Инновационного педагогического опыта



Скачать 81.45 Kb.
Дата24.04.2016
Размер81.45 Kb.
Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов Ямашкиной Антонины Алексеевны

МБОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа»

Чамзинского района Республики Мордовия


Тема инновационного педагогического опыта:
«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников»
Моя педагогическая философия

Все начинается с детства. А детство - с семьи и школы. Семья – это прежде всего мама, а школа – прежде всего учитель.

Главная моя задача – научить детей учиться, помочь раскрыться маленькой личности.

Я – учитель. Учитель – это даже не просто профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, и прежде всего – перед учеником. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем предстоит жить мне, моим родным, моему ребенку. И от того, какими станут эти дети, зависит не только жизнь страны, но и моя тоже.

Я убеждена, ребёнок – главная ценность общества, выше которого ничего не может быть. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность независимо от успехов в учебной деятельности.

Актуальность и перспективностьОбновление всех сфер общественной жизни выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Индивидуальный подход к обучающемуся можно обеспечить только в том случае, если учитель точно определит исходный уровень его обученности. В дальнейшем, путем подбора необходимых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций обучающийся приобретает необходимые знания и умения в соответствии с поставленными учебными задачами. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным. Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, т.к. все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить создание наиболее благоприятных условий для развития реальных способностей того или другого ребёнка в условиях классно-урочной системы обучения. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения, при котором учебный процесс строится с учётом особенностей группы учащихся делает работу учителя более результативной,  позволяет вносить коррективы в педагогическое воздействие и в тоже время охватывает всех учащихся класса.

Использование на современном уроке дифференцированный подход на индивидуальном уровне способствует повышению качества знаний младших школьников.

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития,  становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.

Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития всех категорий учащихся. Одной из важнейших целей является развитие творческой личности, формирование культурно-ценностных ориентиров, индивидуальности учителя и обучающегося, организация работы разновозрастных групп. Для этого разработаны и осуществляются на практике содержание и соответствующие ему формы, средства и методы обучения.

Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей обучающихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Школа России».



Технология опыта

УМК «Школа России» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат

Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным учащимся. Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

На уроках литературного чтения  веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии  обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей

Для работы по УМК «Школа России»  у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, книги для чтения, демонстрационные таблицы по русскому языку, математики, окружающему миру, контрольно – измерительные материалы, тестовые задания. Весь материал систематизирован по классам, предметам и темам.

Одним из принципов   построения комплекса «Школа России» являются:  личностно- ориентированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании.  Считаю, что образовательные потребности детей предполагают комплексную деятельность по формированию и развитию уровня образованности, применение системы развития творческих способностей. В процессе обучения, в воспитательной деятельности использую инновационные модели – целенаправленные организованные ситуации, создавая условия для реализации права личности на индивидуальный творческий вклад, условия сотворчества и сотрудничества. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, общешкольные праздники).

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся.

На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания.

На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее  активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия,  я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки  технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания об устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

Результатом работы  является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.

Для раскрытия творческих способностей детей  я  применяю активные формы и методы: беседы, игры, походы и экскурсии, конкурсы, наблюдения, творческий труд, индивидуальные занятия. 

Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно.

Те, кто любит и умеет хорошо рисовать, иллюстрирует стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды.

В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. Тема моей работы по самообразованию «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении младших школьников» Работая над данной темой, я применяю  следующие образовательные технологии.



Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока  в виде физкультминуток.  На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы: «Зубы и уход за ними», «Мой режим дня», «Здоровое питание – отличное настроение» и другие. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей.

Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети  узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.  Также при проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённых на сайтах в Интернет. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

  • как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, таблицы с использованием программы PowerPoint;

  • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, контрольные работы и другие виды работ).

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Особенности  обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.  Безусловно, подобные условия обучения предъявляют организму младшего школьника самые высокие требования. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот нелегкий путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы.



Результативность опыта

  Не могу сказать, что достигнуты большие успехи. Однако, следует отметить, что слабые дети не чувствуют себя ущемленными, они в меру своих возможностей участвуют в процессе обучения. Сильные ученики тоже заняты работой, у них нет времени для «отдыха» на уроке.

Результаты освоения образовательных программ обучающимися показывают положительную динамику.

Кроме того, позитивными сторонами данного подхода к учебно-воспитательному процессу выступают:



1)развитие устойчивого интереса учащихся к учебному предмету; 

2) расширение и углубление знаний по предмету;

3) развитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками знаний;

4) создание актива, способного оказать помощь учителю в организации урочной и внеурочной деятельности.

Возможность тиражирования опыта.

Накопленным опытом работы я делюсь со своими коллегами:

-на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов;

-на семинарах учителей начальных классов,



-на педагогическом совете.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница