, положили исследования и разработки деловых имитационных игр таких специалистов, как Н.П.Аникеева, И.Г.Абрамова, С.А.Шмаков. Большую роль в распространении форм интерактивного обучения сыграли не только теоретические разработки данных авторов, но и их практическая деятельность по пропаганде игровых форм, как основы интерактивного обучения, а также личное участие большинства из них в создании и развитии игротехнического движения.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношения с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, какой он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его в взаимодействии с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности.

Различия между «дать знания» и «достичь понимания» огромно. Установка на механическое запоминание знаний приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися. Только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека – наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказательными. Правовые знания, полученные детьми в школе, и закрепленные на практике через интерактивные формы работы помогут сформировать правовую культуру. Когда ребенок не просто слушатель, а активный участник познавательного процесса, своим трудом добывает знания – эти знания более прочные. Именно форма интерактивного обучения – это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Педагог отказывается от авторитарного характера в пользу демократического поисково – творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативность, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает процесс сознательным, продуктивным и более результативным.

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «ast» - действовать)– означает взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо. Другими словами, интерактивные формы работы – это специальная форма организация познавательной и коммутативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Место педагога в таких формах работы сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. [4]

Интерактивные формы работы – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание, но видоизменяет формы и приемы ведения занятия.

Интерактивный метод решает одновременно три основные задачи:

- познавательную;

- коммуникативно – развивающую;

- социально – ориентационную.
Использование интерактивных методов позволяет:

- реализовать субъект – субъективный подход в организации деятельности;

- формировать активно – познавательную и мыслительную деятельность учащихся;

- усилить мотивацию к изучению материала;

- создать благоприятную атмосферу на занятии;

- исключить монологическое преподнесение материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

- самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

- отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся.

Достичь активизации познавательной деятельности учащихся можно через научно – методические основы, на которых базируется интерактив. Это:

- обучение через опыт и сотрудничество;

- учет различий в стиле познаний;

- поисковые и исследовательские методы;

- игровые методы.

В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач;

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

Этапы проведения интерактивных форм:

- разминка;

- объединение в группы;

- организации деятельности учащихся в группе;

- презентация групповых решений;

- подведение итогов;

- рефлексия.

В процессе интерактивного обучения следует выделить следующие нормы поведения:

- в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

- каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

- следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации, если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы, только после этого делаются выводы;

- каждый имеет право попросить каждого о помощи, каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;

- критикуются идей, а не личности;

- цель в совместной деятельности заключается не в «победе», какой – либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме. [7, с.38]

Каждый педагог может самостоятельно придумывать новые формы работы с учащимися. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения: [6, с.15]

Дидактические цели занятий

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала


Групповая дискуссия, мозговой штурм


Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала


Мозговой штурм, деловая игра


Развитие способности к самообучению


Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций


Повышение мотивации


Деловая игра, ролевая игра


Отработка изучаемого материала


Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Баскет – метод


Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала


Групповая дискуссия


Моделирование деятельности учащихся


Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций


Обучение навыкам межличностного общения



Ролевая игра

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта



Метод проектов

Развитие навыков работы в группе


Метод проектов


Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции


Баскет-метод


Развитие навыков принятия решений



Анализ практических ситуаций

Развитие навыков активного слушания


Групповая дискуссия


Необходимо отметить преимущество интерактивных форм перед другими формами работы:

- позволяет на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды;

- формирует навыки общения, помогает осознать значение группового опыта;

- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию. Помогает согласовывать свои действия при решении проблемы;

- учит использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта добывать знания. [5, с.27]

Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащегося по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий формирования правовой культуры.

Классифицировать интерактивные методы можно по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на методы:

- создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

- организации обмена деятельности;

- организации мыследеятельности;

- организации рефлексивной деятельности;

-интерактивные (интерактивные игры). [4, с.23]

Система формирования правовой культуры у учащихся школы.

Приоритетные аспекты по формированию правовой культуры, создание правового пространства в школе.

Важным звеном в профилактической работе педагога социального является деятельность по правовому воспитанию, с целью формирования правовой культуры учащихся. Права ребенка в школе изучаются не только на спецкурсах, факультативах, но и на часах общения, куда приглашают меня классные руководители.

В школе организован и работает кружок для учащихся осложненного поведения «Подросток и закон», занятия способствуют повышению уровня правовой грамотности учащихся, пропаганде здорового образа жизни, развитию навыков общения, учат вести диалог, развивают умение выходить из различных проблемных ситуаций, чтоб не ущемлять свои права и не нарушать права окружающих людей. Занятия проходят в занимательных, активных формах. (Приложение № 1).

Второй год организован и работает отряд юных помощников милиции «Правопорядок». Разработана программа «Права на каждый день» для обучения членов отряда (Приложение № 2), обученные старшеклассники проводят занятия по ознакомлению с правами ребенка и правовому воспитанию. Основной ожидаемый результат – формирование правовой культуры учащихся. Этот процесс представляет собой цепочку, состоящую из трех звеньев: правовые знания – правовое сознание – правовая культура.

Как показывает анализ деятельности, школа чаще всего останавливается на первом этапе: даем детям определенный багаж знаний. А что же дальше? Ведь, чтобы сформировать правовое сознание и правовую культуру, правовые знания надо закрепить на практике.

Я считаю, что задача педагога социального в реализации этой программы состоит в том, чтобы помочь окружающим осознать три главные вещи:

- ребенок становится субъектом права, как только родился;

- приоритет ребенка превыше приоритетов семьи, государства, религии;

- главное в отношении с ребенком – принятие его таким, каков он есть и создание условий, чтобы он стал лучше.

Результатом реализации программы «Права на каждый день» является то, чтобы предоставить любому учащемуся широкие возможности выбора своего пути, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развивать его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь подростку выбрать целостный взгляд на мир, сформироваться в полноценного гражданина своей страны.

Проблемной для школы является решение задачи формирования поведенческой составляющей правовой культуры, что непосредственно связано с созданием правового пространства в школе и микрорайоне, позволяющего школьникам практиковаться в действиях, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями.

Содержание понятия «правовое пространство школы» соответствует понятию «правовое государство» - как некое идеальное состояние, к которому стремится общество.

Создание правового пространства в школе предполагает:

- совершенствование школьной нормативно правовой базы в целях обеспечения реализации прав и обязанностей учащихся и других участников образовательного процесса;

- привлечение всех участников образовательного процесса к созданию, совершенствованию и побуждению к исполнению правовых норм в школе;

- создание возможностей для реального участия членов школьного коллектива в подготовке и реализации управленческих решений по вопросам, затрагивающим их интересы;

- создание системы информирования школьников по актуальным вопросам школьной жизни и, прежде всего, по тем, которые непосредственно затрагивают их интересы, что является обязательным условиям вовлечения их в принятие соответствующих управленческих решений, реализация их прав и обязанностей.

- разработка и реализация учащимися инновационных социальных проектов, получение ими позитивного опыта коллективного решения реальных социальных проблем в школе;

- обеспечение реальной безопасности участников образовательного процесса.
Система работы педагога социального по формированию правовых знаний, правового сознания, правовой культуры.



Интерактивные технологии в деятельности педагога социального по формированию правовой культуры учащихся.

Интерактивные технологии в деятельности социального педагога по формированию правовой культуры способствуют созданию доброжелательно-оптимистической атмосферы, подавлению внутренней агрессии, развитию самоуважения учащихся, выявлению и укреплению в них положительного, приобщению к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества. Они основываются на свободе выбора, обратной связи, непрерывном общении. Можно сказать, что интерактивные технологии - это технологии, погруженные в общение.

Поставленные задачи могут реализовываться в процессе проведения конференций, семинаров, круглых столов, дискуссий по правовым проблемам. Эффективными формами работы по формированию законопослушного поведения являются игры и тренинги, в частности: ситуационная игра по формированию навыков безопасного поведения «Как поступить?», деловая игра «Я поступаю на работу», тренинг «Сумей сказать «нет», театрализованные игры по мотивам народных сказок для учащихся начальных классов «Краденым сыт не будешь», «Колобок», а также на сюжеты из художественной литературы. [1]

Для учащихся начальных классов считаю приемлемым решение следующих задач:

- приобретение основ конфликтной компетентности применительно к реальным детским конфликтам, практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами;

- формирование представлений о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

- накопление знаний конкретных правил и норм поведения.

В младшем школьном возрасте применяются формы интерактивного обучения, способствующие развитию чувства защищенности, терпимости, уверенности в себе, а также представлений о правилах поведения:

- работа в малых группах;

- творческие задания;

- ролевые игры.

Под творческими заданиями понимают такие игровые задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило несколько подходов. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Неизвестность ответа и возможность найти собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, позволяет создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников, включая педагога.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных форм, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникшие разногласия). Все это часто невозможно в большом коллективе. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если учащиеся не владеют навыками игровой, то необходимо более подробно объяснить условия и постепенно усложнять игру, идти от простых игровых приемов к более сложным.

Ролевая игра – это форма коллективной деятельности, где участник принимает какую – либо роль и воображаемой ситуации и действует соответственно этой роли. Как будут развиваться события, зависит от самих участников, от их действий. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

В среднем звене усложняются как задачи, которые реализуются мною при формировании правовой культуры, так и формы работы с учащимися. Образовательная задача в среднем звене состоит:

- в развитии конфликтной компетенции, в том числе в формировании способности формулировать правила для урегулирования ситуаций, возникающих при столкновении интересов, представлений, традиций, обычаев, и соблюдения этих правил;

- в приобретении способности вычленять правовое содержание жизненной ситуации (выявление ситуаций, регулируемых правом, этикой, моралью, различение этих ситуаций и т.п.);

- в приобретении общих представлений (знаний) о праве, обществе, государстве.

При работе с учащимися среднего звена уместнее начинать с наиболее простых форм работы:

- анализ историй и ситуаций;

- ролевые игры;

- игры – практикумы;

- карусель;

-аквариум;

- дерево решений.

Очень нравится учащимся такой вид работы, как Карусель, когда образуются два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Дерево решений – класс делится на 3 – 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «листе», потом группа меняется местами и дописывает на деревьях соседей свои идеи.

Игра – практикум – это форма выработки у учащихся умений эффективному решению возникших проблемных ситуаций, своеобразная тренировка мышления участников процесса. В ходе практикума я предлагаю детям найти выход из какой – либо ситуации, которая может сложится во взаимоотношений родителей и детей, учащихся и педагогов, а также между самими учащимися, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

В старшем подростком возрасте, а это учащиеся старших классов, уже имеется определенный багаж правовых знаний. Учащиеся способны к мышлению и деятельности в ситуациях с непредсказуемым результатом, к анализу социальных и правовых норм. В этом возрасте я стараюсь обеспечить всех учащихся:

- способностями строить собственное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей;

- углублению уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

- способностью к теоретическому анализу правовых ситуаций;

- навыками реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

В процессе правового воспитания старших учащихся можно применять деловые, ролевые игры; «деловой театр» (разыгрывание ситуаций выбора поведения человека в обстановке, где действуют нравственно-правовые нормы): [1]

- дискуссии;

- дебаты;

- мозговой штурм;

- анализ историй и ситуаций;

- игры – практикумы;

- дерево решений.

- метаплан;

- мастерская будущего;

- интервью;

- перекрестные группы;

- гражданский форум;

- круглый стол;

Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать большее количество вариантов решения, в том числе нереальных. Затем из общего числа высказанных идей выбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения.

Диспут – одна из наиболее интересных форм повышения правовой культуры учащихся. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленной проблемы, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные знания и накопленный опыт. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная ситуация в школе или в окружении подростков.

Метаплан – намеченный на определенный срок порядок работы, «мета» означает сверх, макроуровень какого – либо явления. Таким образом, метаплан есть сверхпорядок организации деятельности, некий стратегический порядок работы, включающий ряд тактических порядков. «Метаплан» представляет собой систему разнообразных видов деятельности, промежуточные результаты одной деятельности, которые являются исходным материалом для организации другой деятельности.

Правовая культура - неотъемлемая часть общей культуры гражданина, условие формирования правосознания. Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует правовое сознание (позитивное или негативное), независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового воспитания. Но правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое воспитание может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Интерактивное творчество педагога и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что процесс работы организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Литература:



  1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково – молодежных групп / И.П. Башкатов – М: Юрист, 2000, - 302 с.

  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Просвещение, 1993. – 273 с.

  3. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – МН.: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.

  4. Групповые формы обучения / сост. Н.А. Сохранная. – Минск: Красико – Принт, 2007 . – 128 с.- (Деятельность классного руководителя)

  5. Русских Г.А. «Технология коллективного способа обучения» \\ Биология в школе, № 4, 2003

  6. Кашлев С.С. современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – МН.: Университетское, 2000, 1992

  7. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. М., 1992

  8. 9. Использование технологии коллективного взаимообучения в учебном процессе. Методические рекомендацтт. \\ сост. И. Андерало, Е.С.Шилова. – Минск: Информ – пресс, 2005

  9. Материалы сайта E – mail: festival @ 1 september. ru


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница