Инновационный педагогический опыт «Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям»



Скачать 40.08 Kb.
Дата20.05.2016
Размер40.08 Kb.
Инновационный педагогический опыт

«Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям»

воспитателя МДОУ «Детский сад №88»

Настиной Валентины Григорьевны

Актуальность и перспективность опыта.

Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культурообразующей системе преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру?

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя русской или мордовской культуры возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, произведениями художественной литературы и искусства. И если говорить о возможности выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Образовательная цель состоит в том, чтобы познакомить детей со всеми видами национального искусства: от архитектуры- до живописи; от пляски, сказки, музыки- до театра.

Достижение этой цели невозможно без приобщения детей к культурно-историческим ценностям нашего региона. Приобщая детей к культуре и традициям мордовского и русского народа, мы тем самым воспитываем у них чувства национальной гордости, уважения к своему языку, любви к своим родителям, родственникам, своему народу, детскому саду, микрорайону, городу, стране в целом, а также чувства толерантности, как нравственной основы личности в современном дошкольном учреждении. Более того, формируя представления об этнокультуре, мы сохраним и культурную самобытность мордовского народа.

Данный опыт по приобщению дошкольников этнокультурному наследию базируется на основе программ:

1.«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»/ О.Л.Князева, М.Д.Маханева –М.;1997г

2.«Мы в Мордовии живем» примерный региональный модуль/ О.В.Бурляева,.Л.П.Карпушина и др.-С.2011г.

Построение образовательно-воспитательного процесса путем уважительного отношения к традициям своих предков, позволяет решать проблемы по реализации этнических и культурных задач в формировании творческой личности ребенка. На основе вышесказанного мы можем сделать следующие выводы о работе в МДОУ:

Формирование личности в региональных условиях предполагает осуществление познавательного, художественно-эстетического, коммуникативного, музыкально-творческого развития детей на материале национального искусства, которое является важным компонентом содержания современного дошкольного образования в Мордовии. Развивая дошкольников в национально-культурной среде, необходимо делать акцент на приобщение детей к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, на участие в их сохранении и приумножении.

Такой подход требует создание новых условий, где произведения народного творчества и профессионального искусства будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять его, отражая неповторимый колорит национальной культуры.


Условия формирования опыта.

 В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей дошкольного возраста форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Необходимо было разработать и апробировать систему занятий, игр и упражнений, способствующих развитию образной речи детей старшего возраста средствами разных форм фольклора.

На формирование опыта работы также оказали влияние следующие факторы:

-изучение и анализ методической литературы по данной теме;

- курсы повышения квалификации;

-участие в работе методических объединений;

-проведение открытых занятий и мастер классов.

Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по исследуемому вопросу позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.
Теоретическая база опыта.

Использую в работе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой, «Народное искусство в воспитании дошкольников» под ред. Т.С.Комаровой. Эти пособия с наибольшей полнотой и эффективностью позволяют мне решить фольклорный репертуар, выразительность движений, отражающие содержание фольклорного произведения, драматизация сказок, инсценирование песен, игры. Здесь воспитывается умение видеть в других хорошие качества. Высокая эмоциональность детей этого возраста позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, выражающим духовно-нравственную направленность.. При разучивании и исполнении фольклорных произведений, вникая в смысл действия, я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться  нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Наряду с названными пособиями использую и другие:

Т.А.Бударина, О.Н.Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством.-СПб: «Детство-пресс»,2003.

Г.В.Лунина. Воспитание детей на традициях русской культуры.-М .ЦГЛ, 2004

Г.П.Федорова .На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, для детей дошкольного возраста.-СПб.: «Детство-пресс»,2003.

Устно-поэтическое творчество мордовского народа.т.7-8.

Подборка журнала «Чилисема».


Технология опыта.
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, творчеству, создать необходимые для этого условия.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поэтому в работе придерживаюсь следующих принципов:

- тщательный, обусловленный возрастными особенностями детей отбор материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;

- интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

- активное включение детей в разнообразие художественно-творческой деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

- индивидуальный подход к детям, учет их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;

- широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;

- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.

Исходя из этого, я поставила перед собой цели и задачи художественно- творческого развития детей:

1.Развитие восприятия произведений устного народного творчества:

- вызвать эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества;

- сформировать интерес к образам произведений народного словесного искусства;

- создать благоприятные условия для усвоения детьми доступного им языка фольклорных произведений, их выразительность средств, таких как эпитеты, олицетворения, сравнения, юмор и т.п.

2. Формирование творческой активности в речевой деятельности за счет использования детьми выразительных средств языка, образов устного народного творчества:

- поддерживать интерес к произведениям словесного творчества народа;

- поощрять желание детей придумать сказку, загадку, пословицу и т.п.

3.Обогащение знаний и представлений детей о народной культуре, ее духовном богатстве, исторических корнях:

- формировать устойчивый интерес к народному искусству, пониманию детьми его необходимости и ценности;

- уважать труд и талант мастеров.

Словесное творчество народа, являясь видом искусства, синкретично по своей природе и характеру, оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Но также и сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами искусства (музыкальным, декоративно-прикладным). И тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру народного творчества. Используя народное творчество в воспитательно-образовательной деятельности, применяю не 1-2 жанра, как бывает обычно, а шире, комплексно. Причем важно, чтобы оно не только было представлено разными жанрами, но и было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Большую роль в работе по фольклору играет музей национальной культуры, созданный сотрудниками детского сада. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку избы (стол, лавки, люлька, печь и т.д.). Однако основной задачей педагогов было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый, самобытный мир путем действенного познания. Первые посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их назначением, со способами действия с ними. Причем если в младших группах даются только названия предметов, то в старших подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами (лучина- керосиновая лампа- электрическая лампа). Кроме того, детей знакомлю с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди –свечами), а также от места их проживания (в лесистой местности в основном использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной- глиняная).

Организация таких занятий предполагает познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям загадываю соответствующие загадки, использую пословицы и поговорки. Особое внимание уделяю расширению активного словаря за счет того, что зачастую внешне похожие предметы имеют разные названия (горшок- кринка- кувшин, стул- табурет- скамейка).

Практический опыт показал, что бывает очень сложно до понимания детей иногда даже короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, потешках, закличках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи и даже лаконичные пояснения и комментарии взрослого могут нарушить целостность восприятия. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение детей к фольклору может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

Поэтому важна связь устного и декоративно-прикладного творчества. Эти виды в совокупности позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связей народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Чтобы дети лучше поняли познавательное значение фольклорного произведения, использую мимику, жесты, даже пою, включаюсь в игровое взаимодействие с детьми, но вовремя даю возможность проявить самостоятельность, поощряю их воображение и фантазию.

В работе с родителями я использую традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, совместные экскурсии на природу и т.д. Информацию размещаю в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы делают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ национальной культуры.

Весь обучающий процесс построен в форме игры, что позволяет усилить интерес детей к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у детей формируются новые знания, которые побуждают к размышлению. Учу детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываю эмоциональную отзывчивость, развиваю наблюдательность дошкольников.
Анализ результативности опыта.

     Фольклор,  воздействуя на чувства, настроение ребёнка, способен преобразовать его нравственный и духовный мир, удовлетворяет их тягу к знаниям, художественному творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. У детей расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.   Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей маме, отцу, своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. «Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», - так писал замечательный человек, академик Д.Лихачёв.

     Результатами своей работы считаю также:

-проявление интереса к русской народной культуре;

-пополнение знаний детей о народной культуре родного края;

-уважение к истории и традициям своего народа;

-формирование у детей начал национального самосознания;

- уважительное отношение к людям разных национальностей.



Трудоемкость опыта.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих его. Быстротечность и значимость этого времени жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития», знать уровень развития своих воспитанников, обеспечивать понимание    детьми    смыслового    содержания    народного    произведения,    благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса, др. В чем же трудности?

Во – первых, следует адаптировать методику фольклорных занятий, в разных видах деятельности,   в   режимных   моментах   с   особенностями   возраста,   т.к.   народные произведения несут на себе отпечаток исторической давности. Следовательно, у педагога одна задача - донести до детей их смысловое содержание. Ведь как сквозное чтение текста (т.е. от начала до конца), так и пояснения в процессе чтения, даже предельно лаконичные, не дадут эффекта - «уводят» от текста.

Во-вторых,   в  народных  произведениях  звучат  весьма  часто  слова  (да  и  название предметов), не употребляемые в современной разговорной речи («люлечка», «Торжок», «меленка»-мельница, «лапотки», «плошечка», «голичок» - веничек, «печурочка» и т.п.).

В — третьих, объяснения и пояснения в процессе чтения, если и вводится в занятие, разбивают   текст   и   при   этом   нарушается   ценность   художественного   восприятия произведения. Можно   привести   достаточно примеров,   которые   позволяют  выделить   фольклорные занятия   в   разряд особенных.   Это,   к   примеру,   необходимость   владение   педагога художественными    средствами    (умением    петь,    танцевать,    играть    на народных инструментах).   Несомненно одно:   многозначность   и   многогранность   фольклорной тематики требует от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками, но   и   душевной   щедрости,   полноты   чувства   и   личной сопричастности.

Привнесение   настроения   затейливости,   шаловливого   веселья,   а  иногда  некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий.

Много  времени  тратится  на сбор  наглядных материалов,  настольно-печатных игр, атрибутов.

Особое значение в приобщении детей к фольклору играет работа с родителями. Сейчас мало семей в современном обществе, которые бы максимально использовали фольклор в воспитании детей. По данным анкетирования, во время бесед с родителями, я сделала вывод, что родители

воспитанников используют народный фольклор, но редко, но есть и такие родители, которые   не   понимают   значения   такой   работы,   не   чувствуют   ответственности   за воспитания детей, не занимаются организацией их жизни, игр, полезных занятий. С такими родителями работать трудно, но слово «трудно» происходит от слова «труд» и поэтому над этим вопросом нужно работать. Быть    доброжелательным    в    общении  с    ними,    привлекать    опытных    педагогов, специалистов,   родителей.

Наиболее   эффективны   индивидуальные   формы   общения, доверительные беседы.


Адресность опыта.

- Распространение опыта работы в рамках дошкольного учреждения (педагогический совет, семинары-практикумы, мастер-классы).

- Публикации инновационного опыта в сети интернет.

Приложение:



НОД по развитию речи детей во второй младшей группе

«Угадай сказку»

Цель: обучение творческому рассказыванию;

Задачи: учить отвечать на вопросы, используя строчки из сказок; учить определять характер героев и моделировать их цветом; учить рассказывать сказки; закрепить знание русских народных сказок; воспитывать любовь к сказкам.

Материал: картинки (избушка, лес, девочка гуляет по лесу, бабушка и дедушка, медведь с коробом за спиной), карты-планы у каждого ребенка, кукла.

Методические приемы: беседа по картинкам; работа с картами-схемами; творческое пересказывание.

I этап – организационный (2 мин)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, у нас с вами сегодня гостья. Зовут ее Машенька. Она пришла к нам за помощью. Ей на день рождения подарили сказку в картинках, но она нечаянно рассыпала картинки и теперь не может определить, что это за сказка.

Машенька просит помощи.

Воспитатель выставляет первую картинку. На ней изображен лес.

II этап- основной (11 мин)

Вопросы к детям:


  1. Что нарисовано на картинке? (лес)

  2. В каких сказках действие происходит в лесу? («Три поросенка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка»).

  3. Можем ли мы по этой картинке определить, какая это сказка? (По этой картинке нельзя догадаться, какая это сказка).

Воспитатель достает вторую картинку. На ней изображены дедушка с бабушкой.

Вопросы к детям:

  1. Что нарисовано на картинке? (дедушка с бабушкой)

  2. Можем ли мы сказать, какое настроение у бабушки и дедушки? А можно ли показать, какое настроение? Перед вами лежат карты-схемы («солнышко» и «тучка»). Покажите, какое выражение лица у бабушки и дедушки? (Дети поднимают тучку).

  3. Почему они расстроились?

(Они расстроились, что мышка разбила яичко, колобок убежал, внучка потерялась).

  1. Из какой сказки эта картинка? (По этой картинке нельзя догадаться, что это за сказка).

Воспитатель выставляет третью картинку. На ней нарисована девочка.

Вопросы к детям:

  1. Кто нарисован на картинке? (девочка)

  2. Что девочка делает?

  3. Покажите, ей весело или грустно?

  4. В каких сказках есть девочка? (Эта девочка из сказки «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь»)

  5. Теперь мы можем определить, что это за сказка? (Что это за сказка, все еще невозможно догадаться)

Воспитатель выставляет четвертую картинку. На ней нарисована избушка.

Вопросы к детям:

  1. Что нарисовано? (избушка)

  2. Можно ли сейчас догадаться, что это за сказка? (Это или «Три медведя» или «Маша и медведь»).

Воспитатель выставляет пятую картинку. На ней нарисован медведь с коробом за плечами.

Дети дружно говорят, что это «Маша и медведь».

Воспитатель.

  1. Почему вы сразу догадались, какая это сказка? (Мишка по лесу идет, а в коробе Машу несет).

  2. А зачем Мишка уселся на пенек? (Дети отвечают словами из текста:

- Сяду на пенек, съем пирожок.).

3. Съел Мишка пирожок? (Нет, послушался Машу:



- Вижу, вижу. Не садись на пенек, не ешь пирожок…)

Воспитатель. Вот мы и узнали, какая это сказка. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка.

На лесной лужайке разбежались зайки.

Вот такие зайки, зайки-побегайки.

Сели зайчики в кружок, роют лапой корешок.

Вот такие зайки, зайки-побегайки.

Вот бежит лисичка, хитрая лисичка,

Ищет, где же зайки, зайки- побегайки.

Воспитатель. Вы помогли Машеньке узнать, какую сказку ей подарили. Теперь надо эту сказку ей рассказать. Но вот в каком порядке надо поставить эти картинки, вы ей не сказали.

(Дети по очереди вешают картинки и говорят, что на них изображено).

А давайте для Машеньки другую сказку с этими же героями и поменяв порядок картинок.

Сказка.

Жил-был медведь. Он жил в своей избушке. Однажды пошел медведь в лес за малиной. Вдруг он увидел девочку. Она стояла и плакала.

- Ты почему плачешь? – спросил медведь.

- Я заблудилась – сказала девочка.

- Пойдем, я отнесу тебя домой.

Медведь отнес девочку к ее дедушке и бабушке. Они очень обрадовались и поблагодарили медведя.

III этап – заключительный (2 мин).

Все другие сказки выслушиваются, дается оценка каждой сказке. Маша благодарит детей за помощь и за новые сказки. Предлагает рассказать свои сказки дома маме и папе.



Литература

  • О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Изд-во «Детство-пресс», 2006.

  • О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. Знакомим с литературой детей 3-5 лет Т.ц. «Сфера», М., 2010.

  • Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., «ВАКО», 2007.

  • Развитие речи и творчества (под ред. О.С. Ушаковой), М., 2008.

Каталог: iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница