Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования



Скачать 61.35 Kb.
Дата24.04.2016
Размер61.35 Kb.
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования
Антипина Л.Б., директор МОУДОД

Детской школы искусств №4 г. Томска


Модернизация образования предполагает интеграцию общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Идея интеграции общего и дополнительного образования детей как одна из ведущих тенденций развития школьного образования сформулирована в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

«Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.»

Дополнительное образование стремится заполнить пространство знаний, которое ребенок не получает или недополучает в общеобразовательных учреждениях. Вследствие своей большей мобильности дополнительное образование расширяет возможности развития обучающихся.

Учреждение дополнительного образования Школа искусств №4 была открыта 1 сентября 1985 года в здании общеобразовательной школы №4. Таких, как наша школа, сегодня в городе всего три, и то, что все они были открыты на базе общеобразовательных школ, говорит о том, что сама идея их создания уже была ориентирована на интеграцию. Только слово это тогда, 20 лет назад, не было так распространено.

Вместе с общеобразовательной школой школа искусств решает проблемы воспитания, образования и развития обучающихся в едином образовательном процессе. Согласовываются расписания двух школ, составляется план совместных мероприятий, проводятся совместные педсоветы.

В 1987 году в ощеобразовательной школе совместно со школой искусств были открыты музыкальный, хореографический классы и класс общего эстетического образования, классными руководителями которых были назначены педагоги школы искусств. Сегодня у нас только хореографических классов - одиннадцать, мы обучаем, воспитываем и сопровождаем их с первого по одиннадцатый класс до выпуска совместно с общеобразовательной школой. И это только одно направление, а у нас их шесть.

И вот об этом хотелось бы рассказать подробнее.

В «Послании Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию» говорится о Национальной образовательной стратегии, воплощением основной идеи которой является инициатива «Наша новая школа». Первое направление стратегии – создание для детей возможности уже в школе раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высоко технологичном конкурентном мире. Одиннадцатилетние образовательные программы ДШИ №4, ориентированные на 3 уровня освоения программ в соответствии с реализацией личностно-ориентированного подхода полностью соответствуют данной тенденции развития образования. Каждый обучающийся нашей школы имеет возможность получить начальное профессиональное образование вне зависимости от того, станет ли это его профессией или нет. Большое количество наших выпускников, поступая в технические и другие ВУЗы, не связанные с искусством, продолжают играть и танцевать либо в университетских ансамблях, либо в качестве педагогов дополнительного образования. И мы полагаем, что именно искусство позволяет нашим выпускникам сохранять гармонию своего внутреннего мира.

Второе направление стратегии – выявление и поддержка талантливых детей. Система мониторинга образовательного процесса ДШИ №4, включающая в себя тщательную входящую, промежуточную и итоговую диагностику развития способностей обучающихся, позволяет не только обеспечивать качественное развитие обучающихся с обычными способностями, но и своевременно выявлять одаренных детей, с которыми в средних и старших классах занимаются педагоги Томского областного музыкального училища по образовательным программам, предполагающим повышенный уровень освоения материала. Среди проблем ведущая – это отсутствие финансирования на участие в конкурсах и фестивалях российского и международного уровня.

Третье – ключевая роль педагога. Кадровый потенциал школы огромен – все педагоги имеют профессиональное образование, являясь выпускниками Консерваторий, Университетов и Академий культуры и искусств, музыкальных училищ и колледжей культуры. Они воспитывают подрастающее поколение своим примером, любовью к искусству, вдохновением и профессионализмом. И основная наша проблема состоит в том, что мы не можем этим людям предложить достойную зарплату, а тем более – помочь с жильем, особенно молодым педагогам, несмотря на все действующие сегодня жилищные программы.

Серьезной проблемой профессионального развития педагога является отсутствие программ и незначительное финансирование повышения квалификации. Предлагаю сформировать областную целевую программу повышения квалификации педагогов дополнительного образования как в сфере педагогики, так и в области узкоспециальных интересов.

Четвертое направление – изменение формы и содержания школы. Школа не имеет права быть «ветхой» - и в прямом, и в переносном смысле. Необходимы новые нормы проектирования школьных зданий. И в этом смысле мы имеем необходимые хорошо оборудованные помещения в достаточно новой школе, но это – приспособленные помещения, и их не так много, как хотелось бы. Мы не можем удовлетворить запросы всех желающих заниматься тем или иным видом искусства. Огорчает и малый объем финансирования на новые, качественные музыкальные инструменты.

Конечно, в будущем хотелось бы, чтобы наша школа разместилась в пристройке к школьному помещению, специально спроектированному для занятий всеми видами дисциплин художественно-эстетического цикла.

Пятое направление стратегии – сохранение и развитие здоровья обучающихся. В этом смысле наша школа может гордиться целым комплексом здоровьесберегающих технологий – от создания благоприятной атмосферы на занятиях и учебных кабинетах до системы исправления дефектов осанки на уроках балетной гимнастики. Хорошо сбалансированный ежедневный комплекс общеобразовательных и специальных дисциплин позволяет обучающимся развиваться наиболее гармонично.

Дополнительное образование сегодня – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Цель дополнительного образования – создание условий, которые дают ребенку ощущение, что он сам является источником своего поведения, познания мира. На внутреннюю мотивацию ребенка влияют такие черты дополнительного образования, как наличие выбора и свободы его осуществления, стремление к компетентности и мастерству, создание ситуации успеха и др.

И в этой связи намерение рассматривать все школы искусств, независимо от ведомственной принадлежности, в качестве начального этапа профессионального образования в системе школа-училище-вуз, необходимость существования которой (системы) утверждает «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы», одобренная распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008г. №1244-р, неверно по отношению к школам искусств муниципальной системы образования.

Предполагать, что наша школа искусств однозначно ориентирована на начальное профессиональное образование и профессиональную ориентацию обучающихся, и поэтому должна находиться в ведении органов управления культуры, недопустимо:

Во-первых, в отличие от культуры уже при наборе обучающихся наша школа принимает всех желающих, на практике осуществляя принцип доступности образования;

Во-вторых, мы работаем не по типовым (примерным) образовательным программам школ искусств, а по модифицированным, экспериментальным и авторским образовательным программам 11-летней продолжительности;

В-третьих, ожидаемый результат работы нашей школы – обеспечение высокого качества образования, позволяющего выпускникам заниматься как домашним музицированием, так и поступать в профильные ВУЗы и ССУЗы, что регулярно происходит.

Реальные же результаты работы ДШИ №4 гораздо шире. Анализ задач модернизации образования показывает, что качество образования определяется вкладом каждого образовательного учреждения. Вклад нашего учреждения виден и по масштабности сотрудничества: все обучающиеся СОШ №4 с первого по девятый класс проходят через образовательную программу «Музыкальный лекторий». А это 1194 умных и чутких слушателей и зрителей, воспитываемых на лучших образцах мирового музыкального искусства.

Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой ими основной образовательной программы. Поэтому муниципальная система образования должна иметь в арсенале различные виды учреждений дополнительного образования, должна сохранить и преумножить их многообразие, обеспечивая свободу выбора обучающимися собственной траектории образования, в которой возможно как обучение в школе искусств, так и в кружках и студиях Дворцов и Центров.

Вместе с общеобразовательными учреждениями учреждения дополнительного образования детей должны составить целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства.







Каталог: lib2 -> upload -> museum -> %D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94
%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94 -> Семья в художественной литературе
%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94 -> Классный час для учащихся 9-11 кл «Кем мне стать?» // Читаем, учимся, играем. 2007. №11-С. 69 Диспут для старшеклассников «Кем быть или каким быть?// Библиотека. 2003. №2. С. 58 Игра «Защита профессии»
%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94 -> Администрация муниципального района Волжский му «Межпоселенческая библиотека Волжского района»
%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94 -> Образование. Наука. Библиотечное дело
museum -> Информационно-библиографическое сопровождение научной деятельности в универсальной библиотеке
museum -> Сенинг Татьяна Альфредовна, заведующая информационно-библиографическим отделом
%D0%9E%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%AD%D0%9A%D0%9D%D0%94 -> Концепция развития художественного образования в Чувашской Республике


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница