Индивидуальная образовательная траектория как средство формирования эмоционально-волевой сферы одарённого ребёнка



Дата29.02.2016
Размер76,5 Kb.
С.А.Смирнова

ВИПКРО, г.Владимир, Россия


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА
Ключевые слова: общая одарённость, индивидуальная образовательная траектория, рефлексия, диалог, самообразование, саморазвитие.
Key words: General intellectual giftedness, individual educational trajectory, reflection, dialogue, self-education, self-development.

Дети, имеющие признаки общей (умственной) одарённости, обладают гибкостью мышления, лёгкостью генерирования идей, высокой способностью обнаруживать причинно-следственные связи, на основании чего делать соответствующие выводы, с высокой точностью прогнозировать и моделировать ситуации и продукты деятельности. Эти стороны личности усиливаются за счёт способности одарённых школьников к длительной концентрации внимания на интересующем их объекте. Все перечисленные качества позволяют одарённым детям проявлять б`ольшую самостоятельность и независимость в процессе обучения. Они в большей степени, чем их менее одарённые сверстники, склонны к самообразованию. Именно поэтому изначально индивидуальные образовательные траектории задумывались как средство индивидуализации обучения одарённых школьников и эффективного развития их продуктивного мышления.

С другой стороны, ряд исследователей отмечает, что одаренные дети часто отличаются специфическими проблемами в адаптации к коллективу сверстников, эмоциональной лабильностью, личностным инфантилизмом. Для них характерны проблемы «...волевых навыков или шире — саморегуляции» [3, с. 47]. Не умея управлять собой, такие дети испытывают серьёзные трудности в социализации.

Необходимым условием преодоления вышеозначенных проблем является включение одарённого ребёнка в процесс проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории. Согласно А.В.Хуторскому, индивидуальная образовательная траектория, или индивидуальный образовательный маршрут, – это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ученика в образовании. Помимо этого, индивидуальная образовательная траектория – эффективное средство формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка через развитие его рефлексивных умений.

Индивидуальные образовательные траектории могут быть долгосрочными, рассчитанными на год или несколько лет, и краткосрочными – на месяц, учебную четверть или триместр; могут иметь частный (монопредметный) и всеобъемлющий (многопредметный) характер – это зависит от целей и содержания планируемой учебно-познавательной деятельности.

Проектирование индивидуальной образовательной траектории и её реализация осуществляются в несколько этапов.



  1. Диагностика.

На первом этапе необходимо определить так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявить его личностные особенности, в том числе стиль интеллектуально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии, а также уровень обученности, предметной подготовки. Поможет в этом комплексное исследование, включающее в себя изучение данных

– текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам;

– экспертизы продуктов деятельности ученика, созданных им самостоятельно по внутренней мотивации;

– опроса педагогов, хорошо знающих этого ученика;

– анкетирования одноклассников;

– интервьюирования родителей;

– психологического тестирования ученика;

– собеседования с ним самим.



  1. Целеполагание.

После диагностических процедур, позволяющих выявить своеобразие личности ребёнка, осуществляется согласование общих и личностно значимых для ученика целей образования, формирование на их основе индивидуальной цели обучения. В качестве цели может выступать и решение какой-либо научной проблемы или личностное изменение. Следует помнить, что индивидуальная образовательная траектория разрабатывается только в сотрудничестве и диалоге с ребёнком. При этом педагог выступает в роли тьютора, наставника, который может что-то советовать, рекомендовать, консультировать, оказывать помощь, но не навязывать и, тем более, принуждать.

  1. Определение содержания образовательного маршрута, т.е. образовательных объектов.

При проектировании многопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся знакомится с инвариантной частью школьной программы, в которой указаны обязательные для изучения предметы и их объём. Ученик выбирает с помощью тьютора уровень изучения обязательных предметов (базовый или углублённый). Затем ученик совместно с педагогом определяет содержание и объём вариативной части, в которую могут входить по желанию ребёнка элективные курсы, кружки, проводящиеся на базе его школы, вуза или учреждений дополнительного образования, а также исследовательская и проектная деятельность, занятия самообразованием и т.п.

При проектировании монопредметной индивидуальной образовательной траектории учащийся определяет в качестве образовательных объектов какую-либо информацию, конкретные знания, умения, технологии, приёмы работы, компетенции и т.п., которыми он должен овладеть, чтобы достичь поставленной цели.



  1. Формирование индивидуального плана обучения.

На четвёртом этапе происходит определение личностных отношений учащегося с различными образовательными объектами, что находит своё отражение в индивидуальном плане обучения. Процесс формирования последнего состоит в следующем: учащийся с помощью тьютора выбирает форму организации учебного процесса (ученик вправе использовать наряду с традиционными формами дистанционное обучение, экстернат, индивидуальный режим посещения занятий и др.), темп прохождения обучения, формы отчётности – творческие или аналитические, устные или письменные. Рассмотрим примерные варианты индивидуального учебного плана.
Вариант №1

  1. Пояснительная записка

1. Психолого-педагогическая характеристика ученика (ученицы).

2. Цели и задачи образовательного маршрута.

3. Принципы построения, структура учебного плана.

4.Критерии оценивания личностного роста учащегося (учащейся), успешности продвижения по индивидуальной образовательной траектории)

II. Индивидуальный учебный план *





Инвариантная часть

(обязательные предметы)

Вариативная часть (элективные курсы, кружки и т.п.)

1

2

3

4

5

6

7















объём (колич. часов в неделю)





































уровень (базовый, повышенный, др.)





































форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.)





































форма отчёта (тестовая / творческая / исследовательская и т.п.)





































сроки предъявления образовательного продукта





































* К плану желательно приложить индивидуальное расписание учащегося
Вариант №2

Индивидуальный учебный план по предмету



Содержание (раздел программы, тема)

форма изучения

форма отчёта

сроки

1.






















Вариант №3

Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика



Содержание деятельности


Форма отчёта / демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание

Рефлексия (самоанализ, самооценка) на всех этапах деятельности. Демонстрация промежуточных результатов и их практическое применение

Собеседование с учителем




2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование, реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.




3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования




4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем




5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты в форме докладов с их после-дующим обсуждени-ем на конференции, заседании научного общества и т.п.




6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом




7. Обобщение, выводы




8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности

Статья, доклад, реферат и т.п.




  1. Реализация индивидуального учебного плана.

Именно на пятом этапе начинается собственно продвижение по индивидуальному образовательному маршруту. Однако следует помнить, что индивидуальная образовательная деятельность может быть сопряжена с корректировкой её целей и содержания, а также стратегии и тактики их реализации. В процессе продвижения по индивидуальному образовательному маршруту ученик может изменять свой учебный план, например: переходить с базового уровня на углублённый или наоборот; добавлять в индивидуальный план какие-либо учебные дисциплины из вариативной части или отказываться от изучения некоторых из них. Чтобы индивидуальный образовательный маршрут был пройден, необходима систематическая работа тьютора по вовлечению учащегося в рефлексивную деятельность, своевременное оказание консультационной помощи.

  1. Предъявление, анализ и оценка образовательных продуктов ученика, созданных в ходе выполнения индивидуального учебного плана.

Шестой этап является итоговым, т.к. на нём анализируются результаты прохождения индивидуального образовательного маршрута.

А.В. Хуторской выделяет ещё один, седьмой, этап индивидуальной образовательной траектории – этап рефлексивно-оценочной деятельности. Однако следует заметить, что процесс самоанализа и самооценки происходит на всех этапах деятельности учащегося по планированию и реализации индивидуальной образовательной траектории. Представим это схемой:




Как видим, процесс построения и реализации индивидуальной образовательной траектории способствует не только созданию оптимальных условий обучения одарённых учащихся, но и развитию их рефлексивных умений. Учащийся, самостоятельно определяющий цели своего обучения и необходимые для этого образовательные средства, оказывается перед выбором, обозначенным А.В.Хуторским как цикл вопросов: «Что? Как? Почему?». Проектируя собственную образовательную траекторию, а затем осуществляя её, ученик ведёт с собой диалог: «Что я хочу получить в конце пути? Как достичь желаемого результата? Почему я стремлюсь к этой цели? / Почему я выбираю именно этот путь? эти средства?/ Почему произошло отклонение от цели? Почему произошли изменения во мне?» И т.д. Умение вести диалог с собой – это не только умение посмотреть с разных сторон на объект изучения, рассмотреть все допустимые точки зрения, но и – что не менее важно – умение посмотреть на себя со стороны, умение рефлексировать. «Ученик диалогизирующий – это ученик, прежде всего, сравнивающий, а в сравнении, как известно, рождается новое знание, эмоция, творчество. Здесь диалог выступает в качестве опорной точки сопряжения рефлексивного компонента обучения с нравственно-формирующим, что в конечном итоге является предпосылкой для формирования творческих основ учащегося»[2].

Таким образом, участие одарённого ребёнка в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории способствует его духовно-нравственному «самостановлению», выражающемуся в самоопределении, самореализации и саморазвитии личности [1].


Список источников:


  1. Борытко Н.М. Онтологическое понимание современного воспитания. // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-4.htm.

  2. Король А.Д., Хуторской А.В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования эвристического типа. // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-6.htm.

  3. Рабочая концепция одарённости – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 68с.

  4. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).

Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница