Индивидуальный подход ввоспитании учащихся с ОВЗ в работе коррекционных школСущность индивидуального подхода состоит в учете индиви дуальных особенностей учащихся в воспитательном процессе с це лью активного управления ходом развития их умственных и физи ческих возможностей. Индивидуальный подход предполагает все стороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В коррекционной школе индивидуальный подход имеет осо бенно важное значение, так как по восприимчивости к обучению и воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значитель но больше, чем дети с нормальным интеллектом. Различия обу словлены не только свойственными всем людям особенностями темперамента, характера, интересов, но и многообразием сопут ствующих дефектов. К понятию “индивидуальный подход” отно сятся все меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения и развития учащихся. Основными направлениями работы при реализации индивиду ального подхода являются : • создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно – развивающей работы( каждое мероприятие должно приносить положительные эмоции, ребенок в школу должен ходить с удовольствием) ; • социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в целом) ; • формирование вербальных и невербальных навыков ком муникации; • коррекция эмоциональной сферы поведения детей ( в связи с этим нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный настрой) ; • учет индивидуальных способностей и возможностей каж дого. Принципы индивидуальной работы : установление и развитие деловых и межличностных кон тактов на уровне «воспитатель – воспитуемый – класс ; уважение самооценки личности ученика ;
вовлечение ученика во все виды деятельности для выяв ления его способностей и качеств характера(первоначально я сде лала основной упор на творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности. На добровольных началах, кто желает, можно было присоединиться на любом этапе. Учащиеся нашего класса систематически участвуют в школьных концертах и празд никах, разучивают танцы и выходят с ними на городские конкурсы, принимают участие во Всероссийских и Международных интернет - олимпиадах и конкурсах, в которых неоднократно становились по бедителями и призерами) ; постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности; создание психологической почвы и стимулирование са мовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания ; принцип развивающего обучения ; участие в системе дополнительного образования. Воспитатель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому уче нику. Сочетание индивидуально - групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с силь ными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по со держанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащими ся должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллек тивных форм работы с индивидуальным подходом является ис пользование дифференцированных заданий разной степени трудно сти Задания можно разделить на 2 части: обязательную и жела тельную. Это позволяет слабым учащимся, не торопясь, выполнить обязательную часть, а сильным - выполнить и дополнительную. Для воспитателя при осуществлении дифференцированного и ин дивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, бла гожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание
помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспита тельную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуаль ного подхода сравнивать результаты развития учащегося с его соб ственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррек ционной школе отметка может быть выставлена не только за ко нечный или промежуточный результат труда, а за любое продвиже ние в развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правиль ное решение задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и фор мирует стойкое положительное отношение к деятельности. Основные функции воспитателя : Помощь детям в адаптации. Создание необходимых условий для обучения и воспита ния в школе, для проявления активности ребенка (двигательной, интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, пове денческой). Стимулирование усилий ребенка, подростка по самопо знанию, самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции. Постоянное внимание к условиям и отношениям, в кото рых идет процесс формирования личности ребенка. Налаживание и регулирование взаимоотношений детей в школе в целом (межгрупповое, межличностное общение). Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов. Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми в школе и вне школы. Помощь детям в установлении контакта с близкими род ственниками, в создании по возможности благоприятного образа родителей, поддержки положительных семейных традиций. Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков. Ведение работы с детьми по профилактике вредных при вычек.
Ведение необходимой документации (планы, дневники наблюдений, мониторинг уровня воспитанности). Индивидуальный подход можно реализовать только в том случае, если есть СИСТЕМА РАБОТЫ, в которую включены все участники учебного процесса. Полученные результаты подлежат обработке и анализу для того, чтобы выработать наиболее эффек тивные подходы в каждом случае для каждого ребенка Организация индивидуального подхода в обучении и воспита нии реализует идею Л.С. Выготского о том, что «педагогика кор рекционной школы должна быть лечебной педагогикой» Но нельзя к нашим детям относиться, как к больным. Таким образом, коррекционная школа должна создать каждо му учащемуся оптимальные условия для обучения, воспитания, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков , ин дивидуальный подход необходим всем школьникам с ОВЗ.
Поделитесь с Вашими друзьями: |