Информационное взаимодействие в системе управления социальной защитой населения



Дата07.06.2016
Размер3.25 Mb.
ТипАвтореферат
Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

На правах рукописи

Сиденко Анастасия Сергеевна

Информационное взаимодействие в системе управления социальной защитой населения

Специальность 22.00.08 – Социология управления

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Тюмень

2007

Работа выполнена на кафедре маркетинга и муниципального управления Тюменского государственного нефтегазового университета

Научный руководитель –

кандидат социологических наук Райков Геннадий Иванович

Официальные оппоненты:

Доктор социологических наук Скок Н.И.

Кандидат социологических наук, доцент Басуева Н.Ю.

Ведущая организация: Тюменский государственный институт мировой экономики, управления и права

Защита состоится 29 мая 2007 года в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.273.03 в Тюменском государственном нефтегазовом университете по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного нефтегазового университета.

Автореферат разослан «27» апреля 2007 года

Ученный секретарь диссертационного совета,

доктор социологических наук, профессор М.Л.Белоножко

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется глобальными изменениями в сфере социальной политики. Переход к рыночным отношениям и демократизация государства требуют принципиально новых подходов к регулированию общественных отношений. Особое место в социальном развитии и становлении российского государства имеет его социально-экономическая стабильность и социальная защищенность населения.

Наиболее важным фактором, способным предупредить и смягчить негативные социальные последствия проводимых экономических реформ и социально-политических преобразований является социальная сфера. Главенствующее место в этой сфере на современном этапе занимает система социальной защиты, включающая в себя комплекс мер по предотвращению социальной напряженности, социальному развитию граждан и обеспечению наиболее нуждающихся слоев населения в социальной помощи и социальной поддержке.

Особенность системы социальной защиты заключается в сложности и многообразии проблем, обусловленных спецификой жизнедеятельности малоимущих и социально незащищенных групп. На сегодняшний день в российском государстве принят ряд нормативно-правовых актов различного уровня, направленных на улучшение жизнедеятельности всех его граждан и совершенствование системы управления социальной защиты населения.

Однако принятая законодательная база не сможет дать каких-либо положительных результатов без эффективной информационной взаимосвязи между органами государственной власти, населением и организациями. Без соответствующей информационной поддержки со стороны государства население не может быть информировано о своих правах в системе социальной защиты и пользоваться ими. Кроме того, процесс рассмотрения и решения проблем различных категорий граждан предопределяет необходимость получения соответствующей информации о каждой из них.

Возрастающая роль информации в общественном развитии с каждым годом становится сильней и очевидней. Точные и достоверные данные о предмете любой деятельности выступают залогом успеха в самых различных областях и становятся важным фактором управления общественными отношениями.

Социальная информация является основным компонентом различных сфер человеческой деятельности. Она составляет основу управления, чья эффективность в значительной степени основывается на производстве и потреблении информации.

Управление общественными отношениями и принятие практических мер со стороны органов власти и управления по обеспечению конституционных прав и гарантий граждан во всех сферах жизнедеятельности требует новых подходов к решению проблемы обеспечения социальной информацией процесса управления сферой социальной защиты населения.

В настоящее время становится необходимым создание развитого информационного обеспечения и информационной инфраструктуры в системе социальной защиты.

Существующая практика информационного взаимодействия в системе социальной защиты населения не вполне соответствует задачам управления данной сферой на современном этапе развития общества. Информация разрознена, неадекватно воспринимается населением, а существующие базы данных в органах системы социальной защиты не отражают всех аспектов жизнедеятельности нуждающихся.

Совокупность этих причин обусловливает актуальность темы настоящего диссертационного исследования и необходимость создания модели информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой населения.



Степень научной разработанности темы.

Теоретические вопросы сущности управленческой деятельности рассмотрены на основе работ классиков (А.Смит, Р.Оуэн, Ф.У.Тейлор, Ф.Гилберт, Э.Мэио, М.П.Фоллет, А.Маслоу, Д.МакГрегор, Л.Берталанфи, В.Леонтьев, К.Боулдинг, А.Рапопорт, Р.Аккоф, К.Маркс)1 и современных ученых (А.Н.Аверин, А.А.Анохин, Г.В.Атаманчук, В.Г.Афанасьев, В.И.Бутов, О.М.Барбаков, А.С.Гаврин, Г.В.Гутман, Г.Е.Зборовский, В.Н.Иванов, В.Г.Игнатов, С.М.Киричук, М.П.Комаров, Ю.М.Конев, Н.А.Костко, В.А.Костин, В.В.Котилко, Н.И.Скок, Л.Н.Суворов, В.И.Франчук, М.Л.Шарыгин) . На основе этих подходов проведен анализ понятия социальное управление, который отражает его сущность и функции как в управлении социальной сферы в целом, так и в управлении системой социальной защитой.

Взаимосвязь управления и информации прослеживается в работах следующих авторов: В.Г.Афанасьев, В.Н.Иванов, Г.В.Атаманчук, А.Д.Урсул, Я.Дуж, М.А.Васильева, О.В.Живаева, Н.М.Найбороденко, Ю.В.Рябченюк, Г.Т.Журавлев, О.М.Барбаков, В.Б.Зотов, А.А.Мироедов, С.М.Киричук, И.В.Котлевская, Е.А.Петрова, Л.Х.Шокарова, А.Т.Раимова, Р.Г.Абдрашитов, Е.В.Шаврина, И.В.Скопина, Ю.О.Бакланова, Г.М.Добров, А.А.Коренной2.

Содержание информационных теорий рассмотрено в работах Р.Хартли, К.Э.Шеннона, Н.Винера, А.Д.Урсула, И.И.Юзвишина, Р.С.Гиляревского, А.И.Черного, В.Г.Афанасьева, Р.Карнапа, И.Бар-Хиллела, Дж.Г.Кемени, Е.К.Войшвилло, Ю.А.Шрейдера, Д.Харраха , где информация характеризуется с позиций количественных и качественных аспектов.

Сущность социальной информации, ее основные характеристики, классификация и предъявляемые к ней требования в рамках социального управления, раскрыты в работах таких авторов, как Б.Зарецкий, А.Д.Урсул, Г.Т.Журавлев, Т.Закупень, В.З.Коган, В.Г.Афанасьев, Г.В.Атаманчук3.

Социальная информация представлена способом реализации форм управления в системе социальной защиты. Основные методы сбора, оценки и анализа социальной информации рассмотрены в работах Б.Л.Токарского, И.С.Карпиковой, Т.Г.Бахматовой, С.И.Григорьева, Ю.Е.Ростова, В.А.Ядова, В.И.Добренькова, А.И.Кравченко, К.Б.Бектурганова, Е.И.Ткаченко, В.Г.Андреенковой, О.М.Масловой, С.А.Белановского, И.А.Бутенко, Н.В.Веселковой, Ю.П.Воронова, Л.М.Гемота, З.А.Янковой, И.Ф.Девятко, О.П.Коршунова, Г.С.Лбова, Г.А.Погосяна, Н.А.Романовича, М.П.Доморацкой, Г.Г.Татаровой, Ю.Н.Толстовой4.

Вопросы развития социальной защиты рассматривали такие крупные ученые, как А.И.Антонов, Ю.С.Волков, Н.А.Волгин, К.Г.Барбакова, К.С.Батыгин, П.П.Глущенко, Е.Н.Голенко, С.И.Григорьев, Н.Н.Гриценко, В.И.Жуков, Л.В.Забелин, С.В.Дармодехин, Н.С.Данакин, С.В.Калашников, В.Н.Ковалев, А.В.Коровников, Л.Н.Кривцов, М.С.Мацковский, Е.Е.Мачульская, Л.Л.Мехришвили, А.С.Пашков, П.Д.Павленок, Л.И.Пронина, В.Д.Роик, Н.И.Скок, Б.В.Ракитский, Л.В.Тихомиров, М.Д.Тихомирова, Е.В.Тишин, Е.И.Холостова, Ф.И.Шарков, С.А.Шеденкова5 и другие авторы.

Рассмотрены два подхода к пониманию сущности социальной защиты на современном этапе развития общества. Основные положения традиционного подхода рассматриваются в работах Ю.Е.Волкова, В.Д.Роика, П.П.Глущенко, Е.И.Холостова, суть которого заключается в предоставлении помощи населению и ограждении его от тех или иных негативных воздействий социальной среды.

Идеи современного подхода изложили в своих работах И.Г.Шанин, Л.Л.Мехришвили, В.Д.Роик, П.Д.Павленок, который заключается в том, что государство предоставляет каждому гражданину общества права и гарантии для его социального развития.

Роль социальной работы в практической деятельности социальной защиты обоснована на основе работ Т.С.Зубковой, Н.В.Тимошиной, В.А.Никитина, В.И.Курбатова, М.В.Фирсова, Е.Г.Студеновой, С.В.Тетерского6.

В работах Л.В.Топчего, Р.Баркера, М.В.Фирсова, Е.Г.Студеновой, А.И.Ляшенко, Э.А.Манукян, Н.Б.Шмелевой, Т.С.Зубковой, Н.В.Тимошиной7 рассмотрена сущность и направления социального обслуживания, как одной из составляющих социальной работы в системе социальной защиты.

На основе работ Е.Е.Мачульской, В.И.Жукова, Л.В.Тихомирова, М.Д.Тихомировой, П.П.Глущенко, В.Г.Попова, В.М.Дурденевского, В.С.Андреева, Р.И.Ивановой, М.Л.Захарова, Э.Г.Тучковой, В.Ш.Шайхатдинова8 представлен структурный и функциональный анализ социального обеспечения, как второго направления социальной работы.

Несмотря на множество работ, содержащих основные аспекты, определения и направления социальной информации и социальной защиты, до сих пор мало внимания уделяется вопросу информационного взаимодействия в системе социальной защиты и изучению влияния социальной информации на ее эффективное функционирование. Необходимость комплексного исследования информационных проблем системы социальной защиты населения и управления этой системой на современном этапе развития общества с учетом региональных особенностей, определило выбор диссертационного исследования.

Объектом исследования является региональная структура управления системой социальной защиты населения г.Тюмени.

Предмет исследования – формирование информационного обеспечения в системе управления социальной защитой региона.

Цель диссертационного исследования – разработка модели информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой населения региона.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

– Выявить многообразие подходов к рассмотрению информации как научной категории, определить основные направления социологического исследования указанного понятия и его место в системе управления социальной защитой.

– Проанализировать и систематизировать содержание информационных теорий с целью обособления количественной и качественной составляющей социальной информации.

– Проанализировать многообразие определений социальной защиты, соотнеся его с понятиями социальной работы, социального обслуживания и социального обеспечения, выявить его структуру и содержание.

– Определить основные формы управления системой социальной защиты, обосновать влияние социальной информации на управленческие процессы.

– Охарактеризовать социальную информацию как способ реализации форм управления в системе социальной защиты, выявить основные методы ее сбора, анализа и оценки с использованием социологических методов.

– Выявить роль и место социальной информации в современном процессе регионального управления социальной защитой.

– Охарактеризовать процесс проведения целевых программ в системе социальной защиты.

– Определить основные направления совершенствования информационного взаимодействия в системе социальной защиты населения, для повышения эффективности управления данной системой и обеспечения населения необходимой социальной информацией.



Теоретическую основу исследования составили концепции, положения, выводы, содержащиеся в трудах политологов, юристов, философов и социологов, посвященные теоретическим основам социальной информации, социальной защиты и социальному управлению.

Эмпирической базой работы послужили данные Государственного Комитета Российской Федерации по статистике, региональных органов управления и статистики, результаты вторичного анализа социологических исследований общественного мнения и экспертного опроса, проводимого диссертантом в 2006-2007 г.г. в г.Тюмени, результаты авторских эмпирических исследований по рассматриваемой в диссертации проблематике, что обеспечило научную обоснованность основных выводов и положений диссертационной работы.

Информационной базой работы явились данные статистических ежегодников по г.Тюмени и Тюменской области, Конституция Российской Федерации, общероссийские и региональные законы и нормативные акты, программы социальной защиты и поддержки населения разного уровня.

Основные научные результаты и новизна диссертационного исследования:

– на основе представленной классификации теоретических концепций информации предложено авторское определение социальной информации в системе управления социальной защитой;

– обосновано применение на практике социологических методов для сбора информации как способа реализации форм управления системы социальной защиты;

– проведена социодиагностика обеспечения социальной информацией системы социальной защиты г.Тюмени;

– выявлены недостатки существующей информационной взаимосвязи между населением и органами социальной защиты;

– разработана модель информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой населения.



Теоретическая значимость работы обусловлена ее научной новизной и определяется:

– уточнением известных подходов к определению сущности и содержания социальной информации и социальной защиты;

– авторскими инновационными положениями о влиянии социальной информации на эффективность управления системы социальной защиты;

– разработанной автором модели информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой населения.



Практическая значимость состоит:

– в методологическом значении работы для государственных, региональных и муниципальных исследований по проблемам информационной взаимосвязи в системе социальной защиты;

– в возможности применения теоретических и эмпирических разработок автора в практике социальной защиты на региональном уровне;

– в использовании основных положений работы при разработке учебных курсов «Социальная информатика», «Информационные технологии в социальной сфере», «Социальная работа», «Методы и модели в социологии», «Социология управления», «Право социальной защиты».



Апробация работы. Теоретические, методические и практические результаты, полученные в ходе исследования, излагались автором в докладах на российских и региональных научных и научно-практических конференциях, таких как «Роль информационных технологий в обучении: проблемы, перспективы, решения», «Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии», «Социальные проблемы регионов и пути их решений», обсуждались на семинарах и заседаниях кафедр «Математические методы в экономике» и «Маркетинга и муниципального управления» Тюменского государственного нефтегазового университета. Основные положения диссертационной работы освещены в публикациях автора, в т.ч. в брошюре.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 229 наименований и приложений. Основное содержание, включая схемы, рисунки, таблицы, изложено на 194 страницах машинописного текста.
Содержание работы.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования; представлена степень изученности проблемы; формируется объект и предмет, цель и задачи социологического исследования; раскрыта новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретико-методологические основы управления социальной защитой населения» автор диссертации выявляет многообразие подходов к рассмотрению информации как научной категории, анализирует и систематизирует содержание информационных теорий с целью обособления количественной и качественной составляющей социальной информации. Подробно рассматривает содержание и структуру понятия «социальная информация». На основании анализа различных подходов в диссертации представлена классификация социальной информации и ее место в системе управления социальной защитой.

Информация рассмотрена с позиций статистических, семантических и прагматических теорий, каждая из которых с разных сторон раскрывает сущность данного понятия, и определяет возможности и ограничения использования ее в системе управления социальной защитой населения.

Рассматривая динамику концепций социальной информации, диссертант сделал вывод, что социальная информация – это категория общественного сознания, которая, являясь отражением человеческой деятельности, знания, потребностей, интересов людей, носит семантический и прагматический характер и непосредственно влияет на все социальные процессы, происходящие в обществе. При этом подчеркивается, что социальная информация является элементом управления социальных процессов, но может существовать и как самостоятельная дефиниция, носящая осведомительный или познавательный характер.

Проведенное в диссертации исследование работ различных авторов, позволило дать диссертанту авторскую классификацию социальной информации в системе социальной защиты, которая более полно отображает основные функции социальной информации и ее связь с управлением данной системой. При этом выделены следующие виды информации:

управляющая, которая является элементом управления всех процессов, происходящих в системе социальной защиты;

воздействующая на управление, которая оказывает воздействие на управление социальными процессами в системе социальной защиты, но в них не участвует;

осведомляющая, которая является синтезом управляющей и воздействующей информации, отражает последствия и события, произошедшие в результате управления социальными процессами системы социальной защиты.

Проведенные исследования в области социальной защиты указывают на то, что создание ее эффективной системы является одним из важных условий развития общества, выступает важным аспектом в стабильности социальной системы и возможностью нормальной хозяйственной деятельности.

В диссертации были выделены следующие виды и направления социальной защиты:

– политическая защита – обеспечивает политические права и свободы граждан, регулирует вопросы равенства – неравенства в политической сфере жизнедеятельности людей;

– правовая защита – предполагает борьбу с неравенством в области юриспруденции и правовых норм;

– личная защита – способствует сохранению, поддержанию жизни и здоровья человека;

– трудовая защита – регулирует вопросы равенства и справедливости в сфере труда и занятости;

– потребительская защита – включает в себя те направления действий, которые защищают человека как потребителя;

– бытовая защита – создает условия для удовлетворения жизненных потребностей человека;

– нормативно-психологическая защита – создает благоприятный морально-психологический климат для каждого члена общества9.

В связи с этим автор подчеркивает, что социальная защита затрагивает все слои населения, как нетрудоспособных, которые в силу своих физических возможностей не могут решить свои проблемы, так и трудоспособную часть населения, для которых должны быть созданы условия, позволяющие им обеспечить себя и свою семью.

В диссертационной работе социальная защита рассмотрена с позиций двух подходов: традиционного и современного. В рамках традиционного подхода социальная защита представлена как система мер разного рода, реализуемых обществом или трудовым коллективом, для ограждения своих членов от тех или иных негативных воздействий социальной среды. Целью социальной защиты при таком подходе является предоставление помощи населению.

С позиции современного подхода социальная защита представляет систему обеспечения прав и гарантий каждому члену общества для его социального функционирования и развития. При таком подходе целью социальной защиты является социальное развитее граждан государства, а социальная помощь выступает средством, с помощью которого государство реализует социальную защиту.

Диссертант обосновал, что в рамках современного подхода субъектами, т.е. реальными участниками правоотношений социальной защиты, являются граждане, государство в лице законодательных, исполнительных и судебных органов, органы местного самоуправления, в случае выполнения ими отдельных государственных полномочий. Объектами правоотношений по социальной защите выступают те социальные, материальные и духовные блага, которые способны удовлетворить интересы и потребности населения.

В рамках современного подхода социальную защиту следует рассматривать как особую форму социальных взаимоотношений населения и государства. Государство должно не только предоставлять помощь населению, но и учитывать его потребности и социальные проблемы. В свою очередь население, чувствуя свою социальную защищенность, должно быть заинтересовано во внесении своего посильного и эффективного трудового вклада в развитие общества. Представляется, что для налаженной взаимосвязи между населением и государством необходимо вести информационную политику, которая бы учитывала не только потребности и интересы граждан, но и доводила бы до них необходимую информацию в системе социальной защиты.

В диссертации показано, что практическим механизмом реализации социальной защиты представлена социальная работа, которая является неотъемлемым компонентом современных цивилизаций, современных модернизаций и социальных технологий, как систематизирующего фактора социальной политики. По мнению В.А.Никитина, целью социальной работы является формирование и поддержка у каждого члена общества соответствующего типа социальности, как условия и средства обеспечения единства общества на основе определенной системы социального функционирования отдельных людей и групп10. В силу этого выделяются два основных направления социальной работы, на которые сегодня сконцентрировано внимание как федеральных, так и территориальных органов социальной защиты: социальное обслуживание и социальное обеспечение.

Социальное обслуживание представлено как комплекс услуг различным категориям населения, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основной целью формирования системы социального обслуживания является повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, с учетом новых социальных гарантий.

Социальное обеспечение определяется как форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей пенсионеров, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, безработных, потерявших кормильца и других членов общества за счет специальных фондов, создаваемых в обществе при поддержке государства на условиях, установленных в законе.

Проведенное в диссертации теоретическое исследование позволило уточнить, что управление в системе социальной защиты – это целенаправленное воздействие на общество и отдельные категории граждан, поддерживаемое системой прав и гарантий, направленное на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Целью управления в данной сфере служит реализация потребностей и интересов граждан, их социальное развитие, выделение возникающих проблем в обществе, разработка приемов и методов их решения.

В работе представлены основные формы управления системой социальной защиты, которые включают:



    • учет всего круга потребностей населения в социальной защите, с целью принятия мер по смягчению социальной напряженности в регионе и оценки эффективности использования бюджетных средств для их реализации и приведение их в соответствие с реальными потребностями и возможностями;

    • установление баланса между государственными системами социальной защиты и индивидуальными и частными формами обеспечения в целях аккумулирования общего бюджета системы социальной защиты;

    • наличие механизмов контроля за реализацией социальных программ, проводимых в рамках системы социальной защиты, и распределением ресурсов (материальных, трудовых);

    • налаженную систему выплат пенсий, пособий, предоставления услуг в рамках социальной защиты;

    • юридическую поддержку всех категорий населения в целях ликвидации юридической безграмотности об их правах и обязанностях, установленных законом.

Автор диссертации обосновал, что осуществление и реализация вышеперечисленных форм не могут быть решены без информационного обеспечения органов соцзащиты, без использования современных информационных технологий, на основе которого проводится поиск необходимой социальной информации, ее учет и анализ при решении социальных вопросов на уровне региона.

В результате были выделены следующие источники социальной информации в системе социальной защиты населения:



  • встречи, приемы представителей администрации и органов социальной защиты с населением;

  • информация, поступающая к гражданам через социальных работников, в процессе письменного и устного обращения граждан в соответствующие органы за социальной помощью;

  • информационные бюллетени, листовки, справочники, содержащие информацию о различных видах услуг, предлагаемых жилищно-коммунальными, торговыми, социальными и другими организациями по месту жительства;

  • общественные организации, доводящие необходимую информацию до населения;

  • информация из СМИ, а именно из печатных органов, студий радио и телевидения, освещающих вопросы по социальным проблемам населения и социальным программам, принятых законом;

  • Интернет, как гигантский справочно-информационный ресурс социальной информации;

  • статистические справочники, содержащие количественную информацию о населении региона и отдельных категориях граждан.

На основе проведенного теоретического анализа было выявлено, что существующие методы и способы реализации форм управления не могут дать в полной мере требуемого объема информации о реальных проблемах населения, точности и достоверности, что в итоге становится тормозом в эффективном управлении системы социальной защиты.

В связи с этим диссертант пришел к выводу, что реализация форм управления системы социальной защиты населения, должна включать социологические методы получения информации, которые в большей степени эффективны по сравнению с другими методами. На основе этого вывода были изучены основные качественные и количественные методы сбора и анализа социальной информации, которые включают анализ документов, наблюдение, интервью и анкетный опрос.



Во второй главе «Практика управления в системе социальной защиты населения» проведено анализ общественного мнения по наиболее важным проблемам, затрагивающим уровень жизни населения и информированность о деятельности органов социальной защиты (анкетирование и экспертные опрос).

Авторское социологическое исследование (анкетирование населения) является репрезентативным, так как диссертантом были соблюдены следующие условия репрезентативности: 1) был использован простой случайный отбор, который построен таким образом, что каждый объект выборки имел равные возможности быть отобранным из генеральной совокупности и все объекты имели одинаковую вероятность попасть в выборку; 2) были выбраны уровень доверительности и предельная ошибка, при которых объем выборки составил 600; 3) были соблюдены статистические пропорции, которые создали в миниатюре картину генеральной совокупности, т.е. проведен квотный (типический или стратифицированный) отбор, который обеспечивает репрезентативное выборочное исследование.

Анализ результатов опроса населения, в котором приняли участие 610 респондентов, показал, что у разных возрастных групп в повседневной жизни существуют проблемы социального и экономического характера. Они связаны с тревогой за здоровье и будущее детей в связи с распространением наркомании, СПИДа, детской и молодежной преступности, с опасениями за свою безопасность и безопасность близких, с денежными вопросами (высокие цены на продукты, товары и услуги; постоянный рост тарифов на коммунальные и транспортные услуги; задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий; низкие заработки, неблагополучное материальное положение, ограниченные возможности для полноценного отдыха и досуга). Наличие данных проблем у респондентов свидетельствует о том, что занятое в различных сферах деятельности население не всегда имеет высокий доход, стало быть, государство еще не может в полной мере обеспечить своим гражданам достойное материальное положение и благоприятные условия для жизни.

При изучении вопроса об уровне дохода населения с дифференциацией по возрасту респондентов была выявлена ситуация, когда в г.Тюмени больше половины населения относят себя к категории со средними доходами (рис.1). К категории с высокими доходами относят себя респонденты возраста до 25 лет и с 31 до 40 лет; к категории с низкими доходами – в большей степени население пожилого возраста. Следовательно, социальная защита должна быть направлена на малоимущие и нетрудоспособные категории людей для улучшения их жизнедеятельности.





Рис.1. Уровни доходов респондентов с дифференциацией по возрастам


На вопрос «Можете ли Вы рассчитывать на чью-либо поддержку?» респонденты ответили: на поддержку администрации своего предприятия – 22,2%; на принятие законов со стороны федеральных и региональных органов государственной власти – 13,2%; на поддержку со стороны органов местного самоуправления – 5,6%; на получение некоторых льгот и денежных пособий от органов социальной защиты населения – 15,1%. Но все же основная масса людей разных возрастных категорий (60,4%) в большей своей мере не рассчитывают, что могут получить от кого-либо помощь. В связи с этим диссертант сделал вывод, что сложившееся недоверие к органам власти, можно преодолеть, если полноценно наладить информационную взаимосвязь между государственными институтами и населением.

Результаты исследования продемонстрировали, что всех респондентов в г.Тюмени можно условно разделить на две категории: объективно не нуждающихся в социальной защите (52%) и социально-уязвимых групп населения (48%). Ко второй группе относятся следующие категории граждан: пенсионеры и лица предпенсионного возраста; граждане, проживавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест; инвалиды, в том числе дети-инвалиды; многодетные и неполные семьи; участники, инвалиды ВОВ, воины-интернационалисты, участники боевых действий, семьи погибших, ветераны ВОВ и ветераны труда; дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; лица, подвергшиеся незаконным политическим репрессиям впоследствии реабилитированные; уволенные с военной службы и члены их семей. Данные категории населения в той или иной степени пользуются предоставляемой им социальной помощью и социальными льготами.

Анализ информированности всех категорий граждан о социальной помощи и льготах, предоставляемых органами социальной защиты показал, что большая часть населения (25,7%) не знает, положены ли им какие-либо льготы, поэтому ими не пользуется; 21,7% знают, что никакие льгот им и их семье не положены; 22,7% знают, но пользуются ими частично; 13,1% знают, но не пользуются; 10,1% знают и всеми ими пользуются и 6,7% знают о льготах, но им их не предоставляют. Автор выяснил причины, почему население не информировано о своих льготах и с какими проблемами сталкивались респонденты, обращавшиеся в органы социальной защиты (рис.2).

При этом полной информацией о деятельности органов социальной защиты населения владеет 5,9% респондентов, немного владеет – 29,2%, плохо владеет – 34,3%, и совсем не имеют представления – 30,6%.

На рис. 3 представлены основные источники информации, через которые население получает информацию о деятельности органов соцзащиты.

Рис. 2. Проблемы, с которыми сталкивались респонденты, обращавшиеся в органы социальной защиты населения

Рис. 3. Основные источники получения социальной информации о деятельности органов социальной защиты.

Главная задача экспертного опроса заключалась в изучении основных направлений деятельности органов социальной защиты населения, состояния информационной базы системы соцзащиты, перспектив развития информационной связи между органами соцзащиты и населением. В роли экспертов выступили представители департамента социального развития области и города (9,3%), комитета по социальной защите населения (7,4%), здравоохранению (5,6%), общественных некоммерческих организаций (35,2%), государственных фондов (5,6%), учреждений по социальной защите и адаптации (37%). В опросе приняло участие 54 эксперта, из них 96% женщин и 4% мужчин.

Основное количество экспертов, принявших участие в опросе, находятся в возрасте от 41 до 50 лет – 32,9% и в возрасте до 30 лет – 31,6%; а также 19% – в возрасте от 51 до 60 лет и 16,5% – в возрасте от 31 до 40 лет. Следовательно, в исследовании охвачены все возрастные группы экспертов.

Анализ результатов опроса выявил, что сотрудники и социальные работники организаций и учреждений системы социальной защиты в большей своей массе вполне компетентны, обладают высоким профессионализмом, обмениваются опытом своей работы с другими государственными и негосударственными организациями, в целях взаимной социальной поддержки, получения и передачи необходимой социальной информации.

Опрос экспертов подтвердил мнение автора о том, что не все нуждающиеся в социальной помощи и поддержке обращаются в специальные органы. Основные причины этого отображены на рис.4.



Рис. 4. Причины, по которым граждане, не обращаются в органы соц.защиты
На вопрос «Существует ли в Вашей организации единая информационная база данных по социальной защите населения?» большинство экспертов (61,1%) ответили «да», создается – 27.8%, пока не приступили к созданию, но планируют – 5,6%, не видят в ней потребности – 5,6%.

Опрос экспертов позволил определить степень эффективности различных форм связи с населением, используемых органами социальной защиты (рис.5).



Рис.5. Формы связи населения и органов социальной защиты
Социальная работа органов соц.защиты нацелена на все категории социально-уязвимых слоев населения. Больше всего работы проводится со следующими категориями граждан: инвалиды и дети-инвалиды (63%); многодетные и неполные семьи (37%); дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей (20,4%); участники, инвалиды ВОВ, воины-интернационалисты, участники боевых действий, семьи погибших, ветераны ВОВ и ветераны труда (37%); пенсионеры и лица предпенсионного возраста (50%). Социальная защита данных категорий является одним из приоритетных направлений социальной политики всего нашего государства, в том числе и г.Тюмени. Реже всего сотрудники органов соцзащиты работают со следующими категориями граждан: граждане, проживавшие в р-нах Крайнего Севера и приравненных к ним мест (25,9%); беженцы и вынужденные переселенцы (37%); уволенные с военной службы и члены их семей (29,6%); лица, подвергшиеся незаконным политическим репрессиям впоследствии реабилитированные (35,2%); граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф (35,2%).

Виды социальной помощи, предоставляемые органами соцзащиты, отображены на рис.6.


Рис 6. Виды социальной помощи, предоставляемые социальными организациями
Системой социальной защиты разработаны целевые социальные программы, направленные на улучшение жизнедеятельности всех категорий граждан. Но в силу специфики некоторых категорий граждан, большее их количество применяется к: инвалидам и детям-инвалидам (63%); участникам, инвалидам ВОВ, воинам–интернационалистам, участникам боевых действий, семьям погибших, ветеранам ВОВ и ветеранам труда (31,5%); многодетным и неполным семьям (31,5%); пенсионерам и лицам предпенсионного возраста (24,1%) и детям сиротам и детям оставшихся без попечения родителей (24,1%).Опрос экспертов позволил диссертанту сделать вывод, что в силу изменяющейся внешней и внутренней политики, система социальной защиты требует реформирования. На рис.7 выведены основные критерии, последовательная реализация которых необходима для успешного реформирования социальных служб.

Анализ результатов опроса экспертов показал, что для успешной реализации реформ социальные органы планируют наладить информационную взаимосвязь между ними и обществом через следующие источники: СМИ – 74,1%, через деятельность социальных работников – 59,3%, социальные акции – 48,1%, рекламные буклеты – 38,9%, Интернет – 24,1%, рекламные агентства – 18,5% и совсем не планируют – 7,4%


Рис. 7. Показатели, которые необходимо реформировать в соц. службе


Проведенные в диссертации теоретические и эмпирические исследования представили возможность диссертанту сформулировать следующее положение: несмотря на совершенствующуюся законодательную базу в области системы социальной защиты и развивающуюся социальную инфраструктуру, которая включает ряд служб по социальному обслуживанию и поддержке населения, в г. Тюмени остается проблема информационного аспекта взаимодействия населения и органов социальной защиты, которая выражается, как в слабой взаимосвязи органов соцзащиты с населением, так и в недостаточно сформированной единой социальной информационной базе органов соцслужбы, недочеты которой непосредственно влияют на эффективность деятельности всей системы социальной защиты и на реализацию прав граждан в данной сфере. В связи с этим, в диссертации была поставлена задача, определить основные направления совершенствования информационного взаимодействия в системе социальной защиты населения, для повышения эффективности управления данной системой и обеспечения населения необходимой социальной информацией. Одним из этапов ее решения было построение модели информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой населения.

При разработке модели информационного взаимодействия (рис.8) учитывались проблемы информационной взаимосвязи, выявленные в предыдущих разделах диссертации (I блок). В соответствии с этим были определены цель и задачи моделирования информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой населения (II блок)..


Рис.8. Модель информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой

В III блоке представлены результаты моделирования, полученные в процессе поэтапной реализации предложенной модели в соответствии с решаемыми задачами. Более детальное представление II и III блоков модели информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой предложено на рис. 9—12.
Социальная информация в системе социальной защиты
Осведомляющая информация

Информация влияющая на управление

Управляющая информация

Информация о имеющихся льготах и услугах в СМИ, через соц.работников, социальные акции и др.


Информация о потребностях и нуждах населения

Законодательные акты, постановления, решения и др.


Рис. 9. Основные виды социальной информации в системе социальной защиты населения.

Рис.10. Взаимодействие основных видов социальной информации между субъектами управления в системе социальной защиты
Базис представленной модели составляют основные виды социальной информации, взаимодействующие в системе социальной защиты населения (рис.9). На рис. 10 демонстрируется взаимодействие перечисленных видов социальной информации между субъектами управления в системе социальной защиты. В качестве субъектов управления выступают органы государственной власти, органы социальной защиты и население. Объектом управления в данной системе выступают потребности населения, а также услуги и социальная поддержка, оказываемые населению.

Модель включает в себя основные составляющие единой информационной базы данных социальной защиты (рис. 11), которая выступает связующим звеном между основными субъектами управления системы социальной защиты, в частности между органами социальной защиты и населением.

Рис. 11. Составные части информационного обеспечения системы социальной защиты
Единая информационная база данных служит накопителем всей социальной информации, касающейся существующих законодательных актов, социальных программ, льгот и услуг в рамках системы социальной защиты, а также является источником получения населением всей вышеперечисленной информации. Предложенная единая информационная база данных в широком смысле является концептуальным (основополагающим) объектом, отражающим общую деятельность всей системы социальной защиты и служит базовым элементом в управлении данной системой.

Содержание модели формируют основные элементы информационного обеспечения системы социальной защиты, анализ которых позволит иметь полную информацию о качестве функционирования органов социальной защиты, о взаимодействии с другими структурами и населением, о, имеющихся и планируемых социальных программах, о видах предоставляемой социальной помощи нуждающимся категориям граждан (рис.12).

Модель предполагает поэтапную реализацию информационной поддержки органами социальной защиты населения с целью эффективной разработки социальных программ для жителей города, которая включает следующие этапы: 1) получение полной информации обо всех категориях граждан, нуждающихся в социальной защите; 2) назначение и оценка стоимости полного пакета социальных выплат и льгот в расчете на каждого жителя города; 3) введение полученной социальной информации в единую базу данных; 4) разработка социальных программ с учетом анализа социально-экономического положения жителей города. Диссертант рассмотрел процесс проведения целевых социальных программ, благодаря которому планируется получение объективной и оперативной информации о ходе их реализации и эффективности мер по социальной защите населения, который включает следующие этапы:

1) Организация наблюдения за основными показателями.

2) Получение объективной информации о количественных и качественных показателях целевых социальных программ.

3) Систематизация различных информационных источников о целевых показателях.

4) Оценка количественных и качественных показателей в ходе действия целевых социальных программ.

5) Оценка результативности выполненных программ и выявление новых проблем в системе социальной защиты.

6) Формирование информационно-аналитической базы для выявления причин изменения социальных процессов.

7) Обеспечение населения и органов государственной власти информацией о реализации целевых социальных программ.

8) Подготовка предложений по вопросам реализации социальных программ.

На рис. 13 предложены механизмы реализации авторской оптимальной модели информационного взаимодействия в системе управления социальной защитой населения.









Основные элементы информационного обеспечения в системе соцзащиты

























































































Информация о качестве функционирования органов социальной защиты, взаимодействие с другими организациями




Информационное обеспечение органов социальной защиты





Информация о категориях граждан, нуждающихся в помощи.





Информация о планируемых социальных программах и системе информационной связи с общественностью





Информация о предстоящих изменениях и реформах в системе социальной защиты



















































































  • финансирование

  • качественное выполнение поставленных задач сотрудниками соц.организаций

  • квалификация и компетентность сотрудников соц.организаций

  • взаимодействие с другими структурами для обмена опытом и информацией

  • оценка проделанной работы




  • источники социальной информации о деятельности соц.организаций

  • формы связи соц.организаций с населением

  • наличие единой информа-циионной базы данных о категориях населения




  • основные социально-уязвимые категории граждан

  • виды социальной помощи

  • существующие целевые социальные программы

результаты внедрения целевых социальных программ




  • планируемые целевые социальные программы

  • соотношение существующих и планируемых целевых социальных программ




  • основные показатели, которые необходимо реформировать

  • улучшение системы связи с общественностью




Рис. 12. Основные элементы информационного обеспечения в системе социальной защиты населения

Рис.13. Механизмы реализации модели информационного взаимодействия в системе управления

социальной защитой населения

В диссертации обоснована динамичность предлагаемой модели и возможность ее корректировки и обновления в случае необходимости.



В заключении представлены результаты исследования, формулируются основные выводы, систематизируются результаты работы и подчеркивается значимость дальнейшего изучения проблемы.

Публикации. Содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

  1. Сиденко А.С. Влияние информационных технологий на эффективную работу системы документооборота// Роль информационных технологий в обучении: проблемы, перспективы, решения: Материалы областной научно-методической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2003. – 0,1 п.л.

  2. Сиденко А.С. Информационные технологии как средство доступа к социальной информации // Математические методы и модели в экономике и управлении: Сборник научных трудов.– Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.–0,2 п.л.

  3. Сиденко А.С. Социальная информация, ее виды и роль в управлении обществом // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: Сборник научных трудов.– Тюмень: ТюмГНГУ, 2005.–0,3 п.л.

  4. Сиденко А.С. Социальная информация в региональном управлении и ее функциональное содержание // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: Сборник научных трудов. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. – 0,3 п.л.

  5. Сиденко А.С. Роль социальной информации в социальной защите региона // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии: Сборник научных трудов.– Тюмень: ТюмГНГУ, 2006. – 0,38 п.л.

  6. Сиденко А.С. Социальная политика нефтегазодобывающих компаний в Тюменском регионе // Известия вузов «Нефть и газ». – 2006, №5. – 0,1 п.л.

  7. Сиденко А.С. Проблемы информационной взаимосвязи системы социальной защиты населения г.Тюмени // Третья Всероссийская научно-практическая конференция. Социальные проблемы регионов и пути их решений – Пенза, МНИЦ, 2007. – 0,25 п.л.



1 Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956, - Т8, – 689 с.; Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 479 с.

Аверин А.Н. Социальная информация и ее роль в управлении: учебное пособие. М.: АНХ, 1985. – 37 с.;. Конев Ю.М. Регионы как объект федерального управления.– Тюмень: Изд-во «Вектор Бук», 2003.– 160 с.

2 Барбаков О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. – Серия «Учебники для вузов, специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 288 с.; Основы социального управления: Учебное пособие для вузов. Под ред. В.Н. Иванова. - М., 2001.- 271 с.; Раимова А.Т., Абдрашитов Р.Г., Шаврина Е.В. Информационно-правовые аспекты устойчивого развития региона: Монография . – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 210 с.

Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. – 408 с.;. Гиляревский Р.С., Михайлов А.И., Черный А.И. Основы информатики. М., 1968.- 756 с.

3 Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке. М.: Наука, 1975 г.; Атаманчук Г.В. . Управление – фактор развития. М.: «Экономика», 2002 г. – 567 с.; Коган В.З. Маршрут в страну информологию. / Под ред. А.И.Кочергина. М.: Наука, 1985. – 161 с.

4 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 768 с.; Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии. [Электронный ресурс] http://irbis.asu.ru/mmc/grig/questions4.ru.shtml; Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: «Добросвет», 2001. – 596 с.

5 Скок Н.И. Социальное управление жизнедеятельностью лиц с ограниченными возможностями: Монография. – Тюмень: Феликс, 2005. – 252 с.; Социальная политика: Энциклопедический словарь. Под общ.ред. Н.А.Волгина. – М, Академический проект, 2005. – 688 с.; Социальная политика: парадигмы и приоритеты: Монография/ под общ. ред. В.И.Жукова. – М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. – 312 с.

6 Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224 с.

7 Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.; Топчий Л.В. Социальные службы России: от оптимального минимума к гармонии разнообразия // Российский журнал социальной работы. – №1, 1997. – с.8-17

8 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2001. – 576 с.; Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.:Книжный мир, 1999. – 240 с.; Социальная защита населения в регионе: Учебное пособие/ Под ред Попова В.Г. – Екатеринбург, 1999 г. – 352 с.

9 Морозова Е.А. Система социальной защиты населения: исследовательский пожход. \\ Регион: экономика и социология. – 2005 г. №4. –с.126-127

10 Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. –с. 15


Каталог: media -> files -> umk2
files -> Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №208 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития воспитанников «Самоцветик» г. Орска»
files -> Порудоминский В. И. — Брюллов. Серия «Жизнь Замечательных людей»
umk2 -> Инновационная концепция социального управления малым предпринимательством в регионе
files -> Творчество М. Шишкина принадлежит к двум литературным направлениям. Первый роман 1993 года «Всех ожидает одна ночь» содержит в себе черты модернистского направления в литературе
umk2 -> Бизнес-образование в системе управленческой деятельности производственно-научно-образовательной корпорации
umk2 -> Формирование и развитие организационной культуры в системе управления современной образовательной корпорацией


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница