Инновационные технологии и их применение в школьной практике



страница1/5
Дата22.02.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4   5
Инновационные технологии и их применение в школьной практике

Усиленное внимание к необходимости инноваций в профессиональном образовании России в начале нового века, вызвано проведением новой государственной политики нацеленной на повышение эффективности учебного процесса с целью подготовки человека к жизни в динамично быстро меняющемся современном мире.

Из собственного опыта педагогической работы в школе вижу, что эти задачи были поставлены своевременно. Современные школьники быстрее педагогов осваивали новые технические средства, такие как: компьютер, планшеты, постоянно обновляющиеся сотовые телефоны и им уже не интересно было учиться по старым методикам. Современные технические средства позволяют разнообразить формы учебной деятельности, следить за новостями в области науки, связываться с различными городами и странами в считанные минуты.

Педагогические инновации должны осуществляться системно, т. к. меняются цели образования, содержание программ, методы и формы уроков, а так же организация совместной деятельности преподавателя и ученика.

Педагогическая система - это совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом.

Основным системообразующим компонентом (фактором) системы является итоговая аттестация обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Роль ее в том, чтобы найти способы организовать учебный процесс и взаимосвязь между участниками образовательного процесса, т.к. это основной результат образования.


        В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, являясь в известной мере, интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением.


 В специальной литературе используются термины: «педагогические системы», «внешние образовательные системы», «внутренние образовательные системы», «методические системы» и т. д.. Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением, так называемых авторских школ) имеют понятия "воспитательная система" и "дидактическая система". При этом традиционные понятия "система воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если "система воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины "воспитательная система", «методическая система» и "дидактическая система" выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание. В процессе обучения по педагогическим системам достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов), содержания образования и материальной базы, причем системообразующим компонентом будет первый.

 Методическая система обучения — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм, средств, планирования и проведения контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся.


     Обучение только тогда эффективно, когда оно строится как методическая система.
     Характерными чертами современной методической системы обучения являются:
    •   научно обоснованное планирование процесса обучения;
    •   единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки школьников;
    •   высокий уровень трудностей и быстрый темп изучения учебного материала;
    •   максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения;
    •   сочетание индивидуальной и коллективной работы школьников;
    •   насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения;
    •   комплексирование различных предметов обучения.
   Методическая система только тогда функционирует, если она определяется целями, задачами.

«Традиционной» системой в педагогике является та, которой очень долго пользуются. Недостатком ее является предсказуемость результатов и последовательность изучаемого материала. Такая система не дает творческого саморазвития личности ученика.

Инновационной педагогической системой может быть названа такая педагогическая система, при которой происходит создание условий для сильной мотивации к саморазвитию личности индивида и максимально развиваются его творческие способности.

В нашей кадетской школе - интернат существуют элементы инновационной педагогической системы, которые осуществляются в применении на уроках компьютерных технологий. Учащие готовят мини-проекты, презентации в виде домашнего задания на урок. Проводятся уроки дистанционного обучения для заболевших учеников. Еженедельно оценки фиксируются в электронном журнале.



Сущность концепции гуманизации заключается в уважении прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности. Причины появления гуманизации образования я вижу в проведении новой государственной политики, нацеленной на повышение эффективности учебного процесса с целью подготовки человека к жизни в динамично быстро меняющемся современном мире.

Сущность теории развивающего обучения состоит в том, чтобы внедрять активно - деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).  


Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.  
Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Для целей развивающего обучения характерна ориентация учебного процесса на развитие потенциальных возможностей человека и на их реализацию.

Государственные образовательные стандарты закрепляют обязательные требования к условиям обучения, направленные на создание оптимальной среды для получения качественного образования. С этой целью уже выделены и будут выделяться в 2012-2013 годах дополнительные бюджетные средства для модернизацию школ. «Новая школа», построенная на новых ФГОС будет учить детей применять полученные знания в практических ситуациях — ставить цели, искать информацию, делать предположения и строить теории. Если раньше основной целью обучения была передача знаний-умений-навыков по предмету, то задачи «новой школы» состоят в том, чтобы не только передать знания, но и пробудить интерес учеников к теме, стимулировать поиск дополнительной информации. Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно.

Я преподаю в кадетском корпусе г.Северка географию. Для того, чтобы соответствовать уровню новых требований я закончила в этом году курсы повышения квалификации по ФГОС. Для того, чтобы развивать современных учеников я применяю, деятельностный способ (тип) обучения, вместо объяснительно-иллюстративного способа. Мои ученики самостоятельно готовят для уроков дополнительный материал и материал опережающего уровня в виде презентаций как индивидуально, так и группами.

 "Государственный стандарт основного общего образования" в 1997 г. В нем описаны функции стандарта, определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки и т.п. Требования этого стандарта (называемого в настоящее время стандартом первого поколения) заключаются в том, чтобы изучение определенных учебным планом дисциплин, было направлено на достижение следующих целей: а) овладение предметными знаниями, достаточными для изучения смежных дисциплин на современном уровне; б) интеллектуальное развитие средствами учебной дисциплины, необходимого для обучения и будущей профессиональной деятельности; в) развитие представлений о дисциплине как части общечеловеческой культуры, о ее значимости в истории цивилизации и современном обществе; г) формирование представлений о методах других наук. При этом отмечается, что все цели рассматриваются как одинаково значимые для формирования личности в процессе освоения дисциплины. В настоящее время цели представляются также на языке ключевых компетенций.

   Главный смысл разработки государственных стандартов общего образования второго поколения (с 2005 года), по мнению его авторов, заключается в создании условий для достижения нового качества общего образования на основе анализа сущности этого понятия. Сегодня под "образовательными результатами", понимаются изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы для решения значимых для личности проблем. Такие ресурсы можно разделить на мотивационные, инструментальные или операциональные, когнитивные. Конечные образовательные результаты должны быть фактором развития этих ресурсов. 1)Личностные результаты, формируются в образовательном процессе. Формируются системы ценностных отношений учащихся к себе, к окружающим, к объектам познания, к результатам образовательной деятельности; 2) метапредметные результаты, освоенные учащимися на базе нескольких (всех) учебных предметов. Способы деятельности, применимые как в учебном процессе, так и в жизненных ситуациях; 3) предметные результаты - усвоенные учащимися конкретные элементы социального опыта, изучаемого в отдельных предметах.

Гуманитаризация негуманитарного (математического, естественнонаучного, технического) образования и основные направления его реализации.

   Составляющей и одним из средств реализации гуманистического подхода к обучению негуманитарным дисциплинам является их гуманитаризация. Методологической основой принципа гуманитаризации образования послужило положение философов и психологов о том, что кризис в развитии современной цивилизации, в том числе, и в образовании, в значительной степени вызван делением в XIX веке единой неделимой культуры на две: естественно - научную и гуманитарную. Каждая из них характеризуется преимущественным способом познания мира: рациональным, естественнонаучным и интуитивно-образным, которые определяют соответственно два типа мышления - рационально-критический и интуитивно-образный. Все это, как говорят философы, способствовало формированию в общественном сознании технократического мышления (присущего не только представителям естественнонаучного, но и гуманитарного знания), существенными чертами которого являются преимущества средств перед целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями.

   Антиподом технократическому мировоззрению является гуманитарное мировоззрение, ориентированное на общечеловеческие ценности. У отдельного человека оно проявляется в таких чертах личности, как богатство потребностей, стремление к самореализации, компетентность, умения обнаружить нерешенные проблемы, преодолевать стереотипы, инициативность и гибкость, критичность и способность к рефлексии, ответственность перед обществом, ответственность за принимаемые решения, способность к компромиссу и т.д. Решающая роль в формировании такой личности принадлежит образованию, и система образования, по своей сути - гуманитарная система.

   Принцип гуманитаризации образования означает 1) выявление гуманитарного потенциала дисциплин, позволяющего говорить о них как о части человеческой культуры; 2) его отражение в содержании образования, позволяющее формировать целостное представление о научной картине мира; 3) его отражение в методах обучения, позволяющее формировать опыт умственной, поисковой, творческой, трудовой и т.д. деятельности учащихся; опыт их эмоционально-ценностных отношений и др. Т.А. Ивановой на основе концепции о сущности современного образования и его глобальной цели, разработана следующая концепция гуманитаризации образования: (на примере математического):

   1) Гуманитарный потенциал образования определяется исходя из психологической структуры личности и из психологических исследований целостного развития личности как системного явления.

   2) Сущность содержания современного образования выражается в интеграции 4-х компонентов, соответствующих 4-м подструктурам в целостной структуре личности и отражающих гуманитарную направленность знаний о человеке, природе, обществе, мышлении, способах деятельности, обеспечивающих формирование научной картины мира как основы мировоззрения; опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой, творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений.

   3) Выявление гуманитарного содержания образования ведут с позиций философии, методологии и истории соответствующей науки.

   4) Методология научного поиска и истории науки включает в себя: ее предмет, методы, специальный язык, ее ведущие идеи и понятия, связь с другими науками и практикой, процесс познания в этой науке; специфику деятельности; методы научного познания (эвристические и логические); культуру мышления, стиль научного мышления; историю науки.

   5) История и методология научного поиска в науке практически отражают основной гуманитарный потенциал учебной дисциплины, интегральная сущность которого и дает основание говорить о ней как о части человеческой культуры.

   6) Не менее важная задача гуманитаризации образования - сформировать у ученика потребность в усвоении нового материала.

   7) К созданию теоретической модели гуманитаризации образования следует применять системный подход; элементами этой модели являются целостная структура личности, цели, гуманитарно ориентированное содержание, формы, методы и средства обучения.

   Таким образом, гуманитаризация образования означает его перевод на гуманитарную основу:

а) приближение изучения дисциплины к человеку, его интересам, потребностям и способностям (создание эмоционального фона, показ личностной значимости ее изучения, раскрытие философского вопроса "зачем я в этом мире?" и т.п.;

б) создание целостного знания о мире (через ее межпредметные связи, практическая направленность и т.д.);

в) организация разнообразных видов деятельности для самовыражения и самоутверждения, поддержка и стимулирование самостоятельности.

   Основные направления гуманитаризации образования: 1) восстановление гуманитарных начал науки (ее истории, ее творцов, философских начал, духовного назначения); 2) привнесение в методику обучения методов и форм, присущих гуманитарным наукам; 3) приближение к общественному бытию человека (применение элементов специального знания в повседневной жизни, личностная значимость их изучения, интеграция с гуманитарными науками); 4) предоставление учащимся возможностей реализации индивидуальных способностей через разнообразие видов учебной деятельности по изучению дисциплины.



Основные идеи педагогики сотрудничества

   Передовой педагогический опыт не раз был источником новых педагогических идей. В русле идей гуманизации образования наибольшую известность приобрел в 80-е годы XX века опыт учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина) под общим названием "педагогика сотрудничества". Их педагогические идеи, связанные с решением проблем гуманизации обучения, получили воплощение в следующих приемах, методах, способах:

   1) Отношение с учениками - вовлекать их в общий труд учения, в сотрудничество, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед; стимулы учения должны содержаться в самом учении.

   2) Учение без принуждения - снять чувство страха, исключив методы принуждения к учению, научить учиться коллективно и индивидуально.

   3) Идея трудной цели, постановка которой поддерживает дух сотрудничества и уверенности в том, что она будет достигнута.

   4) Идея опоры - включать в предметно-словесную информацию опорные сигналы, конспекты, схемы, которые являются средством развития понимания и запоминания, пространственного воображения и логического мышления, путеводной нитью воспроизведения информации и решения задачи.

   5) Идея свободного выбора - дать возможность учащимся самим выбирать тему, задачу, форму работы и т.п., что позволяет поддерживать идею сотрудничества, преодолевать неравномерность развития отдельных качеств личности учащихся, создать условия для развития их индивидуальных способностей.

   6) Идея опережения - отводить на уроке время на знакомство с материалом, который будет изучаться в будущем, что позволяет вовремя подтянуть «отстающих».

   7) Идея крупных блоков и идея "погружения" - изучать материал укрупненными по сравнению с традиционными порциями, заниматься меньшим количеством предметов одновременно, что позволяет увеличивать объем изучаемого материала при снижении нагрузки, устанавливать в нем логические связи и выделять главное и существенное.

   8) Идея соответствующей формы - строить урок по форме, соответствующей изучаемому материалу (уроки творчества и т.п.).

   9) Идея самоанализа - учить учащихся коллективным и индивидуальным оценочным действиям и суждениям (взаимопроверка и взаимооценка, самоконтроль и самооценка, рецензирование письменных работ и устных ответов, консультанты и "листы самоконтроля").

   10) Интеллектуальный фон - не отлучать и не отучать учащихся от трудностей, умственного напряжения и эвристических радостей, поддерживать у них стремление к знаниям, достижению высоких целей и творчеству.

   11) Личностный подход - использовать такие приемы обучения, при которых каждый ученик ощущает внимание учителя лично к нему, никто его не обвиняет в неспособности, все защищены в своем классе.

Примеры наличия элементов гуманизации образования в «Северском кадетском корпусе»:

1) Учение без чувства страха перед неудачами. Каждая неудача решаема и оценка легко исправима.

2) Применение метода опорного сигнала. Многие конспекты уроков проводились в форме создания опорного сигнала в рисунках и схемах.

3) Практикуется метод опережающего знакомства с новым материалом посредством подготовки презентации на урок.

4) Метод самоанализа через проверку тестового задания самим учеником, взаимопроверки по группам, или в парах.



Сущность понятия дифференциации обучения.

   Элементы дифференциации образования и обучения появились, начиная с 1860 года, когда в российской школе стали возникать элементы фуркации - построения учебного плана старших классов средней школы по уклонам (гуманитарным, естественно-научным и др.) и разделении средних учебных заведений на классические, мужские и женские гимназии, реальные коммерческие, епархиальные училища, кадетские корпуса. Фуркацией называлось дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы; приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся.

   Цель начавшейся с 1988 г. дифференциации обучения была в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей и склонностей, удовлетворения его познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания образования. Основанный на психолого-педагогических различиях школьников, такой подход, тем не менее, сохранял для всех учащихся единые и для многих непосильные конечные цели обучения. Сущность такой дифференциации состояла в поиске методов и приемов обучения, которые индивидуальными путями вели бы к одинаковому овладению программой.

 По  мнению многих ученых и практиков в области педагогики, дифференциация содержания образования и учебных требований уменьшает нагрузку на учащихся, которые иногда не только умственно, но и физически не способны учиться в рамках обычной программы; снимает проблемы тревожности, утомляемости и неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может. Делает реальностью усвоение каждым образовательного минимума. Самыми распространенными формами дифференциации являются: а) выполнение учащимися заданий разного уровня сложности и различной направленности на развитие ученика; б) дозирование помощи учителя ученикам; в) групповая работа учащихся по модели полного усвоения

  

Дифференциация обучения и основные характеристики

   Теоретически можно выделить множество направлений дифференциации: 1) дифференциация по времени обучения, 2) дифференциация по условиям обучения, 3) дифференциация по образовательным целям.

   Виды дифференциации определяются, исходя из тех индивидуальных особенностей учащихся, которые в данном случае учитываются: по общим и специальным способностям, по интересам, по склонностям, по проектируемой профессии, т.е. по индивидуально-типологическим особенностям (наряду с дифференциацией по способностям, называется еще дифференциация по неспособностям). К видам дифференциации относятся и школы по национальному признаку; в целом по характеру основания дифференциации на виды их можно подразделить: на личностные (по способностям, интересам, психологическим особенностям) и социальные. Дифференциация по проектируемой профессии учитывает и личностные факторы (склонности, способности, интересы), и социальные (престижность определенных профессий, предрасположенность к профессии и др.).

   Дифференциация осуществляется на разных уровнях. Это могут быть три уровня: 1-й микроуровень - внутренняя или внутриклассная (между группами одного класса) дифференциация; 2-й мезоуровень - внутришкольная (между классами, профилями, направлениями одной школы) дифференциация; 3-й макроуровень - межшкольная (создание различных типов школ) дифференциация. Российскими образовательными стандартами по существу предлагаются следующие виды дифференциации - внутренняя уровневая (обязательный уровень и уровень возможностей) и профильная (которая может быть как внутришкольной, так и межшкольной).

   Под уровневой дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, имеет возможности адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям и возможностям. При этом уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, ученики могут усваивать материал на различных уровнях. Основная сложность здесь связана с согласованием массовых форм обучения и индивидуального характера процессов усвоения.

   Внешняя, или профильная, дифференциация обучения в средней школе имеет своим основанием разделение учащихся по специальным способностям, познавательным интересам, склонностям и, как следствие, проектируемой профессии; она предполагает предоставление учащимся возможности получать образование в различных направлениях, по разным учебным планам и программам. Ее разновидностью является углубленное изучение отдельных предметов (имеющее большой опыт в нашей стране).

   Эффективность профильной дифференциации зависит от эффективности уровневой дифференциации, т.к. в любом профильном классе существуют различные типологические группы учащихся и, следовательно, обучение должно осуществляться на разных уровнях. В то же время реализация уровневой дифференциации на практике гораздо труднее, чем профильной, т.к. по профильному обучению накоплен значительный опыт (внеклассные занятия, факультативы и спецкурсы, классы с углубленным изучением отдельных предметов); составить программу или написать учебник легче по одному профилю, чем по нескольким уровням данного профиля.

   Процесс выявления особенностей и способностей учащихся достаточно длительный и он привел к появлению еще одного вида дифференциации - поисковой или предпрофильной, которая позволяет выявлять типологические группы учащихся в основной школе (и даже в начальной). Это дает возможность учащимся продвигаться от низших стадий дифференциации к более высоким, что определило понятие "непрерывной дифференциации".

В нашем кадетском корпусе применяется предпрофильная дифференциация, которая заключается в проведении элективных курсов по предметам, интересующим учащихся в 9-х классах. Например: «Практическое ориентирование на местности»; «Основы потребительской культуры»; «Медицинская география» и д.р. Такие мини-курсы рассчитаны на 17 уроков. В 10-11 классах введены профильные курсы: физико-математические и социально-экономические. Они рассчитаны, как правило, на 68 часов.

В 7-8-х классах дифференциация проводится на уроках в виде заданий разного уровня.



Каталог: files -> teachers
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
teachers -> Уровень сформированности учебно-универсальных действий на уроках географии Чтобы говорить об уровне сформированности ууд на уроках географии и во внеурочное время в огбоу кши «Северском кадетском корпусе»
teachers -> Личная информация


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница