Информационные технологии для новой школы.
Михайленко Ирина Михайловна (irina_salsk@bk.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 9 (МОУ лицей №9) города Сальска
Аннотация
В тезисах рассматриваются перспективы и возможности применения ИКТ на уроках истории с опорой на личный опыт и знания в области ИКТ.
“Посредственный учитель излагает,
хороший учитель объясняет,
выдающийся учитель показывает,
великий учитель вдохновляет”.
Уильям Артур Уорд
Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический и обществоведческий материал в видеороликах и на фотографиях и закреплять его, что способствует систематизации знаний.
На мой взгляд, использование ИКТ на уроках истории позволяет разнообразить формы и методы обучения, сконструировать модели уроков на основе деятельностного подхода, и как следствие, повысить уровень мотивации учащихся к овладению новыми знаниями. Какие формы уроков можно провести с использованием ИКТ:
-
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
-
Урок-практикум, который позволяет использование Интернет – сети для получения необходимой учащимся информации по какой-либо проблеме (очень интересные возможности у программы Google).
-
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала (возможно использование электронного образовательного продукта «КМ - Школа»).
-
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.
-
Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.
-
Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).
Использование ИКТ на уроках перед учителем раскрывает широкие возможности. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. Компьютер позволяет создавать свои образовательные ресурсы. Программа Power Point позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой урока или творческой работой учащихся. Большую эффективность, как показывает практика, дают уроки - конференции и уроки систематизации знаний учащихся с использованием проектных работ, которые ребята готовят в программе Power Point. Работа над презентацией, ее публичное представление и защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке, творчество школьников.
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы. Современные учебные пособия, созданные на основе ИКТ, обладающие интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником), а так же содержащие систему гиперссылок, позволяющую учащимся самостоятельно выбрать свой вектор процесса познания, позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании. Детям всегда интересно поработать у доски не с бумажной картой по истории, а с интерактивной. Стать самому участником процесса (5 класс) археологических раскопок в интерактивном режиме, и «докопаться» до истины, одновременно с этим усвоив понятие и сущность изучаемого. Очень интересны и познавательны мультимедийные и интерактивные игры, которые дают возможность учащимся погрузиться вглубь веков и совершить путешествие во времени (CD «Загадки сфинкса», «Мир демократии: путешествие во времени» Медиа - агенство «Информа», www.informa/ru). Интернет ресурсы мы используем для поиска исторических источников, текстов монографий, газетных и журнальных статей, материалов для презентаций и рефератов. Очень интересные возможности у программы Google. Она позволяет во время урока отправиться в виртуальное путешествие и приземлиться, например, в Египте. Здесь воочию можно увидеть пирамиды и узнать о них много нового и интересного (идет информационное сопровождение фото-материалов), с высоты «птичьего полета» увидеть реку Нил, её дельту и пороги, и многое другое. Пятиклассникам очень нравится путешествовать в виртуальном режиме.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
Список литературы:
-
Дрофа Е.В. Применение ИКТ на уроках истории – [Электронный ресурс]
-
Лехтина Л.П.Модели педагогических информационно-коммуникационных технологий - [Электронный ресурс]
-
college.ru – [Электронный ресурс]
-
http://rcokoit.ru – [Электронный ресурс]
-
Несмелова М.Н. Методические рекомендации по использованию компьютерного учебника “История России. ХХ век”
-
Журнал «Информатика и образование», № 12, 2004 г., «Повышение квалификации работников образования в области информационно-коммуникативных технологий», А.Л.Зимин.
-
Журнал «Информатика и образование», № 9, 2005 г., «Применение сети Интернет в учебном процессе», А.А.Андреев.
-
ООО «КМ - Образование», «КМ - Школа»
Поделитесь с Вашими друзьями: |