Интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования как условие эффективности предшкольной подготовки



страница1/10
Дата11.02.2016
Размер2.17 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

На правах рукописи

Шкляревская Светлана Моисеевна

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ


Специальность 13.00. 01 - общая педагогика,
история педагогики и образования
ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени


кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

д.п.н., профессор

О.И.Воленко


Москва


2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ


ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 17

1.1. Предшкольная подготовка как особый этап


дошкольного образования 17

1.2. Понятие образовательной среды и проблема её проектирования 37

1.3. Специфика образовательной среды предшкольной подготовки 55

ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 72

2.1. Подходы к построению образовательной среды предшкольной подготовки в образовательной практике современной России 72

2.2. Моделирование образовательной среды предшкольной подготовки на основе интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования 93

2.3. Оценка эффективности модели 117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137

БИБЛИОГРАФИЯ 141

Приложение А 166





ВВЕДЕНИЕ

С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование де-юре признано уровнем общего образования. Однако для того чтобы оно стало полноценной подсистемой непрерывного образования де-факто, необходимо еще многое сделать, в том числе обеспечить преемственность на этапах дошкольного образования и на стыке дошкольного и школьного образования. Нетривиальность этой задачи связана с необязательностью освоения детьми дошкольного возраста каких-либо образовательных программ и реально существующим на данной ступени многообразием форм получения образования.

Несмотря на то, что показатели охвата детей дошкольным образованием в нашей стране по уровню сопоставимы с мировыми, считать их достаточными было бы неверно. Дело в том, что возраст начала обязательного (школьного) обучения в нашей стране выше, чем в большинстве развитых стран. Таким образом, охват образованием детей 5-7 лет оказывается ниже, чем в развитых странах. На основании этих данных в начале XXI в. в России был сделан вывод о необходимости формирования особой системы «предшкольного образования» или «предшколы» для обеспечения равенства стартовых возможностей при поступлении в школу детей вне зависимости от благосостояния их семей или места проживания.

Особую роль в развитии теории и практики предшкольного образования в современной Российской Федерации сыграла утвержденная в 2003 г. «Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)». В ее разработке принимали участие специалисты двух уровней образования: дошкольного и начального общего (Н.Ф. Виноградова, Ш.А. Амонашвили, М.М. Безруких, В.Г.Горецкий, А.А. Леонтьев, Б.М. Неменский, В.В. Рубцов, Н.Г. Салмина и другие известные ученые).

В государственной политике задача создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольного образования») впервые фиксируется в 2004 году в документе «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации».

К настоящему времени в России созданы и успешно апробированы различные региональные системы предшкольной подготовки. Вместе с тем, задача совершенствования практики предшкольного образования и его научно-методического обеспечения по-прежнему сохраняет свою актуальность. Одним из приоритетов современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение доступности дошкольного образования в целом и его предшкольного этапа в частности. Так, на совещании 15 августа 2012 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев отметил значимость работы по подготовке детей к школе, подчеркнув, что это «очень важная часть социальной программы».

В контексте обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования одним из важнейших результатов предшколы выступает феномен готовности ребенка к школе. Начиная с 70-х гг. прошлого века, проблема готовности к школе широко исследовалась в отечественной педагогической психологии и педагогике (Л.И. Божович, Н.С. Варенцова, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, В.В.Гербова, Н.И. Гуткина, О.М. Дьяченко, В.К. Загвоздкин; Т.С.Комарова, Е.Е. Кравцова, С.В. Литвиненко, Г.М.Лямина, B.C. Мухина, Л.П. Нестеренко, Н.В. Нижегородцева, О.Л. Середа, И.В. Тимонина, М.В. Урбанская, В.Д. Шадриков и др.). При этом понятие «готовность к школе» одними исследователями трактовалось достаточно узко (как готовность к усвоению школьных «знаний, умений, навыков»), а другими - широко (как готовность к переходу в новый возрастной этап).

Различные аспекты образования детей старшего дошкольного возраста (предшкольного образования) исследуются в работах М.М. Безруких, М.Б.Зацепиной, Л.А. Парамоновой и В.И. Слободчикова; А.А.Леонтьева с соавторами; В.Н. Белкиной, Н.Н. Васильевой и Н.В. Елкиной; А.Г. Гогоберидзе, В.Т. Кудрявцева, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, С.Н. Пениной, Н.А. Платохиной, С.Д. Сажиной, Н.Н. Сарычевой, М.Ю. Стожаровой, О.С.Ушаковой, Р.К. Шаеховой и др. При этом исследователи все чаще обращаются к средовому подходу в дошкольном образовании (О.И. Давыдова и А.А. Майер, С.В. Литвиненко, Н.А. Короткова и др.), теоретические основы которого заложили работы отечественных ученых конца 60-х – 80-х гг. ХХ в. (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Р.А. Курбатова и Н.Н. Поддъяков и др.).

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, утвержденный в 2013 году, прямо указывает на необходимость создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Кроме этого в стандарте акцентируется внимание на обеспечении преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Основаниями преемственности при этом выступают зафиксированные во ФГОС целевые ориентиры. Они предполагают формирование у детей на этапе завершения ими дошкольного образования предпосылок к учебной деятельности

Идеи средового подхода в дошкольном образовании нашли отражение в программах дошкольного воспитания (программы «Золотой ключик», «Развитие», «Одаренный ребенок»; «Школа 2100»).

Изучение перечисленных выше и иных источников, сравнительно-сопоставительный анализ теории, методики и практики предшкольной подготовки позволил выявить следующие противоречия:

- теоретико-методологическое: между «широким» и «узким» пониманием предшколы («предшкольное образование» - «предшкольная подготовка»);

- содержательно-целевое: между преимущественной направленностью многих современных программ дошкольного образования на развитие познавательной сферы и знаниевую подготовку – и необходимостью удовлетворения потребностей разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста;

- организационно-методическое: между необходимостью предшкольного образования и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную его реализацию;

- практическое: между унифицированным режимом жизни в массовом детском саду, ориентацией на формирование у старших дошкольников интеллектуальной готовности к школе, умений работать по инструкции или образцу, слушать взрослого – и необходимостью развития познавательной мотивации, воображения, произвольности, способности выбирать себе род занятий, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, самостоятельности ребенка.

Необходимость разрешения данных противоречий и возможность использования для этого средового подхода определили тему исследования: «Интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования как условие эффективности предшкольной подготовки».



Цель исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс условий интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования, обеспечивающих эффективность предшкольной подготовки.

Объект исследования – предшкольное образование детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – образовательная среда предшкольной подготовки, реализуемой в группах кратковременного пребывания.

Гипотеза исследования: педагогическая эффективность предшкольного образования обеспечивается интеграцией образовательных сред дошкольного и начального общего образования, которая осуществляется с соблюдением следующих условий:

- обеспечено единство образовательных сред дошкольного и начального общего образования по основным параметрам, набор которых определяется с учетом требований родителей учащихся предшколы и начальной школы;

- пространственно-предметный, социально-контактный и содержательно-деятельностный компоненты интегрированной образовательной среды сбалансированы, что может быть достигнуто при сочетании в процессе проектирования, создания и развития среды различных подходов: деятельностного и средового, когнитивного и личностного;

- признаки единства (содержательные линии интеграции) социально-контактного компонента определяются динамикой социальной ситуации развития дошкольников на предшкольном этапе дошкольного образования, содержательно-деятельностного компонента – динамикой развития игровой деятельности; пространственно-предметный компонент создает материальную основу для развертывания деятельности, общения и развития социальных отношений дошкольников;

- предусмотрена пропедевтика локальных образовательных сред начальной школы в образовательной среде предшкольной подготовки;

- интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования сочетается с обеспечением преемственности содержания образования на основе единой (сквозной) образовательной программы.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:


  1. уточнить специфику предшкольной подготовки как особого этапа непрерывного образования;

  2. определить принципиальную возможность и особенности использования средового подхода при построении предшкольного образования;

  3. выявить и охарактеризовать подходы к построению образовательной среды предшкольной подготовки в образовательной практике современной России;

  4. разработать, научно обосновать и провести опытную апробацию модели интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования, обеспечивающей эффективность предшкольной подготовки.

Методологической основой исследования являются: теория познания; диалектический, системный и гуманитарный подход в познании общественных явлений; культурно-историческая концепция развития высших психических функций, деятельностный, личностно ориентированный и средовой подходы к образованию и развитию личности.

Теоретическая база исследования включает в себя следующие теории и концепции:

- психолого-педагогическое обоснование возрастных особенностей и механизмов психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.А. Леонтьев, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);

- концепции гуманизации педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, О.С. Газман, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Большое значение для настоящего исследования имели также труды отечественных и зарубежных ученых, педагогов-исследователей и практиков, посвященных следующей проблематике:

- процессу развития личности ребенка в ходе его взаимодействия с окружающей социокультурной средой (А.Г. Асмолов, А.А. Макареня, Н.Б. Крылова, В.В. Рубцов, Д.Б. Эльконин, Э.Эриксон и др.);

- развитию содержания и организации дошкольного образования (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, В.Я. Нечаев, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Поддьяков, Б.Д. Эльконин, и др.);

- формам и средствам предшкольного образования (Н.А. Баева, Н.И. Гуткина, С.А. Езопова, Е.Г. Зима, Г.М. Казакова, В.Т. Кудрявцев, С.Д. Сажина, М.Ю. Стожарова, Т.Н. Шикалова и др.);

- принципам проектирования образовательного пространства и роли образовательной среды в развитии личности (Г.Ю. Беляев, А.А. Бодалев, О.И.Воленко, В.А. Караковский, В.А. Козырев, В.А. Карпов, Ю.Н. Кулюткин, Ю.С. Мануйлов, A.B. Мудрик, Л.И. Новикова, В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, А.Н. Тубельский, И.К. Шалаев, В.А. Ясвин и др.).

В процессе исследования использованы следующие виды источников:


  • диссертационные и монографические исследования в области дошкольного и начального общего образования;

  • психолого-педагогические исследования, характеризующие особенности развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

  • материалы научно-практических конференций, семинаров, публикации научной и научно-популярной периодической печати по проблематике исследования, в том числе опубликованные на специализированных сайтах сети Интернет;

  • концепции, программы, методические рекомендации и другие документы, раскрывающие многообразие современных подходов к организации предшкольного образования;

  • нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы, регламентирующие деятельность региональных и муниципальных систем дошкольного образования и дошкольных образовательных организаций.

В работе использован комплекс методов исследования, позволивший решить поставленные задачи, а именно: теоретические методы исследования, в т.ч. историко-педагогический и сравнительно-сопоставительный анализ, педагогическое моделирование; опытно-экспериментальная работа; методы сбора эмпирических данных – социологические (анкетирование, интервьюирование) и психологические (методики, нацеленные на определение уровня умственного развития; развития различных видов мышления а также внимания; личностной тревожности); простейшие статистические методы обработки полученных данных.

Экспериментальной базой исследования являлось дошкольное отделение Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 84» (ГБОУ СОШ № 84) Юго-Восточного административного округа г. Москвы.

Организация и основные этапы исследования.

На первом, организационно-теоретическом этапе (2007-2009 гг.) изучались литературные источники по проблемам организации предшкольного образования, а также опыт реализации вариативных моделей предшкольного образования в различных регионах Российской Федерации. Одновременно уточнялись теоретико-методологические основы исследования, его цель, объект и предмет; была сформулирована исследовательская гипотеза и модель интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (2010-2012 гг.), разработанная модель прошла апробацию.

На третьем, обобщающем этапе (2012-2013 гг.) модель интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования была скорректирована с учетом апробации и процесса интеграции школ и детских садов, развернутого в Москве; кроме того, было продолжено отслеживание эффектов функционирования скорректированной модели, осуществлялись систематизация и интерпретация полученных материалов, были обобщены теоретические и практические результаты исследования, оформлен текст диссертации.



Обоснованность и достоверность основных положений и выводов исследования обусловлены: непротиворечивой теоретико-методологической базой исследования; использованием методов исследования, соответствующих цели, задачам и предмету исследования и взаимно дополняющих друг друга; сопоставлением подходов и данных, содержащихся в литературных источниках, а также данных литературных источников с данными, полученными в результате изучения практики; практической апробацией и обсуждением основных положений диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящей работе:

- определена специфика образовательной среды предшкольной подготовки как среды «буферного типа», существующей в точке перехода от комфортной среды семейного типа к деятельностной школьной среде;

- введено в научный оборот понятие «интеграция образовательных сред», определяемое как построение таких локальных образовательных сред, которые по одному или нескольким компонентам (пространственно-предметному, социально-контактному, содержательно-деятельностному) обладают сходством по определенным параметрам;

- разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована модель интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования.



Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

- обоснована принципиальная возможность и определены особенности использования средового подхода к построению предшкольного образования, что расширяет методологическую базу современной дошкольной педагогики, ориентированной на идеи личностно-ориентированного образования;

- дано научное объяснение базовому противоречию в образовании детей старшего дошкольного возраста («предшкольная подготовка» - «предшкольное образование») на основе представлений о реализации на практике учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной педагогической парадигмы, что обеспечивает ориентировку в многообразии моделей и подходов в теории и практике образования детей старшего дошкольного образования.

В целом, полученные результаты дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об особенностях организации образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста и могут служить основой для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в области дошкольного и начального общего образования.



Практическая значимость исследования связана с возможностью использования в практике организации предшкольного образования следующих результатов исследования:

- определено организационное условие повышения качества предшкольного образования: обеспечение взаимодействия школы и детского сада в различных формах; представлены возможные формы такого взаимодействия: совместная разработка и (или) реализация образовательной программы (сетевое взаимодействие), создание комплекса «Школа – детский сад» или детский сад - модуль школы («школа с дошкольными группами») и т.п.

- разработана и апробирована методика определения целевых параметров интегрируемых локальных образовательных сред дошкольного и начального общего образования с учетом родительского образовательного заказа;

- разработана и апробирована опытным путем модель интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования. Практическое назначение данной модели состоит в обеспечении сбалансированности между удовлетворением субъективных образовательных потребностей и ожиданий родителей обучащихся старшего дошкольного возраста и решением объективных задач обеспечения подготовки детей к обучению в школе и их общего развития.

Отдельные положения, разработанные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы в системе непрерывного педагогического образования при разработке содержания учебных курсов, учебных и методических пособий, нацеленных на повышение квалификации руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и иных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. В рамках средового подхода к построению предшкольного образования средовое влияние рассматривается как естественное средство обучения и воспитания, решающий фактор развития личности старшего дошкольника, его подготовки к жизни и деятельности в условиях школы. Средовой подход позволяет реализовать идею преемственности и непрерывности образования на стыке старшего дошкольного и младшего школьного возраста посредством «мягкой» интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования.

2. Различия в практических походах к организации предшкольного образования в современной России связаны, прежде всего, с разной «средовой принадлежностью» предшкольной подготовки. Первый подход предполагает её реализацию в общеобразовательной школе; второй, противоположный подход - на базе дошкольной образовательной организации. На практике существуют ещё два подхода, также противоположные друг другу: «смешанный», когда дети, посещающие детский сад, одновременно занимаются предшкольной подготовкой в школе в рамках дополнительного образования; и «интегрированный», когда программы предшкольного образования реализуются на базе комплекса «Школа – детский сад».

3. Более глубокое противоречие реализуемых подходов может быть выявлено на основе представления о педагогических парадигмах.

В рамках учебно-дисциплинарной педагогической парадигмы подготовка к школе сводится к обучению знаниям и умениям (в большей или меньшей мере связанным с содержанием начального образования) и тренингу «умений школьного поведения». В данном случае деятельностный компонент образовательной среды оказывается гипертрофированным, причем он строится по образцу школьного; другие ее компоненты недооцениваются (социально-контактный компонент в большей, пространственно-предметный в меньшей мере).

В русле личностно ориентированной педагогической парадигмы предшкольное образование ставит задачу создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. При этом на практике акцент делается на формировании комфортного для всех детей психологического климата, обеспечении свободы, снятии внешних ограничений. В данном случае гипертрофированным оказывается социально-контактный компонент. В крайних случаях это приводит к дезинтеграции образовательной среды, поскольку вне целесообразно организованной деятельности развивающие возможности ее компонентов используются неэффективно.

4. Модель интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования включает в себя два основных компонента: инвариантный и специфический. Инвариантный компонент модели отражает общие требования к образовательной среде предшкольного образования, его целям, условиям реализации и принципам организации. Специфический компонент включает набор следующих характеристик, отличающих данную конкретную модель: 

- основные параметры, по которым обеспечивается единство образовательных сред дошкольного и начального общего образования определяются с учетом требований родителей учащихся предшколы и начальной школы;

- пространственно-предметный, социально-контактный и содержательно-деятельностный компоненты интегрированной образовательной среды сбалансированы за счет сочетания в процессе проектирования, создания и развития среды различных подходов: деятельностного и средового, когнитивного и личностного;

- признаки единства (содержательные линии интеграции) социально-контактного компонента определяются динамикой социальной ситуации развития дошкольников на предшкольном этапе дошкольного образования, содержательно-деятельностного компонента – динамикой развития игровой деятельности; пространственно-предметный компонент создает материальную основу для развертывания деятельности, общения и развития социальных отношений дошкольников;

- предусмотрена пропедевтика локальных образовательных сред начальной школы в образовательной среде предшкольной подготовки;

- интеграция образовательных сред дошкольного и начального общего образования сочетается с обеспечением преемственности содержания образования на основе единой (сквозной) образовательной программы.



Апробация и внедрение результатов исследования

Апробация охарактеризованной модели осуществлялась нами на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 84» (ГБОУ СОШ № 84) г. Москвы в период с 2010 по 2013 гг.

2007-2010 г.г. реализовывалась окружная экспериментальная площадка на тему: "Формирование единой системы деятельности педагогов школы на основе теории и технологии средового подхода", в рамках которой проходило обсуждение и внедрение результатов, полученных на различных этапах исследования.

В 2011-13 гг. обсуждение результатов апробации модели интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования и направлений ее корректировки, в т.ч. с учетом процесса интеграции школ и детских садов, развернутого в Москве, проводилось на заседаниях методического объединения предшкольной подготовки и педагогическом совете школы.

2 декабря 2010 года на межрегиональной конференции «Формирование единой системы деятельности школы на основе теории и технологии средового подхода» состоялось обсуждение модели интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования.

14 декабря 2012 на базе школы №84 состоялся региональный семинар работников кадрового резерва руководителей образовательных учреждений на тему «Работа инновационных площадок - новые управленческие решения», на котором были представлены концептуальные основания и результаты апробации модели интеграции образовательных сред дошкольного и начального общего образования.

Всего по теме диссертации опубликовано 10 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка литературы, включающего 241источник и приложения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница