Инструкция по установке необходимых настроек Excel для работы инструментария для проведения процедур оценки качества дошкольного образования 15



страница1/18
Дата20.04.2016
Размер3.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

ТЕХНОЛОГИЯ

ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд от 12 августа 2011 года № 03.Р20.11.0029, IV этап)

Москва, 2013 г.

Оглавление


Общие подходы к комплексной оценке качества дошкольного образования 5

Приложение 1.1. Инструкция по установке необходимых настроек Excel для работы инструментария для проведения процедур оценки качества дошкольного образования 15

Технология обработки результатов оценки качества дошкольного образования по первой группе параметров, характеризующих соответствие ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 24

Механизмы измерения и инструменты комплексной самооценки ДОО 24

Обработка результатов 25

Приложение 2.1. Примерная форма оценочного листа для самооценки ДОО по первой группе параметров, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 37

Оценочный лист 1 (Самооценка ДОО соответствия ООПДО) 38

Технология обработки результатов оценки качества дошкольного образования по второй группе параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 41

Механизмы измерения и инструменты комплексной самооценки ДОО 41

Обработка результатов 43

Приложение 3.1. Примерные формы оценочных листов «Оценка параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов» 58

Оценочный лист 2 (Оценка соответствия условий реализации ООПДО) 58

Приложение 3.2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО 66

Оценочный лист 3 (Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО) 66

Приложение 3.2.1 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО» 68

Приложение 3.2.2 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО» 70

Приложение 3.2.3 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО» 71

Технология обработки результатов оценки качества дошкольного образования по третьей группе параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов 74

Механизмы измерения и инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и для оценки готовности детей к школе 74

Обработка результатов 83

Психолого-педагогическая часть технологии (части 1 и 2 карт развития для 4-7 лет). 83

Медико-педагогическая часть технологии (часть 3 карт развития для детей 4-7 лет). 143

Краткая инструкция по использованию инструментария для фиксации индивидуального развития ребенка (4–6 лет) 163

Краткая инструкция по использованию инструментария для оценки готовности детей к школе 177

Обработка итоговых результатов психолого-педагогической и медико-педагогической частей технологии 188

Рекомендации по отбору наглядного материала для диагностических заданий, используемых в целях определения особенностей индивидуального развития ребенка 191

Образцы наглядного материала 194

Технология оценки качества дошкольного образования по четвертой группе параметров, характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО 223

Механизмы измерения и инструменты выявления уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО 223

Обработка результатов 224

Приложение 5.1. Анкета «Выявление уровня удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО» 230




Общие подходы к комплексной оценке качества дошкольного образования


В соответствии с Единой рамочной концепцией качества дошкольного образования (далее – концепция), согласованной в 2011 с Минобрнауки России, параметры, характеризующие качество дошкольного образования, представлены четырьмя основными группами:

  1. Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО) требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты комплексной самооценки ДОО).

  2. Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты комплексной самооценки ДОО).

  3. Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов (инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка; инструменты для оценки готовности детей к школе);

  4. Параметры, характеризующие степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО (инструменты оценки удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО).

Каждая группа включает в себя отдельные параметры – значимые характеристики качества дошкольного образования. Большинство параметров включает в себя так называемые «подпараметры», уточняющие и расширяющие содержание и объем отдельных параметров.

Оценка всей совокупности параметров – это комплексная оценка качества дошкольного образования.

Технология оценки качества дошкольного образования позволяет оценивать:

- совокупность четырех основных групп параметров, характеризующих качество дошкольного образования;

- каждую группу параметров, характеризующих качество дошкольного образования в отдельности;

- каждый отдельный параметр, характеризующий качество дошкольного образования.

Ниже дана краткая информация о разработанных инструментах.

Инструменты комплексной самооценки ДОО

Комплексная самооценка дошкольной образовательной организации подразумевает под собой проведение оценочных процедур по двум группам параметров:



По первой группе параметров, характеризующих соответствие разработанной и реализуемой образовательным учреждением ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №1, включающие два инструментария:

  1. инструментарий № 1.1 для оценки дошкольной образовательной организации, не имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности;

  2. инструментарий № 1.2 для оценки дошкольной образовательной организации, имеющей группы комбинированной и компенсирующей направленности.

По второй группе параметров, характеризующих соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов №2, включающие:

  1. Инструментарий оценки кадрового, материально-технического, учебно-материального, медико-социального, информационно-методического, нормативно-правового, психолого-педагогического обеспечения ДОО;

  2. Анкета самооценки кадрового обеспечения ДОО (приложение к п.2.1 Инструментария № 2).

Данная анкета обеспечена вспомогательными таблицами для оценки кадрового обеспечения ДОО:

    • Обобщающая таблица по материалам образовательного ценза и укомплектованности педагогическими кадрами ДОО (см. Приложение 3.2.1 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО»);

    • Сводная таблица кадрового обеспечения реализации ООПДО (см. Приложение 3.2.2 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО»);

    • Инвариантный и вариативный компоненты кадрового обеспечения ДОО (см. Приложение 3.2.3 к «Анкете самооценки кадрового обеспечения ДОО»).

Для оценки первых двух групп параметров («Параметры, характеризующие соответствие разработанной и реализуемой образовательной организацией ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов» и «Параметры, характеризующие соответствие условий реализации ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов») предлагаются примерные формы оценочных листов, которыми могут пользоваться участники процедуры оценки всех уровней: локального (уровня образовательной организации), муниципального и регионального.

Инструменты для фиксации развития ребенка

По третьей группе параметров, характеризующих соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов, разработаны комплекты инструментов:

  • для фиксации индивидуального развития ребенка (4, 5 и 6 лет);

  • для оценки готовности детей к школе (7 лет).

Под индивидуальным развитием ребенка понимается степень сформированности интегративных качеств в процессе освоения ООПДО, то есть промежуточные результаты освоения ООПДО (условно в 4, 5 и 6 лет), а также динамика физического развития ребенка.

Инструменты для оценки готовности детей к школе позволяют оценить развитие интегративных качеств и определить физическую и психологическую готовность ребенка к школе (под готовностью ребенка к школе понимаются итоговые результаты освоения ООПДО).

Ключевыми понятиями данных инструментов являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а развитие интегративных качеств ребенка. Технология оценивания направлена на выявление степени эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса в ДОО. Все измерения носят диагностический характер для уточнения направления работы с ребенком в целях его благополучного развития.

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка направлены на диагностику общей культуры ребенка, динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Полученные результаты диагностического обследования позволят уточнить направления образовательной работы с конкретным ребенком.

Диагностика предполагает заполнение карт развития (результаты наблюдения педагога за ребенком на протяжении года, а также результаты диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров развития).

Опора делается на развитие 9 интегративных качеств:


  1. Физически развитый

  2. Любознательный, активный

  3. Эмоционально отзывчивый

  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

  5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

  6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

  8. Овладевший необходимыми умениями и навыками

  9. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Карта развития для каждого возраста делится на три части:

Психолого-педагогические части:

  • Часть 1 – оценивается семь интегративных качеств (№2-7; №9): показатели развития этих качеств определяются по результатам наблюдения педагога за ребёнком.

  • Часть 2 – оценивается интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками» (№8): показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребёнком диагностических заданий (прилагаются образцы наглядного материала для диагностических заданий, а также рекомендации по отбору наглядного материала из имеющегося в ДОО: в ходе апробации (по решению педагога) можно использовать или прилагаемые к инструментарию образцы, или наглядный материал ДОО).

Медико-педагогическая часть:

  • Часть 3 – оценивается интегративное качество «физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» (№1): оценка по антропометрическим, физиометрическим показателям, физической подготовленности, двигательной активности детей и другим показателям).

Промежуточные результаты освоения ООПДО раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООПДО по основным направлениям развития детей. Рекомендуется проводить обследование индивидуального развития ребенка один раз в год.

Результаты диагностики не всегда являются показателями успешной или неуспешной образовательной работы педагога с ребенком (следует учитывать значительное число факторов, влияющих на результат: состояние здоровья ребенка, степень благополучия семейной ситуации, длительность пребывания в ДОО и др.).

Технология оценки третьей группы параметров («Параметры, характеризующие соответствие результатов освоения ООПДО требованиям действующих нормативных правовых документов») применима только на локальном уровне (уровне образовательной организации). В соответствии со спецификой дошкольного образования адекватной формой оценки результатов освоения ООПДО является система мониторинга, основным методом которой служит длительное наблюдение за ребенком. Данный метод, по определению, трудно применим для участников процедуры оценки муниципального и регионального уровней.
Инструменты для фиксации оценки индивидуального развития ребенка могут быть использованы в ряде ситуаций:


  • для проведения диагностических исследований в ДОО: при системном использовании инструментарий позволит выявить степень эффективности взаимодействия педагога и ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуализировать работу с ребенком с целью улучшения освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • для проведения диагностики развития ребенка по запросу родителей, желающих получить диагностическую помощь (например, в ситуации получения детьми семейного образования);

  • для проведения мониторинговых исследований на уровне муниципалитета или региона в целях принятия решений о совершенствовании системы дошкольного образования (инструментарий применяется педагогами конкретного ДОО, участники процедуры оценки муниципального и регионального уровней могут «включаться» в мониторинг на одном из его заключительных этапов: обобщение результатов оценивания от разных ДОО на уровне муниципалитета или региона, анализ сводных данных, письменное заключение на основе метода качественного анализа).

Инструменты для фиксации индивидуального развития ребенка и инструменты для оценки готовности детей к школе

НЕ используются для проведения каких-либо аттестационных процедур (в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся»);

НЕ применимы в целях государственной аккредитации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций;

НЕ применимы к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).



Инструменты для оценки удовлетворенности родителей работой ДОО

По четвёртой группе параметров, характеризующих степень удовлетворенности родителей качеством деятельности ДОО, разработана анкета и механизм проведения анкетирования родителей (законных представителей), сбора и обобщения полученных данных.

Анкетирование включает оценивание ДОО по разным параметрам.



  • оснащенность ДОО;

  • квалифицированность педагогов;

  • развитие ребенка в ДОО;

  • взаимодействие с родителями.

Технология оценки четвертой группы параметров применяется участниками оценки на всех уровнях: локальном (уровне образовательной организации), муниципальном и региональном. Наиболее адекватной формой оценки степени удовлетворённости родителей качеством деятельности ДОО является анкетирование родителей. На основе полученной информации руководство дошкольной организацией может мобильно реагировать на оценку потребителя образовательных услуг и создавать условия для повышения степени их удовлетворённости работой ДОО. На муниципальном и региональном уровне специалисты могут определить степень удовлетворенности родителей из муниципалитета (региона) дошкольным образованием в целом и отдельными направлениями работы дошкольных образовательных учреждений и готовят заключение о соответствии качества дошкольного образования ожиданиям его основных потребителей как по всем выделенным параметрам, так и по каждому отдельному параметру. Возможна организация анкетирования на сайтах в системе Интернет.

Технология оценивания учитывает особенности объекта оценивания и опирается на принципы шкалирования, матричной модели, анкетирования

Характеристика работы ДОО по тому или иному параметру фиксируется в оценочном листе в описательной форме с закреплением баллов за каждой позицией:

- соответствует (да) – 2 балла;

- частично соответствует (частично) – 1 балл;

- не соответствует (нет) – 0 баллов.

Однако некоторые параметры (подпараметры) не позволяют использовать промежуточный вариант оценивать «частично». В этом случае оценка дается только в двух вариантах ответа: «соответствует» (2 балла) или «не соответствует» (0 баллов). То есть в подобных случаях в качестве вспомогательного механизма используется дихотомическая шкала (указывается наличие или отсутствие того или иного качества в соответствии с параметром или подпараметром).

Допустимый диапазон баллов применяется дифференцированно для оценки разных параметров. Оценка по большей части параметров сравнивается с допустимым диапазоном баллов, имеющим промежуточную оценку между нижней и верхней границей.

Технология предусматривает как использование бумажного носителя, так и электронных ресурсов.

Хранение результатов оценки качества дошкольного образования на бумажных носителях предполагает следующую комплектность:

- заполненные оценочные листы;

- письменное заключение (с использованием метода качественного анализа).

Хранение результатов оценки качества дошкольного образования на электронных носителях позволяет:

автоматически суммировать все полученные баллы и выводить общую оценку (дополнительно введена маркировка результата цветом);

автоматически подсчитывать результат по отдельным параметрам и сравнивать его с допустимым диапазоном баллов.

автоматически обобщать результаты оценивания на уровне ДОО, муниципалитета, региона.

автоматически получать заключение, анализировать оценку по комплексу параметров и по отдельному параметру, сопоставлять данные различных ДОО.

Для применения компьютерной обработки данных:



Необходимое программное обеспечение: Microsoft Office Excel (для 4 группы параметров анкеты родителей допускается использование OpenOffice Calc). Уровень безопасности в Excel (OpenOffice Calc) должен разрешать открывать и выполнять макросы. Инструкцию по установке необходимых настроек Excel для работы макросов см. Приложение 1.1. или в прилагаемом к инструментарию файле «Инструкция по настройкам Excel».


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница