Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вуза



Скачать 62.11 Kb.
Дата10.02.2016
Размер62.11 Kb.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Ю.В. Торкунова, декан ФГМУ, доцент кафедры ИТУ Академии государственного и муниципального управления при Президенте РТ

Переход к новой экономике – экономике знаний предопределяет трансформацию вузов от классической к инновационной модели, которая, в первую очередь, на наш взгляд, означает усиление новаторских начинаний в подготовке специалистов.

Эффективность инновационной образовательной деятельности вуза зависит от ряда факторов:

-организационно-технологических;

-мотивационно-психологических;

-материально-технических;

-информационных.

Организационно-технологические факторы обуславливаются наличием возможности внедрить те ли иные образовательные инновации на организационном уровне, например регламент деловой игры предполагает ее проведение в течение трех часов, однако по расписанию данная учебная дисциплина изучается только 1 ч 30 минут в неделю, поэтому необходимы перестановки в расписании и т.п.

Мотивационно-психологический фактор – это один из наиболее существенных факторов, поскольку без осознания необходимости разработки и внедрения инноваций на всех уровнях образовательной системы, как преподавателей, так и руководителей образовательных учреждений, прогресс современного образования невозможен. Т.е. для того, чтобы инновационный образовательный процесс был эффективен необходимо, чтобы его участники имели определенные установи, качества и ценности этому способствующие. Здесь мы сталкиваемся с понятием инновационного потенциала личности, прежде всего личности педагога, который может быть реализован при успешным взаимодействии всех рассматриваемых нами факторов.

Материально-технические факторы – наличие определенных материально-технических ресурсов, как например, оборудования для дистанционного обучения, специальных кабинетов для деловых игр, электронные доски, планшеты, лабораторное оборудование, которые необходимы для внедрения инноваций.

Экономический фактор, на наш взгляд, существенно связан с мотивационно-психологическим и материально-техническим, т.к. создание материально-технической базы, которая бы отвечала современным требованиям развития науки, техники, производства требует серьезных денежных вливаний. Мотивация педагогов также невозможна без конкурсно-грантовой поддержки в сфере разработки и внедрения инноваций. На уровне государства данному аспекту было уделено достаточно большое вниманиев последние годы.

Инновационные процессы в образовании, понимаемые как комплексная деятельность по созданию, освоению и распространению инноваций невозможны без создания инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения. Основой такой инфраструктуры выступает информация, возникающая в процессе информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности вуза. Возможность генерирования и обмена такого рода информацией является информационным фактором.

Эффективное управление образовательными инновациями позволяет учитывать и преодолевать трудности, определяемые рассмотренными факторами.

Управление инновационными процессами представляет собой совокупность средств организации и упорядочения управленческой деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой внедрения инновационных подходов в учебный процесс. Технология управления инновационными процессами состоит из последовательности определенных этапов и включает в себя административно-распределительные, организационно-экономические и социально-психологические формы и методы эффективного обновления подготовки специалистов.

Управленческая деятельность инновационными процессами в сфере образования состоит в реализации следующих функций: информационно-аналитической, мотивационно-целевой, планово-прогностической, организационно-исполнительской, регулятивно-коррекционной, контрольно-диагностической. Эти функции управления взаимосвязаны и взаимодействуют между собой посредством обмена информацией.

Мы придерживаемся точки зрения, что информационно-аналитическая функция это основа процесса управления образовательными инновациями.

Технология реализации этой функции состоит из следующих этапов:


  1. формирование банка образовательных инноваций

  2. анализ представленных инноваций точки зрения достижения целей образования- формирования определенных компетенций специалиста;

  3. формулирование выводов и рекомендаций о целесообразности дальнейшего использования представленных инноваций;

распространение инновационного опыта.

Для современных вузов для обеспечения качественной подготовки становятся актуальными методы инновационного менеджмента, в частности, бенчмаркинг. Бенчмаркинг в вузе – это процесс поиска и внедрения в практику работы вуза и его подразделений новых процессов и новых проектов, непрерывный процесс улучшения алгоритмов и технологий оказания образовательных услуг, появления учебной и научной продукции.

Для того, чтобы эти методы были эффективны в вузе должна быть создана инфраструктура, которая бы создавала возможность для поиска, внедрения, распространения и в целом управления образовательными инновациями.

Информационно-аналитическая деятельность в области образовательных инноваций имеет несколько составляющих. Во-первых, это непосредственное участие в инновационных процессах, во-вторых - поиск и создание информационного банка инноваций, в-третьих - информационно-аналитическая поддержка приятия решений при оценке эффективности инноваций, что требует обработки больших массивов информации, в-четвертых - информационное взаимодействие с различными структурами, включая СМИ и общественность на предмет поиска, внедрения и продвижения инноваций.

Информационно-аналитическое сопровождение имеет два контура: внутренний и внешний. Во внешнем контуре идет сбор и анализ информации об образовательных инновациях других учебных заведений, нормативно-правовой документации по проблемам инноваций органов управления учреждений образования, публикаций прессы, телевидения, Интернета по данной тематике. Параллельно с этим осуществляется продвижение собственных образовательных инноваций вуза в информационном образовательном пространстве. Внутренний контур предполагает сбор, анализ, отслеживание результатов, распространение опыта инновационной деятельности в конкретном вузе.

Обобщенная схема информационно-аналитического сопровождения инновационных образовательных процессов представлена на Рис.1. Штриховкой на схеме выделен промежуточный элемент между внутренним и внешним контуром - Интернет-сопровождение, которое обслуживает как потребности внутренних задач управления инновационной образовательной деятельностью вуза, так и является средой взаимодействия со всем остальным образовательным сообществом.

Исходя из того, что инновационная образовательная деятельность неразрывно связана с функционированием всего высшего учебного заведения, входными показателями для педагогической системы информационно-аналитического сопровождения будет являться : информация об инновациях в целеполагании, в задачах, инновациях в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, инновациях в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке


Рис.1. Структура информационно-аналитического сопровождения (ИАС) инновационной образовательной деятельности вуза

результатов и т.д. Результаты функционирования системы информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности (внутренний контур) - банк образовательных инноваций, результаты мониторинговых исследований качества образования, прогнозирование и выработка рекомендаций, выявление возможных инноваций. Мониторинговые исследования проводятся на основе повторяющихся диагностических процедур, с использованием количественных показателей, позволяющих получить объективные результаты о качестве сформированности профессиональных компетенций при применении той или иной инновации.

Информационно-аналитический центр - основной компонент инфраструктуры, который обеспечивает :


  1. мониторинг инноваций: выявление потребностей в инновациях, ход внедрения инноваций, отслеживание результатов внедрения инноваций; формирование банка инноваций;

  2. распространение положительного опыта внедрения инноваций в вузе;

  3. формирование положительного образа внедренных вузом инноваций во внешней среде.

Для реализации этих задач в составе информационно-аналитического центра необходимо иметь: отдел сбора и обработки информации; отдел по обеспечению работы Интернет-портала; отдел по внешним связям; экспертный отдел.

Построенная в соответствии с приведенной структурой педагогическая система информационно-аналитического сопровождения позволит, на наш взгляд, отследить эффективность инновационных образовательных процессов, их роль в повышении качества профессиональных компетенций, что, в свою очередь, сможет вывести качество высшего профессионального образования на новый уровень.







Каталог: events -> sfiro -> articles -> sec1
sec1 -> Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании
articles -> Социально-психологический климат организации: возможности диагностики и коррекции фгоу впо»Финансовая Академия при Правительстве Российский Федерации»,кафедра «Социология»
articles -> Инновационные подходы к процессу отбора персонала в организации
sec1 -> Формирование коммуникативной компетентности менеджера
articles -> Управление кадровым потенциалом организации
articles -> Формирование инновационной модели системы подготовки педагогических кадров в согпи
articles -> Использование информационных технологий с целью повышения эффективности управленческих решений
articles -> Корпоративная культура как инструмент инновационного управления человеческим капиталом организации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница