Информационная карта инновационного управленческого опыта (иуо)



Скачать 31.26 Kb.
Дата01.06.2016
Размер31.26 Kb.
Информационная карта

инновационного управленческого опыта (ИУО)


Образовательная организация

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма»

ФИО

Скворцова Нурфига Фанисовна

Должность

Заместитель директора по УВР

Стаж работы в должности

1 год

      1. Тема инновационного управленческого опыта

«Система предпрофильной подготовки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

г. Надыма»

      1. Источник изменений

Предпрофильная подготовка выпускников основного общего образования является основой для организации профильного обучения на третьей ступени образования. Анализ работы школы по данному направлению выявил ряд недостатков: в ходе анкетирования до 10% выпускников второй ступени обучения высказались об ошибочности выбранного ими профиля, до 15% выпускников ежегодно поступают в ВУЗы не по профилю обучения. В ходе опроса родительской общественности внесены предложения об усилении практической направленности предпрофильного обучения.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» обладает ресурсами, позволяющими ей успешно реализовывать свои планы по организации предпрофильной подготовки. Школа укомплектована педагогическими кадрами, профессионализм кадров достаточно высок. 87,5% учителей и 100% заместителей директора имеют высшую и первую квалификационную категорию, 2 учителей награждены знаком «Отличник народного просвещения РФ», и «Почетный работник общего образования», 100%педагогов, работающих в профиле и предпрофиле имеют высшее образование, педагоги владеют компьютерными технологиями.

Материально-техническая база школьных кабинетов, в которых осуществляется предпрофильное и профильное обучение, способствует повышению качества и эффективности образовательного процесса. Обновлена информационная (аудио, видео, медиа) база для осуществления профильного обучения:

учебная и методическая литература, учебные программы профильного уровня, сборники программ элективных курсов, методические пособия (разработки уроков, тесты, презентации по темам, сборники для подготовки к ГИА).

Стабильно функционирует локальная сеть, используются Интернет-ресурсы,наличие в школе Сети Интернет и открытых точек доступа wi-fi обеспечивает быстрый доступ к информации,автоматизированы рабочие места учителей. Кабинеты оснащены интерактивными досками, проекторами,документ-камерами, системой голосования, что даёт простор для творчества учителя и ученика, оборудованы кабинеты.


3. Идея изменений

Предпрофильная подготовка в школе сегодня совершенствуется, во-первых, в направлении развития сетевого взаимодействияс предприятиями города на договорной основе через организацию профессиональных проб и, во-вторых, в направлении внедрения активных методов и форм работы с учащимися в рамках образовательной среды школы.

Новые возможности по предпрофильной подготовке реализуются в рамках сетевого взаимодействия с социальными партнёрами. Налажены тесные связи с социальными партнёрами по организации профессиональных проб для школьников на договорной основе. Дальнейшее развитие практического применения полученных знаний по завершении профессиональных проб на предприятиях обеспечивается в рамках внутришкольной образовательной среды через имитационное моделирование и реализацию практических профессиональных ситуаций.

При реализации предпрофильной подготовки педагоги школы берут за основу активные методы и формы работы с учащимися - сетевое сотрудничество в системе Googl, IT-технологии, имитационное моделирование ситуаций, организация услуг дополнительного образования. Использование дистанционного обучения, обучение учащихся в малых группах, введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио». Зачисление в 10-й профильный класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии, учитывающей «весомость» достижений «портфолио» ученика стали основой модернизации традиционной системы по предпрофильной подготовке.


  1. Концепция изменений:




Актуальность

Изменения современного общества, его технологическая направленность, появление новых профессий, желание идти в ногу со временем требует и изменения в предпрофильной подготовке выпускников. «Атлас новых профессий», созданный специалистами «Сколково», позволяет познакомиться с кратким прогнозом развитияотраслейнародного хозяйства до 2030 года, узнать, какие новыетехнологии и тенденции оцениваются отраслевыми экспертами и работодателямикак наиболее интересные и перспективные.

Новизна

Внедрение в образовательный процесс профессиональных проб.

Ожидания

Повышение уровня учебной мотивации. Ориентированность выпускников на выбор профессий в соответствии с требованиями времени.

Приобретение более глубоких знаний по предметам профильной направленности.

Повышение конкурентоспособности при поступлении в ВУЗы.

Изменение распределения учебного времени в учебном плане школы.



Затруднения в реализации

Значительные ограничения в возможности проведения профессиональных проб на базе организаций и предприятий, связанные с несовершеннолетием учащихся, требованием соблюдения техники безопасности на предприятиях.

Нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие школы и социальных партнёров не совершенна.

Ограниченность возможности привлечения преподавателей вузов для предпрофильной и профильной подготовки.


Риски

Отказ предприятий города от сотрудничества.

Ограниченность возможностей малого города.

Отказ от заключения договора о сотрудничестве.

Отсутствие предприятий, чья деятельность отвечает запросам учеников.



  1. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

Информационно-методические ресурсы.

В школе созданы условия для своевременного и постоянного повышения профессионального мастерства педагогов через курсы повышения квалификации, работу школьных, городских методических объединений и муниципальных сетевых платформ, через систему обобщения педагогического опыта.

Ресурсно-информационный зал (РИЗ) - обеспечивает участников образовательного процесса – обучающихся, педагогических работников, родителей  обучающихся – доступом к информации, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях и на основе файлового сервера.

На базе школы действуют две муниципальные сетевые платформы: «Профессиональные пробы» (руководитель Скворцова Н.Ф. – заместитель директора по УВР), «Воспитательное пространство по типу «Школа ступени» (координатор Валова Г.В. - директор школы),на которых происходит активный обмен опытом. Педагоги успешно обобщают педагогический опыт работы на уровне школы, города и области, осуществляют самообразование на основе свободной индивидуальной методической деятельности, участия в конкурсах, грантах, мастер-классах, едином методическом дне, курсовой подготовке, участии в методических семинарах и конференциях.



Нормативно-правовые ресурсы.

Нормативные документы образовательной организации: Программа развития школы, образовательная программа, Устав школы, учебный план, Положение о предпрофильном обучении, планы совместной деятельности с образовательными учреждениями дополнительного образования, договоры с социальными партнёрами создают условия для работы школы в правовом поле.Работа строится на основе плана предпрофильной подготовки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Надыма».



Учебные ресурсы.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» реализует программы начального, основного, среднего общего образования, программы профильной и углубленной подготовки учащихся по предметам гуманитарно-правового профиля (литература, экономика, право, обществознание), информационно-технического (физика, информатика и ИКТ). Функционирует библиотека, учебные кабинеты имеют учебные материалы на электронных носителях. Разработана и реализуется программа развития школы, методологической основой которой является системный подход. Педагоги школы активно пропагандируют свой опыт работы по организации предпрофильной работы на различных уровнях.



  1. Результат изменений (использование предлагаемых моделей, алгоритмов и т.д.)

Входе реализации программы по предпрофильной подготовке учащихся появились новые формы в рамках общеобразовательной организации: сетевое взаимодействие с участниками предпрофильной подготовки, погружение в профессию, в том числе интерактивное, активизировалась работа классных руководителей (возникла творческая группа), реализующая основные направления предпрофильной работы. На базе школы формируется интерактивный «Атлас профессий», возникло школьное телевидение, школьное робототехническое движение, котороевключает в себя оборудованный кабинет робототехники. Методическая база пополнилась разработкамиучителей и обучающихся, создан банк исследовательских работ школьников в данном направлении.

7. Описание инновационного опыта

Профильное обучение и предпрофильная подготовка – это две главные составляющие системы подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является выявление интересов, проверка возможностей ученика, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.

Система предпрофильной подготовки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» организована на базе 8-9-х классов, представлена в форме системы сетевого взаимодействия, составляющими компонентами которой являются образовательная среда школы и внешняя среда, ведётся последующим направлениям: информационно-техническое, гуманитарно-правовое, технологическое. Выбор данных направлений связан с профильным обучением на ступени среднего общего образования. Выпускники второй ступени обучения могут продолжить своё образование на третьей ступени по гуманитарно-правовому и информационно-техническому профилям.

Образовательная среда школы как основной компонент системы по предпрофильной подготовке претерпела существенные изменения. Педагоги школы внесли в свою работу инновационные формы и методы. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы.

Одним из наиболее успешных подходов организации информирования учащихся и родителей для нас является «образовательная карта», в которой обозначены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования. Знакомство с образовательной картой – начало предпрофильной подготовки учеников. На базе школы создан информационный отдел, обеспечивающий освещение работы по предпрофильной подготовке. Его деятельность позволяет ученикам получать первый опыт в качестве журналистов, режиссёров, операторов.

Использование системы Google расширило возможности по предпрофильной подготовке. Психологическая служба школы использует её для разнообразия форм анкетирования (возможность включения различных категорий одновременно), педагоги используют систему Google при организации элективных курсов, составляются Google-карты, осуществляется процесс дистанционного обучения, ученики выполняют коллективные работы.

Предпрофильная подготовка через воспитательную среду осуществляется методом погружения в профессию, разработана программа «Примерка профессий». В школе действует несколько студий: «Проба пера», «Дизайн-студия», школьное телевидение, выпускается газета «Школьнички», что на практике позволяет ученикам осуществить пробу профессий гуманитарного профиля. Данный профиль поддержан элективным курсом «Юридические профессии», в рамках которого практический опыт получают, составляя образцы заявлений, договоров, консультантами в он-лайн режиме являются родители наших учеников, имеющие юридическое образование.

В рамках дополнительных образовательных услуг реализуется дополнительная образовательная программа информационно-технической направленности «Лего-рубик», по которой обучаются 15 человек. Учащиеся знакомятся в наглядной форме с техническими понятиями, учатся творчески подходить к конструированию, и, наконец– программировать настоящих, собранных своими руками роботов. Такие занятия проводятся дифференцированно по степени подготовленности учащихся, в малых группах, используются индивидуальные, парные и групповые формы работы, когнитивные и креативные методы обучения: придумывание, образная картина, гиперболизация, агглютинация, «мозговой штурм», многомерные матрицы, инверсии, гипотезы, эвристические вопросы и др.

Активизировалась работа в IT-сфере: представление видео-роликов и флеш-роликов, сайты, мультимедийные презентации поддерживают информационно-технический профиль, проводятся школьные соревнования по различным направлениям научно-технического творчества: траектория, кегельринг, лабиринт, шагающий робот, творческие проекты (модуль «Лего-проектирование»). Из победителей и призеров школьных робототехничеких соревнований формируется школьная робототехническая сборная команда «ЛЕГО-МОЗГ». Дистанционная подготовка вне уроков строится на основе использования популярного сетевого ресурса (www.informatics.mccme.ru), - это сайт дистанционной подготовки по информатике, созданный Московским центром непрерывного математического образования. Работа на данном портале направлена не на использование вопросов теории, а на развития практических навыков программирования.

Традиционным стало участие школьников, занимающихся в учебных объединениях дополнительного образования научно-технической направленности в институциональной «Ярмарке увлечений» с представлением проектов, моделей, исследовательских и творческих работ, презентацией нестандартного решения олимпиадных задач.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами в рамках предпрофильной подготовки раскрыло перед нами новые возможности. Широкое использование информационной техники, сочетание теории и практики, живое общение со специалистами юридических, инженерных, технических профессий сделали ученические исследовательские работы творческими, проекты инновационными, нестандартными, практико-ориентированными. В рамках профессиональных проб налажены тесные связи с социальным партнёрами – Надымским городским судом и Надымским центром ОВД филиала «Аэронавигация Севера и Сибири», заключены договоры. Ученики лично присутствуют на открытых судебных заседаниях, соотносят теоретические знания, с увиденной практической работой городских судей. Проба предполагает практическое применение полученных знаний. Несовершеннолетие учеников, требование соблюдения правил техники безопасности на предприятиях несколько затрудняют наши возможности. Имитационное моделирование ситуаций, как форма работы, стала составляющей практической стороны профессиональных проб. В рамках образовательной организации имитируются судебные процессы, работа адвокатской конторы, ученики выступают в роли диспетчера управления полётом. Договор с общественно-политической газетой муниципального образования Надымский район «Рабочий Надыма» позволил старшеклассникам публиковать свои статьи, рассказы, очерки, заметки на страницах газеты.

Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением является частью нашей системы. Психологической службой школы разработана профориентационнаямодель которая включает в себя два блока: психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период предпрофильной подготовки и психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в период профильного обучения и профсамоопределения. Отработан и систематизирован диагностический инструментарий. Основу диагностических исследований составляет компьютерная программа «РROFI», которая позволяет получить дифференцированное представление об уровне интереса. С учетом критериев диагностических методик разработана профконсультативная карта.

При комплектовании 10-х профильных классов наряду с результатами аттестации учитываются дополнительные индивидуальные показатели образовательных достижений учащихся. Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, оформляются в виде портфолио. В результате сдачи экзаменов и представления “портфолио” выстраивается образовательный рейтинг выпускника.

Организованная система по предпрофильной подготовке выпускников на протяжении нескольких лет даёт положительные результаты: профильные классы школы на 80 % формируются на базе выпускников основной школы, ежегодно, выбирая профили, изъявляют желание обучаться в школе и выпускники школ города. Завершая обучение, более 85% выпускников поступают в высшие учебные заведения по своему профилю.



Каталог: files -> metod kab
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
metod kab -> Уроках биологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница