Илямакова Е. А. (Ульяновск) Образ современного pr-специалиста



Дата27.04.2016
Размер61.2 Kb.
Илямакова Е.А. (Ульяновск)

Образ современного PR-специалиста

Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922893

В связи с распадом СССР в конце 20 века в нашей стране произошли серьезные изменения как в государственном устройстве, так и в развитии других сфер жизни общества. Новые политические, экономические, социальные отношения в России повлекли за собой развитие новых видов деятельности и, соответственно, появление новых профессий и изменения требований к традиционным профессиям.

Появление PR-профессии в России обусловлено переходом к рыночной экономике. Становление и развитие данной профессии является актуальной темой для размышления, поскольку ее восприятие общественным мнением до сих пор является неоднозначным и в большей мере негативным. То, каким должен быть PR-специалист - не менее актуальная тема для изучения, именно поэтому целью нашей статьи является определение основных компетенций и качеств PR-специалиста в данный момент времени.

Существует ряд подходов и теорий, продуктивных для изучения PR-деятельности и выделения ее особенностей как профессиональной группы. Теория PR – динамично развивающаяся отрасль, которая обогащается за счет обобщения удачных практик и научного знания. Научная организация профессиональной деятельности PR-специалистов, изучение и осмысление новейших концепций и парадигм позволяет сформировать профессиональный потенциал, который может эффективно реализоваться на практике.

Круг обязанностей современного PR-специалиста включает в себя не только формирование благоприятного общественного мнения и положительного имиджа организации, но и стратегическое развитие, прогнозирование макроэкономических и макросоциальных изменений, актуализацию скрытых возможностей компании и мобилизацию ее внешних ресурсов для восстановления непосредственных контактов с представителями различных групп общественности. Появляется понимание того, что необходимо не столько найти пути стратегического развития компании, сколько осуществить их в социальной среде в процессе взаимодействия с различными социальными институтами и целевыми аудиториями. Современный PR-специалист все больше превращается в «проектировщика» и «конструктора» социальных процессов, социальной реальности.

В последнее время деятельность PR-специалистов привлекает все больше внимания, нежели какие-либо другие профессии. Однако представление о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются не только в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под влиянием доминирующих общественных настроений. Это означает, что часть требований к профессиональной деятельности PR-специалиста формируется исходя из установок доминирующей политической, экономической и социальной культуры.

М. Л. Бабочиева предлагает сформировать некоторую идеальную модель работника той или иной сферы деятельности или специальности как метод прогнозирования соответствия индивида конкретной профессии. Модель – совокупность требований к профессии, составленная с учетом личностных и профессиональных характеристик, необходимых для эффективного осуществления деятельности в современных экономических условиях, профессиональный стандарт, необходимый для образования и стабилизации единого поля квалификационных требований по профессиям, признаваемых как в нашей стране, так и за рубежом . В каждой модели представляется необходимым выделение профессиональной и личностной составляющей. Профессиональная составляющая – это знания, умения, навыки в определенной области человеческой деятельности. Личностная – совокупность некоторых уникальных качеств индивида.

Для каждого вида деятельности используется определенный список профессиональных качеств, которые относятся к числу обязательных. Вышеуказанная модель применима и к PR-специалистам. Традиционно принято считать, что специалисты по связям с общественностью должны обладать профессиональным навыком журналистской работы для того, чтобы иметь возможность отшлифовать свои навыки создания текстов и приобрести личное знание организации и функций СМИ. Однако в настоящее время PR-деятельность стала гораздо шире и вышла далеко за рамки взаимодействия со СМИ. Навыки по созданию текстов и знание СМИ — весьма важные инструменты деятельности специалиста, но не менее важна и подготовка в области менеджмента, логистики и планирования.

Из данных социологического опроса, проведенного журналом «PR- Reporter», можно сделать вывод, что в настоящее время в области связей с общественностью доля специалистов, имеющих опыт работы в газете, сравнялась с долей работников, не имеющих подобного опыта. На сегодняшний момент возникает все больше университетов, предлагающих объединенные образовательные программы по PR и рекламе, что вызвано постоянно растущим интересом к комплексным маркетинговым коммуникациям.

Существует несколько личностных качеств, которые необходимы для успешно действующего профессионала в PR-сфере. К числу этих качеств относятся:

1. Способность к литературной работе, а также владение навыками ораторского искусства.

2. Аналитические способности (умение определять и анализировать возникающие проблемы) .

3. Творческие способности (умение находить свежие, эффективные решения проблем).

4. Навыки убеждения.

5. Умение проводить интересные и эффектные презентации.

В исследованиях по связям с общественностью постоянно подчеркивается, что успешно трудятся в сфере PR лишь те, кто обладает в совокупности личностно-профессиональными качествами. Важнейшими из них, по мнению С. Блэка, являются: наличие здравого смысла; природное любопытство; умение хорошо говорить и излагать свои мысли в письменной форме; гибкость, выносливость; внимание к мелочам; хорошее воспитание и образование; целеустремленность.

Такая неструктурированная форма описания «эффективного специалиста» существенно затрудняет процессы личностно-профессионального развития PR-специалистов, формирования их профессионализма.

В исследованиях, посвященных профессиональной деятельности в PR-сфере традиционно речь идет либо об эффективной деятельности PR-специалистов, либо об их личной эффективности, при этом сами понятия «эффективность» и «эффективный» содержательно не раскрываются, что затрудняет решение задач профессиональной подготовки.

Некоторые зарубежные специалисты в области «паблик рилейшнз» считают, что эффективность деятельности PR-специалистов зависит от следующих основных факторов:


  • практикуемой модели «паблик рилейшнз», то есть способа регулирования взаимоотношений организации с общественностью (пресс-агентства/паблисити; общественной информации; двусторонней асимметричной и симметричной);

  • выполняемой роли в организации («исполнитель», «менеджер», «менеджер-коммуникатор», «эксперт»);

  • использования в своей работе методов различных наук;

  • идентификации с конкретной социально-профессиональной подструктурой («пограничная персона», «человек организации», «связующее звено»); отношения к своей профессии.

По данным зарубежных авторов профессиональный портрет эффективного PR-специалиста выглядит следующим образом:

1) в своей деятельности он опирается на двустороннюю симметричную модель;

2) играет одну из ведущих менеджерских ролей в организации, то есть реально влияет или управляет процессами взаимодействий организации с общественностью;

3) понимает необходимость проведения базисных для «паблик рилейшнз» научных исследований, хорошо владеет методами научных исследований;

4) является «пограничной персоной», имеющей многочисленные контакты как внутри организации, так и вне ее, управляет внутренними и внешними информационными потоками;

5) авторитетен, достаточно самостоятелен в принятии решений, стремится к признанию со стороны своих коллег, постоянно повышает свою профессиональную квалификацию.

Данный портрет отражает статусные и функциональные аспекты деятельности PR-специалиста, в нем нет речи о системе профессиональной компетенции, необходимых умениях, навыках, личностно-профессиональных качествах, нормах регуляции поведения и деятельности, мотивационной направленности, эталонов профессионализма. Поэтому он может являться лишь приблизительным, общим ориентиром

Таким образом, идеальная модель или образ современного PR-специалиста - это сложный комплекс в первую очередь личностных качеств, формирующих в последующем процессе обучения профессии определенные компетентные качества.


Список использованной литературы

1. Бабочиева М. Л. Профессионализация PR-деятельности в России // Вестник ЮУрГУ, - 2010. - №8.



2. Блэк С. Введение в паблик рилейшенз. М.: Изд-во Феникс. - 1998. - 320с.

3. Зверинцев, А. Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. - 2-е изд., испр. - СПб.: Изд-во «Союз». - 1997. - 287с.
Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница