Имя спикера



Pdf просмотр
Дата18.11.2020
Размер0,76 Mb.


Феноменология, как инструмент в психотерапевтическом процессе

Ведущий вебинара:
Коломейцева Лидия Владимировна педагог-психолог, клинический психолог, практикующий специалист


План вебинара:

Феноменология как метод познания.

Задачи метода.

Феноменологическая редукция.

Виды феноменов.

Психологическая стратегия.

Этапы техники феноменологического подхода.


Истину найти одну на всех невозможно, потому что истин и правд, на самом деле, очень много.
© Э. Гуссерль



Понятие «феномен»
Феномен
– это всегда некоторый описательный фрагмент реальности.
Его невозможно обозначить одним словом. В совокупности мое взаимодействие с клиентом, его рассказом и моим откликом является феноменом нашей терапевтической встречи.
Феноменология
– это описание опыта, который мы получаем в течение жизни, и выделение некоторой его структуры, с тем, чтобы затем понять, какой она имеет смысл.


Феноменологическая редукция
Психолог, смотря на феномены, пробует убрать свои значения, субъективность, свою реальность, проекции и входит в мир клиента.
Феномен – это всегда описание, хотя бы частичное описание реальности.


Задача психолога
Понять как человек впускает в себя мир


В гештальт-подходе феноменологическая редукция
или осознавание приводит к инсайту.


Феномены:
Какое значение психолог и клиент придают феноменам?

ФИЗИЧЕСКИЕ
Вся невербалика клиента

МЕНТАЛЬНЫЕ
Слова, значения, которыми оперирует клиент


Примеры физиологических феноменов клиента:

● Вы молчите;
● когда говорите об этом, улыбаетесь (хмуритесь);
● Ваш голос стал звучать тише (громче);
● когда Вы сказали эту фразу, то сжали кулак;
● Перед тем как ответить, Вы взяли длительную паузу;
● Вы стали говорить быстрее;
● Вы смотрите на часы;
● у Вас дрожит подбородок;
● слёзы текут по Ваши щекам (глаза блестят от слёз);
● глубоко дышите (задерживаете дыхание).


То есть, психотерапевт – зеркало клиента.


Примеры ментальных феноменов клиента:
● Что для Вас значит депрессия (зависимость, слияние, гиперактивность ребенка, потребность в принятии…)?
● Как это для Вас решиться на замужество (развод)?
● Про что было хорошо (плохо)?
● Что какого Вы получаете в этих отношениях (как о Вас заботятся)?
● Расскажите мне о своей боли.
● Как именно это изменилось?
● Как Вы скучаете (злитесь, радуетесь, грустите)?
● Как Вы не находите время для себя?
● Что с Вами происходит, если шанс упущен?


Как проверить значение феноменов?
Экспериментальный подход: предложить клиенту проверить соотносится ли его реальность с восприятием психолога.


Стратегия психотерапевта:

Отслеживать феномены.


Фокусировать в каком месте был
феномен.


Возвращая феномен, заострять
фигуру терапевтического процесса.


Этапы техники феноменологического метода:
1.
Слушать клиента и возвращать феномены (физические, ментальные).
2.
Постараться определять самые эмоциональные фразы клиента.
3.
Озвучить клиенту самые эмоциональные фразы.
4.
Дать клиенту выбрать, какая фраза для него является наиболее важной.
5.
Попросить повторить эту фразы (амплифицировать).


Этапы техники феноменологического метода:
5. Спросить, что происходит с клиентом, когда он это говорит (какие ощущения, чувства, мысли?).
6. Предложить перейти к действию (что Вам в этом месте хочется сделать?).
7. Спросить поменялось ли что-то для клиента (как Вы сейчас?)
8. Дать свой человеческий отзыв к происходящему (мне трепетно, грустно, радостно..).


Терапевтическое значение метода:

Консультирование превращается в совместное исследование.

Клиент получает опыт принятия.

Развитие осознанности в клиенте.

Клиент вдохновляется оставаться в настоящем, в контакте с собственным опытом и быть открытым к новым возможностям.

Это помогает клиенту открыть и переоценить свою долю ответственности в возникновении своих проблем.



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница