Информационно-аналитическое сопровождение образовательных инноваций вуза: основные принципы и подходы



Дата10.02.2016
Размер49,4 Kb.
#265
Торкунова Ю.В.

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Казань, Россия

torkynova@mail.ru



ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ ВУЗА:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

Изменение социально-экономических условий, динамичность современной общественной жизни приводят к необходимости вуза постоянно совершенствоваться, внося новшества в процесс обучения студентов.

На развитие инновационно-образовательной деятельности влияют как факторы внутренней, так и внешней среды вуза. Внешняя среда характеризуется повышением конкуренции, изменениями


в государственной политике, направленной на модернизацию образовательной системы, изменениями, касающимися контингента поступающих, и требований к выпускникам со стороны работодателей.

Меняется и внутренняя среда вуза. Компетентностный подход, стандарты третьего поколения требуют существенной коррекции


в организации учебного процесса, в технологиях обучения.

Все эти факторы приводят к необходимости увеличения


и распространения педагогических инноваций, которые позволят вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям как сегодняшнего, так и завтрашнего дня.

Однако, на практике, процесс возникновения и распространения инноваций довольно хаотичен и неупорядочен, не имеет под собой системной основы, позволяющей отслеживать результаты нововведений. Это приводит, на наш взгляд, к снижению эффективности как данного процесса, так и всей образовательной системы вуза в целом.


Таким образом, возникает необходимость рефлексивного управления инновационно-образовательной деятельностью в вузе.

Управление инновационными процессами представляет собой совокупность средств организации и упорядочения управленческой деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой


внедрения инновационных подходов в учебный процесс.
Технология управления инновационными процессами состоит
из последовательности определенных этапов и включает в себя административно-распределительные, организационно-экономические и социально-психологические формы и методы эффективного обновления подготовки специалистов. Основой успешного управления развитием инновационно-образовательной деятельности является,
на наш взгляд, реализация информационно-аналитической функции управления.

Исходные условия развития инновационно-образовательной деятельности определяются рядом факторов:


организационно-технологических; мотивационно-психологических; материально-технических; информационных.

Инновационные процессы в образовании, понимаемые


как комплексная деятельность по созданию, освоению
и распространению инноваций невозможны без создания инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения. Основой такой инфраструктуры выступает информация, возникающая в процессе информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности вуза.
Возможность генерирования и обмена такого рода информацией является информационным фактором развития инновационно-образовательной деятельности вуза.

Эффективное управление образовательными инновациями позволяет учитывать и преодолевать трудности, определяемые рассмотренными факторами.

Технология реализации информационно-аналитической функции управления, реализующей информационно-аналитическое сопровождение инновационно-образовательной деятельности состоит из следующих этапов:


  1. Формирование банка образовательных инноваций;

  2. Анализ представленных инноваций с точки зрения достижения целей образования в вузе, повышение его эффективности;

  3. Формулирование выводов и рекомендаций о целесообразности и механизмов использования (либо дальнейшего использования) представленных инноваций;

  4. Распространение инновационного опыта в вузе.

Адекватная современным запросам модель управления инновационно-образвательной деятельностью должна включать
и мониторинг, обеспечивающий информацией субъектов деятельности и способствующий обнаружению проблем и путей выхода из них.

Информационное обеспечение требует определенной инфраструктуры, осуществляющей: мониторинг и прогноз необходимых образовательных инноваций, формулировку целей инноваций, разработку основных этапов инноваций, обоснование необходимых ресурсов, разработку системы мотивации участников образовательных инноваций, контроль и оперативное управление


в процессе внедрения инноваций.

В результате функционирования такой инфраструктуры в вузе образуется педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности, состоящая из совокупности системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных элементов.

Системообразующими факторами для такой системы являются цели и результаты образования. В соответствии с современной парадигмой образования – это качество профессиональных компетенций. Условия функционирования – различные организационные, психолого-педагогические и технологические условия. Структурные компоненты данной педагогической системы – преподаватели, студенты, образовательные инновации, информация
об образовательных инновациях, информационно-аналитический центр, результаты информационно-аналитической деятельности. Функциональными компонентами являются процесс осуществления образовательных инноваций, педагогический анализ и описание образовательных инноваций, сбор информации об образовательных инновациях, мониторинг качества образования, выработка рекомендаций и прогнозирование, доведение информации
о результатах информационно-аналитической деятельности
до преподавателей, студентов, общественности, управленческих структур.

Координирующую роль в данной педагогической системе получает информационно-аналитический центр, который обеспечивает:



  1. мониторинг инноваций: выявление потребностей
    в инновациях, ход внедрения инноваций, отслеживание результатов внедрения инноваций; формирование банка инноваций;

  2. распространение положительного опыта внедрения инноваций в вузе;

  3. формирование положительного образа внедренных вузом инноваций во внешней среде.

Для реализации этих задач в составе информационно-аналитического центра необходимо иметь: отдел сбора и обработки информации; отдел по обеспечению работы Интернет-портала;
отдел по внешним связям; экспертный отдел.

Сотрудники центра на основе анализа полученной информации определяют стратегию развития инновационно-образовательной деятельности вуза, проектируют и анализируют имеющиеся образовательные инновации, предлагают управленческие решения руководству.



Таким образом, рассмотренная педагогическая система информационно-аналитического сопровождения образовательных инноваций оказывают существенное влияние на эффективность инновационно-образовательной деятельности вуза, играя решающую роль в управлении ее развитием.
Каталог: conf
conf -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
conf -> Доклады и материалы Выпуск 5 Москва
conf -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
conf -> М. А. Аксентьева
conf -> Управление образовательными инновациями вуза на основе информационно-аналитической деятельности
conf -> Создание и развитие инновационных интегрированных структур на базе российских вузов
conf -> Диагностическое тестирование и его роль в развитии компьютерных изданий учебного назначения
conf -> Анонс материалов Всероссийской научно-методической конференции «Психолого-педагогические аспекты совершенствования качества медицинского и фармацевтического образования» посвященной 90-летию самгму том Бакирова З


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница