Информация об опыте 2



страница1/4
Дата10.02.2016
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4


СОДЕРЖАНИЕ


Глава I. Информация об опыте

2

1.1 Условия возникновения и становления опыта

2

1.2 Актуальность опыта

3

1.3 Ведущая педагогическая идея

3

1.4 Длительность работы над опытом

3

1.5 Диапазон опыта

4

1.6 Теоретическая база опыта

4

1.7 Новизна опыта

7

Глава II. Технология опыта

8

2.1 Цели и задачи педагогического опыта

8

2.3 Исследовательская деятельность на уроке

9

2.4 Исследовательская деятельность во внеурочное время

15

Глава III. Результативность опыта

19

Список литературы

25

Приложение

26


Тема опыта: «Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Автор опыта: Гвоздева Ольга Алексеевна, учитель биологии ГБОУ НАО «Средняя школа п. Искателей».


I. Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта

Современный этап развития образования в стране можно назвать переходным от традиционного, авторского обучения к личностно-ориентированному. Поворот к новому подходу в образовании связан с изменившимися общественно-экономическими условиями в России и с выделением новых задач в системе образования. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.

Автор опыта работает в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Заполярного района «Средняя общеобразовательная школа п. Искателей» учителем биологии. Общий стаж педагогической деятельности в данной должности 15 лет.

Возникновение и становление опыта происходило в МБОУ «СОШ п. Искателей». Здесь создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся.

В условиях реформирования системы российского образования основной задачей, стоящей перед современной школой, является создание такой системы образования, которая предполагает развитие способностей учащихся по поиску, анализу, систематизации и применения знаний.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня творческих способностей обучающихся в учебно-познавательной деятельности, а так же диагностики исследовательских умений.

Автор имеет большой опыт в организации исследовательской деятельности при обучении биологии на уроках и во внеурочное время и считает, что наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может в полной мере выразить себя, свою индивидуальность, занять активную личностную позицию. На основе этого и возникла идея о приобщении учащихся к исследовательской деятельности.
1.2 Актуальность опыта

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Творческая личность становится признанной обществом на всех ступенях ее развития. На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.В наше «переходное» время творчество являет собой необходимый момент активного участия личности в происходящих социальных переменах. Именно на творческих детей государство и общество возлагает большие надежды в построении будущего. Отсюда возникает запрос на выявление таких детей с целью создания для них благоприятных условий обучения, отвечающих их возможностям и потребностям. Развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Таким образом, выявляется противоречие между потребностью общества и школы в творчески развитой личности и недостаточном использовании в педагогической практике форм и методов организации образовательного процесса, способствующих его подготовке.

1.3 Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в свою очередь будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.


1.4 Длительность работы над опытом

Работа по разрешению противоречия между потребностью общества и школы в творчески развитой личности и недостаточном использовании в педагогической практике форм и методов организации образовательного процесса, способствующих его подготовке разделена на несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 – ноябрь 2011г.

2 этап – основной (формирующий) – декабрь 2011– март 2014 года.

3 этап – заключительный (контрольный) – март 2014 – май 2014 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности, а так же их исследовательских умений.

На формирующем этапе была проведена апробация исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время. Руководство выполнением учебных и научных исследовательских работ; разработка системы заданий, направленных на формирование познавательных способностей; анализ результатов работы.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.


1.5 Диапазон опыта

Работа по развитию творческих способностей обучающихся прослеживается в системе уроков по биологии и во внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении. Иными словами диапазон применяемого опыта достаточно широк: проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии, постановка опытов и наблюдение за их результатами, руководство исследовательскими работами при подготовке проектов.


1.6 Теоретическая база опыта

Немецкий педагог Адольф Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открывать. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремиться. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»[12].

Педагог Константин Дмитриевич Ушинский примерно полтора столетия назад писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу».

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Выпускники российской школы по уровню фактических знаний превосходят своих сверстников из большинства стран. Они лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых следует провести анализ данных, сформулировать вывод и назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач [12].

В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н., Ларнера И.Я., Леонтовича А.В., Якиманской И.С.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения.

Методологической основой данного опыта послужили теоретические положения и ряд концептуальных идей, нашедших отражение в трудах по формированию творческой личности (Ю. К. Бабанский, М. И. Махмутов), по проблемам творческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев).

Исследовательский принцип в обучении – идея не новая. Частично – поисковый и поисково – исследовательский метод положены в основу технологии проблемного обучения. Ее разработчиками являются Махмутов М.И., Ларнер И.Я. Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера исследования.

Термин «исследование» (БЭС) означает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Именно Дружинин В.Н. считает, что именно «эта деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний»[1].

Продолжение работы по данной теме мы находим у Ларнера И.Я., который отмечал ценность творческого подхода к решению проблемы. «Это предполагаетготовность и способность человека при решении возникающих перед ним проблемдвигаться новыми, нестандартными, изобретательскими путями; не довольствоватьсяготовыми схемами и стереотипами, выходить за рамки нормативных систем» [2].

Вопросы, связанные с исследовательским поведением и познавательным развитием, раскрывает в своих монографиях доктор психологических наук А.Н. Поддъяков. В его трудах анализируется методология и стратегия исследовательского поведения, а также различные виды взаимодействия и взаимопроникновения исследовательского поведения, интеллекта, творчества, игры, показана роль самостоятельной исследовательской деятельности в познавательном, социальном и личностном развитии ребенка. Важными для данного опыта являются общие подходы и конкретные методы обучения исследовательскому поведению, описанные в работах А.Н. Поддъякова, особенно методика обучения и развития у школьников в различных ситуациях сотрудничества и конкуренции [9].

Савенков А.И., подчеркивая, что в фундаменте исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации, уточняет: «исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально- творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения» [10].Положения теории деятельности А.Н. Леонтьева, основанные на представлении о человеке как об ищущем и создающем смысл создании, стремящемся принимать участие в культурной деятельности, подтверждают значимость данного вида деятельности в образовательном процессе.

Практический путь (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн и другие) предполагает, что умственные операции формируются в процессе овладения конкретным содержанием. В процессе обучения внимание учеников обращается на содержание знания, а не на способы его приобретения.

По мнению же Д.Н.Богоявленского, П.Я.Гальперина, Е.Н.Кабановой-Меллер, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, овладение конкретными знаниями требует специально организованного обучения приемам и способам получения знания. Внимание учеников в этом случае обращается не только на содержание учебного материала, но и на способы его приобретения, то есть на приемы умственной деятельности. В этом сущность теоретического пути [5].

Процессуальная сторона названного подхода раскрывается в теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я.Гальпериным и развиваемой Н.Ф.Талызиной и ее школой. Теория касается преимущественно структуры процесса усвоения знаний и рассматривает процесс обучения как систему трех взаимосвязанных видов деятельности:


  1. ориентировочной, связанной с исследованием и планированием учеником предстоящей работы;

  2. исполнительной, обеспечивающей заданные преобразования, как идеальные так и материальные, в объекте действия;

  3. контролирующей деятельности, направленной на прослеживание хода выполнения действия, сопоставление полученных результатов с заданными образцами.

Н.Ф.Талызина считает, что большой развивающий эффект обнаруживает ориентировочный вид деятельности [11].

В настоящее время в педагогике сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, техническую творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время [4].

Таким образом, исследование рассматривают как метод активного обучения, существенно повышающий познавательную активность и направленный на изменение позиций, оценок и поведения учащихся, и широко используют в основном и дополнительном образовании.

Для организации исследовательской деятельности автор опыта заимствовал элементы личностно-ориентированных технологий, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, решение проблемных задач и разработку проектов. Именно они способствуют усвоению опыта творческой деятельности и применению знаний.

Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроках, использованных в опыте, является постановка и решение проблемы. Проблема – сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический и теоретический интерес [4]. Решая проблему, учащиеся начинают мыслить творчески.
1.7 Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы организационно – педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитие у них способности к творческому решению познавательных задач. При этом основной задачей является создание условий для формирования и развития системного, логического, универсального мышления ученика, обнаруживать межпредметные связи, выходить на уровень надпредметного, философского решения проблемы. На этом уровне ученик уже «не просто знает, а знает, что он знает; не просто делает, а знает, как он это делает» [3].



II Технология опыта

2.1 Цели и задачи педагогического опыта

Цель: развитие творческих способностей и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочное время посредством исследовательской деятельности.

Достижение планируемых результатов предполагает выполнение ряда задач:



  1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с опытом внедрения исследовательских методов и приемов в процесс обучения, изучить основные методологические принципы, на которых строится управление исследовательской деятельностью учащихся.

  2. Обеспечить развитие у учащихся исследовательских навыков, умений, учить принимать целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания.

  3. Развивать интеллектуальные умения: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

  4. Содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного процесса обучающегося.

  5. Способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия вмешательства человека в природу.

  6. Развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.


2.2 Организация учебно-воспитательного процесса

Опыт исследовательской и творческой работы является сегодня самым важным приобретением ребенка. Исследовательская деятельность учащихся предоставляет большие педагогические возможности, так как любое исследование играет роль связующего звена между теоретическими знаниями и практикой, позволяет формировать активную жизненную позицию ученика, развивает коммуникативные и творческие умения и навыки.

Педагогическая деятельность автора опыта направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы творческой личностью.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта организация учебно-воспитательного процесса основана на следующих способах включения учащихся в учебно-познавательную деятельность:



  1. Внедрение технологий проектов, проблемного обучения, исследования.

  2. Постоянное стимулирование интереса к предмету через актуализацию личностного опыта учащихся (творческие конкурсы и исследовательские проекты).

  3. Работа в творческих группах.

  4. Приемы самообразования и взаимообучения.

Основными формами работы с учащимися являются:

  1. Организация учебных занятий с использованием исследовательских методов и приемов.

  2. Индивидуальные и групповые консультации на разных этапах выполнения проекта или исследования.

  3. Практические занятия по освоению элементов технологии (как в урочное, так и во внеурочное время).

  4. Разнообразные формы презентации результатов исследования.

  5. Участие обучающихся в конкурсах исследовательских работ различного уровня.

В результате использования исследовательских приемов и методов на уроках биологии школьники самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; приобретают коммуникативные умения; развивают исследовательские умения и системное мышление.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы:



  1. Уроки-исследования, полностью или частично построенные с помощью методов и приемов исследовательской работы.

  2. Использование отдельных исследовательских методов и приемов на различных этапах уроков, при организации групповой и самостоятельной работы учащихся, при выполнении домашнего задания и т.п.

  3. Исследовательская работа с одаренными детьми во внеурочное время.


2.3 Исследовательская деятельность на уроке.

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся.

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность школьников.

На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся.Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, способствуют формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции-алгоритмы. Они определяют содержание и последовательность действий школьников, содержат информацию о повторении необходимого материала, описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования. В инструкциях-алгоритмах также могут приводиться порядок выполнения заданий, контрольные вопросы, список литературы. Алгоритмическая заданность практических работ не исключает творческого и исследовательского характера их выполнения (проверка научной достоверности определенных закономерностей, теоретических положений, постановка опытов, проведение биологических исследований). Исследовательская деятельность на основе эксперимента способствует самоопределению и является первым шагом в подготовке личности к самореализации в естественно-научном направлении.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения любого предмета: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. В своей работе автор использует такие формы,  как урок-семинар, урок-ролевая игра, урок-исследование и т. д. Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся используются следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях используется, прежде всего, деятельностный подход:



    1. Исследование биологических объектов под микроскопом.

    2. Исследование состава тел живой природы.

    3. Исследование строения организма.

    4. Наблюдения за живыми объектами.

    5. Наблюдения за процессами жизнедеятельности организма.

    6. Исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Этапы формирования умений и содержание некоторых приемов учебной исследовательской работы можно рассмотреть более подробно.

Иллюстративная лабораторная работа

Урок в 8 классе «Кровь, ее состав, форменные элементы крови».

Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови».

Цель работы:

1.   Изучить строение крови человека и лягушки.

2.   Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите микропрепараты крови лягушки и человека, найдите доказательства того, что кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки (увеличение общей поверхности эритроцитов и относительного содержания гемоглобина).

2. Сравните эритроциты лягушки и человека. По каким признакам можно судить об увеличении поверхности эритроцитов, а по каким – об увеличении относительного содержания гемоглобина в эритроцитах.

3. Запишите вывод:

Кровь человека в единицу времени единицей объема переносит кислорода больше, чем кровь лягушки, так как: 1) увеличивается общая поверхность эритроцитов вследствие…, 2) увеличивается относительное содержание гемоглобина в следствие…

Частично-поисковая лабораторная работа

Рассмотрим урок биологии в 10 классе «Наблюдение клеток растений, грибов и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание».



Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

В ходе работы учащиеся рассматривают клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспоминают основные части, видимые в микроскоп и сравнивают строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Данную работу ребята выполняют по инструктивным карточкам.

Ход работы:

1. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных, животных клеток и клеток грибов.

2. Зарисуйте по одной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

3. Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.

4. Сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Таблица. Сравнение строения клеток растений, грибов и животных.



Признак

Клетки растений

Клетки животных

Клетки грибов

Ядро










Клеточная стенка










Мембранные органоиды










Запасной углевод










Рибосомы










Цитоплазма










Плазматическая мембрана











Исследовательская лабораторная работа

Урок в 8 классе «Пищеварение в ротовой полости».

Лабораторная работа: «Действие слюны на крахмал».

Изначально определяется цель эксперимента: доказать, что слюна расщепляет крахмал и выдвигаем рабочую гипотезу. Знакомимся с оборудованием: две накрахмаленные салфетки, ватные палочки, стакан с водой, стакан с йодной водой.

Перед проведением эксперимента проводим беседу с использованием логической конструкции: «если, то…».

Если после обработки накрахмаленной салфетки слюной поместить ее в раствор йода, то салфетка не посинеет. Для того, чтобы доказать, что именно слюна, а не вода расщепляет крахмал, ребята приходят к выводу о том, что вторую накрахмаленную салфетку нужно обработать водой. Если наше предположение верно, то на салфетке появится белый рисунок.

Далее ребята проводят эксперимент по инструктивной карточке.

Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Ряд исследований под руководством учителя учащиеся могут провести вне урока, а результаты сообщить и продемонстрировать на уроке (например, «Утомление при статической и динамической работе мышц»).

На своих уроках автор проекта использует метод проблемного обучения.

Большей эффективности в решении учебных задач можно добиться, используя проблемное обучение. Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования [8].

Проблемное обучение обеспечивает:


  1. внутреннюю познавательную мотивацию при изучении определенной темы, формировании конкретного навыка;

  2. создание условий, при которых учащиеся могут овладеть познавательными действиями;

  3. освоение понятий, законов, теорий учащимися таким образом, что эти знания в дальнейшем становятся для них инструментом познания, а не набором сложных научных слов.

Таким образом, организация проблемного обучения, позволяет достигать значительных образовательных результатов. И эти результаты будут выражаться не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными как минимум в учебной деятельности.

Для примера рассмотрим следующий урок.



«Терморегуляция организма. Закаливание». 8 класс.

Данный урок проводится вторым по теме «Покровные органы. Терморегуляция». Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: проблемный урок.



Цель урока: сформировать понятие «кожа как орган терморегуляции», терморегуляция – саморегулирующийся процесс, «закаливание организма».

Актуализация знаний: среди представленных животных найдите лишнего и обоснуйте свой выбор. Детям предлагаются следующие виды животных: лягушка, змея, бабочка, собака, таракан, щука. Ответ: лишний – собака, т.к. это теплокровное животное, остальные холоднокровные.

Подведение итога: тепло – форма энергии, имеющая важное  значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ.

Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных -  пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла).

Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4°С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны.

Формирование новых знаний и умений.

Проблемный вопрос:

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1л. ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С, часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется.Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ:

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.

После ответа на поставленный вопрос учащиеся формулируют тему урока.



Записываем тему урока.

«Покровные органы. Терморегуляция».

Урок – исследование.

Исследовательский метод автор использует также при работе с учебной и дополнительной литературой.

Так, например, урок в 11 классе по теме «Макроэволюция и ее доказательства».

Предварительно класс делится на 5 групп. Каждая группа готовит материал по своей теме, своему доказательству (палеонтологические, эмбриологические, сравнительно – анатомические, молекулярно – биологические и цитологические, биогеографические доказательства). Лидеры каждой группы предоставляют наработки группы классу, используя свою презентацию. Остальные учащиеся делают необходимые записи в тетрадь. В конце урока подводим итоги, учащиеся выполняют тест по теме «Макроэволюция и ее доказательства».

Написание учащимися рефератов также можно считать исследовательской работой, если в ней есть практическая часть с результатами. Например, тема в 11 классе «Антропогенные факторы и их воздействие на биосферу» можно предложить карточки с исследовательским заданием (приложение 1).
2.4 Исследовательская деятельность во внеурочное время

К научно-исследовательской работе школьники приобщаются постепенно. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника. В своей педагогической деятельности автор вовлекает учащихся в исследовательскую деятельность, начиная с 5 класса.

Так в 5 классе проводится кружок «Юные исследователи», основная задача которого заключается в увеличении количества практических занятий по темам курса биологии за 5 класс. Для этого автор составил рабочую программу (приложение 2). Проводимая работа должна быть обусловлена результатами: повышение уровня исследовательских работ, расширение их тематического диапазона. Таким образом, работа в кружке имеет для учащихся школы практическое значение, т.к. школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы.

Самый распространенный прием учебного исследования в рамках кружка — наблюдение (использование органов чувств для определения свойств объекта или явления). Он требует выполнения следующих действий:



  1. Прочитать задание и четко осознать цель наблюдения.

  2. Рассмотреть наблюдаемый объект или явление в целом.

  3. Выбрать для наблюдения признаки объекта в соответствии с поставленной целью.

  4. Рассмотреть признаки объекта визуально или с помощью увеличительных приборов.

  5. Зарисовать или записать результаты наблюдения.

  6. Проверить соответствие результата выполненной работы (наблюдения) поставленной цели заданию.

  7. Сформулировать вывод соответственно поставленной цели исследования.

Учебный прием сравнения чаще других используется учащимися при установлении сходства и различия. Предлагается следующий порядок выполнения этого приема:

Рассмотреть каждый объект и назвать его признаки.



  1. Выбрать те признаки, по которым будет проводиться сравнение.

  2. Сопоставить одинаковые признаки (окраску, форму, размер, наличие семян).

  3. Найти сходные признаки.

  4. Найти признаки различия.

  5. Сделать вывод о сходстве или различии двух объектов.

Используя определенный опыт познания учащихся, учитель направляет работу так, что основным тружеником в проведении исследования должен стать сам ребенок, которого необходимо вооружить знанием приемов умственно и практической деятельности, проведя его через все этапы учебной работы (материального действия, действия речевые, действия в уме). Только при этих условиях ученик овладеет умениями и осознанно будет их использовать в обучении.

Кроме того, автор опыта является организатором школьной ученической конференции, которая ежегодно проходит на базе школы п. Искателей в «День науки». Оргкомитет определяет тематику конференции. Начиная с 2010-2011 уч. года темы школьных конференций звучали следующим образом:



    1. «М.В. Ломоносов – человек-энциклопедия».

    2. «Отечественная война 1812 года».

    3. «400-летие избрания на царство Михаила Романова и утверждение последней правящей династии в России».

    4. «Олимпиада – Сочи – 2014».

Целью конференций является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательской деятельности учеников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности.

Результатом конференций являются творческие работы учащихся 2-11-х классов реферативного и исследовательского характера.

Представление работ проводилось в виде устных сообщений, выступлений учащихся в течение 7-10 минут. Участники представляли идеи работ, этапы выполнения, результат и выводы по работе, применялись различные способы иллюстрирования (компьютерное сопровождение).

Конференция проходит в два этапа:



I этап. Заочный конкурс.

II этап. Защита работ в секциях по направлениям.

Работа проводилась по трем секциям: начальная школа, основная и старшая.

В ходе презентации и ответов на вопросы, жюри оценивало работы по заранее утвержденным и внесенным в оценочные листы критериям.

После подведения итогов жюри объявило результаты, определили лауреатов, призеров конференции; проводилось вручение дипломов, грамот участникам и их руководителям. В ходе подготовки конференции разрабатывается положение, в котором прописываются требования и условия конкурса, а так же критерии оценивания творческих работ (приложение 3). Участники конференции оформляют свои работы, согласно положению.

Лучшие работы становятся участниками других конкурсов различного уровня: Архангельский областной конкурс юношеских исследовательских работ имени М.В. Ломоносова, региональный конкурс учебно-исследовательских работ «Малые Аввакумовские чтения», окружная научно-практическая конференция «Наука. Профессиональное образование. Производство» (приложение 4).

С целью приобщения учащихся к исследовательским работам, мы приняли участие еще в одном проекте – VII конкурс социальных и культурных проектов ОАО «Лукойл» познавая мир. Совместно с сотрудниками ФГУ ГПЗ «Ненецкий» был разработан план проекта, который впоследствии выиграл гранд. В рамках этого конкурса был создан экологический кружок «Школьный экологический патруль» на базе МБОУ «СОШ п. Искателей» для учащихся 13-15 лет.



Цель данного проекта: привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности в вопросах изучения, сохранения и возрождения реки Печора и близлежащих водоемов родного края. Кружок носил региональную, краеведческую, научную и природоохранную направленность.

По итогам работы Кружка учащиеся должны знать:



  1. Природу родного края, района (флору, фауну, агроклиматические ресурсы, важнейшие экосистемы, охраняемые территории и объекты).

  2. Элементы понятия «антропогенное влияние».

  3. Приемы рационального природопользования.

  4. Методики проведения исследований.

  5. Технику безопасности.

Должны уметь:

  1. Проводить мониторинг, систематизировать и анализировать полученные данные, давать оценку окружающей среды, прогнозировать результаты

  2. Работать с определителями, вести дневники наблюдений.

  3. Обрабатывать собранные материалы для написания творческих работ, экопроектов.

  4. Пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые заседания, организовывать и проводить массовые дела с младшими школьниками.

Работа кружка началась с октября 2011 года. Теоретические и практические занятия проводились регулярно (один-два раз в неделю - 2 академических часа). Ребята изучали химический и физический состав воды водных объектов НАО, на примере реки Печора, озер Солдатское и Голубое, видовой состав млекопитающих и рыб, распространенных на территории округа. Была организована встреча с представителями ООО «ЛУКОЙЛ – Коми», на которой рассказывалось о природоохранной деятельности данной организации. Кроме того ребята посетили сам офис «ЛУКОЙЛ – Севернефтегаз» (приложение 5).

Участники кружка приняли участие в акции «Покорми птиц», а так же в международной акции «День птиц». Ими были развешаны кормушки и скворечники в районе Хорейверского леса (приложение 6).

Заключительным этапом кружковой деятельности стало написание учащимися работ по следующим темам:


  1. Природоохранная деятельность и экологическая политика ООО “ЛУКОЙЛ-Коми”.

  2. Видовой состав млекопитающих на территории Ненецкого автономного округа.

  3. Видовой состав рыб Ненецкого автономного округа.

  4. Определение химического состава воды на примере р. Печоры, озер Голубое и Солдатское в НАО.

  5. Изучение физических свойств воды на территории НАО.

18 мая 2012 года на базе нашей школы проходила итоговая конференция по работе экологического кружка, на котором ребята защищали свои работы, а так же награждение всех участников проекта.

Две исследовательские работы, по темам изучения физических и химических показателей воды, выполненные в рамках этого проекта, стали участниками Региональный конкурс учебно-исследовательских работ имени А.П. Пырерки. Работа, написанная Коробановой Ольгой «Определение качества воды по некоторым гидрохимическим показателям на примере р. Печоры, озер Голубое и Солдатское в НАО» заняла призовое место данного конкурса. Кроме того эти работы стали заочными участниками IХ международного конкурса исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды». Их работы размещены на сайте учебного центра ЗАО «Крисмас+» (приложение 7).

Ежегодно под руководством учителя старшеклассниками создаются индивидуальные исследовательские проекты, приближенные к настоящим научным исследованиям с указанием цели, задач, актуализации, объекта, предмета, хронологических рамок исследования. Такие работы характеризуются логической последовательностью, использованием различных методов исследования, большого количества источников информации, оформлением результатов исследования, обозначением новых проблем для дальнейшего хода исследования (приложение 8).
III. Результативность опыта

Эффективность результативности опыта работы проводится посредством следующих диагностик:



  1. Проведение диагностики исследовательских умений по методике Мухамбетовой А.Б.

  2. Диагностика уровня творческой активности учащихся.(Методика М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова, Б.С.Алишева, Л.А.Воловича.)

  3. Анализ количества призеров и победителей олимпиад, конкурсов, конференций разного уровня.

  4. Мониторинг качества знаний учащихся по предмету.

Работа по развитию творческих способностейшкольников на уроках биологии и во внеурочное время, а также исследовательских умений дает положительные результаты, о чем говорят результаты диагностики.
Проведение диагностики исследовательских умений

по методике Мухамбетовой А.Б.;

В качестве критериев развития исследовательских умений были определены мотивационный, содержательный и операционный критерии. При анализе степени их развития выделяли 4 уровня: IV – высший уровень, III – высокий уровень, II – средний уровень, I – низкий уровень (приложение 9). [6]


Таблица 2. Диагностика исследовательских умений.

Учебный год

Количество учащихся

Уровень развития исследовательских умений

Низкий

Средний

Высокий

Высший

2011-2012

20

43 %

49 %

8 %

0 %

2013-2014

16

18 %

56 %

14 %

12 %

Диаграмма 1.


Статистическая обработка полученных данных позволила сделать вывод о преобладании у большинства учащихся в начале низкого уровня исследовательских умений. Так, результаты диагностики, проведенной в 2011-2012 году, свидетельствуют о среднем и низком развитии исследовательских умений учащихся (табл. 2) (средний и низкий уровень показали 82% учащихся). Проведенная диагностика показала, что некоторые учащиеся испытывают затруднения, выполняя задания по формулировке проблемы, по выдвижению гипотез и структурированию материала; работе с текстом, формулированию выводов; доказательству и защите своих идей.

Следующий этап диагностики, проведенной в 2013-2014 году, показал динамику развития исследовательских умений. Контроль развития исследовательских умений проводился в мае 2014. Из данных таблицы видно, что 12 % учащийся достиг высшего уровня исследовательских умений, 14 % высокого, 56 % имеют средний уровень.

Следовательно, применение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время позволили повысить уровень сформированности исследовательских умений, а используемые учителем методы и формы работы являются эффективными для достижения поставленной цели.


Диагностика уровня творческих способностей учащихся

Выделяется три уровня творческой активности учащихся: низкий – от 0 до 9, средний – от 10 до15, высокий – от 16 до 20 (приложение 10).[13]


Таблица 3. Диагностика уровня творческих способностей учащихся.


Учебный год

Количество учащихся

Уровень творческих способностей

Низкий

Средний

Высокий

2011-2012

20

48 %

40 %

12 %

2013-2014

16

23 %

52 %

25 %

Диаграмма 2.


Из анализа таблицы и диаграммы видно, что уровень творческих способностей учащихся возрастает. Так в 2011-2012 учебном году среди испытуемых преобладал низкий уровень творческих способностей (48 %). В конце 2013-2014 учебного года, после проведения очередной диагностики, количество учащихся с низким уровнем творческой активности снизилось до 23 %, а с высоким и средним уровнем возросло (12 % - 25 %; 40 % - 52 %).

Обучающиеся нашей школы активно участвуют во Всероссийских олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня по биологии и экологии.


Таблица 4. Результативность участия школьников во Всероссийских олимпиадах по биологии.

Учебный год

Призеры

Победители

Муниципальный

Региональный

Муниципальный

Региональный

2011-2012

2

-

-

-

2012-2013

3

2

1

-

2013-2014

2

-

-

-

Таблица 5. Результативность участия школьников во Всероссийских олимпиадах по экологии.



Учебный год

Призеры

Победители

Муниципальный

Региональный

Муниципальный

Региональный

2011-2012

4

1

1

-

2012-2013

4

1

-

-

2013-2014

-

-

-

-


Результативность участия школьников в конкурсах.

2012 г.

1. Всероссийская дистанционная викторина «Удивительный мир насекомых».



По области

По населенному пункту

Победители

Призеры

Победители

Призеры

2

2

3

4

2. Всероссийский дистанционный блиц-турник «Росток».



По стране

По области

По населенному пункту

Призер

Победители

Призеры

Победители

Призеры

1

3

4

3

4


Результативность участия школьников в конференциях.

2011-2012

1. «Влияние алкогольной продукции на подростков»

- Участники Архангельского областного конкурса юношеских исследовательских работ им. М.В. Ломоносова.


2012-2013

1. «Определение качества воды по некоторым химическим показателям на примере р. Печора, озер Голубое и солдатское в НАО».

Результат:

- Победитель муниципального этапа конкурса учебно-исследовательских работ им. А.П. Пырерки.

- Призер регионального конкурса учебно-исследовательских работ им. А.П. Пырерки.
2013-2014

1. «Изучение отдельных факторов школьной среды, оказывающих влияние на формирование осанки учащихся МБОУ «СОШ п. Искателей».

- Победитель муниципального этапа конкурса учебно-исследовательских работ конкурса «Х Малые Аввакумовские чтения».

- Победитель регионального конкурса учебно-исследовательских работ «Х Малые Аввакумовские чтения».

- Участники
Мониторинг качества знаний учащихся по предмету.

Год

Кол-во учащихся

Успешность

Качество

2011-2012

196

100 %

57 %

2012-2013

180

100 %

59%

2013-2014

163

100 %

65%

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница