Интеллектуальное развитие личности учащихся в процессе осуществления преемственности между предшкольным и школьным образованием на уроках математики



Скачать 145,04 Kb.
Дата24.04.2016
Размер145,04 Kb.
Т.А.Глухова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 42», города Барнаула


Интеллектуальное развитие личности учащихся в процессе осуществления преемственности между предшкольным и школьным образованием на уроках математики.
Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании - проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Актуальность рассмотрения ее связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Именно дошкольное и начальное образование в итоге обеспечивает качество образования во всех последующих его звеньях. Однако в последнее время увеличивается численность детей, не посещающих ДОУ, более половины детей поступают в первый класс, не пройдя подготовку к обучению в ДОУ. Домашняя подготовка между тем не всегда в состоянии компенсировать отсутствие дошкольного общественного образования.

Требования, предъявляемые школой к будущему первокласснику, заставляют родителей искать выход из создавшейся ситуации. Они вынуждены готовить детей к обучению частным образом или пользоваться различными центрами подготовки к школе, где работа чаще всего ведется с помощью учебников и пособий для первых классов и направлена на обучение детей чтению, письму, счету. Развивается тенденция раннего обучения школьным предметам на основе дублирования школьных программ, что входит в противоречие с задачами дошкольного образования, а также неблагоприятно влияет на здоровье детей. У первоклассников, прошедших такую подготовку, создается иллюзия знания материала, с которым они знакомятся в школе. Дети становятся невнимательными, у них пропадает интерес к учебе, и уже в конце первого года обучения они начинают отставать.

Практика показывает, что на самом деле такая «специальная» подготовка дошкольников к начальным классам затормаживает развитие сторон личности, необходимых для успешного формирования новой социальной роли школьника. В школу приходят читающие, считающие, но реально мало что умеющие дети: они имеют слишком скудный сенсорный опыт, несформированную усидчивость; не умеют элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, быстро устают; у них отмечается низкий уровень познавательной мотивации. При этом формирование и развитие познавательной мотивации (важного компонента познавательной деятельности) является прямой подготовкой базы для формирования в перспективе учебной мотивации, поскольку познавательная мотивация- это основа учебной мотивации. А формирование и развитие познавательных способностей (сенсорных и интеллектуальных) создаст базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля (основных параметров учебной деятельности).

Проблемой развития интеллектуальных способностей учащихся в процессе осуществления преемственности между предшкольным и школьным образованием занимались многие исследователи: О.В.Тарасова, М.Н.Пышкало, Ж.Пазушко и другие.

В определении понятия «интеллект» мы придерживаемся точки зрения П.Я.Полонского и понимаем интеллект как сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание) в их взаимосвязи.

Изучив различные структуры интеллектуальных способностей, мы пришли к выводу, что для развития личности младшего школьника следует актуализировать следующие интеллектуальные способности, которые и рассматривают большинство современных педагогов и методистов: мышление; память; внимание.

А.К.Макарова определяет интеллектуальное развитие как качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик.

В педагогической практике мы опираемся на следующие показатели интеллектуального развития, так как они, на наш взгляд, наиболее оптимальны и позволяют проследить динамику интеллектуального развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

- возрастающая динамичность умственных операций (анализа, синтеза, классификации);

- уровень сформированности свойств внимания, развития памяти;

- уровень усвоения учебного материала детьми.

Л.Ф.Тихомирова отмечает, что для развития интеллектуальных способностей чувствительным является возраст от 3 до 12 лет (то есть дошкольный и младший школьный возраст).

Следовательно, именно с детьми этой возрастной группы нужно интенсивно заниматься. Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность.

В определении понятия преемственности мы придерживаемся точки зрения В.М.Полонского и понимаем преемственность как последовательность в освоении изложения содержания обучения, постепенный переход от простой ступени к другой, логически связанной с предыдущей и готовящей к переходу на более высокую ступень обучения, как связь, которая характеризуется осмысливанием пройденного на новом, раскрытием новых связей, благодаря чему, качество знаний, умений и навыков повышается.

А.М.Пышкало выделил принципы, которым подчиняется методическая система обучения математике: принцип целенаправленности, принцип единства обучения и воспитания, принцип взаимосвязи, принцип полноты, принцип преемственности.

Проблема преемственности может проявлять себя «внешней» стороной рассматривая преемственные связи в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе связи между отдельными звеньями в системе образования. Проявление «внутренней» стороны проблемы преемственности связано с необходимостью изучения всех элементов методики, а именно целей, содержания, форм, методов и средств обучения.

А.Я.Хинкич выделяет следующие направления реализации принципа преемственности в курсе математики начальных классов: 1) пропедевтика, 2) повторение, 3) уточнение понятий. Понятие преемственности как связи между явлениями, способствующей нормальному протеканию процесса развития дало возможность глубже посмотреть на вопросы повторения, пропедевтики и уточнения понятий при организации всего процесса обучения в школе и его отдельных этапов.

Изучив теоретические основы реализации принципа преемственности в обучении математики детей предшкольного и младшего школьного возраста и определив систему методических приемов развития интеллектуальных способностей детей предшкольного возраста, провели опытно-экспериментальное исследование по апробированию программы «Подготовка детей к обучению в школе. Математика»

Данная программа предназначена для развития математических представлений детей 5-6 лет.

Главной целью программы является развитие мотивационной сферы ребенка, интеллектуальных качеств и творческих сил.

Основными задачами математического развития школьников является:

1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.

2. Увеличение объема внимания и памяти.

3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), вариативность мышления.

4. Развитие речи, предполагающее умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

5. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии созданными правилами, проверять результат своих действий).

6. Формирование простейшей математической грамотности.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Данная программа предполагает сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся.

По мере накопления опыта, знаний, выполнение совместной деятельности детьми предшкольного возраста, процесс обучения строится так, что новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А учитель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому знания получают в процессе реализации: системы дидактических игр, дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно- ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, группах.

Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а конструируют знаково- символические средства при изучении геометрических фигур, чисел, цифр.

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организаций занятий с детьми является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Работа с детьми ведется на высоком уровне трудности: им предлагается наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Решение их формирует у детей желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум». Но при этом не тормозится развитие более способных детей.

Таким образом, основы организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми ( принцип деятельности );

- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- обеспечиваются преемственные связи между предшкольным и школьным образованием (принцип непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

В содержание программы в качестве основной содержательно- методической линии выделяется геометрический материал, который предполагает формирование пространственных представлений и представлений о геометрических объектах, включающих элементы планиметрии и стереометрии. Это связано с большими возможностями материала для развития интеллектуальных способностей, важен и этот материал и с точки зрения осуществления преемственности.
Для подготовки ребенка к формированию важнейшего понятия математики- понятия целого неотрицательного числа. С этой целью в содержании программы выделены самостоятельные блоки: «Элементы теории множеств» и «Числа и операции над числами». Первый блок предназначен для овладения учащимися на достигнутом им уровне генетически исходными, базовыми для натурального числа понятиями: множество, элементы множества, счет элементов множества. Во втором блоке рассматривается число, в первую очередь, как результат счета, а затем, как результат измерения величин.

Содержание программы

I. Элементы теории множеств.


  1. Совокупность предметов или фигур, обладающих общим признаком:

- составление совокупности в соответствии с требованиями;

- выделение части совокупности по заданному признаку;

- сравнение совокупностей;

- установление равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар;

- равенства и неравенства чисел;

- соединение совокупностей в одно целое ( сложение);

- удаление части совокупности (вычитание);

- взаимосвязь между частью и целым;

- переместительное свойство сложения;

- знаки> и <;

- знаки = и ≠;

- знаки + и – .

2) Предмет как элемент множества. Свойства предметов:

- цвет;


- форма;

- размер;

- вещество;

- сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.



II. Числа и операции над ними.

  1. Натуральное число как результат счета и измерения, числовой отрезок.

  2. Количественный и порядковый счет в пределах 10:

- образование следующего числа путем прибавления единицы;

- использование различных анализаторов при счете;

- порядковый счет до 20 и обратно;

- ритмический счет через 1, через 2.

3) Название последовательности и обозначение чисел от 1 до 10, их состав:

- наглядное изображение однозначных чисел совокупностями предметов;

- число 0 и его свойства;

- сравнение чисел (больше на, меньше на).

4) Сложение и вычитание чисел в пределах 10:

- наглядное изображение сложения- вычитания с помощью совокупностей предметов.

5) Простые задачи на сложение и вычитание.

III. Пространственно- временные представления.


  1. Уточнение отношений на- над- под; справа- слева посредине; спереди- сзади; сверху- снизу; выше- ниже; шире- уже; длиннее- короче; толще- тоньше; раньше- позже; позавчера- вчера- сегодня- завтра- послезавтра.

  2. Установление событий: дни недели; месяцы в году.

IV. Геометрические фигуры и величины.

  1. Знакомство с геометрическими фигурами:

- круг, овал;

- квадрат, прямоугольник;

- треугольник;

- шар;


- куб, параллелепипед;

- цилиндр;

- конус, пирамида;

- умение распознавать их в окружающей обстановке;

- умение выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы;

- составление фигур из частей и разбиение на части.

2) Развитие геометрических представлений:

- точка;


-прямая;

- луч;


- отрезок;

- ломаная;

- многоугольник;

- углы (острый, прямой, тупой);

- равные фигуры;

- замкнутые и незамкнутые линии.

3) Сравнение предметов по длине и массе:

- установление необходимости выбора одной мерки при сравнении величин;

- знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения (см, кг, литр, минута).

Данная программа была апробирована в процессе организации деятельности прогимназии и в период обучения в 1 классе. Рассмотрим некоторые примеры упражнений, соответствующих каждому блоку.




      1. Элементы теории множеств.


На соединение совокупностей в одно целое (сложение), детям было предложено следующее задание. Житель мыса Знаков - Краб прислал телеграмму с просьбой о помощи собрать камни в мешок.

-Сколько камней получилось в мешке? Давайте посчитаем.

-Что делали с камнями?

Вспоминаем, что жители мыса не умеют разговаривать.

-Какой же знак можно изобразить на мешке, чтобы Краб понял, что это наша общая сумма камней?

Участник путешествия - Почемучка подсказывает, что люди уже придумали такой знак, вот он +. Это « плюс».

-Как вы думаете, почему люди придумали именно такой знак для обозначения сложения?

Напишите знак + в правом нижнем углу мешка.




      1. Числа и операции над ними.

Первое задание направлено на развитие мышления. В таблице состоящей из трех столбцов и трех строк необходимо вставить нужный треугольник. Анализируя и сравнивая треугольники, дети находят верное решение и самостоятельно оценивают себя. Второе задание способствует формированию умения классифицировать предметы.

-Что объединяет предметы?

-Обведи линией те предметы, которых на рисунке по три.

-Почему остальные лишние?

-На какие две группы можно разбить эти овощи?

Образование следующего числа путем прибавления единицы прослеживается в третьем задании.

-В левом квадрате показано, как записывать число 3. Это печатная цифра 3.

-Где вы ее видели? Что она обозначает?

-Запись цифры 3 можно увидеть и вот такую:

-Где ее видели? Что она обозначает?

Сколько точек в правом квадрате? Какой вывод можно сделать?

-Сколько на счетах косточек? Обведи и раскрась их.

-Как сделать, чтобы косточек на счетах было 3? Добавь и раскрась их. Сколько всего косточек стало?

-Как получили 3 косточки?

-Сделайте вывод: 2 да 1 будет 3.

-Косточку, которую нарисовали, она по порядку какая?

-Какой третий день недели? Какой третий месяц года?



III. Пространственно- временные представления.

При введении понятий «между», « посередине» было предложено следующее задание.

-Нарисуйте солнце над елкой, гриб- под елкой, пенек- справа, цветок - слева.

-Посмотрите за моими действиями и скажите, что я делаю.

Поместила мухомор слева от елки, а опенок справа от пенька.

-Как сказать по- другому?

-Где расположен пенек? Мухомор?


      1. Геометрические фигуры и величины.

При проведении урока по теме: «Сравнение по длине, ширине и толщине, по высоте» главными героями были Белоснежка и ее друзья – гномы. Во втором задании надо было помочь Белоснежке подобрать тесемочку к фартуку и раскрасить в нужный цвет.

-Как определили, какая тесемочка подходит?

-Как еще можно сравнить полоски по длине? Как правильно?

Второе задание направлено на умение самостоятельно, пользуясь знаками >, <, =, сравнивать полоски по длине. В четвертом задании надо было раскрасить те бревна, которые толще, чем то, которое в рамке.

Решаемая нами проблема интеллектуального развития личности ребенка в процессе осуществления преемственности между предшкольным и школьным образованием является одной из актуальных проблем современной методики обучения математики. В нашей работе предпринята попытка решить ее путем создания программы «Подготовка детей к обучению в школе. Математика». В нашей деятельности была разработана серия методических приемов и упражнений, которые позволят развивать интеллектуальные способности у младших школьников.

Для проверки ее эффективности было проведено экспериментальное исследование, которое предполагало диагностику уровня сформированности геометрических понятий и представлений у детей младшего школьного возраста, организацию целенаправленной работы и сравнительный анализ результатов исследования.

Результаты итоговых промежуточных исследований подтвердили эффективность предлагаемой методики и показали возможность использования программы для развития интеллектуальных способностей у младших школьников.



  1. Э. А. Баллер. Преемственность в развитии культуры. – М., 1969.

  2. Т.И. Бочкарева. Преемственность в процессе обучения в школе. – М., 1984.

  3. Н.В. Водопьянова. Работа с геометрическим материалом// Начальная школа, № 6, 1995.

  4. С.В. Дорофеева. Некоторые возможности обучения математике и обеспечение преемственности при переходе младших школьников в пятый класс// Начальная школа № 4, 2003.

  5. А.В. Иванова., Е.В. Андрейченко. Задания по геометрии различной степени трудности// Начальная школа, № 1, 1991.

  6. А.Ф. Киселева. О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы// Начальная школа, № 10, 2000.

  7. Л.И.Комарова. Прямая и кривая линии. // Начальная школа, № 2, 1994.

  8. З.А.Магомеддибирова. Дидактические подходы к эффективному осуществлению преемственности в обучении математики// Начальная школа, № 1, 2004.

  9. Математика: Большой энциклопедический словарь/ Ю.В.Прохоров, 1998.

  10. В.Н. Махрова. Преемственность проведения внеклассной работы по математике в начальной школе.// Начальная школа, № 6, 2000.

  11. Л.В.Муштакова. Система развивающего обучения глазами завуча// Начальная школа, № 6, 1997.

  12. Педагогический энциклопедический словарь./Гл. ред. Б.М.Бим-Бад.-М.:Большая российская энциклопедия, 2002.

  13. Н.С.Подходова. Геометрия в развитии пространственного мышления// Начальная школа, № 1, 1999..

  14. А.В. Тихоненко. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений// Начальная школа, №2, 2001.

  15. В.М.Туркина. Учебная задача как средство создания «поля преемственности»// Начальная школа, № 5,2003.

  16. Л.М.Фридман. Психолого- педагогические основы обучения математике в школе.- М. 1983.







Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница