Индивидуальный подход в воспитании учащихся с овз в работе коррекционных школ



Pdf просмотр
Дата13.03.2021
Размер0,49 Mb.


Индивидуальный подход в
воспитании учащихся с ОВЗ
в работе коррекционных школ
Сущность индивидуального подхода состоит в учете индиви­
дуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе с це­
лью активного управления ходом развития их умственных и физи­
ческих возможностей. Индивидуальный подход предполагает все­
стороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей.
В коррекционной школе индивидуальный подход имеет осо­
бенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значитель­
но больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обу­
словлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопут­
ствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” отно­
сятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся.
Основными направлениями работы при реализации индивиду­
ального подхода являются
:

создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно –
развивающей работы( каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу должен ходить с удовольствием)
;

социально –
бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в целом)
;

формирование вербальных и невербальных навыков ком­
муникации;

коррекция эмоциональной сферы поведения детей
(
в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой)
;

учет индивидуальных способностей и возможностей каж­
дого.
Принципы индивидуальной работы
:

установление и развитие деловых и межличностных кон­
тактов на уровне «воспитатель –
воспитуемый –
класс
;

уважение самооценки личности ученика
;



вовлечение ученика во все виды деятельности для выяв­
ления его способностей и качеств характера(первоначально я сде­
лала основной упор на творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности. На добровольных началах, кто желает, можно было присоединиться на любом этапе. Учащиеся нашего класса систематически участвуют в школьных концертах и празд­
никах, разучивают танцы и выходят с ними на городские конкурсы, принимают участие во Всероссийских и Международных интернет
- олимпиадах и конкурсах, в которых неоднократно становились по­
бедителями и призерами)
;

постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

создание психологической почвы и стимулирование са­
мовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания
;

принцип развивающего обучения
;

участие в системе дополнительного образования.
Воспитатель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.
Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому уче­
нику. Сочетание индивидуально
- групповой и коллективной работы
- задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с силь­
ными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по со­
держанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащими­
ся должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллек­
тивных форм работы с индивидуальным подходом является ис­
пользование дифференцированных заданий разной степени трудно­
сти
Задания можно разделить на 2 части: обязательную и жела­
тельную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным
- выполнить и дополнительную.
Для воспитателя при осуществлении дифференцированного и ин­
дивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, бла­
гожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание

помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспита­
тельную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуаль­
ного подхода сравнивать результаты развития учащегося с его соб­
ственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррек­
ционной школе отметка может быть выставлена не только за ко­
нечный или промежуточный результат труда, а за любое продвиже­
ние в развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правиль­
ное решение задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен –
это повышает мотивацию в обучении и фор­
мирует стойкое положительное отношение к деятельности.
Основные функции воспитателя
:

Помощь детям в адаптации.

Создание необходимых условий для обучения и воспита­
ния в школе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, пове­
денческой).

Стимулирование усилий ребенка, подростка по самопо­
знанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.

Постоянное внимание к условиям и отношениям, в кото­
рых идет процесс формирования личности ребенка.

Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение).

Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.

Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы.

Помощь детям в установлении контакта с близкими род­
ственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций.

Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.

Ведение работы с детьми по профилактике вредных при­
вычек.



Ведение необходимой документации
(планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности).
Индивидуальный подход можно реализовать только в том случае, если есть СИСТЕМА РАБОТЫ, в которую включены все участники учебного процесса. Полученные результаты подлежат обработке и анализу для того, чтобы выработать наиболее эффек­
тивные подходы в каждом случае для каждого ребенка
Организация индивидуального подхода в обучении и воспита­
нии реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика кор­
рекционной школы должна быть лечебной педагогикой»
Но нельзя к нашим детям относиться, как к больным.
Таким образом, коррекционная школа должна создать каждо­
му учащемуся оптимальные условия для обучения,
воспитания,
всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков
, ин­
дивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница