Инновационный образовательный проект



Дата14.02.2016
Размер112 Kb.
#3341





ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №20 г.Липецка

«Управление профессионально-личностным ростом учителя

как ресурс развития образовательного учреждения»
Тип проекта – модульный
Сроки реализации проекта: 2015-2018 гг.

Актуальность проекта

Личность педагога всегда играла важную роль в жизни общества. Ведь именно педагогу предоставлена возможность стать наставником для будущего поколения, сформировать гармоничную и образованную личность. Педагог – ключевая фигура в образовании. И он не просто учитель, он воспитатель нового поколения.

В школах идет реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов. Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в школе, - подготовка кадров. Учитель всегда был, есть и будет ключевой фигурой в школе. Но, чтобы вырастить новое поколение детей, педагог должен быть другой формации. Он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, заниматься самообразовании, самосовершенствоваться. Ведь, развивая ученика, учитель должен развиваться сам. Современный учитель должен быть эрудированным, обладать развитым интеллектом, общей культурой личности, быть открытым в общении и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей. Именно на этом строится любая педагогическая технология и тем более такая новая и сложная, как освоение ФГОС.



Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников. Современный учитель – это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариантных программ, опирающихся на передовой опыт и новые технологии обучения. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность. Идеологию ФГОС характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим меняются квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей. Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции, которые необходимы для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы. ФГОС усиливает требования к профессиональным качествам педагога. Особенно востребованными становятся такие компетенции как общекультурная, компетенция личностного самосовершенствования, познавательно-творческая компетенция, коммуникативная и информационная компетенции, профессиональная компетенция.


  • Общекультурная. Это знания в области национальной, общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества.

  • Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная со способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение. Это потребность и способность самореализации.

  • Познавательно-творческая компетенция. Это способность самостоятельно приобретать новые знания, развивать творческие способности.

  • Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития.

  • Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми (включая общение через Интернет).

  • Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией, владение информационными технологиями.

  • Профессиональная компетенция педагога. Это профессиональные знания и умения, профессиональные личностные качества.


Реализацию ФГОС должны обеспечить квалифицированные, подготовленные на современном уровне педагогические кадры. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, который призван повысить мотивацию педагогических работников к качеству образования. Документ регламентирует не только объем компетенций и навыков, но и отношение к ученикам, степень вовлеченности в учебный и воспитательный процессы, личностные качества педагога. В основе профессионального стандарта педагога заложено развитие как профессиональных компетентностей, так и личностных качеств учителя.

Требования к личностным качествам педагога как обеспечивающих эффективность его деятельности сформулированы с учетом личностных характеристик учителя:

- развитие общей эрудиции;

- позитивное отношение к жизни, вера в добро, умения видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему, меняться.

- способность определять перспективы своего саморазвития;

- трудолюбие, целеустремленность, инициативность, адекватная самооценка своих способностей и творческих возможностей, гибкость и оперативность, конкурентоспособность, смыслотворчество (ориентация на позитивные элементы своей жизни и деятельности), следование профессиональной этике;

- наличие умений и навыков строить взаимодействие с другими людьми,

- наличие нужного для профессионального труда состояния здоровья.

Сегодня главное для современной школы - содержательное направление работы с педагогическими кадрами, обеспечивающее профессионально-личностный рост учителя. Учителя надо развивать. Требования к профессиональным компетенциям педагога существенно и непрерывно меняются.

Именно поэтому в стратегии развития отрасли зафиксирована задача повышения кадрового потенциала. Однако механизмы совершенствования кадрового потенциала в массовой практике не могут обеспечить полноты выполнения предъявляемых требований, не могут полностью соответствовать тем вызовам, которые стоят перед педагогом. Школе необходим развивающийся педагог, а педагогу необходима среда для профессионально-личностного развития.

Одним из приоритетных направлений деятельности департамента образования администрации г.Липецка является совершенствование кадрового потенциала отрасли в условиях подготовки к введению профессиональных стандартов.

Профессионально-личностный рост учителя становится инструментом развития школы, и в этом заключается актуальность проекта МАОУ СОШ №20 «Управление профессионально-личностным ростом учителя как ресурс развития образовательного учреждения».

Для МАОУ СОШ №20 создание условий для профессионально-личностного роста педагога всегда являлось приоритетной задачей. Системная работа с педагогическими кадрами позволила добиться высоких результатов.

В рейтинге 2014/2015 учебного года МАОУ СОШ №20 г.Липецка вошла в ТОП-500 общеобразовательных организаций.

В августе 2015 года МАОУ СОШ №20 г.Липецка стала лауреатом двух всероссийских конкурсов: «Внеурочная деятельность и воспитательная работа в образовательных учреждениях» и «Лучшая организация работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс «ВЕБ-ЛИДЕР - 2015», «Новаторство в образовании -2015» в области реализации программы «Управление профессионально-личностным ростом учителя».

Профессиональные качества педагога играют важную роль, т.к. являются основным показателем уровня педагогического мастерства. Личностные качества педагога должны дополнять профессиональные. Синтез профессиональных и личностных качеств педагога способствует высокой эффективности педагогического процесса, формированию гармоничной и образованной личности ученика.

В программе развития МАОУ СОШ №20 разработан целый блок, посвященный теме профессионально-личностного роста учителя и развитию среды, способствующей развитию профессиональных компетенций и личностных качеств учителя.

МАОУ СОШ №20 накоплен опыт системной работы по данному направлению, что может быть методическим ресурсом для создания специального блока в программе развития другими образовательными учреждениями.

Реализация проекта предусматривает дальнейшее развитие форм работы, создание целостного спектра студий, объединений, отвечающих профессиональным и личностным интересам педагога.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: обеспечение условий для профессионально-личностного роста учителя.

Задачи проекта:

- развитие творческой среды в МАОУ СОШ №20, способствующей личностному росту учителя: развитие высоких нравственных и волевых качеств, эстетического вкуса; развитие навыков художественной, танцевальной, вокально-хоровой и словесной культуры; формирование первичных навыков исполнительского мастерства; умению ориентироваться в потоке информации.



- создание модели методической службы, направленной на становление учителя эрудиционного типа, имеющего мировоззренческую, психологическую, дидактическую, частнометодическую, воспитательную подготовку, обладающего широким культурным кругозором, знаниями и опытом деятельности в сфере информационных и коммуникационных технологий, владеющего педагогической техникой, исполнительским мастерством;

- распространение практики создания программ развития (их подразделов), нацеленных на формирование профессиональных компетенций и личностных качеств педагога.

Участники проекта: педагоги МАОУ СОШ №20.


Модель инновационного продукта

В результате реализации проекта предполагается получение модели организации школьной среды, способствующей развитию и обучению и педагога, и ученика.

В этой связи предполагается создание следующей модели инновационного продукта:

В части разработки программы развития образовательного учреждения:

- разработка концептуального блока программы развития образовательного учреждения, направленного на создание среды, способствующей профессионально-личностному росту учителя.
В части создания модели развития образовательного учреждения на основе управления профессионально-личностным ростом учителя:

- сформировать модель управления профессионально-личностным ростом учителя, включающую цели и отобранное содержание на основе изучения потребностей педагога в саморазвитии и самореализации;

- наличие системы работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей адресный характер методической помощи учителя;

- овладение членами педагогического коллектива методикой организации инновационной деятельности.



В части развития профессионально-личностных качеств учителей:

- совершенствование профессиональных компетенций;

- развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений современного учителя как учителя эрудиционного типа;

- развитие устойчивых нравственных качеств личности;

- развитие современного стиля педагогического мышления;

- развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;

- развитие эмоционально-волевой саморегуляции поведения и деятельности учителя;

- формирование готовности к профессиональному самообразованию;

- формирование индивидуальной программы развития педагога.

Сроки реализации и этапы проекта

Сроки реализации проекта: 2015-2018 гг.

Этапы проекта:

1.Организационный этап (январь 2015- май 2015): анализ имеющихся ресурсов для реализации проекта (организационных, методических, информационно-технологических, материальных), изучение запроса педагогов по профессионально-личностному росту, корректировка основных направлений деятельности.

2.Практический этап (сентябрь 2015 - март 2018): создание модели управленческой деятельности, обеспечивающей условия для становления личности учителя эрудиционного типа, проведение практических занятий профессионально-личностного роста (методические и творческие сессии).

3.Результативно-итоговый (апрель - май 2018): подведение итогов, презентация модели развития образовательного учреждения на основе управления профессионально-личностным ростом учителя)



Направления проекта

В программе проекта представлены следующие направления деятельности:



- изобразительное искусство (художественная студия «Вдохновение»);

- музыка (музыкальная гостиная «Лира»);

- хореография (танцевальная студия «Грация»)

- литература (литературный салон «Жемчужина»);

- физическая культура (спортивный клуб «Совершенство»);

- психология (психологическая студия «Вместе»).

Принципы, на которых основывается реализация данного проекта:

- доступность и увлеченность занятий для всех коллег;

- заинтересованность каждого учителя в собственном профессионально-личностном росте;

- возможность для самовыражения;

- комплексность;

- добровольность.

Творческие сессии педагогов проходят на каникулах. В течение учебного года запланировано четыре творческие сессии. Занятия в каждой сессии объединяет общая тема.



Творческая сессия

Общая тема

Осенняя творческая сессия

Специфическое место видов творческой деятельности человека в ряду других проявлений культуры.

Зимняя творческая сессия

Своеобразное видение картины мира в рамках деятельности человека.

Весенняя творческая сессия

Установки человека, как предпосылка к позитивным переменам в жизни.

Летняя творческая сессия

Творчество моего сердца.

Традиционно каникулы для педагогов школы – это время творческих сессий профессионально-личностного роста. Коллектив разбивается на 6 групп, составляется график работы секций. Каждая группа посещает по 3 занятия.

Посещая литературный салон «Жемчужина», учителя погружаются в творчество великих поэтов и писателей, в том числе и писателей липецкой земли, в прекрасный мир лирики 60-х годов 20 века, читают стихи о любви, о войне, о дружбе. После посещения занятия в литературном салоне педагоги говорили: «Придя домой, непременно хочешь перечитать еще и еще раз давно знакомые, но, оказывается, «неоткрытые» стихи.

В художественной студии «Вдохновение» педагоги знакомятся с творчеством великих художников и овладевают основными видами декоративного искусства, работают в технике батик, творят белорусскую выцинанку, учатся писать картины акварельными красками и пастельными мелками.

Музыкальная гостиная «Лира» приглашает нас к разговору о том, что такое музыка, как понять тайный мир музыки. В гостиной звучат произведения Вивальди, Чайковского, Розенбаума. Прекрасные песни Б.Окуджавы, М. Таравердиева затрагивают тонкие струны души и позволяют погрузиться в прекрасным мир вокальной музыки. На занятиях в музыкальной гостиной педагоги овладевают навыками вокального и хорового пения.

Занятие в психологической студии «Вместе» направлены на осознание своих личностных особенностей, на освоение различных техник: техника бесконфликтного общения, техника релаксации, техника мотивации, достижения результатов. Техники помогают стать целеустремленным, настроенным на достижение основных жизненных задач.

Здоровье и грацию дарят нам занятия спортом и хореографией в спортивном клубе «Совершенство» и танцевальной студии «Грация». Учителя осваивают утреннюю гимнастику с элементами йоги, танцевальную и степ аэробику. Изучают основы эстрадных, бальных, народных танцев, получая заряд бодрости и оптимизма.

Школа сегодня – это цент насыщенной интеллектуальной жизни. И новое направление в программе профессионально-личностного роста – интеллектуальное. 8 команд педагогов стали участниками интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». В этой игре педагоги могли показать свой кругозор и свою эрудицию.

Наряду с профессионализмом, каждому педагогу, безусловно, должны быть присущи нравственность, толерантность, милосердие. Встречи с членом Союза писателей России, членом Международной Ассоциации писателей и публицистов, лауреатом литературной премии имени Евгения Замятина, протоиереем русской Православной церкви отцом Геннадием способствуют духовно-нравственному развитию педагога.

Проект, который реализуется в МАОУ СОШ №20, способствует всестороннему развитию личности педагога, об этом свидетельствуют, в том числе, и результаты опроса, проведенного среди учителей. Вот как учителя отвечали на вопрос: «Что значит для Вас программа профессионально-личностного роста?»

«Программа профессионально - личностного роста это прежде всего возможность для самосовершенствования. Это радость общения с коллегами в творческой обстановке». (учитель химии Уткина С.А.)

«Для меня программа Рост – это обретение новых знаний и умений, это возможность создавать новый образ педагога, способного идти в ногу со временем, способного принимать изменения современного общества и меняться самому». (учитель биологии Севостьянова И.Н.)

«Программа РОСТ – это повышение культурного уровня учителя, современный учитель должен быть интересен детям. Участие в программе дает возможность не замыкаться в рамках своего предмета, а расширять свои познания в других областях науки и культуры».(учитель истории Дручинина Е.А.)

«Это возможность снять эмоциональное напряжение и предотвратить профессиональное выгорание педагога». (учитель начальных классов Алимова Л.П.)

«Это здоровьесбережение – и психологическое (мы соприкасаемся с прекрасным) , и физическое (занятие спортом и танцами)». (учитель иностранного языка Истомина Я.А.)

«Программа профессионально-личностного роста дает возможность получить новый заряд для творчества и вдохновленным прийти на урок». (учитель литературы Никитина О.В.)

Известный педагог В. А. Сластенин говорил: «Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения».

Создание условий для реализации проекта

Для реализации проекта необходимо создание системы условий (нормативно-правовые, организационно-педагогические, научно-методические, кадровые, материально-технические, финансовые). В МАОУ СОШ №20 для реализации проекта имеются все необходимые условия: школа работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке и реализации инновационного проекта,   есть необходимая материально-техническая база.



Организационно-педагогические условия.

Реализация проекта осуществляется на основе плана работы. План состоит из двух частей.

Первая часть – это план работы по реализации инновационного проекта на внутришкольном уровне, который включает в себя проведение творческих сессий педагогов в период каникул. В течение учебного года проходит четыре творческих сессии. Продолжительность творческой сессии – 1,5 часа. Одна творческая сессия включает в себя три занятия по 30 минут по различным направлениям. В период каникул проводится две творческие сессии. Таким образом, каждый педагог посещает занятия по всем направлениям.

Вторая часть плана – это мероприятия по распространению педагогической практики в муниципальной системе.



Нормативно-правовые условия.

Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы»

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. №544 н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)».

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 №514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования).

Приказ Минзздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. №761н (в ред.от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».



Научно-методические условия.

Методологическим основанием данного проекта являются современные исследования действительного члена (академика) Российской академии наук, доктора педагогических наук, профессора М.М.Поташника. Инновационный Проект рассмотрен и согласован на заседании методического совета школы.



Кадровые условия.

В разработке и реализации проекта принимают участие педагоги высшей и первой категории. Каждым направлением руководит педагог, подготовленный, способный организовывать и осуществлять работу по программе личностного роста учителя, творчески работающий, постоянно саморазвивающийся и совершенствующийся.



Материально-технические условия.

Для реализации проекта есть все необходимые материально-технические условия. В школе имеется два спортивных зала для проведения спортивных занятий, хореографический зал для занятий в танцевальной студии, учебные кабинеты с наличием компьютеров и подключенных к Интернету. Библиотека школы имеет книги, журналы, относящиеся к сфере образования, а также обеспечивающих расширение культурного кругозор и повышение эрудиции педагогов.



Оценка результатов профессионально-личностного роста

Для оценки результата профессионально-личностного роста учителя мы используем две технологии. Одна из них служит для определения профессиональных знаний или умений учителя и заключается в следующем: формулируются требования к учителю, предлагается самому или с руководителем методического объединения оценить степень владения данными требованиями с помощью трех оценок: «Не владею», «Владею, но испытываю затруднения», «Владею свободно». Результаты изучения затруднений учителей являются основой для определения содержания, как самообразования учителя, так и внутришкольной методической работы. Опрос проводится в начале учебного (до начала самообразования и методической работы) и в конце учебного года. Сопоставляя оценки, можно определить, имел ли место профессиональный рост по конкретному умению.

Для определения профессионального роста в целом планируется использование другой технологии. Профессиональный рост педагога проявляется в приобретении им новых профессиональных знаний и умений, но главное - в развитии его позитивного, ценностного отношения к своей профессиональной деятельности. Развитие ценностного отношения педагога к своей профессиональной деятельности является ключевым, ведь именно от этого отношения зависит: будет ли (и, если будет, то как) педагог использовать свои профессиональные знания на практике, и будет ли накапливаемый им опыт профессиональной деятельности использован для улучшения ее качества. Поэтому важным в определении профессионального роста педагога становится определение динамики его ценностного отношения к своей профессиональной деятельности, которое проявляется в ценностном отношении педагога к обучению и воспитанию детей – основным направлениям его профессиональной деятельности, к самим детям, к учебному предмету, который он преподает, к учебной деятельности, которую он организует, к специальным профессиональным знаниям и т.п. Развитие этих ценностных отношений педагога рассматривается в качестве показателей (не единственных) его профессионального роста.

Безусловно, и программа профессионально-личностного роста учителя, и создание условий для творческого роста педагога способствуют формированию в школе стабильного профессионального коллектива единомышленников, способного решать любые педагогические задачи, в том числе введение ФГОС и Стандарта педагога.

План работы по реализации инновационного проекта

1.Организация работы проекта по направлениям деятельности на школьном уровне

Общая тема занятий

Изобразительное искусство

Литература

Музыка

Хореография

Физическая культура

Психологическая служба

Сроки

Специфическое место видов творческой деятельности человека в ряду других проявлений культуры

«Скульптор дарит бессмертие на земле» Жизнь и творчество русского скульптора В.Мухиной.

Литературный цикл

«Жизнь и должна быть восхищением…»





«Музыка без границ»

Музыкальная культура России (народное творчество).



«Тайны русского народного танца»

Хоровод


Стретчинг – инновационный подход к спорту

«Мудрец из храма». Техника визуализации: прошлое, настоящее, будущее.

Ноябрь,

2015


Своеобразие видения картины мира в рамках деятельности человека

«Портрет – это всегда двойной образ: образ художника и образ модели».

К.Брюллов



«Стойкость памяти противостоит разрушительной силе времени»

И.С.Тургенев



«Музыка без границ»

Становление русской композиторской школы.



«Тайны русского народного танца»

Русская плясовая.



Танцевальный фитнес Зумба

Общение как жизненная необходимость.

Я родитель, взрослый, ребенок (транзактный анализ)



Декабрь,

2015


Установки человека, как предпосылка к позитивным переменам в жизни

«Он писал сказки кистью»

В. Васнецов.




«Родной, знакомый, многоцветный, звучащий и дышащий мир».

И.А.Бунин



«Музыка без границ»

Музыкальная культура Италии.



«Тайны русского народного танца»

Русская плясовая.



Фитбол аэробика- комплексное воздействие на развитие физических возможностей

Модель изменения ограничивающих убеждений. Пирамида А.Маслоу.

Февраль, 2016

Творчество моего сердца

«Можно ли родиться художником?» И.Крамской

«Чувствую самую жгучую, самую смертную связь»

Н.М.Рубцов



«Музыка без границ»

Музыкальная культура Франции.



«Тайны русского народного танца»

Кадриль.


Степ аэробика как средство оздоровительно физической культуры

«Укрощение гнева». Техника снятия эмоционального напряжения.

Март,

2016




2. Мероприятия по распространению педагогической практики на муниципальном уровне

Форма работы

Целевая аудитория

Сроки проведения

Ответственные

Подготовка материалов для коллегии департамента образования «Развитие педагога – обязательное условие повышения качества образования»

Директора ОУ

ноябрь

Пшеничный А.В.

«Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?» Открытый диалог по проблеме введения профессионального стандарта педагога. О ходе выполнения решения коллегии департамента образования.

Заместители директора

Руководители педагогических сообществ

Педагоги


февраль

Пшеничный А.В.

Сошнина Н.В.



Подготовка публикаций в профессиональных изданиях по проблеме профессионального роста учителя.

Заместители директора

Руководители педагогических сообществ



Педагоги

В течение года

Сошнина Н.В.

Каталог: data -> documents
documents -> Акмеология. №3. 2015 (юбилейный выпуск). Колонка главного редактора
documents -> Книга «Оставаться трезвым»
documents -> Экологический проект «Юные огородники»
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нижний Тагил
documents -> Дюсш г. Пыть Ях Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении
documents -> «Особенности оборонительных действий в мини-футболе»


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница