Импульс к творчеству, или Профессиональное обучение педагогов непосредственно в школе



Скачать 92,95 Kb.
Дата14.02.2016
Размер92,95 Kb.
Импульс к творчеству,

или


Профессиональное обучение педагогов непосредственно в школе
М. Чикурова, заместитель директора средней школы № 11 по учебно-воспитательной работе, г. Ижевск

Известно, что сегодня школы далеко не всегда имеют возможность воспользоваться услугами системы постдипломного образования. Причина проста: отсутствие средств. Поэтому приходится самим как-то решать проблемы повышения квалификации педагогов. Конечно, обучение в той или иной степени проходит как бы само по себе - под влиянием профессиональной среды, коллектива учителей, сложившихся традиций. Однако носит оно стихийный характер, и трудно рассчитывать на высокие результаты. Как же создать целостную систему взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя? Поделюсь нашим опытом.
Прежде всего, о целях этой работы. Мы видим их в том, чтобы совершенствовать методическую культуру и повышать мастерство педагогов. Система обучения призвана решать следующие задачи: расширять общепедагогические и психологические знания учителей, оказывать им помощь в планировании и организации педагогической деятельности, в освоении новых методических приемов обучения, позволяющих добиться прочных умений, навыков учащихся и высокого качества учебно-воспитательного процесса. Самым существенным результатом является включение учителей в педагогический поиск и формирование банков данных о творческих возможностях учителей и школьных инноваций.

При организации и проведении обучения встречается немало трудностей. Главная из них - психологического характера. Что нужно совершенствовать свое мастерство, знают все, но далеко не все делают это в реальной жизни. Осознает учитель потребность в повышении своей квалификации - сам начинает учиться, не осознает - оказывает сопротивление даже хорошо организованному обучению. Мотивация не оказывает прямого, непосредственного влияния на качество работы, но она влияет на старание, ответственность. Чтобы обучение было мотивированным, его необходимо строить с учетом реальных потребностей педагогов.
С помощью опроса

Содержание потребностей мы определяем с помощью социологического опроса. Учителя школы заполняют вот такие анкеты. С помощью первой из них мы выяснили затруднения учителей в обучении. Вот как она выглядит.




Вторая анкета предназначена для выяснения затруднений в воспитании.


Против каждого вопроса ставится знак «+». После тестирования завуч составляет карту образовательных запросов педагогов, то есть тех проблем, затруднений, которые можно положить в основу работы методических семинаров, занятий школы молодого учителя. Так, к примеру, выяснилось, что наибольшее затруднение в обучении учитель испытывает при овладении содержанием новых программ и учебников, планировании самообразования, внедрении передового опыта, в осуществлении дифференцированного подхода к обучению, в оснащении кабинета новыми наглядными пособиями. При воспитании учащихся труднее всего дается индивидуальная работа, внедрение инновационных форм.

Организация обучения строится по трем направлениям: повышение квалификации учителя, как учителя-предметника, учителя-методиста, учителя-воспитателя. Работа по повышению квалификации предметников проходит через школьные учебно-воспитательные центры (УВЦ), объединяющие педагогов различных специальностей. Вся их деятельность направлена на непрерывное повышение компетентности конкретных педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся.

Чтобы учитель мог рационально и оперативно использовать приемы обучения, необходимо работать над повышением его методической культуры. Но здесь встречается определенная трудность: любой педагогический коллектив разнороден по возрасту и опыту. Следовательно, нужны разные подходы. Поэтому педагогический коллектив разделен на три группы.

Первая группа - это учителя высокого педагогического мастерства. Это главные проводники новых методик, технологий, разработчики диагностического инструментария. Они объединены в «Мастер-класс», где работают над наиболее актуальными школьными проблемами и готовят методические пособия, а также организуют общешкольные педагогические дискуссии.

Вторая группа - это группа совершенствования мастерства. В нее входит большинство педагогов. Для них организован годичный семинар «Импульс». Почему выбрана именно эта форма? Источником обучения профессионала является чтение методической литературы, общение с коллегами, экспериментирование. Именно семинар та форма обучения, которая сочетает в себе названные выше источники развития. И название его выбрано не случайно: в него вложены основные идеи деятельности. «Импульс» - это учительская трибуна, возможность обмена опытом, идеями, секретами мастерства. Это и обращение к лучшему опыту прошлых лет, и постижение современной методики преподавания, методическая копилка, материал которой приспособлен для использования на практике, а еще - мощный стимул к фантазированию и творчеству.

Не важно, какая школа, какой у нее статус, какие она ставит перед собой задачи, учащиеся в ней всегда были и будут очень разными. Воспринимая ребенка таким, какой он есть с его «слабыми» и «сильными» сторонами, учитель должен создавать условия для его самореализации. А для этого необходимо изучение индивидуальности личности ребенка. Отсюда и выбор темы семинара - «Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе».

Каждое семинарское занятие строится по трем направлениям: первое - что учитель должен знать (какую сумму теоретических знаний должен усвоить по вопросу, вынесенному на занятия); второе - что должен уметь разработать (например, задание для учащихся на урок, которое дает возможность для самопознания, самореализации), третье - что должен правильно применять на практике (например, провести и обработать результаты микроисследования «Реализация учета личных достижений учащихся в процессе осуществления обучения»). Вот как выглядит план этого семинара (см. таблицу 3 на стр. 34-35).

Третья группа педагогов - это группа становления педагогического мастерства. В нее входят молодые учителя. Особую трудность в адаптации и выработке собственной системы преподавания они испытывают на двух этапах своего профессионального развития: на предварительной фазе (первый год работы) и на фазе вхождения в профессию (2-5 лет работы). Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем, а учащиеся, родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Преподаватели, которые в первый год своей работы не получили поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя брошенными на произвол судьбы, от столкновения с реальностью испытывают шок. Молодой учитель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с учениками, их родителями, опасается критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит. Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую черту, страх и неудовлетворенность становятся привычным состоянием. Такой учитель не способен ни на какое творчество. Чтобы этого не произошло, молодым учителям нужно целенаправленно помогать. Для этого функционирует трехгодичная школа молодого учителя «Диалог». О содержании ее работы вы можете судить по помещенному ниже плану.

План работы школы молодого учителя «Диалог»

Цель: учиться быть учителем. Задачи: формировать и воспитывать у молодых учителей потребность в непрерывном образовании, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.

Первый год обучения. Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся» (см. стр. 35).


Занятие первое. 1. Презентация программы школы молодого учителя. 2. Знакомство с локальными актами школы. 3. Микроисследования «Потенциальные возможности молодых педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы», «Предпочтения учителей при выборе форм повышения квалификации; причины, побудившие учителей к повышению квалификации».

Занятие второе. 1. Требование к плану воспитательной работы. Методы познания личности.
2. Методические разработки: план характеристики класса; тематика родительских собраний; беседа с родителями, стиль взаимоотношений в семье и личность ребенка. 3. Дискуссия «Факторы, влияющие на уровень воспитанности школьников».


Занятие третье. 1. Совершенствование аналитической культуры учителя как основа повышения корректирующего влияния на образовательный процесс. 2. Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы и формы уроков. 3. Практикум: самоанализ урока. 4. Дискуссия «Факторы, влияющие на качество преподавания».

Занятие четвертое. 1. Проблемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 2. Игра-тренинг «Камертон» (каждый участник показывает свои варианты начала урока). 3. Методические разработки: способы организации работы учащихся с учебником, текстом; виды лекций.

Занятие пятое. 1. Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся. 2. Методические разработки: как помочь учащимся подготовиться к экзаменам; как готовиться в устным выступлениям; формы контроля знаний. 3. Дискуссия: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее».

Занятие шестое. 1. Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития»
2. Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития».


Второй год обучения Тема: «Самостоятельный творческий поиск»
Занятие первое. 1. Развитие творческих способностей учащихся. 2. Микроисследование «Оценка уровня творческого потенциала личности». 3. Правила обращения с памятью.

Занятие второе. 1. Интеграция - один из путей развития познавательного интереса учащихся.

Занятие третье. 1. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательных технологий. 2. Памятка учителю «Ключевые слова педагогических парадигм».

Занятие четвертое. 1. Основы теории развивающего обучения. 2. Памятка учителю «Сравнение традиционного и развивающего обучения».

Занятие пятое. 1. Индивидуализация и дифференциация обучения - основные направления современного образования. 2. Методичка для учителя «Деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью».

Занятие шестое. 1. Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования. 2. Практическое занятие: проведение урока по мурманской методике.

Занятие седьмое. 1. Микроисследование «Какой должна быть работа с молодыми учителями». 2. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других» (молодые учителя говорят о результатах своей работы).

Третий год обучения. Тема: «Выбор индивидуальной линии»
Занятие первое. 1. Культура педагогического общения. 2. Микроис­следование: «Выявление тенденций к стилям педагогического общения».

Занятие второе. 1. Семантический дифференциал. 2. Методическое пособие «Шкала самооценки личности».

Занятие третье. 1. Пять моделей возможной оценки степени обученности человека. 2. Дискуссия: «Отметка и оценка - одно и то же?» 3. Методическое пособие «Основные качества устного ответа, подлежащие оценке».

Занятие четвертое. 1. Домашнее задание: как, сколько, когда. 2. Памятка учителю «Виды индивидуальных и дифференцированных заданий учащимся».

Занятие пятое. 1. Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры).

Занятие шестое. 1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании.

Занятие седьмое. 1. Педагогическое сочинение: «Оценка успешности педагогической работы. Я как преподаватель с позиции прошлого; с позиции сегодняшней, с позиции будущего».

Из плана хорошо видно, что в работе с молодыми учителями используются различные формы: лекции, дискуссии, обмен опытом, но цель одна - вооружить начинающего педагога конкретными знаниями, показать применение теории на практике. Нельзя требовать от учителя высокого результата, если не научили, не объяснили, не помогли.
***

Всегда интересно знать, насколько эффективна та или иная деятельность. Обратная связь осуществляется с помощью эпизодически действующих временных творческих групп, состоящих из педагогов различных специальностей, разного возраста. Какое-то время (неделя, месяц) они занимаются изучением, освоением и внедрением какой-то одной проблемы, разработкой мероприятия, подготовкой педсовета. Например, в этом учебном году такая группа разрабатывает «Программу дней активного взаимодействия классного руководителя с классом в период адаптации на этапах: детский сад-школа, 3-5-й, 9-10-й классы», «Программу оценки уровня физического развития учащихся».
Следующая форма повышения квалификации - педагогические чтения «Золотые россыпи». Действуют две секции - «Организация урока» и «Нетрадиционные приемы обучения». И еще одна важная форма: выпуск информационно-методического бюллетеня «Раздумье», дающего нам возможность информировать учителей о новых требованиях, предьявляемых к работе, о последних достижениях педагогической науки и практики.
Каталог: data -> 793
data -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
data -> Александрова Лада Анатольевна
data -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
data -> Программа «Управление образованием»
data -> Возрастные особенности развития детей
data -> Обретение своего лица. О педагогической программе развития А. Гавралан
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
793 -> Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки Т. Казарицкая, И. Голованова, Л. Каплич, И. Уварова, Т. Цветкова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница