«Информационно-методический центр» Городская опытно-экспериментальная площадка



Скачать 195.07 Kb.
Дата27.05.2016
Размер195.07 Kb.

Приложение 2.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов Петроградского района Санкт-Петербурга «Информационно-методический центр»
Городская опытно-экспериментальная площадка

«Организация неформальных процедур оценки качества образования в образовательном учреждении через общественно-профессиональную экспертизу»



Научно-методические основы

создания системы оценки результатов образования

Под системой оценки результатов образовательной деятельности мы понимаем совокупность принципов, подходов, методов и методик, а также инструментов, позволяющих получить достаточно достоверную информацию о результатах образовательного процесса в общеобразовательном учреждении для информационного обеспечения управления образовательным процессом.

При этом мы считаем, что управление образовательным процессом осуществляют, каждый в меру своих возможностей и потребности, субъекты образовательного процесса: учителя; учащиеся; руководители и специалисты системы образования; родители (законные представители) учащихся, заинтересованные лица и организации (стейкхолдеры) и др.

Учитывая, что проектирование новых инструментов и процедур в сфере общего образования не может затрагивать вопросы, регламентируемые федеральными или региональными нормативными актами, определим назначение системы как средства общественной независимой оценки, дополняющего региональные процедуры оценки и действующего во взаимодействии с ними.



Научно-методические основы создания системы содержатся в работах:

  1. Бахмутский А.Е. Задачи информационного обеспечения в управлении образованием. // Информатизация образования на современном этапе/ Сост. И.Ф.Базлов. -СПб.: ЦПИ, 1999.-91с.,

  2. Бахмутский А.Е., Голядкина Т.А., Епатко Е.А., Лебедева О.В., Овечкина Т.А., Соснина Н.Л., Степанникова Н.Л. Основные принципы аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. // Итоги и перспективы аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб.научно-методических материалов.-СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 1999.-48с,

  3. Бахмутский А.Е., Соснина Н.Л. Первые итоги аттестации негосударственных школ в Санкт-Петербурге. // Итоги и перспективы аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов - СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 1999.-48с.

  4. Бахмутский А.Е. Диагностика обученности учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга в ходе аттестации 1998/99 уч.года. // Итоги и перспективы аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб.научно-методических материалов.-СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 1999.-48с,

  5. Бахмутский А.Е. Первые итоги аттестации негосударственных школ в Санкт-Петербурге. // Управление и мониторинг качества образования: концепции, разработки, мероприятия и практика. Тезисы докладов./ Восьмой симпозиум «Квалиметрия человека и образования: методология и практика» (научная апробация результатов мониторинга) / Под ред.проф. Н.А. Селезневой - Часть 2. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 246 с.,

  6. Бахмутский А.Е. Диагностика обученности учащихся при аттестации образовательных учреждений. // Качество образования в современной школе: сборник научных статей/ Под ред.А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд.РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.-82с.,

  7. Бахмутский А.Е. Оценка школьного образования в Санкт-Петербурге.–СПБ: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000.-91 с.,

  8. Бахмутский А.Е. Оценка школы по результатам аттестационного обследования в Санкт-Петербурге. // Общественная оценка школы. Сб.статей.-СПб.: Агенство «РДК-принт», 2000.-40 с.,.

  9. Бахмутский А.Е. Качество школьного образования с точки зрения участников и потребителей // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  10. Бахмутский А.Е. Методологические основы оценки качества школьного образования // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  11. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А. Норма при оценке качества образования // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  12. Бахмутский А.Е., Степанникова Н.Л. О представлении результатов оценки качества образования // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  13. Бахмутский А.Е. Принципы и содержание оценки качества школьного образования // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  14. Бахмутский А.Е., Акулова О.В., Писарева С.А. Оценка образовательной программы и условий ее реализации // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  15. Бахмутский А.Е. Результаты апробации методики оценки образовательной программы // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  16. Бахмутский А.Е., Димура И.Н., Шурухт С.М. Диагностика психологической комфортности школьного образования // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  17. Бахмутский А.Е. Образовательный потенциал учащегося – показатель способности к обучению в школе // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  18. Бахмутский А.Е., Соснина Н.Л. Оценка обученности учителем и тестами. // Принципы оценки качества школьного образования при аттестации образовательных учреждений в Санкт-Петербурге. Сб. научно-методических материалов. – СПб.: изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2000. – 58 с.

  19. Бахмутский А.Е. Оценка качества образовательной деятельности в Санкт-Петербурге. // Технология аттестации школ Санкт-Петербурга в 1999-2000 гг. Сб. научно-методических материалов - СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 2001.-52с.

  20. Бахмутский А.Е., Соснина Н.Л. Итоги аттестации школ в 1999/2000 учебном году. // Технология аттестации школ Санкт-Петербурга в 1999-2000 годах. Сб. научно-методических материалов - СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 2001.-52с.,

  21. Бахмутский А.Е., Степанникова Н.Л. Обученность по предметам в гимназиях Санкт-Петербурга. // Технология аттестации школ Санкт-Петербурга в 1999-2000 годах. Сб. научно-методических материалов - СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 2001.-52с.,

  22. Бахмутский А.Е. Обученность и развитие учащихся школ Санкт-Петербурга. // Технология аттестации школ Санкт-Петербурга в 1999-2000 годах. Сб. научно-методических материалов - СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 2001.-52с.,

  23. Бахмутский А.Е., Димура И.Н. О некоторых результатах исследования психологического климата в школах Санкт-Петербурга. // Технология аттестации школ Санкт-Петербурга в 1999-2000 годах. Сб. научно-методических материалов - СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 2001.-52с.,

  24. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А. О предметных тестах при оценке обученности в школах Санкт-Петербурга. // Технология аттестации школ Санкт-Петербурга в 1999-2000 годах. Сб. научно-методических материалов - СПб.: ЦПО «Информатизация образования», 2001.-52с.,

  25. Бахмутский А.Е. Стандарт и оценка качества общего образования в Санкт-Петербурге. // «Образование и наука: проблемы и перспективы развития»: Труды VII Академических Чтений., 5-7 июня 2001 г. СПб:Изд-во СПбГТУ, 2001. 267с.,

  26. Бахмутский А.Е. Качество образования – методологические основы оценки. // Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.

  27. Бахмутский А.Е. Методика оценки качества общего образования в Санкт-Петербурге. // Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.

  28. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А. Качество предметных тестов и оценка их выполнения при обследовании школ Санкт-Петербурга. // Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.,

  29. Бахмутский А.Е. Способность к обучению школьников Санкт-Петербурга по результатам обследования 1999–2001 годов. // Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.

  30. Бахмутский А.Е. Социально-психологический климат в школах Санкт-Петербурга – педагоги и учащиеся, по результатам обследования 1999–2001 годов, Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.

  31. Бахмутский А.Е., Соснина Н.Л. Обученность выпускников школ Санкт-Петербурга в 1998–2000 годах. // Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.,

  32. Бахмутский А.Е., Степанникова Н.Л. Вариативность образования и его результаты в школах Санкт-Петербурга в 1998–2000 годах. // Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.

  33. Бахмутский А.Е. Комфортность обучения в школах Санкт-Петербурга – педагоги и учащиеся, по результатам обследования 1999–2001 годов. // Качество школьного образования – проблемы и результаты оценки. Сб.научно-методических материалов.– СПб.: изд. «Информатизация образования», 2002. – 43 с.

  34. Анферонок Л.С., Акулова О.В., Бахмутский А.Е. и др. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов, Изд-во «Союз», 2002.,

  35. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования монография, Изд-во Библиотеки РАН, 2003.

  36. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования в Санкт-Петербурге, Десятилетие Северо-Западного отделения РАО: результаты работы и перспективы развития/Вестник СЗО РАО. – СПб.: Изд. СПбГУП, 2003.– 404 с. Вып 8.

  37. Бахмутский А.Е. Методика оценки качества школьного образования. Ижевск: ООО «Алфавит», 2003. – 101 с.

  38. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников СПб.: Речь , 2003 г., 384 с.

  39. Бахмутский А.Е., Акулова О.В., Конасова Н.Ю., Писарева С.А. Мониторинг деятельности образовательного учреждения: достижение нового качества образования. Методические рекомендации к проведению и организации – СПб.: изд. РГПУ им.А.И.Герцена, 2003.– 175 с.

  40. Бахмутский А.Е. Мониторинг обученности, развития мышления и комфортности учебного процесса, журнал «Директор школы» №1, 2004 г., с.42-45,

  41. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования. М.: МИОО, 2004. – 99 с.

  42. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

  43. Бахмутский А.Е. Оценка обученности по предметам учителем и тестами/журнал «Инновации» №3, 2004, с. 69-71

  44. Бахмутский А.Е. Школьная система оценки качества образования/журнал «Школьные технологии» №2, 2004, с. 136-143.

  45. Бахмутский А.Е. Оценка качества школьного образования, дисс.на соиск. уч.степени д.пед.н., РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

  46. Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении СПб: ГП ИМАТОН, 2005. — 256 с.

  47. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. - В надзаголовке: Центр дистанционного образования «Эйдос»

  48. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А., Титов В.А. Мониторинг учебных достижений в Петроградском районе Санкт-Петербурга//Мониторинг учебных достижений образовательных учреждений Петроградского района в 2004/2005 учебном году. – СПб: Издательство «Информатизация образования», 2005, с.7-17,

  49. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А., Титов В.А. О подходе к тестовой оценке учебных достижений // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2005. - №4.-С. 28-37.

  50. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А., Титов В.А. Об одной закономерности возрастной динамики структуры мотивации школьников к учению*// Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2005, ART 988, Гос. рег. №0420600031. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/2005/988.htm*

  51. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А., Титов В.А. Диагностика образовательного потенциала школьников *// Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2005, ART 987, Гос.рег. №0420600031. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/2005/987.htm*

  52. Бахмутский А.Е., Савинов В.М. Индикаторы эффектов программ развития образования и методы их оценивания*// Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2005, ART 994, Гос.рег. №0420600031. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/2005/987.htm*

  53. Бахмутский А.Е., Савинов В.М. Подход к организации мониторинга в образовании*// Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2005, ART 995, Гос.рег. №0420600031. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/2005/987.htm*

  54. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А., Титов В.А. Школа и мотивация к обучению// Управление инновациями в образовании: сб.научн.ст.–СПб.: ЛОИРО. 2006.–206 с. С.149-151.

  55. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А., Титов В.А. Оценка уровня школьного образования// Управление инновациями в образовании: сб.научн.ст.–СПб.: ЛОИРО. 2006.–206 с. С.151-155.

  56. Бахмутский А.Е., Епатко Е.А., Титов В.А. Школа и мотивация к учению //«200 лет российскому гимназическому образованию»: 29-31 марта 2006 г.: Мат.всеросс.научно-практической конф.Т.1.– СПб.: изд. «Осипов», 2007.–320 с. С.265-268.

  57. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. — СПб.: КАРО, 2007. - 176 с.: ил.

  58. Бахмутский А.Е. Оценка школы через внешний аудит результатов образования*//Электронное научное издание "Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал" - CПб., 2007, ART 1212, Гос. рег. № 0420600031. Доступ: http://www.emissia.50g.com/offline/2007/1212.htm*

  59. Бахмутский А.Е. Алгоритм оценки учебных достижений с помощью тестов// Развитие тестовых технологий в России. Тез.докладов IX Всеросс. научно-метод. конф.– М.: ФГУ Федеральный центр тестирования, 2007. С.104-105.

  60. Бахмутский, А. Е. Об интерпретации результатов тестирования в школе / А. Е. Бахмутский // Вопросы тестирования в образовании. - 2007. - N 3. - С. 13-21

  61. Технологии социального мониторинга: Уч.-методический комплекс / Бахмутский А.Е., Заир-Бек Е.С., Кашина О.Н., Тимченко В.В., Трапицын С.Ю.– СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2007.– 303 с.

  62. Бахмутский А.Е. Мониторинг в школе: интерпретация и использование результатов: Научно-методические материалы. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. - 176 с.

  63. Мониторинг качества образования. Методическое пособие/ под общ.ред.проф. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.– 261c.

  64. Бахмутский А.Е. Мотивация к учению петербургских школьников // Эмоциональный мир человека в педагогических исследованиях: Сборник научных статей. - СПб.: Изд. «ЛЕМА», 2009, 123 стр., С.31-37.

  65. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие.– М.: АПКиППРО, 2009.– 72 с.

  66. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Рабочая тетрадь.– М.: АПКиППРО, 2009.– 28 с.

  67. Бахмутский А.Е., Филинский А.В. О роли объективной оценки учебных достижений в школе// Актуальные проблемы и перспективы современного образования. Материалы II Всероссийских Вахтеровских чтений. Арзамас 3-5 апреля 2008 г./под. общ. ред. Е.П. Титкова; АГПИ им. А.П Гайдара; научн.-метод. Центр В.П. Вахтерова. - Арзамас: АГПИ, 2009. - 379 с., С.116-120.

  68. Бахмутский А.Е. Мониторинг образования и классный руководитель // Личность, общество, образование в изменяющемся мире: Межвуз.сб.научн.тр.– СПб.: ЛОИРО, 2010. 441 с.

  69. Бахмутский А.Е. Оценка качества образования в школах Санкт-Петербурга.//Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Екатеринбург : № 6(85) часть 2. - 2010. С 7-15

  70. Бахмутский А.Е. Оценка образовательных результатов при переходе от знаниевого (информационного) к компетентностному профессиональному образованию //Современные подходы к разработке тезауруса оценки качества образования: материалы методол.семинара (СПб., 18 марта 2010 г.) / под общ. ред. О.Н. Шиловой; РАО ИПО, РАО СЗО. - СПб.: изд. РАО ИПО, 2010. - С.77-82.

  71. Бахмутский А.Е. Оценка развития школьников в Санкт-Петербурге.// Человек и образование.–2011.–№1.– С. 109-111.

  72. Бахмутский А.Е. Уровень развития школьников Санкт-Петербурга // Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы конференции. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКИиИТ, 2011. С. 192-194.

  73. Бахмутский А. Е. Новые стандарты общего образования: проблемы реализации // Учебно-методические материалы. Часть 3. Проектирование и реализация системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы. - СПб.: Издательство «Информатизация образования», 2011. - 20 с.

  74. Бахмутский А. Е. Диагностика мотивации к учению школьников в Санкт-Петербурге // Роль личности учителя в решении главных задач Новой школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Томск, 30 марта 2011 г.) - Томск: Издательство ТГПУ, 2011. - 372 с. С.172-178.

  75. Бахмутский А.Е. Динамика предметных достижений петербургских школьников // Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы конференции. Т. 2.- СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2012. . — 196 с. С. 139-143.

  76. Бахмутский А.Е., Голубенко Н.И. Образование в России и мире: понимание содержания результатов // Россия и Запад: пространство культур: материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20-23 мая 2011 г. / [отв. ред. А.Д. Генкин]. – СПб.: Университетские Образовательные Округа, 2012. –278 с.

  77. Бахмутский А.Е., Голубенко Н.И. Оценка качества школьного образования для управления // Педагогическая нива. – 2012.– №1. С. 18-23.

  78. Бахмутский А.Е. Конасова Н.Ю. Оценка результатов образования при компетентностном подходе//Образование и современность: коллективная монография//под научн.ред. Н.Н. Суртаевой, О.В. Ройтблат, Н.Г. Миловановой. -СПб.-Тюмень: ТОГИРРО, 2012.– 208 с. С.42-52.

  79. Бахмутский А.Е., Голубенко Н.И. Результаты образования сегодня и их оценка// Непрерывное образование. – 2012.– №2. С. 43-46.

  80. Бахмутский А.Е., Голубенко Н.И. Оценка результатов деятельности учителя и школы // ж. Наука и школа. – 2012.– №4. С. 28-32

  81. Бахмутский А.Е.Содержание результатов общего образования и деятельность учителя// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб., 2012. - N 148. - С. 77-86

Назначение описываемой системы – обеспечить школам района возможность реализации разовой или постоянной оценки результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС (пока – на ступени начального образования).

В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

В соответствии с концепцией образовательных стандартов второго поколения результаты образования включают в себя:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Деятельностная парадигма образования определяет требования к предметным и метапредметным результатам в предметно-деятельностной форме с учетом разработки таксономии, которая включает осваиваемые системы предметных и межпредметных знаний, предметных и общеучебных умений и способов деятельности, а также уровни их освоения выпускниками, которые поддаются дальнейшей конкретизизации, операционализации и оценке в рамках объективных и субъективных оценочных процедур. Требования к личностным результатам обучения (ценностным ориентациям, интересам, готовности к обучению на данной ступени образования и продолжению обучению на последующей ступени, мотивации к обучению, толерантности в отношении к людям и др.) представляются и формулируются с учетом основных целей общего образования. Приоритетными являются те личностные результаты, которые преимущественно формируются в учебном процессе, а не в семье или сфере дополнительного образования, то есть те результаты, за формирование которых должно нести ответственность образовательное учреждение.

В начальной школе основным результатом образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе; и умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач.

Требования к результатам образования в начальной школе являются:



  • основой для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся, завершивших начальную ступень обучения, для разработки процедур, материалов и формата итоговой оценки;

  • основой для аттестации работников начальной школы;

  • основой для аттестации учреждений начального общего образования;

  • критериальной базой оценки состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Основными документами, в соответствии с которыми разрабатывается система оценки результатов, являются «Требования к результатам начального образования» и планируемые результаты освоения программ начального образования по математике, русскому языку и чтению, окружающему миру.

В соответствии с Требованиями в результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы:



  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

  • математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Таким образом, результаты начального образования можно представить как:

  • предметные и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе;

  • умение учиться – способность к самоорганизации с целью решения учебных задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.


По нашему мнению, объем переданных учителем ученику знаний, умений и навыков свидетельствует лишь о степени включенности ученика в процесс обучения. Этот объем определяет лишь большую или меньшую степень вероятности формирования у ученика компетенций. Виды и степень сформированности компетенций, как способностей к решению определенных учебных, жизненных или профессиональных задач, при достаточной включенности в процесс обучения зависят от желания и интеллектуальных возможностей ученика, то есть, говоря современным языком, уровня развития личностных качеств и метапредметных компетенций.

Логическим следствием из сказанного является признание того факта, например, что оценка предметных результатов выпускников различных ступеней общего образования и, особенно, – начальной школы, не является оценкой результатов образования. В крайнем случае – это косвенная оценка вероятности получения результатов. Этот вывод относится ко всем современным формам итоговых процедур оценивания: ЕГЭ в 11-х классах, ГИА в 9-х классах, планируемой процедуре для 4-х классов.

Оценка предметных достижений учащихся более целесообразна в текущем контроле результатов образования как отражение степени включенности ученика в процесс обучения. Результаты такой оценки вполне достаточны для управления интенсивностью процесса обучения. Изменение личностных качеств и метапредметных компетенций происходит гораздо менее интенсивно, чем накопление знаний, умений и навыков. Оценка этого малоинтенсивного процесса развития личностных качеств и метапредметных компетенций вряд ли позволит учителю в течение обучения получить достоверную и значимую информацию для управления образовательным процессом.

Отметим, что в России традиционно основное внимание уделяется именно знаниям, умениям и навыкам. Для их оценки имеется накопленный за многие годы, том числе – в XXI веке для ЕГЭ и ГИА, фонд диагностических (контрольно-измерительных) материалов. В то же время для оценки личностных качеств и метапредметных компетенций пока нет даже единого понимания подхода к созданию подобного банка материалов. Причиной этого является доминирование предметной организации содержания общего образования.

Формирование и развитие личностных качеств и метапредметных компетенций может происходить на уроках по различным предметам. Можно предположить, что обучение по любому предмету способствует формированию и развитию личностных качеств и метапредметных компетенций, но разных – в разной степени.

В отечественном образовании и науке об образовании пока отсутствует единое понимание сущности компетентности и компетенций. Отсюда и богатейшее разнообразие предлагаемых вариантов декомпозиции компетентности, наборов компетентностей, их видов и групп. В результате практически каждый из разработчиков педагогических предметных диагностических материалов для оценки метапредметных компетенций опирается на своё, отличное от других, понимание декомпозиции компетентности. Как следствие, текущая оценка уровня сформированности составляющих развивающейся у учащегося компетентности методами педагогической диагностики представляется нам неэффективной и, поэтому, нецелесообразной.

Гораздо более эффективной может оказаться диагностика компетенций с помощью психологических методик при непременном условии представления и интерпретации результатов диагностики в удобной и понятной учителю форме.

В 2011 году мы впервые с помощью педагогов Петроградского района Санкт-Петербурга и коллектива психологов под руководством Л.А. Ясюковой сформировали комплект из адаптированных Л.А. Ясюковой для начальной школы диагностических методик и включили эти методики в наш программный комплекс автоматизированной обработки.

Л.А. Ясюкова предложила использовать адаптированные тесты: Кэттелла; структуры интеллекта Амтхауэра; «Тревожности» Тэммл-Дорки-Амен, тесты Л.А. Ясюковой: навыка чтения и структуры интеллекта дошкольника-младшего школьника, матрицы Равена и др. При использовании этих диагностических методик не происходит вмешательства во внутренний мир ребенка, они не затрагивают индивидуально-психологических особенностей его эмоционально-личностной сферы (отношений, установок, чувств, желаний и пр.). Методики нацелены на мониторинг важных для формирования компетенций операциональных новообразований периода обучения в начальных классах, таких как: произвольное внимание; планирование; самоконтроль; зрительно-моторная координация; зрительно-графический анализ, и основных операций понятийного мышления: выделение существенного и главного в изучаемом материале; поиск закономерностей в организации информации; способность к систематизации получаемых знаний.

Апробация диагностических методик Л.А. Ясюковой подтвердила их пригодность для оценки метапредметных компетенций в начальной школе. Диагностика оказалась достаточно технологичной, мало влияющей на учебно-воспитательный процесс и выявила большое число проблем, возникающих при проведении и использовании результатов такой диагностики.

К числу этих проблем в первую очередь следует отнести правовые вопросы проведения психологического тестирования учащихся и хранения информации с его результатами. Следует отметить, что те же вопросы возникают при оценке метапредметных результатов учителем, но хранение результатов такой, хотя и достаточно малоинформативной, оценки никакими особыми условиями не оговаривается.

Другой проблемой является уровень компетентности учителей в вопросах диагностики метапредметных результатов. Эти результаты никогда системно не оценивались в школе, особенно – в начальной. Весь опыт педагогической диагностики предметных результатов оказывается здесь, как было показано выше, практически бесполезным. Развитие способности к диагностике метапредметных результатов через систему постдипломного образования пока малоэффективен ввиду отсутствия не только методического, но даже научного знания в этой области.

Наконец, значимую проблему представляет организация проведения диагностики, обработки, интерпретации и предоставления её результатов. Помимо двух указанных выше проблем, здесь играет роль низкий уровень информационного обеспечения общего образования в части работы с базами данных. В существующих условиях организация перечисленных действий с информацией диагностики в школе на приемлемом уровне представляется маловероятной. Очевидно, что организация этих действий должна не только инициироваться, но и проводиться на уровне образовательного округа или региона, которые могут обладать достаточными правовыми, кадровыми и техническими ресурсами.

В свете изложенного система оценки, которая может быть реализована в районе, должна включать в себя:



  • диагностические материалы для оценки предметных результатов;

  • диагностические материалы для оценки метапредметных результатов;

  • диагностические материалы для оценки важнейших личностных результатов;

  • алгоритмы и средства хранения результатов диагностики;

  • алгоритмы и средства обработки результатов диагностики;

  • методы интерпретации и предоставления результатов диагностики для информационной поддержки управления образованием.

Каталог: netcat files -> userfiles
userfiles -> Приложения (по Мероприятию 19) Приложение 1 Методика диагностических организационно деловых игр
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Методические рекомендации для образовательных учреждений по проведению программы «Уроки толерантности»
userfiles -> Кодекс Азербайджанской Республики Утвержден Законом Азербайджанской Республики
userfiles -> Закон Республики Казахстан «О браке и семье»
userfiles -> Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница