Вечно актуальные проблемы детско-родительских отношений – домашние обязанности, наведение порядка, ответственность и самостоятельность ребёнка – особенно волнуют родителей первоклассников. Приведём некоторые из них. Приучение к порядку и правилам, заведённым в семье, необходимо начинать рано и делать это систематически.Вернее, начать нужно с того, что завести эти самые правила и самим их неукоснительно выполнять. Нельзя требовать от ребёнка то, что не всегда делаете сами. Естественный закон организма : любое действие при раннем начале и повторении превращается в привычку. Ребёнок очень многое может выполнять самостоятельно в достаточно раннем возрасте. Нужно ему это позволить, тем более что именно тогда, когда он этого хочет сам.
Даже имея желание что-то сделать, ребёнок не всегда бывает в состоянии себя правильно организовать. И ему нужно в этом помочь. Мы напоминаем, подстраховываем, делаем вместе (НО НЕ ВМЕСТО), спокойно и медленно проговариваем, что именно и в какой последовательности ему нужно сделать.
Очень важен доброжелательный тон общения. Чего бы это нам ни стоило. Чем сложнее даётся привычка ребёнку, тем больше настойчивости и теплоты должно быть в ваших словах. Подбадривайте и обращайте внимание на то, что уже получается.
Однако, кроме положительного стимула, должно формироваться понимание неприятных последствий своих действий. Дайте возможность ребёнку понять и столкнуться с тем, что будет происходить, если он не будет заботиться о себе сам. Научите ребёнка пользоваться будильником и не берите на себя роль плохого человека, который мешает каждое утро спать. Если ребёнок не успел утром собраться, опоздал в школу, забыл домашнее задание, он получит заслуженную двойку за несобранность. Пусть этот случай окажется для него лучшим жизненным уроком, чем пятёрка за решённый пример.