Торкунова Ю.В.
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казань, Россия
torkynova@mail.ru
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ ВУЗА:
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ
Изменение социально-экономических условий, динамичность современной общественной жизни приводят к необходимости вуза постоянно совершенствоваться, внося новшества в процесс обучения студентов.
На развитие инновационно-образовательной деятельности влияют как факторы внутренней, так и внешней среды вуза. Внешняя среда характеризуется повышением конкуренции, изменениями
в государственной политике, направленной на модернизацию образовательной системы, изменениями, касающимися контингента поступающих, и требований к выпускникам со стороны работодателей.
Меняется и внутренняя среда вуза. Компетентностный подход, стандарты третьего поколения требуют существенной коррекции
в организации учебного процесса, в технологиях обучения.
Все эти факторы приводят к необходимости увеличения
и распространения педагогических инноваций, которые позволят вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям как сегодняшнего, так и завтрашнего дня.
Однако, на практике, процесс возникновения и распространения инноваций довольно хаотичен и неупорядочен, не имеет под собой системной основы, позволяющей отслеживать результаты нововведений. Это приводит, на наш взгляд, к снижению эффективности как данного процесса, так и всей образовательной системы вуза в целом.
Таким образом, возникает необходимость рефлексивного управления инновационно-образовательной деятельностью в вузе.
Управление инновационными процессами представляет собой совокупность средств организации и упорядочения управленческой деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой
внедрения инновационных подходов в учебный процесс.
Технология управления инновационными процессами состоит
из последовательности определенных этапов и включает в себя административно-распределительные, организационно-экономические и социально-психологические формы и методы эффективного обновления подготовки специалистов. Основой успешного управления развитием инновационно-образовательной деятельности является,
на наш взгляд, реализация информационно-аналитической функции управления.
Исходные условия развития инновационно-образовательной деятельности определяются рядом факторов:
организационно-технологических; мотивационно-психологических; материально-технических; информационных.
Инновационные процессы в образовании, понимаемые
как комплексная деятельность по созданию, освоению
и распространению инноваций невозможны без создания инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения. Основой такой инфраструктуры выступает информация, возникающая в процессе информационно-аналитического сопровождения инновационной образовательной деятельности вуза.
Возможность генерирования и обмена такого рода информацией является информационным фактором развития инновационно-образовательной деятельности вуза.
Эффективное управление образовательными инновациями позволяет учитывать и преодолевать трудности, определяемые рассмотренными факторами.
Технология реализации информационно-аналитической функции управления, реализующей информационно-аналитическое сопровождение инновационно-образовательной деятельности состоит из следующих этапов:
-
Формирование банка образовательных инноваций;
-
Анализ представленных инноваций с точки зрения достижения целей образования в вузе, повышение его эффективности;
-
Формулирование выводов и рекомендаций о целесообразности и механизмов использования (либо дальнейшего использования) представленных инноваций;
-
Распространение инновационного опыта в вузе.
Адекватная современным запросам модель управления инновационно-образвательной деятельностью должна включать
и мониторинг, обеспечивающий информацией субъектов деятельности и способствующий обнаружению проблем и путей выхода из них.
Информационное обеспечение требует определенной инфраструктуры, осуществляющей: мониторинг и прогноз необходимых образовательных инноваций, формулировку целей инноваций, разработку основных этапов инноваций, обоснование необходимых ресурсов, разработку системы мотивации участников образовательных инноваций, контроль и оперативное управление
в процессе внедрения инноваций.
В результате функционирования такой инфраструктуры в вузе образуется педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности, состоящая из совокупности системообразующих факторов, условий функционирования, структурных и функциональных элементов.
Системообразующими факторами для такой системы являются цели и результаты образования. В соответствии с современной парадигмой образования – это качество профессиональных компетенций. Условия функционирования – различные организационные, психолого-педагогические и технологические условия. Структурные компоненты данной педагогической системы – преподаватели, студенты, образовательные инновации, информация
об образовательных инновациях, информационно-аналитический центр, результаты информационно-аналитической деятельности. Функциональными компонентами являются процесс осуществления образовательных инноваций, педагогический анализ и описание образовательных инноваций, сбор информации об образовательных инновациях, мониторинг качества образования, выработка рекомендаций и прогнозирование, доведение информации
о результатах информационно-аналитической деятельности
до преподавателей, студентов, общественности, управленческих структур.
Координирующую роль в данной педагогической системе получает информационно-аналитический центр, который обеспечивает:
-
мониторинг инноваций: выявление потребностей
в инновациях, ход внедрения инноваций, отслеживание результатов внедрения инноваций; формирование банка инноваций;
-
распространение положительного опыта внедрения инноваций в вузе;
-
формирование положительного образа внедренных вузом инноваций во внешней среде.
Для реализации этих задач в составе информационно-аналитического центра необходимо иметь: отдел сбора и обработки информации; отдел по обеспечению работы Интернет-портала;
отдел по внешним связям; экспертный отдел.
Сотрудники центра на основе анализа полученной информации определяют стратегию развития инновационно-образовательной деятельности вуза, проектируют и анализируют имеющиеся образовательные инновации, предлагают управленческие решения руководству.
Таким образом, рассмотренная педагогическая система информационно-аналитического сопровождения образовательных инноваций оказывают существенное влияние на эффективность инновационно-образовательной деятельности вуза, играя решающую роль в управлении ее развитием.
Поделитесь с Вашими друзьями: |