Iii. Организационные виды, формы и методы внутришкольного контроля



Скачать 132.21 Kb.
Дата22.02.2016
Размер132.21 Kb.






  • выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов и принятие мер по их пресечению;

  • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

  • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

  • изучение результатов педагогической деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса, разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;

  • анализ результатов реализации приказов и распоряжений в образовательном учреждении.

Основными задачами, обеспечивающими реализацию внутришкольного контроля, являются:



  • периодическая проверка выполнения государственных программ по предмету;

  • систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к содержанию, формам, методам учебно-воспитательной работы;

  • поэтапный контроль над процессом усвоения знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;

  • оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе;

  • изучение опыта работы учителей;

  • постоянная проверка выполнения всех планов работы школы и исполнения принимаемых управленческих решений.

Внутришкольный контроль должен быть плановым, систематическим, целенаправленным, квалифицированным, многосторонним, дифференцированным, четко организованным, результативным.

III. Организационные виды, формы и методы внутришкольного контроля

В основу внутришкольного контроля администрация школы вкладывает педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса.

Внутришкольный контроль осуществляется директором образовательного учреждения и его заместителями, а также руководителями методических объединений с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за организацией образовательного процесса, экспертизы, анкетирования, опроса учащихся, контрольных срезов знаний и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.

Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых проверок в соответствии с учрежденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.)

Внутришкольный контроль в виде административных срезов знаний осуществляется с целью проверки уровня усвоения той или иной темы по предмету, успешности обучения.

Внутришкольный контроль в виде дней диагностики и коррекции проводится в целях определения уровня сформированности общеучебных умений, уровня комфортности в школе и т. д. и выявления путей коррекции.

Составляется единый план проверки состояния дел во всех звеньях учебно-воспитательной работы.

Руководитель, ответственный за проведение проверки, составляет план-задание по проверке деятельности образовательного учреждения, утверждает его у руководителя общеобразовательного учреждения.

План-задание устанавливает специфические особенности проверки, должен обеспечить достаточную информированность. По итогам проверки составляется справка (доклад), которая должна отражать:


  • основание проверки (план работы школы, приказ, распоряжение и т.д.);

  • источники получения информации (анкеты, перечень документов, контрольные срезы и т.д.);

  • количество посещенных уроков;

  • информацию по вопросам, поставленным в плане-задании;

выводы и предложения.

Контроль должен быть:



многоцелевой – направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная, методическая, научно-исследовательская и экспериментальная деятельность, совершенствование учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности и пр.);

многосторонний – означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.п.);

многоступенчатый – контроль одного и того же объекта различными уровнями органов управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители директора).
С целью более глубокого изучения состояния обучения и воспитания обучающихся в школе используются следующие виды контроля:


  1. персональный;

  2. классно-обобщающий;

  3. предметный;

  4. тематический;

  5. обзорный;

  6. комплексный.

  7. предварительный

Тематический контроль. Его цель – мобилизовать внимание коллектива на решение определенных задач дидактического, методического или воспитательного характера, которые по тем или иным причинам недостаточно успешно решаются в педагогическом коллективе. Проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий, соблюдение техники безопасности на уроке и пр.).

По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования, совещания.



Классно - обобщающий контроль. Цель его - выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия. Классно - обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели. В ходе классно - обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

  • деятельность всех учителей;

  • включение учащихся в познавательную деятельность;

  • привитие интереса к знаниям;

  • сотрудничество учителя и ученика;

  • психологический климат в классном коллективе.

Классы для проведения классно - обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам года.

Продолжительность классно – обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

По результатам классно - обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

Комплексный контроль. Его цель - получить широкую информацию и на этой основе произвести глубокий анализ состояния дел по конкретному вопросу.

Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей.

Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

Проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и пр.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, учебного предмета, и пр.).



Предварительный контроль. Целью предварительного контроля являются предупреждение возможных ошибок в работе учителя и оказание воздействия на эффективность его труда.

Личностно-профессиональный контроль. Целью контроля является деятельность одного учителя или группы учителей по узкому вопросу (поурочное планирование, качество преподавания и т.д.) При осуществлении личностно-профессионального контроля руководитель имеет право:

  • знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

  • проводить экспертизу педагогической деятельности;

  • проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

  • делать выводы и принимать управленческие решения.


Проверяемый педагогический работник имеет право:

  • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

  • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

  • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

  • обратиться в конфликтную комиссию профкома или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. По результатам личностно-профессионального контроля деятельности учителя оформляется справка.


Форма контроля – это способ организации контроля. Внутришкольный контроль осуществляется в двух формах:

  • индивидуально-личной (субъект администрации сам лично проверяет тот или иной участок работы);

  • коллективной (контроль осуществляет группа проверяющих);

По периодичности проведения контроль может быть:



  • входной (в начале учебного года за курс предыдущего);

  • предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ);

  • текущий (после изучения темы, результаты работы ОУ за четверть, полугодие);

  • итоговый ( результаты работы ОУ за год).

Во время контроля используются различные методы:



  • наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать);

  • анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития);

  • беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателей в обмене мнениями);

  • изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснение чего-либо);

  • анкетирование (способ исследования путем опроса);

  • хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнение повторяющихся операций);

  • устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня обученности).



IY. Объекты внутришкольного контроля
Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности:

  • учебно-воспитательная работа;

  • методическая работа;

  • экспериментальная и научно-исследовательская работа;

  • внеурочная учебно-воспитательная работа.

Учебно-воспитательная работа является основным видом образовательной деятельности учебного заведения. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, оценку уровня теоретической и практической подготовки учащихся при текущем и итоговом контроле, соблюдение учителями требований нормативных актов Министерства образования РФ при работе с учащимися и со школьной документацией.

Основными документами, непосредственно регламентирующими учебно-воспитательную работу в учебном заведении, являются учебные программы и учебные планы, разрабатываемые на основе государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к выпускникам.

Основными элементами контроля являются:

1.Учебно – воспитательный процесс:



  • выполнение всеобуча;

  • состояние преподавания учебных предметов;

  • качество ЗУН учащихся;

  • исполнение решений педсоветов, совещаний и пр.;

  • качество ведения школьной документации;

  • выполнение программ и предусмотренного минимума;

2. Педагогические кадры:

  • результативность работы МО;

  • самообразование учителей;

  • повышение квалификации учителей;

3. Учебно – материальная база:

  • ведение внутришкольной документации;

  • использование наглядных пособий и ТСО;

  • обеспечение школьным инвентарем и наглядными пособиями

Цели:

    • оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;

    • взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса;

    • система взаимоотношений, целей и принципов, мер, средств и форм в их взаимосвязи.

Ведущие принципы внутришкольного контроля

    • научность;

    • актуальность;

    • плановость;

    • открытость.

До начала контроля должны быть определены:

а) объект контроля;

б) параметры сравнения;

в) критерии оценки деятельности;

г) цели

Психологическая задача внутришкольного контроля – помочь человеку уважать себя:

-педагог в системе контроля демонстрирует свои притязания;

-администрация – обеспечивает успех;

-совместно находят крупицы успеха и определяют перспективу профессионального роста;



Методическая направленность.

Результат контроля:



    • Чему научили и чему научились?

    • Что исправили и что улучшили?

    • От чего отказались и что развили?

    • Каков уровень профессионального мастерства и как помог контроль в его развитии?


Y. Основные правила внутришкольного контроля

Внутришкольный контроль осуществляет руководитель образовательного учреждения, заместитель директора или руководитель методического объединения.

В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться другие отдельные специалисты (учителя первой и высшей квалификационной категории, психолог).

Основаниями для проведения инспекционных проверок являются:


  • заявление соискателя (педработника) на аттестацию;

  • план-график проведения контроля;

  • задание руководства органов управления образованием;

  • обращение физических и юридических лиц по поводу нарушения в области образования;

Продолжительность тематических, комплексных проверок не должна превышать 5-10 дней с посещением проверяющим не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.

Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее.

Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу инспектирования.

При обнаружении в ходе инспектирования нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается руководителю образовательного учреждения.

Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службами.



YI.Результаты внутришкольного контроля

Результаты внутришкольного контроля оформляются в форме аналитической справки, справки о результатах контроля или доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу.

Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения.

Информация о результатах проведенного контроля доводится до работников образовательного учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки.



По итогам контроля в зависимости от его формы, целей, задач, с учетом реального положения дел:

  • проводятся заседания педагогического, методического советов, производственные совещания, совещания при директоре, при заместителе директора;

  • результаты контроля могут учитываться при проведении аттестации.


Руководитель образовательного учреждения по результатам контроля принимает следующие решения:


О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся и их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленные сроки


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница