Икт в образовательном процессе



Скачать 204.06 Kb.
Дата21.04.2016
Размер204.06 Kb.
Информационно-образовательная среда ДОУ с учетом требований ФГОС

 

Во всех ключевых федеральных документах в области образования указывается на необходимость повышения качества образования посредством интенсивного внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе.


В соответствии со ст. 16, п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
ФГОС дошкольного образования предусматривает формирование информационно-образовательной среды в ДОУ:

1. Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в ДОУ административных компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и др. компьютерной техники. Желательно, чтобы все компьютеры детского сада были объединены в единую локальную сеть.
Отсутствующую связь всех ПК в локальную сеть может заменить сайт ДОУ, связанный гиперссылками с групповыми сайтами и сайтами специалистов.

2. Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ в образовательном пространстве дошкольной организации. Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. В ДОУ должна быть сформирована электронная библиотека и для педагогов (где будут дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.), и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).


Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Несомненным достоинством использования электронных образовательных ресурсов, современных информационных технологий является возможностьиндивидуализации образовательного процесса с учётом предпочтений, индивидуальных образовательных потребностей, уровня знаний, умений и навыков воспитанников.

3. Информационную интеграцию ДОУ с родителями и педагогической общественностью. Для этого необходимо разработать механизмвзаимодействия с родителями, учреждениями образования и культуры, сетевыми педагогическими сообществами в условиях расширения информационно-образовательного пространства.
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей. Происходит информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ, о рекламе образовательных услуг, предоставляется информация о современных технологиях развития детей и т.д.
В комплекс мероприятий для родителей следует включить:
— создание электронной библиотеки для родителей;
 консультирование родителей в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп.

ФГОС ДО: учет этнокультурной ситуации развития дошкольников

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.


В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка. Примеры подобного включения можно посмотреть в этой статье.
Нельзя забывать и о традиционных направлениях деятельности педагога —нравственном, гражданском, патриотическом воспитании дошкольников. Все это будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческомуосвоению этнокультурных ценностей.

В результате происходит формирование важных личностных характеристик дошкольника — этнокультурного самосознания и самоидентичности.


Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ. В этом случае создаются условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.

Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.


ФГОС ДО: физическое развитие

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области«Физическое развитие» включают:

— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:


1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.

Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.


Планирование работы по данной образовательной области — этопроектирование физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.

Как мы знаем, конкретизация задач в содержании физического развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тем не менее, задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы.



Группа оздоровительных задач:
1) охрана и укрепление здоровья;
2) закаливание;
3) развитие движений.

Группа обучающих задач:
1) формирование представлений о своем организме, здоровье;
2) формирование навыков выполнения основных движений;
3) формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.

Группа воспитательных задач:
1) формирование потребности в физическом совершенствовании;
2) воспитание культурно-гигиенических качеств.

Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.
Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграциивсех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.

ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образованиясоциализация личности дошкольника и егокоммуникативное развитиевыделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.



Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;


— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: этоумение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;


— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие

 

Традиционно художественно-эстетическое развитиерассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.


Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:


— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесногомузыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.


Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как«восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.


Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

ФГОС ДО: речевое развитие

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.


Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:


— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества;
— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемовформирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

ФГОС ДО: познавательное развитие

 

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностейспособность к познанию.



В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;


— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.



Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активностьдошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
развивать у детей чувство собственного достоинства.

Проектирование регионального содержания в образовательной программе ДОУ

 

Региональное содержание дошкольного образования определяется как комплекс демографических, исторических и культурных структурных элементов, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в образовательном процессе ДОУ.
Цель реализации регионального содержания — всестороннее развитие и позитивная социализации личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях региона.
Задачи:
— ориентация дошкольного образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
— развитие вариативности образовательных программ для детей дошкольного возраста и образовательных услуг;
— создание педагогических условий для формирования у воспитанников этнокультурных и социокультурных ценностей; приобщения к национальным традициям, истории и культуре своей «малой родины».

При проектировании регионального содержания в образовательной программе ДОУ важно учитывать следующие положения: 


— социальный заказ общества на интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру;
— специфику реализации регионального содержания в дошкольном образовании;
— применение принципов учета этнокультурной ситуации, гуманизации, историзма, комплексности и интегративности в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.

В связи с этим, в пояснительной записке образовательной программы могут быть представлены:


— задачи образования, специфичные для данной территории;
— тенденции развития региональной системы образования;
— особенности развития образования с учетом национального и социального состава населения, культурных традиций окружающей среды.

Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, дополняются и конкретизируются с учетом региональных целей и задач.
Например, на этапе завершения дошкольного образования ребенок:
— обладает элементарными представлениями о социальных, этнокультурных и экологических особенностях своего региона;
— понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований;
— проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, свою малую родину;
— проявляет познавательный интерес и эмоционально отзывается на произведения народного искусства (музыку, танцы, фольклор).

В содержательном разделе образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, все формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания разрабатываются обязательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности. Примеры можно посмотреть в этой статье.



Виды детской деятельности можно представить следующим образом:
— игровая;
— коммуникативная;
— познавательно-исследовательская;
— изобразительная;
— конструирование;
— двигательная;
— музыкальная;
— восприятие художественной литературы и фольклора.

Проектируя региональное содержание в образовательной программе ДОУ, следует обратить внимание на различные формы взаимодействия с семьями воспитанников.


Цель взаимодействия по региональному содержанию – объединение усилий дошкольной организации и семьи по приобщению ребенка к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа.

Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах ознакомления дошкольников с историей и культурой своего края могут использоваться разныеформы работы: образовательные проекты, консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы по изготовлению национальных игрушек и поделок, родительские конференции.


Рекомендуется создание папок-передвижек, буклетов, газет, библиотеки специальной литературы по региональному содержанию, библиотеки народных игр и др. Родительские собрания желательно проводить в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др.
Непосредственному вовлечению родителей в совместную деятельность способствуют реализация образовательных проектов по региональному содержанию, подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.
В результате такой целенаправленной работы происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс приобщения воспитанников к истории и культуре родного края.

При проектировании организационного раздела образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений, описываются материально-техническое обеспечение регионального содержания, методические материалы, средства обучения и воспитания; особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.


Например, материально-техническое обеспечение, отражающее региональное содержание:
— натуральные объекты (объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты) быта; объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.);
— плоскостная наглядность (картины, серии картин), предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и др.);
— художественные средства (произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства этносов региона);
— детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная по ознакомлению с родным краем); произведения национальной культуры (народные песни, фольклор, костюмы и пр.);
— игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).

К особенностям организации развивающей предметно-пространственной среды можно отнести оформление отдельных помещений под народные избы или музеи, которые формируют у воспитанников познавательное отношение к жизни, культуре, быту своих предков, интерес к истории ремесел. Обращение к предметному миру является очень действенным средством воспитания исторического сознания, музейной культуры, формирования социокультурной принадлежности. Предметы, прежде всего, — это носители культурно-исторического опыта, способствующие формированию целостной картины мира.

Организация развивающей предметно-пространственной среды предполагает исамостоятельную деятельность воспитанников. Она должна отвечать потребностям детского возраста, содействовать самореализации и отражению детских впечатлений, знаний, чувств о своем народе, этнокультуре и достопримечательностях малой родины.

Формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания имеют вариативный характер, отбираются и используются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Вариативные формы реализации регионального содержания:
Игра — основная форма реализации регионального содержания при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности воспитанников. Виды игр: сюжетные народные игры, подвижные народные игры, народные игры с правилами, театрализованная игра (драматизация по народным сказкам), дидактические игры на региональную тематику.
Чтение — форма восприятия художественной литературы, произведений народного (регионального) фольклора. Направлена на развитие познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности.
Мастерская — форма организации продуктивной деятельности, позволяет также развивать двигательную (мелкую моторику), коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность. Рекомендуются мастерские по изготовлению игрушек, предметов народного быта, атрибутов к праздниками и развлечениям.
Экспериментирование и исследования – эффективные формы организации познавательно-исследовательской деятельности на основе региональных природных материалов, опытов с реальными предметами и их свойствами. Направлены на постижение многообразия окружающего мира.
Проект — форма организации продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, которая позволяет ребенку самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать и преобразовывать.
Викторины и конкурсы — своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания регионального характера.

Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства воспитания и развития, тем не менее, особое внимание следует обратить на возможности информационных коммуникационных технологий (ИКТ).


Информационно-методическое обеспечение в образовательной деятельности современной дошкольной образовательной организации предполагает:
— формирование в дошкольной образовательной организации электронной библиотеки для воспитанников;
— создание банка электронных обучающих программ, дидактических и методических материалов на основе информационно-коммуникационных технологий;
— разработку мультимедийных презентаций для организации образовательного процесса.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница