ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №20 г.Липецка
«Управление профессионально-личностным ростом учителя
как ресурс развития образовательного учреждения»
Тип проекта – модульный
Сроки реализации проекта: 2015-2018 гг.
Актуальность проекта
Личность педагога всегда играла важную роль в жизни общества. Ведь именно педагогу предоставлена возможность стать наставником для будущего поколения, сформировать гармоничную и образованную личность. Педагог – ключевая фигура в образовании. И он не просто учитель, он воспитатель нового поколения.
В школах идет реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. Но, чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть другой формации. Он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, заниматься самообразовании, самосовершенствоваться. Ведь, развивая ученика, учитель должен развиваться сам. Современный учитель должен быть эрудированным, обладать развитым интеллектом, общей культурой личности, быть открытым в общении и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей. Именно на этом строится любая педагогическая технология и тем более такая новая и сложная, как освоение ФГОС.
Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников. Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариантных программ, опирающихся на передовой опыт и новые технологии обучения. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность. Идеологию ФГОС характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции, которые необходимы для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. ФГОС усиливает требования к профессиональным качествам педагога. Особенно востребованными становятся такие компетенции как общекультурная, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, коммуникативная и информационная компетенции, профессиональная компетенция.
-
Общекультурная. Это знания в области национальной, общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.
-
Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная со способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Это потребность и способность самореализации.
-
Познавательно-творческая компетенция. Это способность самостоятельно приобретать новые знания, развивать творческие способности.
-
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития.
-
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми (включая общение через Интернет).
-
Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией, владение информационными технологиями.
-
Профессиональная компетенция педагога. Это профессиональные знания и умения, профессиональные личностные качества.
Реализацию ФГОС должны обеспечить квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к качеству образования. Документ регламентирует не только объем компетенций и навыков, но и отношение к ученикам, степень вовлеченности в учебный и воспитательный процессы, личностные качества педагога. В основе профессионального стандарта педагога заложено развитие как профессиональных компетентностей, так и личностных качеств учителя.
Требования к личностным качествам педагога как обеспечивающих эффективность его деятельности сформулированы с учетом личностных характеристик учителя:
- развитие общей эрудиции;
- позитивное отношение к жизни, вера в добро, умения видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, меняться.
- способность определять перспективы своего саморазвития;
- трудолюбие, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей, гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество (ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности), следование профессиональной этике;
- наличие умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми,
- наличие нужного для профессионального труда состояния здоровья.
Сегодня главное для современной школы - содержательное направление работы с педагогическими кадрами, обеспечивающее профессионально-личностный рост учителя. Учителя надо развивать. Требования к профессиональным компетенциям педагога существенно и непрерывно меняются.
Именно поэтому в стратегии развития отрасли зафиксирована задача повышения кадрового потенциала. Однако механизмы совершенствования кадрового потенциала в массовой практике не могут обеспечить полноты выполнения предъявляемых требований, не могут полностью соответствовать тем вызовам, которые стоят перед педагогом. Школе необходим развивающийся педагог, а педагогу необходима среда для профессионально-личностного развития.
Одним из приоритетных направлений деятельности департамента образования администрации г.Липецка является совершенствование кадрового потенциала отрасли в условиях подготовки к введению профессиональных стандартов.
Профессионально-личностный рост учителя становится инструментом развития школы, и в этом заключается актуальность проекта МАОУ СОШ №20 «Управление профессионально-личностным ростом учителя как ресурс развития образовательного учреждения».
Для МАОУ СОШ №20 создание условий для профессионально-личностного роста педагога всегда являлось приоритетной задачей. Системная работа с педагогическими кадрами позволила добиться высоких результатов.
В рейтинге 2014/2015 учебного года МАОУ СОШ №20 г.Липецка вошла в ТОП-500 общеобразовательных организаций.
В августе 2015 года МАОУ СОШ №20 г.Липецка стала лауреатом двух всероссийских конкурсов: «Внеурочная деятельность и воспитательная работа в образовательных учреждениях» и «Лучшая организация работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс «ВЕБ-ЛИДЕР - 2015», «Новаторство в образовании -2015» в области реализации программы «Управление профессионально-личностным ростом учителя».
Профессиональные качества педагога играют важную роль, т.к. являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Личностные качества педагога должны дополнять профессиональные. Синтез профессиональных и личностных качеств педагога способствует высокой эффективности педагогического процесса, формированию гармоничной и образованной личности ученика.
В программе развития МАОУ СОШ №20 разработан целый блок, посвященный теме профессионально-личностного роста учителя и развитию среды, способствующей развитию профессиональных компетенций и личностных качеств учителя.
МАОУ СОШ №20 накоплен опыт системной работы по данному направлению, что может быть методическим ресурсом для создания специального блока в программе развития другими образовательными учреждениями.
Реализация проекта предусматривает дальнейшее развитие форм работы, создание целостного спектра студий, объединений, отвечающих профессиональным и личностным интересам педагога.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: обеспечение условий для профессионально-личностного роста учителя.
Задачи проекта:
- развитие творческой среды в МАОУ СОШ №20, способствующей личностному росту учителя: развитие высоких нравственных и волевых качеств, эстетического вкуса; развитие навыков художественной, танцевальной, вокально-хоровой и словесной культуры; формирование первичных навыков исполнительского мастерства; умению ориентироваться в потоке информации.
- создание модели методической службы, направленной на становление учителя эрудиционного типа, имеющего мировоззренческую, психологическую, дидактическую, частнометодическую, воспитательную подготовку, обладающего широким культурным кругозором, знаниями и опытом деятельности в сфере информационных и коммуникационных технологий, владеющего педагогической техникой, исполнительским мастерством;
- распространение практики создания программ развития (их подразделов), нацеленных на формирование профессиональных компетенций и личностных качеств педагога.
Участники проекта: педагоги МАОУ СОШ №20.
Модель инновационного продукта
В результате реализации проекта предполагается получение модели организации школьной среды, способствующей развитию и обучению и педагога, и ученика.
В этой связи предполагается создание следующей модели инновационного продукта:
В части разработки программы развития образовательного учреждения:
- разработка концептуального блока программы развития образовательного учреждения, направленного на создание среды, способствующей профессионально-личностному росту учителя.
В части создания модели развития образовательного учреждения на основе управления профессионально-личностным ростом учителя:
- сформировать модель управления профессионально-личностным ростом учителя, включающую цели и отобранное содержание на основе изучения потребностей педагога в саморазвитии и самореализации;
- наличие системы работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей адресный характер методической помощи учителя;
- овладение членами педагогического коллектива методикой организации инновационной деятельности.
В части развития профессионально-личностных качеств учителей:
- совершенствование профессиональных компетенций;
- развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений современного учителя как учителя эрудиционного типа;
- развитие устойчивых нравственных качеств личности;
- развитие современного стиля педагогического мышления;
- развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
- развитие эмоционально-волевой саморегуляции поведения и деятельности учителя;
- формирование готовности к профессиональному самообразованию;
- формирование индивидуальной программы развития педагога.
Сроки реализации и этапы проекта
Сроки реализации проекта: 2015-2018 гг.
Этапы проекта:
1.Организационный этап (январь 2015- май 2015): анализ имеющихся ресурсов для реализации проекта (организационных, методических, информационно-технологических, материальных), изучение запроса педагогов по профессионально-личностному росту, корректировка основных направлений деятельности.
2.Практический этап (сентябрь 2015 - март 2018): создание модели управленческой деятельности, обеспечивающей условия для становления личности учителя эрудиционного типа, проведение практических занятий профессионально-личностного роста (методические и творческие сессии).
3.Результативно-итоговый (апрель - май 2018): подведение итогов, презентация модели развития образовательного учреждения на основе управления профессионально-личностным ростом учителя)
Направления проекта
В программе проекта представлены следующие направления деятельности:
- изобразительное искусство (художественная студия «Вдохновение»);
- музыка (музыкальная гостиная «Лира»);
- хореография (танцевальная студия «Грация»)
- литература (литературный салон «Жемчужина»);
- физическая культура (спортивный клуб «Совершенство»);
- психология (психологическая студия «Вместе»).
Принципы, на которых основывается реализация данного проекта:
- доступность и увлеченность занятий для всех коллег;
- заинтересованность каждого учителя в собственном профессионально-личностном росте;
- возможность для самовыражения;
- комплексность;
- добровольность.
Творческие сессии педагогов проходят на каникулах. В течение учебного года запланировано четыре творческие сессии. Занятия в каждой сессии объединяет общая тема.
Творческая сессия
|
Общая тема
|
Осенняя творческая сессия
|
Специфическое место видов творческой деятельности человека в ряду других проявлений культуры.
|
Зимняя творческая сессия
|
Своеобразное видение картины мира в рамках деятельности человека.
|
Весенняя творческая сессия
|
Установки человека, как предпосылка к позитивным переменам в жизни.
|
Летняя творческая сессия
|
Творчество моего сердца.
|
Традиционно каникулы для педагогов школы – это время творческих сессий профессионально-личностного роста. Коллектив разбивается на 6 групп, составляется график работы секций. Каждая группа посещает по 3 занятия.
Посещая литературный салон «Жемчужина», учителя погружаются в творчество великих поэтов и писателей, в том числе и писателей липецкой земли, в прекрасный мир лирики 60-х годов 20 века, читают стихи о любви, о войне, о дружбе. После посещения занятия в литературном салоне педагоги говорили: «Придя домой, непременно хочешь перечитать еще и еще раз давно знакомые, но, оказывается, «неоткрытые» стихи.
В художественной студии «Вдохновение» педагоги знакомятся с творчеством великих художников и овладевают основными видами декоративного искусства, работают в технике батик, творят белорусскую выцинанку, учатся писать картины акварельными красками и пастельными мелками.
Музыкальная гостиная «Лира» приглашает нас к разговору о том, что такое музыка, как понять тайный мир музыки. В гостиной звучат произведения Вивальди, Чайковского, Розенбаума. Прекрасные песни Б.Окуджавы, М. Таравердиева затрагивают тонкие струны души и позволяют погрузиться в прекрасным мир вокальной музыки. На занятиях в музыкальной гостиной педагоги овладевают навыками вокального и хорового пения.
Занятие в психологической студии «Вместе» направлены на осознание своих личностных особенностей, на освоение различных техник: техника бесконфликтного общения, техника релаксации, техника мотивации, достижения результатов. Техники помогают стать целеустремленным, настроенным на достижение основных жизненных задач.
Здоровье и грацию дарят нам занятия спортом и хореографией в спортивном клубе «Совершенство» и танцевальной студии «Грация». Учителя осваивают утреннюю гимнастику с элементами йоги, танцевальную и степ аэробику. Изучают основы эстрадных, бальных, народных танцев, получая заряд бодрости и оптимизма.
Школа сегодня – это цент насыщенной интеллектуальной жизни. И новое направление в программе профессионально-личностного роста – интеллектуальное. 8 команд педагогов стали участниками интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». В этой игре педагоги могли показать свой кругозор и свою эрудицию.
Наряду с профессионализмом, каждому педагогу, безусловно, должны быть присущи нравственность, толерантность, милосердие. Встречи с членом Союза писателей России, членом Международной Ассоциации писателей и публицистов, лауреатом литературной премии имени Евгения Замятина, протоиереем русской Православной церкви отцом Геннадием способствуют духовно-нравственному развитию педагога.
Проект, который реализуется в МАОУ СОШ №20, способствует всестороннему развитию личности педагога, об этом свидетельствуют, в том числе, и результаты опроса, проведенного среди учителей. Вот как учителя отвечали на вопрос: «Что значит для Вас программа профессионально-личностного роста?»
«Программа профессионально - личностного роста это прежде всего возможность для самосовершенствования. Это радость общения с коллегами в творческой обстановке». (учитель химии Уткина С.А.)
«Для меня программа Рост – это обретение новых знаний и умений, это возможность создавать новый образ педагога, способного идти в ногу со временем, способного принимать изменения современного общества и меняться самому». (учитель биологии Севостьянова И.Н.)
«Программа РОСТ – это повышение культурного уровня учителя, современный учитель должен быть интересен детям. Участие в программе дает возможность не замыкаться в рамках своего предмета, а расширять свои познания в других областях науки и культуры».(учитель истории Дручинина Е.А.)
«Это возможность снять эмоциональное напряжение и предотвратить профессиональное выгорание педагога». (учитель начальных классов Алимова Л.П.)
«Это здоровьесбережение – и психологическое (мы соприкасаемся с прекрасным) , и физическое (занятие спортом и танцами)». (учитель иностранного языка Истомина Я.А.)
«Программа профессионально-личностного роста дает возможность получить новый заряд для творчества и вдохновленным прийти на урок». (учитель литературы Никитина О.В.)
Известный педагог В. А. Сластенин говорил: «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения».
Создание условий для реализации проекта
Для реализации проекта необходимо создание системы условий (нормативно-правовые, организационно-педагогические, научно-методические, кадровые, материально-технические, финансовые). В МАОУ СОШ №20 для реализации проекта имеются все необходимые условия: школа работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке и реализации инновационного проекта, есть необходимая материально-техническая база.
Организационно-педагогические условия.
Реализация проекта осуществляется на основе плана работы. План состоит из двух частей.
Первая часть – это план работы по реализации инновационного проекта на внутришкольном уровне, который включает в себя проведение творческих сессий педагогов в период каникул. В течение учебного года проходит четыре творческих сессии. Продолжительность творческой сессии – 1,5 часа. Одна творческая сессия включает в себя три занятия по 30 минут по различным направлениям. В период каникул проводится две творческие сессии. Таким образом, каждый педагог посещает занятия по всем направлениям.
Вторая часть плана – это мероприятия по распространению педагогической практики в муниципальной системе.
Нормативно-правовые условия.
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. №544 н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)».
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования).
Приказ Минзздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. №761н (в ред.от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Научно-методические условия.
Методологическим основанием данного проекта являются современные исследования действительного члена (академика) Российской академии наук, доктора педагогических наук, профессора М.М.Поташника. Инновационный Проект рассмотрен и согласован на заседании методического совета школы.
Кадровые условия.
В разработке и реализации проекта принимают участие педагоги высшей и первой категории. Каждым направлением руководит педагог, подготовленный, способный организовывать и осуществлять работу по программе личностного роста учителя, творчески работающий, постоянно саморазвивающийся и совершенствующийся.
Материально-технические условия.
Для реализации проекта есть все необходимые материально-технические условия. В школе имеется два спортивных зала для проведения спортивных занятий, хореографический зал для занятий в танцевальной студии, учебные кабинеты с наличием компьютеров и подключенных к Интернету. Библиотека школы имеет книги, журналы, относящиеся к сфере образования, а также обеспечивающих расширение культурного кругозор и повышение эрудиции педагогов.
Оценка результатов профессионально-личностного роста
Для оценки результата профессионально-личностного роста учителя мы используем две технологии. Одна из них служит для определения профессиональных знаний или умений учителя и заключается в следующем: формулируются требования к учителю, предлагается самому или с руководителем методического объединения оценить степень владения данными требованиями с помощью трех оценок: «Не владею», «Владею, но испытываю затруднения», «Владею свободно». Результаты изучения затруднений учителей являются основой для определения содержания, как самообразования учителя, так и внутришкольной методической работы. Опрос проводится в начале учебного (до начала самообразования и методической работы) и в конце учебного года. Сопоставляя оценки, можно определить, имел ли место профессиональный рост по конкретному умению.
Для определения профессионального роста в целом планируется использование другой технологии. Профессиональный рост педагога проявляется в приобретении им новых профессиональных знаний и умений, но главное - в развитии его позитивного, ценностного отношения к своей профессиональной деятельности. Развитие ценностного отношения педагога к своей профессиональной деятельности является ключевым, ведь именно от этого отношения зависит: будет ли (и, если будет, то как) педагог использовать свои профессиональные знания на практике, и будет ли накапливаемый им опыт профессиональной деятельности использован для улучшения ее качества. Поэтому важным в определении профессионального роста педагога становится определение динамики его ценностного отношения к своей профессиональной деятельности, которое проявляется в ценностном отношении педагога к обучению и воспитанию детей – основным направлениям его профессиональной деятельности, к самим детям, к учебному предмету, который он преподает, к учебной деятельности, которую он организует, к специальным профессиональным знаниям и т.п. Развитие этих ценностных отношений педагога рассматривается в качестве показателей (не единственных) его профессионального роста.
Безусловно, и программа профессионально-личностного роста учителя, и создание условий для творческого роста педагога способствуют формированию в школе стабильного профессионального коллектива единомышленников, способного решать любые педагогические задачи, в том числе введение ФГОС и Стандарта педагога.
План работы по реализации инновационного проекта
1.Организация работы проекта по направлениям деятельности на школьном уровне
|
Общая тема занятий
|
Изобразительное искусство
|
Литература
|
Музыка
|
Хореография
|
Физическая культура
|
Психологическая служба
|
Сроки
|
Специфическое место видов творческой деятельности человека в ряду других проявлений культуры
|
«Скульптор дарит бессмертие на земле» Жизнь и творчество русского скульптора В.Мухиной.
|
Литературный цикл
«Жизнь и должна быть восхищением…»
|
«Музыка без границ»
Музыкальная культура России (народное творчество).
|
«Тайны русского народного танца»
Хоровод
|
Стретчинг – инновационный подход к спорту
|
«Мудрец из храма». Техника визуализации: прошлое, настоящее, будущее.
|
Ноябрь,
2015
|
Своеобразие видения картины мира в рамках деятельности человека
|
«Портрет – это всегда двойной образ: образ художника и образ модели».
К.Брюллов
|
«Стойкость памяти противостоит разрушительной силе времени»
И.С.Тургенев
|
«Музыка без границ»
Становление русской композиторской школы.
|
«Тайны русского народного танца»
Русская плясовая.
|
Танцевальный фитнес Зумба
|
Общение как жизненная необходимость.
Я родитель, взрослый, ребенок (транзактный анализ)
|
Декабрь,
2015
|
Установки человека, как предпосылка к позитивным переменам в жизни
|
«Он писал сказки кистью»
В. Васнецов.
|
«Родной, знакомый, многоцветный, звучащий и дышащий мир».
И.А.Бунин
|
«Музыка без границ»
Музыкальная культура Италии.
|
«Тайны русского народного танца»
Русская плясовая.
|
Фитбол аэробика- комплексное воздействие на развитие физических возможностей
|
Модель изменения ограничивающих убеждений. Пирамида А.Маслоу.
|
Февраль, 2016
|
Творчество моего сердца
|
«Можно ли родиться художником?» И.Крамской
|
«Чувствую самую жгучую, самую смертную связь»
Н.М.Рубцов
|
«Музыка без границ»
Музыкальная культура Франции.
|
«Тайны русского народного танца»
Кадриль.
|
Степ аэробика как средство оздоровительно физической культуры
|
«Укрощение гнева». Техника снятия эмоционального напряжения.
|
Март,
2016
|
2. Мероприятия по распространению педагогической практики на муниципальном уровне
|
Форма работы
|
Целевая аудитория
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
Подготовка материалов для коллегии департамента образования «Развитие педагога – обязательное условие повышения качества образования»
|
Директора ОУ
|
ноябрь
|
Пшеничный А.В.
|
«Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?» Открытый диалог по проблеме введения профессионального стандарта педагога. О ходе выполнения решения коллегии департамента образования.
|
Заместители директора
Руководители педагогических сообществ
Педагоги
|
февраль
|
Пшеничный А.В.
Сошнина Н.В.
|
Подготовка публикаций в профессиональных изданиях по проблеме профессионального роста учителя.
|
Заместители директора
Руководители педагогических сообществ
Педагоги
|
В течение года
|
Сошнина Н.В.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |