Интеллектуальный потенциал студента профессиональной школы в ракурсе



Скачать 200,67 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата20.04.2022
Размер200,67 Kb.
#182585
  1   2   3   4
Связанные:
formirovanie-grazhdanskoy-i-politiko-pravovoy-kultury-studentov



Куршев А.В.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
В последние годы на страницах журнала "Социологические исследования" публикуются содержательные материалы по проблемам гражданского воспитания молодежи, в том числе учащейся. В них анализируется функционирование отдельных социальных институтов в области профессиональной социализации учащихся, показываются особенности их социализации в процессе реформирования российского общества. Однако, на мой взгляд, еще недостаточно освещаются вопросы о гражданском воспитании

подрастающего поколения. В результате событий последних десятилетий в России в образовании как системе существенно ослаблена не только гражданское, но и все остальные составляющие воспитания, вследствие чего снижена его целост- ность. Можно утверждать, что основная проблема российского образования – это проблема повышения его целостности, проблема увеличения воспитательной составляющей в образовательном процессе. Важнейшие государственные задачи формирования гражданственности и патриотизма студентов, их духовного, нрав- ственного и физического воспитания в настоящее время в требуемой мере не выполняются. Отказ в свое время государства от управления воспитательным процессом в системе образования привел к деформации социализации молодежи, к преобладанию в ней только приспособительного аспекта, вытеснению трудовой мотивации спекулятивно-стяжательной мотивацией, прогрессированию идей индивидуализма, политического и нравственного безразличия. Во внеучебное время студенчество предоставлено само себе. Существующие прежде государственные центры патриотического воспитания, культурного досуга, кружки и клубы, спор- тивные учреждения и секции в современных рыночных условиях или не функционируют, или функционируют лишь для подавляющего меньшинства. Молодежная субкультура далека от идей патриотизма, духовности и нравственности, которые все более вытесняются выгодой. Дегуманизация и деморализация социокультурных ценностей приводит к криминализации молодежи, возрастанию ее девиантного поведения. Высокий уровень профессионального обучения в России при слабости гражданского воспитания студенческой молодежи имеет следствием отток лучших молодых специалистов на Запад и появление поколения с жизненным кредо: "Ро- дина там, где лучше кормят". Выход из этого положения – увеличение реального "веса" воспитательной составляющей. Это позволит повысить целостность российского образования, обеспечит решение с помощью образования жизненно необходимой для современной России задачи сплочения общества, возрождения чув- ства гражданственности, увеличения значимости нравственных идеалов. Подтверждение этому находим в том,что: "Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества".
В широком смысле "гражданственность"– есть «проявление» качества личности, соотнесенного со сфе- рой духовного и осуществляющего мотивированное включение личности в общественную жизнь, соотнесенную с интересами государства.
Это личностный способ отражения и освоения действительности, детерминированный соотнесенностью потребностей, ориентацией познания и деятельности человека на интересы государства и общества. В основе такого отражения лежит общая образованность личности относительно государственного устройства и жизни гражданского общества. Гражданственность – это внутренняя, обусловленная инстинктивной со- ставляющей, направленность личности на интересы государства и общества, а также соответствующая дан- ной направленности система отношений, поведения и деятельности личности в условиях государства. Речь идет о таком качестве сознания, отношения и деятельности, которое аккумулирует в себе способность человека выходить за пределы, безусловно необходимого, диктуемого наличной ситуацией и ближайшими потребностями бытия.
Важность воспитания гражданственности, формирования компетенции, компетентности гражданственности подчеркивается многими отечественными учеными-педагогами. Гражданственность, рассматривается ими в связи с разработкой проблем: гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, Б.Т. Лихачев, Н.А. Морозова, В.А. Каган,
Н.А. Коваль, В.Д. Шадриков и др.); ненасилия и толерантности (А.А. Гусейнов, В.Г. Маралов, В.А. Пономаренко, Ю.М. Орлов); развития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, В.И. Слободчиков, Е.И.
Исаев, Г.Б. Корнетов, А.А. Реан, и др.); становления личности, достижения определенного уровня адаптивности и самоактуализации вплоть до достижения высшей точки личностного роста – акме (К.А. Абульханова, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А.
Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Марков, и др.).
Следует подчеркнуть, что оно характеризует процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Период становления человека как специалиста совпадает с этапом его активной социализации в обще- стве как гражданина, объекта и субъекта политической жизни. Такую социализацию можно рассматривать как формирующуюся гражданственность, под которой следует понимать интегративную целостность и вклю- ченность в отражение социальной реальности нескольких сфер личности: познавательной; нравственной; волевой; эмоциональной.
Познавательная сфера личности предполагает включенность всех познавательных функций, свойств ума, всех процессов рефлексии и творческой активности. В связи с гражданственностью познание предполагает необходимость воспринимать, осмысливать процессы, протекающие в обществе и государстве, определять причинно-следственные связи.
Нравственная сфера рассматривается здесь как степень гармонизации сочетания в сознании личности собственных интересов, а также интересов общества и государства, проявляющихся в поведении и жизне- деятельности. Проблема нравственного или безнравственного во взаимодействии личности, общества и государства является актуальной сразу для нескольких наук: социологии, этики, философии, психологии и педагогики. Исходными элементами нравственности гражданина являются: сформированная (интериоризированная) система отношений человека к гражданскому обществу и госу- дарству; реализация системы сформированных гражданских отношений в поведении и жизнедеятельности.
В ситуации выбора интериоризированные гражданские нормы и отношения позволяют личности возвысить- ся над ситуацией и реализовывать свои интересы в согласии с интересами общества и государства.
Содержание гражданской социализации на наш взгляд, определяют три элемента: 1) профессиональная социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые навыки и опыт в од- ной или ряде профессий; 2) правовая социализация, направленная на устранения среди молодежи правово-

го нигилизма, уяснение каждым молодым гражданином своих прав и обязанностей; 3) политическая социа- лизация, способствующая повышению активности каждого индивида в защите своих прав и свобод, в управ- лении государственными и общественными делами. В данной статье акцентируется внимание на роли субъ- ективного фактора в

Скачать 200,67 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница