Интеллектуальное развитие на уроках русского языка



Дата24.04.2016
Размер71,5 Kb.
Интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили.



Условия возникновения и становления опыта

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи  с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны.

Психологами установлено, что свойства психики  человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном  возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.

Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению  и абстрагированию. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.

Но этого чаще всего не наблюдается. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность.

Русский язык – важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Многие прогрессивные общественные деятели, лингвисты, методисты XIX века (Ф.И. Буслаев, В.Г.Белинский, Л.И.Поливанов, Д.И. Тихомиров и др.) в своих трудах писали об огромном развивающем значении родного языка как школьного учебного предмета.

 Изучив книги Бакулиной, я выбрала методическую тему «Интеллектуальное развитие  младших школьников на уроках русского языка»

Актуальность

Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Новые целевые акценты требуют существенного изменения в позициях ученика и учителя, их общении в учебно-воспитательном процессе. В массовом традиционном обучении ученик, как правило, объект обучающих воздействий учителя, "сосуд", который надо наполнять знаниями. Для традиционного обучения характерно управление и исполнение, руководство и подчинение, постоянная оценка действий ученика. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся. В условиях начальной ступени образования решение сложной задачи становления интеллекта требует того, чтобы усвоение предметного материала обучения из цели стало средством, которое обеспечивало бы переход от обучения к самообразованию. Но традиционные методы обучения, содержание учебного материала, формы организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие интеллекта младших школьников. Роль учителя в данной ситуации - в организации поисковой деятельности "изнутри". Учитель, будучи участником совместного поиска, должен ставить и решать учебную задачу вместе с учащимися. Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю начальных классов разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие учащихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса в условиях традиционного обучения.Одним из путей интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка является совершенствование способов их практической деятельности.



Идея опыта

Сущность опыта заключается в разработке модели способов практическойдеятельности младших школьников на уроках русского языка с целью их интеллектуального развития. При этом используются различные пути актуализации субъектного опыта ребёнка, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.



Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта основана на подходах Л.С. Выготского, И.С. Якиманской, И.Я. Каплуновича, Е.Я. Яковлевой, М.С. Соловейчика, методических положениях Г.А. Бакулиной, С.В. Иванова, Е.Н. Потаповой.

К определению понятия «интеллект» в психолого-педагогической теории существуют разные подходы. В психологическом словаре интеллект (от латинского intellectus – понимание, познание) в широком смысле определяется как совокупность всех познавательных функций индивида, в более узком смысле – мышление. Интеллект – основная форма познания человеком действительности.

В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского отмечается, что интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем. Отечественная психология, как указывается в словаре, исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности

С точки зрения М.В. Гамезо и И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Под интеллектуальным развитием в опыте понимается качественное изменение психических познавательных процессов: от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к отвлечённой и абстрактно-логической его форме и к теоретическому мышлению. Известно, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико- синтетической деятельности, критичность ума.

На основе методического подхода Г.А. Бакулиной (интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка) разработаны способы практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, реализация которых способствует повышению уровня интеллектуального развития школьников. Методический подход Г.А. Бакулиной включает в себя идею комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка в условиях традиционной системы обучения.

Теоретический анализ, проведённый мною по проблеме исследования в процессе становления опыта позволил выделить следующие показатели интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка:



    • сформированность умений школьников дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных;

    • сформированность их умений обобщать и абстрагировать;

    • сформированность умений устанавливать логические связи и отношения между понятиями и явлениями.

Организация уроков русского языка в системе интеллектуального развития основана на следующих принципах:

1.      Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся формируются  лингвистические знания, умения и навыки, вырабатываются и совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.      Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3.      Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.      Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Реализовать  эти принципы на уроках русского языка лучше всего при изучении нового материала. Особенностью современного урока является то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е. применяется поисковый путь познания или частично-поисковый метод.

Система работы

Система работы по интеллектуальному развитию учащихся через совершенствование способов практической деятельности включает в себя следующие компоненты:



  1. Организацию учебно-познавательной деятельности школьников по их интеллектуальному развитию через использование различных комбинаций способов практической деятельности.

  2. Создание психолого-педагогических условий для реализации интеллектуального потенциала младших школьников.

  3. Рефлексию эффективности работы учителя по интеллектуальному развитию младших школьников в учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка.

Технология опыта

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка путём совершенствования способов его практической деятельности. Достижению этой цели служит решение задач формирования следующих умений младших школьников:



  • дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных;

  • обобщать и абстрагировать;

  • устанавливать логические связи и отношения между понятиями и явлениями.

В основу организации учебно-воспитательного процесса положена ориентация на интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Интеллектуальное развитие направлено на понимание обучающимися сущности явлений окружающего мира.

Основные принципы взаимодействия учителя с учащимися:



  • поддержки интеллектуального развития младших школьников как динамики психических новообразований, связанных с усвоением, переработкой и функционированием различных знаковых систем;

  • индивидуализации и дифференциации обучения, включающих в себя учет индивидуальных особенностей отдельных учеников и микрогрупп, входящих в состав класса;

  • психологической комфортности, позволяющей снять стрессообразующие факторы учебного процесса и стимулировать интеллектуальное развитие личностного потенциала школьников;

  • опоры на субъектный опыт обучающихся;

  • обеспечения творческого развития как формирования способности к созиданию нового, нестандартного, оригинального и самобытного;

  • учёта эмоционально-личностных особенностей учащихся.

Методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами включаются в разработанные способы практической деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка.Методы обучения в современной дидактике рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определённых педагогических целей.

Способы практической деятельности учащихся включают в себя способы развития мыслительных операций .

Использование способов развития мыслительных операций основано на подходе Г.А. Бакулиной, которая считает, что путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой создаются условия для формирования и совершенствования целого ряда обобщённых интеллектуальных умений. Применение на уроках способов практической деятельности позволяет решать интеллектуальные задачи разной сложности путём конкретного воздействия на учащихся. Рациональное использование системы этих способов является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.Составляющими этой группы способов являются такие способы, как:


  • использование аналогии;

  • построение обобщённой модели формируемого действия;

  • постановка поисковых задач;

  • преобразование тренировочных упражнений в творческие;

  • исследование лингвистических явлений.

Характеристика групп способов развития мыслительных операций:

1.Использование аналогии.

Аналогия – это способ рассуждения, основанный на выявлении сходных признаков двух понятий или объектов, приводящий к предположительному суждению о том, что предложенное действие со вторым понятием или объектом следует выполнять так же, как оно выполнялось с первым. По аналогии дети открывают способ действия с другим понятием или объектом. В основе аналогии лежит сравнение, в котором акцент смещён на выявление сходного у данных понятий или объектов.

Пример.


Магазин – ?

Больница – врач . Театр – актёр. Космический корабль – космонавт.

2.Построение и использование обобщённой модели формируемого действия.

При использовании этого способа развития мыслительных операций обучение строится от общего к частному путём предварительного выяснения принципа выполнения изучаемого действия, его моделирования в той или иной форме. Затем учащиеся, используя эту модель, выполняют конкретные действия, таким образом, включаясь в интенсивную интеллектуальную деятельность. Разработка алгоритма решения лингвистической задачи является одним из примеров построения обобщённой модели формируемого действия.

3.Постановка поисковых задач.

Задания, ориентирующие учащихся на поиск, на выполнение действий в нестандартных условиях, включаются как в творческую, так и в репродуктивную деятельность в зависимости от целей и задач учебного занятия. Участие в поиске требует от детей максимальной сосредоточенности, напряжённой мыслительной деятельности, умения правильно выражать свои мысли, обеспечивает свободное владение аналитико-синтетическими действиями, обучает логике в рассуждениях.

Пример:

Минутка чистописания.



На доске написаны слова: стар…сть, п…шел, н…винки, зав…арной.

У. Прочитайте написанные на доске слова. Назовите буквы, которые мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Первая буква находится в приставке глагола, в корне существительного во множественном числе, в суффиксе существительного в единственном числе, в окончании имени прилагательного. Какая это буква?

Д. Сегодня мы будем писать букву о. Она имеется в приставке по- глагола пошел, в корне нов- существительного во множественном числе новинки, в суффиксе -ость существительного в единственном числе старость и окончании –ой прилагательного заварной.

У. Вторая буква обозначает парный звонкий твердый согласный звук и находится в корне слова, в котором имеются все составные части. Какая это буква?

Д. Вторая буква в. Она находится в корне –вар- слова заварной, в котором есть все составные части: -ой – окончания, -вар- - корень, за- - приставка, -н- - суффикс. В корне -вар- она обозначает первый звонкий твёрдый согласный звук [в].

4.Преобразование тренировочных упражнений в творческие

Возможности этого способа очень велики, так как он предполагает постановку дополнительных вопросов при выполнении упражнения.

5.Исследование лингвистических явлений включает учащихся в интенсивную интеллектуальную деятельность по осуществлению анализа сложившейся ситуации, выявлению разных функций одного и того же явления, установлению связей этого явления или понятия с другими, выделению в них существенных признаков, обобщению и подводит к формулировке того или иного вывода.

Работая над темой «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка» пришла к выводу, что большие возможности для развития интеллектуальных способностей несет в себе минутка чистописания, на которой дети не только совершенствуют каллиграфическое письмо, но и развивают мышление, внимание, сообразительность, наблюдательность, речевые и аналитические способности.Результатом работы стало обобщение опыта работы по теме «Минутка чистописания как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка» в форме модульной анкеты и выпуск пособия, в котором представлены поурочные разработки минутки чистописания в 1 классе по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.
Результативность опыта.

Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.



Результативность деятельности по обеспечению интеллектуального развития младших школьников оптимальна.Реализация способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка обеспечивает положительную динамику их интеллектуального развития.
Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница