Инновации в образовании
Рекомендательный список статей,
составленный по страницам журналов
«Высшее образование сегодня», Alma mater (Вестник высшей школы) за период с 2010 по 2011 гг.
-
Пономарева Е.Н. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 2. – С. 42-47
Рассматривается актуальная проблема профессионализма учителя, а именно его инновационно-креативная компетентность. Под ней понимается способность человека продуктивно проектировать и осуществлять деятельность в существенно-новых и изменяющихся условиях, когда ранее известные проекты и алгоритмы оказываются недостаточно продуктивными и не позволяют достичь необходимых результатов. Предлагается новаторский подход к развитию профессионализма учителя через формирование у него инновационно-креативной компетентности.
Ключевые слова: анализ, педагогическая деятельность, профессионализм учителя, инновационно-креативная компетентность.
-
Лобанова Е.В. Шабанов Г.А. Становление вузов как центров инноваций // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 5. – С. 15-20
Рассматриваются проблемы инновационной деятельности в высших учебных заведениях. Даются примеры как перспективных вузовских инноваций, так и различных видов псевдоинноваций. Обосновывается необходимость введения системы единых для всех вузов критериев и показателей, позволяющих дать объективную оценку их инновационной деятельности.
Ключевые слова: новшество, нововведение, инновации, псевдоинновации, инновационная деятельность, критерии и показатели оценки инновационной деятельности вузов.
-
Тягунова Ю.В., Крикунов К.Н. Субъекты и цели интеграции науки и образования в высшей школе // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 5. – С. 21-26
Выявлены субъекты интеграции образования и науки на различных уровнях. Охарактеризованы особенности их взаимодействия, определены цели интеграции. Отражена специфика применения кластерного подхода в образовательно-научной интеграции.
Ключевые слова: корпорация, взаимодействие субъектов, интеграция образования и науки, уровень интеграции, образовательно-научный кластер.
-
Горенков Е.М. Мониторинг инновационного потенциала участников модернизации школы // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 5. – С. 27-32
Рассмотрение процесса исследования проблемы сопровождается мониторингом инновационного потенциала в школах. Инновационный потенциал представлен личностными качествами участников образовательного процесса, в совокупности образующих их систему, целостность. Представленное к публикации исследование содержит анализ отношения образовательных учреждений к становлению и развитию инновационного потенциала субъектов педагогических систем. Представляет научный и практический интерес для работников образовательной сферы, занимающихся модернизацией современной школы.
Ключевые слова: процесс мониторинга, инновационный потенциал, модернизация современной школы, целостность, системность, проектно-командный метод организации исследования.
-
Большакова О.Н. Исследования самостоятельной деятельности инновационной направленности студентов и возможности ее развития // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 11. – С. 53-56
Исследуется возможность развития у студентов современного вуза самостоятельной деятельности инновационной направленности. Анализируются исследования, проведенные в филиале Иркутского государственного университета в г. Братске, которые показали необходимость организации коррекционно-развивающей работы с будущими специалистами, направленную на становление у них способностей к самостоятельной деятельности инновационного типа.
Ключевые слова: когнитивный, потребностно-мотивационный и деятельностно-практический критерии, профессиональная ответственность, саморегуляция, самосознание, самоактуализация.
-
Воронина Т.С. Дистанционное обучение в современном мире // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 11. – С. 62-63
Рассматриваются проблемы дистанционного обучения в современной системе образования, в частности его социальный, юридический и финансово-экономический аспекты. Затрагивается тема психологических трудностей педагогов и обучающихся, возникающих в ходе дистанционного обучения.
Ключевые слова : дистанционное образование, дистанционное обучение информационное общество, инновационная технология, компетенция, педагог, учебный процесс, налогообложение, университет, квалификация.
-
Торкунова Ю.В. Информационно-аналитический подход к развитию инновационно-образовательной деятельности вуза // Высшее образование сегодня. – 2010. - № 12. – С. 46-49
Рассматривается педагогическая система развития образовательных инноваций в вузе с позиций информационно-аналитической деятельности, характеризуются ее структурные и функциональные компоненты, анализируется структура информационно-аналитического центра, который мог бы на практике осуществить реализацию предлагаемых теоретических разработок.
Ключевые слова: образовательные инновации, управление инновационно-образовательной деятельностью, компетенции, информационно-аналитический подход.
-
Зернов В.А. Новый закон об образовании. Куда пойдем: к инновациям или к стагнации? // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 1. – С. 8-12
Ключевые слова: закон об образовании, мотивация коллективов учебных заведений, инновационная деятельность, научно-инновационная деятельность, инновации, стагнации.
-
Качалов Д.В. Система формирования педагогической культуры студентов вуза – будущих учителей в инновационной образовательной среде // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 4. – С. 72-74
Рассматривается определение педагогической культуры, инновационной образовательной среды, и характеризуется система формирования педагогической культуры студентов вуза – будущих учителей.
Ключевые слова : педагогическая культура, инновационная образовательная среда, система формирования педагогической культуры.
-
Шудегов В.Е., Шишов С.Е., Петросян Т.Э., Чертов В. А. Социальный аспект новаций законодателя в области образования // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 6. – С. 6-9
Ключевые слова: новации, социальный аспект, образование, законопроект.
-
Звонников В.И. Инновации в подготовке кадров управления // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 7. – С. 17-20
Ключевые слова: инновации, кадры управления, модернизация высшей школы.
-
Газалиев А.М., Егоров В.В., Огольцова Е.Г., Скибицкий Э.Г. Значение профессиональной мобильности в процессе становления специалиста технической направленности // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 10. – С. 6-9
Рассматривается профессиональная мобильность как одно из ключевых требований к подготовке современного специалиста технического профиля. Представлен педагогический потенциал гуманитарных дисциплин и их влияние на процесс формирования профессиональной мобильности современного специалиста.
Ключевые слова: профессиональная мобильность, возможности гуманитарных дисциплин, специалист технического профиля.
-
Беляева Е.В. Проектирование новых технологий обучения на основе программных педагогических средств // Высшее образование сегодня. – 2011. - № 11. – С. 43-46
Рассматривается проектирование программных педагогических средств, направленных на создание демонстрационных, обучающих, контролирующих и других видов электронных средств учебного назначения. Показано, как реализация возможностей программных педагогических средств способствует не только повышению эффективности и качества процесса обучения, но и углублению межпредметных связей за счет использования информационных технологий при решении задач различных предметных областей.
Ключевые слова: информационные технологии, педагогическое моделирование, электронные средства.
-
Аверкин В.Н., Зайченко О.М., Александрова М.В. Управление результативностью и эффективностью в территориальной системе образования // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 1. – С. 8-13
В статье рассматриваются понятия эффективности и результативности в образовании, проводится их сравнительный анализ относительно друг друга и по отношению к понятиям качества и достоверности. Авторы утверждают, что повышение эффективности является новой целью для сферы образования. Её достижение предполагает использование инновационных способов управления, направленных в основном на «результат управления», а не на «процесс управления». В статье указывается на необходимость разработки новых нормативных документов, регламентирующих измерение показателей эффективности и результативности в сфере образования.
Ключевые слова: эффективность и результативность в сфере образования, индексы, стимулирования достижения результатов.
-
Костюкевич С.В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте российского опыта // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 4. – С. 69-78
В данной статье рассматривается подход современных западных авторов к инновациям. Анализируются работы, опубликованные в журнале «Tertiary Education and Management» («Высшее образование и менеджмент») авторами из Ирландии, США и Канады.
Показано, что подход западных авторов является прагматическим и утилитарным и концептуально связан с понятием «экономика знаний : инновация рассматривается как процесс извлечения выгоды (пользы) из умений и знаний для производства новых или улучшенных продуктов и услуг.
Также проанализирован ключевой пункт механизма обеспечения инновационного развития: исследовательская работа в высших учебных заведениях, дающая прирост нового знания.
Ключевые слова: инновация, экономика знаний, исследовательская работа в вузе, исследовательские университеты, лидерство.
-
Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О., Гребенев И.В. Роль инновационных университетов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 5. – С. 11-17
Статья написана по материалам научной конференции «Роль инновационных университетов в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Нижний Новгород, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 15-16 марта 2011г.), на которой обсуждались проблемы развития образовательной системы в единстве среднего, высшего образования, вузовской науки и заказчиков образовательного продукта, были определены основные направления и новые формы их сотрудничества.
Ключевые слова: университет, школа, модернизация системы образования, качество образования, исследовательское обучение, концепция подготовки учителей для школ.
-
Левицкий М.Л. Госзадание на услуги высшей школы : критерии эффективности // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 5. – С. 50-57
В статье исследуется проблема формирования государственного заказа учреждениям высшего профессионального образования в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. Рассматриваются границы применения количественных и качественных критериев, обеспечивающие возможность прогнозирования изменения макроэкономических показателей в зависимости от динамики бюджетных расходов. Проводится ретроспективный анализ концепции человеческого капитала : от соотношения «затраты – результаты» на индивидуальном уровне до формирования показателей человеческого капитала в составе национального богатства страны. Приведены показатели структуры национального богатства РФ, США и стран БРИК. Сделаны выводы о путях повышения качества формирования человеческого капитала в РФ.
Ключевые слова : система высшего профессионального образования, бюджетирование, ориентированное на результат, государственное (муниципальное) задание, экономическая эффективность образования, редукция труда, теория человеческого капитала, инвестиции в человеческий капитал, расширительная концепция национального богатства страны.
-
Фасоля А.А. Концепция управления инновационным компонентом качества высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 5. – С. 57-61
Рассмотрены обоснование и обобщенная формулировка концепции управления инновационным компонентом качества образования, а также её основные компоненты (краткое описание) : концептуальные положения, структурно-функциональное представление подсистем, элементов системы управления, дополнительные дидактические принципы технологичной организации процесса обучения.
Ключевые слова: качество образования, управление, принципы, компетентности, инновации.
-
Николаев С.Д., Гаврилова П.М., Зайцев А.В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 5. – С. 8-12
В статье дана характеристика современных условий развития образовательных учреждений (ОУ). Отмечено, что ОУ переходят на качественно-новую ступень развития. В первую очередь это касается выбора стратегических целей и путей их достижения. Рассмотрены факторы повышения конкурентоспособности ОУ. Решение проблемы может быть достигнуто на основе формирования и эффективного использования интеллектуального капитала, а также на основе интеграции инновационных стратегий развития вуза и предприятий. Предложены направления инновационного развития ОУ с целью формирования стратегии развития.
Ключевые слова : конкурентоспособность, образовательное учреждение, стратегические цели, инновации, инновационная стратегия, инновационные направления, формирование стратегии, экономика знаний.
-
Антипьев А.Г., Маркова Ю.С. Основные тенденции развития образования в глобализующемся мире // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 6. – С. 20-24
Раскрыты тенденции и противоречия в развитии образования в глобализующемся мире, показана специфичность их проявления в российском обществе.
Ключевые слова: глобализация, образование, общество инноваций и знаний, гуманизация.
-
Фролов А. В. Роль университетов в инновационной экономике на примере США // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 6. – С. 85-87
Ключевые слова: инновационная экономика, роль университетов, системность как принцип анализа, США
-
Стефанова Г. П., Крутова И. А., Валишева А. Г. Инновационный подход к формированию методов решения типовых профессиональных задач у будущих инженеров // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 8. – С. 48-51
Предложена идея выявления профессиональных компетенций специалиста, основанная на анализе видов его профессиональной деятельности. Реализация идеи позволила выделить типовые профессиональные задачи инженера по направлению «Машиностроение». Описана методика формирования у будущих инженеров умения решать профессиональные задачи в процессе обучения в вузе.
Ключевые слова: типовые профессиональные задачи, обобщенный метод, формирование профессиональных компетенций инженера, инновационный подход.
-
Резник Г. А., Пономаренко Ю. С. Компетентностный подход как фактор успеха будущего специалиста на рынке труда // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 8. – С. 52-55
Быстроизменчивые процессы в образовательной сфере требуют от вузов внедрения новых подходов к процессу обучения. Одно из основополагающих решений в этом направлении – реализация компетентностного подхода, основанного на формировании и развитии обучающихся набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию на рынке труда.
Ключевые слова: высшее учебное заведение, компетентностный подход, трудоустройство выпускников, инновационно-ориентированные специалисты, рынок труда, конкурентоспособность выпускников вузов.
-
Торкунова Ю. В. Как в вузе управлять развитием инноваций // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 8. – С. 55-57
В статье рассматриваются подходы к управлению инновационно-образовательной деятельностью вуза, определяются основные компоненты педагогической системы информационно-аналитического сопровождения этой деятельности. Описана роль мониторинга в данных процессах, проанализирована информационная инфраструктура управления.
Ключевые слова: инновационно-образовательная деятельность вуза, педагогическая система, информационно-аналитическое сопровождение, мониторинг, информационная инфраструктура.
-
Фролов А. В. Глобализация высшего образования: противоречия и новации // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 8. – С. 61-66
В статье исследуются современные вопросы глобализации высшего образования (ВПО). Показано влияние глобализации на трансформацию ВПО. Рассмотрены противоречия глобализации, основные тенденции и новые формы развития отечественного ВПО, а также глобальных исследовательских университетов.
Ключевые слова: глобализация высшего образования, трансформация высшего образования, сети университетов, глобальные исследовательские университеты, исследовательские кластеры, консорциумы глобальных университетов.
-
Хрипко В. В. Горизонты интенсификации и инновационности в вузе // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2011. - № 9. – С. 34-37
Из обихода вузов и органов управления высшей школы практически исчезли две важнейшие категории – «обучение» и «интенсификация обучения». Автор анализирует причины этого явления.
Ключевые слова: обучение, интенсификация обучения, воспитание, государственные образовательные стандарты, технологии воспитания, стабильность обучения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |