Информатика Термин «информатика»



Скачать 84,42 Kb.
Дата25.04.2016
Размер84,42 Kb.
#36256
Тема 1. Понятие информатики

Информатика
Термин «информатика» (l’informatique) введен французскими учеными около 30 лет тому назад. Французская Академия Наук определяла информатику как «науку об осуществляемой преимущественно с помощью автоматических средств целесообразной обработке информации, рассматриваемой как представление знаний и сообщений в технических, экономических и социальных областях». Этот термин образовался соединением двух ключевых слов – «информация» и «автоматика». Это достаточно молодая и бурно развивающаяся наука. В англоязычных странах более ужился термин «computer science» (компьютерная, вычислительная наука, наука о компьютерах, точнее, наука о преобразовании информации с помощью компьютеров). В нашей стране принято более широкое и фундаментальное толкование информатики.

Следует отметить, что определений информатики в современной литературе множество. Это происходит оттого, что данная область знаний относительно новая и соответствующий понятийный аппарат не совсем устоялся.



Информатика – это наука, изучающая структуру, общие свойства, вопросы сбора, хранения, поиска, переработки (преобразования), использования (актуализации) знаний, научно-технической информации.

Это – классическое определение информатики.



Информатика – наука об информации и информационных процессах, о моделях и моделировании, об алгоритмах и алгоритмизации, о программах и программировании для различных классов исполнителей алгоритмов, в частности, компьютеров, об их использовании в общественном развитии.

Это определение назовем «рабочим» определением информатики; оно используется часто при рассмотрении научно-практических проблем.



Информатика – наука, изучающая информационные аспекты системных процессов и системные аспекты информационных процессов. Это определение можно считать системным определением информатики.

С информатикой часто связывают одно из следующих понятий: это либо отрасль производства, либо фундаментальная наука, либо прикладная дисциплина, либо совокупность определенных средств, используемых для преобразования информации. В соответствии с этим структура информатики приведена на рис. 1.1.




В состав технических средств входят компьютеры и связанные с ними периферийные устройства (мониторы, клавиатуры, принтеры и плоттеры, модемы и т. д.), линии связи, средства оргтехники и т. п., т. е. те материальные ресурсы, которые обеспечивают преобразование информации, причем главенствующую роль в этом списке играет компьютер. По своей специфике компьютер нацелен на решение очень широкого круга задач по преобразованию информации, при этом выбор конкретной задачи при использовании компьютера определяется программным средством, под управлением которого функционирует компьютер.

К программным средствам (продуктам) относятся операционные системы, интегрированные оболочки, системы программирования и проектирования программных продуктов, различные прикладные пакеты, такие как текстовые и графические редакторы, бухгалтерские и издательские системы и т. д. Конкретное применение каждого программного продукта специфично и служит для решения определенного круга задач прикладного или системного характера.



Математические методы, модели и алгоритмы являются тем базисом, который положен в основу проектирования и изготовления любого программного или технического средства в силу их исключительной сложности и, как следствие, невозможности умозрительного подхода к созданию.

Разработкой абстрактных методов, моделей и алгоритмов, а также связанных с ними математических теорий занимается фундаментальная наука.

Ее прерогативой является исследование процессов преобразования информации и на основе этих исследований разработка соответствующих теорий, моделей, методов и алгоритмов, которые затем применяются на практике.

Практическое использование результатов исследований информатики как фундаментальной науки воплощается в информатике – отрасли производства.

В самом деле, широко известны западные фирмы по производству программных продуктов, такие как Microsoft, Lotus, Borland, и технических средств IBM, Apple, Intel, Hewlett Packard и другие. Помимо производства самих технических и программных средств разрабатываются также и технологии преобразования информации.

Подготовкой специалистов в области преобразования информации занимается информатика как прикладная дисциплина. Она изучает закономерности протекания информационных процессов в конкретных областях и методологии разработки конкретных информационных систем и технологий.

Предмет информатики составляют следующие понятия:

• аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

• программное обеспечение средств вычислительной техники;

• средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

• средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Как видно из этого списка, в информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Для этого даже есть специальное понятие – интерфейс. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.



Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых исследований.

На всех этапах технического обеспечения информационных процессов для информатики ключевым понятием является эффективность.

В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным.

Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.



Человек в информационном обществе

Необходимые признаки информационного общества имеют отношение как к человеку телесному, так и человеку духовному:

1) культ знаний;

2) информационная культура;

3) информационная экономика;

4) информационный рынок труда;

5) информационная инфраструктура;

6) информатизация социальных технологий;

7) информационное законодательство.

Возможно, перечисленные необходимые признаки недостаточны. Как бы то ни было, материальная и духовная жизнь общества в целом должна от прежних потребительских ценностей индустриального общества перейти к новым "информационным ценностям", безусловное следование которым и делает общество информационным в полном смысле данного понятия.

Культ знаний не то же самое, что экономическая категория производства знаний, это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества. Культ знаний означает, что в общественной морали устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия.

Информационная культура – часть общей культуры социума, организующая социальную жизнь через информационную сферу. Внешняя информационная культура есть культура коммуникации и управления (данных и команд). Внешняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой мы понимаем культуру познания (знания).

Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие технологии (Hi-Tech), накопление и распространение данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение наукоемких интеллектуальных продуктов. Информационная экономика страны должна вписываться в глобальный информационно-экономический процесс. В рамках информационной экономики должны быть увязаны между собой стоимостные (денежные) эквиваленты вещных и интеллектуальных товаров.

Информационный рынок труда должен охватывать более половины трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества должны работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микро- и нанотехнические системы и устройства; наука и образование и т.п.).

Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной сферы деятельности общества.

Информатизация социальных технологий предполагает, что образование, избирательные кампании, документооборот, коммерция и другие социальные технологии (институты) должны использовать современные информационные технологии для автоматизации рутинных операций и освобождения человека для решения им творческих задач.

Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Пример 1. Известны многие государства с развитой информационной инфраструктурой, но с отсутствием информационной культуры, культа знаний, действующего информационного законодательства и др. Вопиющее бескультурье современного российского общества заставило ввести в программу обучения отечественных студентов-первокурсников (нашей будущей интеллектуальной элиты!) дисциплину "Русский язык и культура речи". Народ, не уважающий свой язык, деградирует. Вместо культа знаний – культ денег, "чистоганные отношения" и меркантилизм на всех уровнях истеблишмента. Российское информационное законодательство, за редкими исключениями, не реагирует должным образом на компьютерные и др. информационные преступления. Разве что по требованиям Интерпола! И все это на фоне достаточно развитой информационной инфраструктуры. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации", утвержденная президентом РФ (2008 г.) начинается так: "Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информаци онных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти".

Пример 2. В мире почти неизвестны программные продукты отечественного происхождения (Лучшие отечественные программисты работают за рубежом, их программы являются чужой собственностью.), а наш компьютерный машинный парк практически на сто процентов импортного происхождения (по конструкции и комплектующим, "красная сборка" здесь непринципиальна). Зато известны наши хакеры и кракеры (взломщики информационных систем).

Пример 3. Всё, что разумно делать на компьютере, может и должно на него возлагаться, оставляя за человеком творческую функцию: "Машина должна работать, человек – думать" (принцип IBM). Компьютеры и другая информационная техника освобождают нас от рутины, ошибок ввода, бумаги и т.д., способствуя экономии нашего времени и комфортности труда.

В то же время техника прерывает непосредственную физическую и духовную связь человека с природой, другими людьми, отчуждает мысль от смысла природных объектов, явлений, процессов. А смысл этот скрыт, и техника в лучшем случае помогает его объяснить, но не понять.
Мы выявили несколько проблем, слабо осознаваемых, но оттого не менее важных в информационном обществе для психики и духовности человека. В информационном обществе человек информационный и человек культурный должны быть единым "Человеком". Он должен пользоваться "культурными" данными (достоверными, полными, социально значимыми), подавать "культурные" команды (защищенные от информационных угроз), исповедовать не на словах, а на деле культ знаний (не конфронтирующих с верой, мнением и незнанием), быть участником, а не созерцателем информационного прогресса.

Только человеку в информационном обществе надо не столько "создавать условия" (комфорт, сферу услуг, цивилизованную инфраструктуру, положительные эмоции), сколько влиять на его личностное мировоззрение, прежде всего, в духовно-нравственном направлении.





Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей

Скачать 84,42 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница