Ii. Методы и организация исследования



страница1/2
Дата16.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипКурсовая
  1   2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теоретических основ физической культуры


Кудряшов А.В.

Анализ эффективности образовательных программ различной направленности и их влияние на показатели физического развития и функциональных возможностей учащихся общеобразовательной школы

Курсовая работа


Научный руководитель -

канд. пед. наук,

доцент Стафеева А.В.


Нижний Новгород, 2014 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…..………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме……….6

1.1 Возрастные основы методики преподавания физической культуры в начальной школе……………………………………….……………………………………6

1.2.Требования к физическому воспитанию учащихся начальной школы……..11

1.3. Сравнительный анализ образовательных программ по физической культуре тренировочной и образовательной направленности……………………………..24

1.3.1. Характеристика программы по физической культуре для учащихся 2 класса (Примерная программа по физической культуре для начальной школы (Матвеев А.П.,2000г)……………………………………………………………….24

1.3.2. Характеристика программы по физической культуре для учащихся 2 класса основанной на одном из видов спорта (баскетбол) (Е.Н.Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И.Туркунов, 1996)………………………………………………….28



ГЛАВА II. Методы и организация исследования……….…………….……..33

2.1. Методы исследования…………………………………………………………35

2.2. Результаты исследования по определению эффективности образовательных программ…………………………………………….…………………………........39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, серьезно осложняет их адаптацию к внутришкольной среде, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости. По данным многолетних наблюдений, проведенных Институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению (В.А. Вишневский, 2002). Проблема ухудшения уровня здоровья и двигательной подготовленности до сих пор не имеет однозначных путей решения, в связи с рядом противоречий, возникающих в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Во-первых, это противоречие между концептуальными моделями и отсутствием технологической проработки механизмов реализации концептуальных положений. Во- вторых, существующие модели рассчитаны на образовательные учреждения, располагающие уникальной материальной базой, кадрами, финансами, что совершенно не доступно массовой школе. В третьих – имеющиеся подходы, как правило тяготеют к определенной стратегии образования и не отражают существующих социально- экономических и педагогических особенностей современной России (В.А. Вишневский, 2002).

Согласно современным научным взглядам и подходам, интенсивно разрабатываемым в отечественной педагогике, переориентация с физического воспитания, когда учащиеся усваивают готовые «образцы» физической культуры, на образование в области физической культуры, когда происходит овладение основами физкультурной деятельности, признается целесообразной и объективно необходимой. Именно овладение физической культурой как родовым видом деятельности человека, а не только ее средствами и методами соотносятся сегодня с процессом формирования личности школьников, развития у них интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями (А.П. Матвеев, М.В. Малыхина, 2003; Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик, 2003).

В следствие новых тенденций в общей педагогике перед процессом образования школьников в области физической культуры были поставлены новые задачи, решение которых во многом зависит от создания и разработки соответствующих педагогических технологий, механизмов внедрения этих технологий в практику общеобразовательных школ России (Ахмадыршин, Г.К, 2002).

В настоящее время ведется интенсивная научная работа по созданию таких технологий, которые направлены на формирование умений у учащихся самостоятельного овладения младшими школьниками ценностями физической культуры. В условиях проводимых экспериментов отрабатываются структура и содержание образования школьников в области физической культуры, апробируются разнообразные формы учебной деятельности: уроки физической культуры с образовательной и тренирующей направленностью; уроки по общеобразовательным предметам, связанные с обучением теоретическим основам и элементарным практическим навыкам по физической культуре; физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные кружки. Все эти формы объединены единой целью, но каждая из них имеет свои специфические задачи, средства и методы организации процесса физкультурного образования Чаленко, И. А., 2003).

В связи с этим актуальным является проведение сравнительного анализа образовательных программ по физической культуре различной направленности, реализуемых на современном этапе с целью определения их эффективности.

Объект исследования: образовательные программы по физической культуре для общеобразовательных школ.

Предмет исследования: сравнительный анализ эффективности образовательных программ различной направленности.

Цель исследования: провести сравнительный анализ эффективности образовательных программ различной направленности и определить их влияние на показатели физического развития и функциональных возможностей учащихся общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что проведение сравнительного анализа образовательных программ по физической культуре с образовательной и тренировочной направленностью, позволит выявить их влияние на показатели уровня физического развития и физического здоровья учащихся, что в свою очередь и будет свидетельствовать об их эффективности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научные и методические источники о возрастных основах различных методик преподавания физической культуры в начальной школе.

2. Провести сравнительный анализ программ по физической культуре с образовательной и тренировочной направленностью для учащихся начальной школы.

3. С помощью педагогического эксперимента и медико-биологических методов исследования определить эффективность программ по физической культуре с образовательной и тренировочной направленностью и их влияние на показатели физического развития и функциональных возможностей учащихся 2-х классов.



ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ.

1.1 Возрастные основы методики преподавания физической культуры в начальной школе.

Для детей младшего школьного возраста высокая двигательная активность является естественной по­требностью. Она заложена наследственной програм­мой индивидуального развития ребенка и обусло­вливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей ор­ганов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и как следствие этого возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Таким образом, по­стоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функци­ональных возможностей детей в младшем школьном возрасте (Жажева Д., 2000).



Характеристика двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

Выделяют регламентируемую, частично регламен­тированную и спонтанную (нерегламентируемую) дви­гательную активность. Регламентируемая двигатель­ная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействую­щих на организм двигательных действий (например, физических упражнений на уроке физической культу­ры). Частично регламентируемая двигательная актив­ность — это объем двигательных действий, возникаю­щих по ходу решения двигательных задач (например, во время проведения подвижной перемены). Спонтанная двигательная активность включает двигательные действия, не связанные с решением педагогических задач и не включенные в целостный педагогический процесс (например, в быту). Средняя норма двигатель­ной активности в сутки, включая все ее разновиднос­ти, должна составлять у младших школьников не ме­нее 12-18 тыс. движений с обязательным включени­ем в двигательный режим 1—1,5 часа организованных занятий физической культурой.

Объем времени регламентируемой двигательной активности младших школьников в режиме учебного дня складывается из уроков физической культуры (два раза в неделю по 35-40 мин), физкультурных минуток во время занятий (1—3 мин), подвижных пе­ремен (20—30 мин), спортивного часа (45—60 мин) и домашних заданий по физической культуре (15- 30 мин). Этот объем может быть увеличен за счет вне­школьной спортивно-массовой работы (кружки, спор­тивные секции, соревнования и т. д.) (Холодов, Ж. К., 2000).

Рассматривая вопросы двигательной активности детей младшего школьного возраста, необходимо учи­тывать характер их повседневной деятельности, свя­занной с обучением в школе. Особое внимание нужно уделять ученикам 1 класса. Ведь ни для кого не сек­рет, что для ребенка начало обучения в школе являет­ся критическим периодом, когда он из играющего превращается в сидящего. Свидетельством тому явля­ется снижение двигательной активности у первокласс­ников в среднем на 50% по сравнению с дошкольниками (Лях В.И, 1996). При этом в младшем школьном возрасте отмечаются существенные различия по параметрам двигательной активности между мальчиками и девоч­ками: у мальчиков эти показатели в среднем на 16- 30% выше.

Медико-биологические характеристики. Дети младшего школьного возраста чувствительны к воз­действию, направленному на развитие их двигатель' ной функции, совершенствование морфологически: структур двигательного аппарата. В этом возрасте наблюдается равномерное увеличение роста и массы те­ла. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позво­ночника, что является характерным для правильной осанки. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание ста­тических напряжений при удержании различных поз тела, а также значительная эластичность связок мо­гут быть причиной деформации опорно-двигатель­ного аппарата, возникновения сколиозов и плоско­стопия.

В младшем школьном возрасте (по сравнению с предшествующим дошкольным) отмечается значи­тельное ускорение темпов структурных преобразова­ний сердечно-сосудистой системы: увеличивается масса сердца и наблюдается утолщение стенок мио­карда; расширяется просвет сосудов и повышается минутный объем крови, что обеспечивает достаточное кровоснабжение органов во время мышечной деятель­ности (Лях В.И, 1996). Однако в отличие от взрослых достижение не­обходимого минутного объема крови осуществляет­ся у этой категории детей преимущественно за счет частоты сердечных сокращений (ЧСС). Высокая ЧСС на фоне пониженного артериального давления, ха­рактерного для данного возраста, вызывает дополни­тельное напряжение в деятельности сердечно-сосу­дистой системы. Систолическое артериальное дав­ление у школьников составляет в среднем 95— 110 мм рт. ст., а диастолическое- 2/3 от него. С возрастом у школьников ЧСС снижается, а ударный объем сердца увеличивается.

В период с 6 до 10 лет значительно увеличивает­ся масса легких, количество альвеол приближается к их числу у взрослых. Структурные изменения в лег­ких обусловливают повышение их жизненной емкос­ти (максимальный объем воздуха за один дыхатель­ный цикл). Так, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) увеличивается с 1,40-1,60 до 2,20-2,50 л. Одновре­менно с увеличением возможностей внешнего ды­хания и сердечно-сосудистой системы отмечается рост показателей потребления кислорода как в усло­виях покоя, так и при напряженной физической ра­боте.

Данные изменения отражают повышение функци­ональных возможностей в обеспечении мышц кисло­родом, совершенствовании .энергообменных процес­сов. Положительные изменения в системе дыхания характеризуют расширение ее функциональных гра­ниц, однако она еще далека от своего совершенства. И это, прежде всего, сказывается на времени выпол­нения физических нагрузок, когда у младших школь­ников отмечаются высокая частота дыхания и отно­сительно небольшие дыхательные объемы, малоэф­фективная утилизация кислорода из вентилируемого воздуха, высокая энергетическая стоимость механической работы (количество энергии, затрачиваемой на 1 кГм работы).

Важной особенностью детей младшего школьного возраста является динамика развития анализаторов, и хотя зоны коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми, тесного функционально­го взаимоотношения его с другими анализаторами еще не наблюдается. В этом возрасте не отмечается также достаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих и контролирующих произ­вольные движения, что отражается как на освоении, так и на воспроизведении многих движений со слож­ной двигательной структурой.

Таким образом, функциональные возможности младших школьников по многим показателям усту­пают возможностям взрослых, но прогрессирующее развитие отдельных органов и структур позволяет на­правленно воздействовать на ускоренное их развитие и тем самым повышать функциональные возможнос­ти организма в целом. ^ Для практики физического воспитания показатели функциональных возможнос­тей детского организма являются ведущими крите­риями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействий на ор­ганизм.

Психолого-физические характеристики. Млад­ший школьный возраст является наиболее благо­приятным для развития многих физических способ­ностей, о чем свидетельствуют средние показате­ли функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста в покое и при макси­мальной нагрузке.Среди физических способностей, наиболее интен­сивно развивающихся в младшем школьном возрасте, выделяют скоростные и координационные способнос­ти (простые координации), а также способности дли­тельно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности.

В рамках педагогического процесса развитие физи­ческих способностей осуществляется по двум основ­ным направлениям: стимулирующее развитие физи­ческих способностей и направленное развитие. Сти­мулирующее развитие осуществляется в процессе формирования двигательных навыков. Оно связано с обучением детей основам управления движениями, что способствует развитию физических способностей, в первую очередь координационных. Например, при обучении кувырку вперед происходит развитие про­странственной ориентации и вестибулярной устойчи­вости (Лях В.И, 1996).

Направленное развитие проявляется в повышении функциональных возможностей определенных орга­нов и структур организма (внешнее дыхание, крово­обращение, энергообеспечение и т. д.), улучшении их взаимодействия во время выполнения двигатель­ных действий. Повышение функциональных возмож­ностей обеспечивается выполнением хорошо освоен­ных упражнений с изменением величины нагрузки. Например, упражнение в отжимании позволяет на­правленно развивать силу мышц верхнего плечевого пояса.

На занятиях физическими упражнениями млад­шие школьники стараются подражать учителю, ко­пировать его действия в процессе выполнения двига­тельных заданий. При этом для учащихся 1 класса наиболее актуальными мотивами, побуждающими активно заниматься физической культурой, явля­ются: самосовершенствование (желание быть умны­ми, сильными, приносить пользу людям); удоволь­ствие от движений; сохранение здоровья и приобре­тение практических навыков по физической куль­туре, необходимых в быту; положительные эмоции. Помимо этого, в данном возрасте у детей устанавливается определенная направленность и в развитии социально значимых качеств личности (Ахмадыршин, Г.К, 2002).



Вместе с тем младшие школьники быстро восста­навливаются после нагрузок, и у них вновь появляет­ся потребность в двигательной активности. Эта смена функциональной активности в поведении школьни­ков предопределяет необходимость в выборе опти­мального чередования нагрузки и отдыха. Поэтому на уроках физической культуры надо избегать длитель­ного, монотонного выполнения однообразных двига­тельных действий, а также продолжительных эмоци­ональных напряжений. В содержание учебного заня­тия нужно постоянно включать новые задания, двигательные действия, разнообразные формы орга­низации урока, позволяющие каждому ученику про­являть свои физические потенции в полном объеме (Холодов, Ж. К., 2000).

1.2. Требования к физическому воспитанию учащихся начальной школы.

Изменения в политической, экономической, общественной жизни в мировом обществе ставят новые цели воспитания, требуют новых подходов к физическому воспитанию детей. В настоящее время формированию системы ценностных ориентаций учащихся уделяется большое внимание. Современное школьное воспитание и обучение связано с разработкой новых концептуальных основ, внедрением альтернативных программ.

Система школьного воспитания, направленная реализацию идей гуманизации, педагогического сотрудничества, преследует цель максимально удовлетворить запросы родителей и общества по обучению, воспитанию и развитию и оздоровлению детей, ориентации их сознания на общечеловеческие ценности. Широкими возможностями в формировании правильных ценностных ориентаций располагает физическая культура с ее богатейшими духовными средствами.

В результате освоения обязательного минимума со­держания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся 1 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.



Знать:

-Об особенностях зарождения физической куль­туры;

- о способах и особенностях движений и передви­жений человека;

- о правильной осанке и упражнениях для ее фор­мирования;

- правила личной гигиены и подбора одежды для занятий физической культурой.

Уметь:— составлять и правильно выполнять комплексы
упражнений утренней гимнастики; выполнять комплексы упражнений для форми­рования правильной осанки;

- самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры в спортивном зале и на свежем воздухе;

- использовать разученные физические упражнения, двигательные действия во время проведения «удлиненных перемен», «спортивного часа», прогулок на свежем воздухе.

Физическая культура как совокупность предметных ценностей включает материальные и духовные ценности, созданные в обществе в результате обеспечения необходимой физкультурной ценности, созданные в обществе в результате обеспечения необходимой по эффективности физкультурной деятельности и для нее. На каждом этапе развития физической культуры они составляют ее ценностное содержание и в этом качестве являются для каждого, кто к ней приобщается, предметом освоения, использования, по возможности и дальнейшего совершенствования (Ахмадыршин, Г.К, 2002).

Ценностно-оринтационная система физической культуры содержит элементы специфические и инструментальные, которые непосредственно влияют на жизнь общества и общие ценности.

Общие целевые ценности физической культуры – это одновременно и целевые ценности общества :всестороннее развитие личности в общесоциальном масштабе и обеспечение здорового образа жизни. Экономическое значение физической культуры нужно видеть в переносе центра тяжести ее специфического воздействия с удовлетворения первичных потребностей в двигательной активности, поддерживающей нормальное функционирование организма, на физическое совершенствование с целью всестороннего развитии личности и общественного применения способностей человека. Культурное значение физической подготовки представляется в духовном формировании человека , совершенствовании его умственных, эстетических и нравственных качеств, воспитательное значение – в формировании отношений к физической культуре как самостоятельному компоненту, включающему связанные специфические деятельности, потребности, отношения , ценности и нормы, направленные на всестороннее развитие личности. Оздоровительное значение заключается в специфических формативных деятельностях двигательного характера, воздействующих на социально-биологическую основу человека.

Такая классификация показывает ценности физической культуры в диалектическом единстве, выражающем что-то общее, что определяет физическую культуру как социальную категорию.

Анализируя полученные сведения о сформированности представлений младших школьников о ценностях физической культуры в плане экономической значимости, особое внимание следует обратить на то, что с увеличением объема знаний, объема заданий , увеличивается количественный и качественный рост показателей по основным видам самостоятельной деятельности детей. Ученики приходят к пониманию важности приобретения предметов спортивного назначения, пытаются правильно их отбирать, в соответствии с предложенными упражнениями. У них четко проявляются имеющийся двигательный опыт и его прагматическая направленность на получение определенных качественных и количествен6ных результатов. Если в начале занятий физической культурой дети довольно равнодушно отвечают на практические вопросы, то после формирования представлений младших школьников об экономической значимости в сфере физической культуры, ответы другие.

Процесс формирования умений для овладения младшими школьниками ценностей физической культуры создают широкие возможности для развития представлений о духовной значимости физической культуры. Содержание многих спортивных и подвижных игр нацелено на побуждение к хорошим поступкам. Особенно важно, когда в условиях игрового азарта ради помощи товарищу подавляется желание действовать в собственных интересах.

Для достижения планируемых результатов по формированию умений самостоятельно овладевать ценностями физической культуры учащимся нужны определенные знания и действия. Они должны участвовать в оздоровительных массовых мероприятиях, знать какими средствами располагает физическая культура как школьный учебный предмет, помогающий улучшить свое здоровье и свой вид. Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирование умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры.

Программа по физической культуре для школ построена так, чтобы дети, систематически занимаясь в физкультурных кружках и спортивных секциях, овладели жизненно важными двигательными навыками и применяли бы их в повседневной жизни.

Были отобраны показатели и критерии, которые могут помочь учителю в его работе, направленной на формирование у детей желание стремиться к собственному физическому совершенству, к здоровому образу жизни. Глазыриной Л.Д., ЛопатикТ.А. (2003) были выделены три уровня сформированности таких представлений и умений: 1 (низший уровень). Сформированы отдельные умения для овладения ценностями физической культуры; знания по предмету физическая культура в объеме школьной программы; способность применять их в системе самостоятельных занятий. 2 (средний уровень). Знания по программному материалу с ориентацией, определяющей ценности физической культуры; использование этих знаний в системе выполнения самостоятельных заданий; формирование умений в отдельных видах самостоятельной работы. 3 (высокий уровень). Умения самостоятельно овладевать ценностями физической культуры; способность применять знания и умения на практике.

Каждый урок физической культуры, любое спортивное мероп­риятие, независимо от специфических задач учебного предмета, подчиняются общим целям воспитания. Эти цели достигаются в решении педагогических задач, которые четко формулируют и записывают в план урока: воспитывать правильное отношение к труду; создавать условия для появления желания качественно выполнять любые трудовые операции; развивать чувство това­рищеской взаимопомощи и дружбы, формировать умение соче­тать личные и общественные интересы и т. д. При этом воспита­тельные задачи для детей определенного возраста и класса дол­жны быть строго конкретными и дифференцированными (Ахметова И.Н., 1995).

1-й класс. Создать представление о нормах и правилах поведе­ния и положительное отношение к ним; научить проявлять пре­дупредительность к товарищам при выполнении упражнений; формировать умение сдерживать свои эмоции; внимательно слу­шать учителя и точно следовать его указаниям; уважительно от­носиться к проигравшим, помогать товарищам; воспитывать стремление честно выполнять правила игры и с полной отдачей, добросовестно выполнять любое поручение (трудовые действия).



2-й класс. Воспитывать стремление выручить товарища в игре, прийти на помощь, рискуя при этом быть побежденным (напри­мер, пойманным, "осаленным"); приучать к согласованным объ­единенным действиям; закреплять умения, приобретенные в первом классе, проявлять инициативу; сформировать осознание Ценности качественного выполнения трудовых операций.

3-й класс. Закрепить навыки дружной, согласованной работы в игровой и соревновательной обстановке; поощрять стремление оказать помощь товарищам, вывести команду в победители, пре­доставить лучшие условия товарищам в игре; воспитывать гуман­ное отношение к ученикам, которые своими действиями не при­близили команду к победе; формировать потребность в труде; ут­вердить творческое сознательное отношение к труду.

4-й класс. Воспитать устойчивый интерес к физической куль­туре сознательную потребность в регулярных занятиях; содей­ствовать формированию нравственных убеждений, волевых ка­честв (решительности, смелости, настойчивости); повысить от­ветственность учащихся за свои действия перед коллективом.

Одна из главных задач уроков физической культуры в 1—4 классах — воспитание чувства коллективизма. Поэтому каж­дое занятие должно проходить в духе взаимопонимания, соуча­стия, стремления повысить успехи своих товарищей, команды, класса в целом. Усилия учителя должны быть направлены на вовлечение самих детей во взаимо- и самовоспитание. Чувство коллективизма вырабатывается постоянно, здесь нет предпоч­тительных возрастных периодов. У детей 6—10 лет эффектив­но развиваются такие качества, как общественная активность, ответственность за порученное дело и др.

Для работы с младшими школьниками подбирают соответству­ющие средства воздействия и методы воспитания, что требует знания возрастных возможностей детей. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, — писал К.Д. Ушинский, — то она должна прежде узнать его тоже во всех отноше­ниях"1. По убеждению П.Ф. Лесгафта, основоположника науч­но обоснованной системы физического образования, наши дей­ствия и влияния на молодой организм будут тогда сознательными и осмысленными, если мы будем знать и понимать происходя­щие в организме изменения. Только таким путем можно влиять на развитие и воспитание детей; в противном случае эти действия "будут шатки, гадательны и часто очень вредны".

Лучшим средством изучения детей являются подвижные игры, где ребенок естественным образом полностью раскрыва­ется, а учитель, наблюдая, делает необходимые выводы о каче­ствах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкну­тый, доброжелательный, честно выполняющий правила или иг­норирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы (как распреде­ляют свои роли ученики в парах, тройках, четверках, догова­риваются спокойно, на равных или утверждают свое превосход­ство). Все это позволит наметить конкретную программу дей­ствий, внести коррективы в планы, направленные на формирование хорошего первичного коллектива.

Правила игры — главный организующий элемент работы. Умело объясняя их, учитель помогает ученикам понять свои обязанности и действия, ограничения и возможности. Важное условие игры — высокая эмоциональность. Оценивая резуль­таты, учитель акцентирует внимание на характере отношений между детьми, взаимопомощи в команде, активности, честнос­ти, дружбе, доброжелательности к товарищам и соперникам.

Успех игры в значительной степени зависит от подбора соста­вов команд, капитанов, водящих. При этом важно иметь в виду первоначальные наблюдения за учениками и организовать иг­ровой процесс в соответствии с подмеченными особенностями, подготовленностью и определившимися личностными отноше­ниями детей.

Важнейшая задача урока физической культуры — приучить детей выполнять установленные правила, необходимые дей­ствия и команды. В первую очередь нужно показать образец их выполнения и довести до сознания ребят, что необходимо поло­жительно относиться к принятым нормам. Рекомендуется об­ратить внимание ребят на то, как делают упражнения и ведут себя их одноклассники.

Оправдала себя и практика поручений: физорг, групповод, старший в тройке, четверке, капитан, водящий. Дети вовлека­ются в разнообразную деятельность, что способствует воспита­нию чувства долга и ответственности перед коллективом. Сис­тема распределения поручений по годам (классам) может быть следующей: 1-й класс. Физорг проверяет до начала занятий у однокласс­ников состояние спортивной формы, выясняет причину отсут­ствия ученика на уроке и докладывает учителю; дежурный ру­ководит построением класса в шеренгу, сообщает учителю о го­товности класса к уроку; групповод наблюдает за очередностью выполнения упражнений учащимися своей группы, следит за порядком в группе; капитан команды поддерживает установ­ленный порядок во время подвижных игр, эстафет. 2-й и 3-й классы. Физорг назначает дежурного; дежурный го­товит спортивный инвентарь к уроку, по заданию и с помощью учителя раздает мелкий инвентарь, следит за уборкой. 4-й класс. Все учащиеся должны уметь руководить утрен­ней зарядкой, физкультпаузами, подвижными играми на боль­шой перемене.

Наблюдения за деятельностью школьников показывают, что с простейшими поручениями все справляются легко, причем большинство выполняет их ответственно, охотно и весело, но с возрастанием сложности заданий уже необходимо формиро­вать организаторские умения детей.

Важно всегда учитывать в работе индивидуальные особенно­сти детей. Например, у учителя сложилось мнение об одной девочке: "Не обладает большим даром общения с товарищами. Охотнее всего общается в игре. Предпочитает чье-либо руковод­ство. Делает все добросовестно, но никогда не проявляет ини­циативы". В данном случае можно рекомендовать педагогу та­кую программу воспитания у девочки активности: постепенно увеличивать число поручений и повышать их трудность; созда­вать непривычные условия, давать задания на фоне утомления; поощрять за активное исполнение порученного. А вот другой пример характеристики ученицы: на уроках возбуждена, беспокойна, может толкнуть рядом стоящего, выбить мяч, разговаривает. В игре обязательно должна гла­венствовать, стремится попасть в более сильную команду. Не соглашается с решениями судьи или водящего в игре, оспари­вает оценки. В программу воспитания этой ученицы следует включать: задания по подготовке мест занятий; создание си­тснарядов после занятия, проветриванием помещения; группо­вод показывает упражнения группе, отмечает ошибки у испол­няющих, помогает им; капитан команды ставит задачи в игре (с помощью учителя), распределяет роли в команде, руководит действиями товарищей при выполнении заданий.

Ситуаций, сочетающих личные интересы с общественными; обу­чение правильным самоприказаниям.

Формировать у школьников организаторские навыки и уме­ния нужно последовательно, по разработанному заранее пла­ну. Прежде всего полезно ознакомить детей с будущими пору­чениями. Например, определяя обязанности групповода пос­ле проведения вводной части урока, рекомендуется разделить класс на три группы, выделить групповодов, рассказать им о предстоящей работе (это учтут и другие ученики), пользуясь спортивной терминологией. Первыми на эту роль лучше на­значать наиболее подготовленных учеников, а по мере обуче­ния привлекать всех Младшие школьники способны подмечать неправильные дви­жения. Но предварительно учитель должен указать на необходи­мость правильного выполнения упражнения, прежде продемон­стрировав его. Какие движения обычно хорошо оценивают уче­ники? Это стойка на лопатках — прямое положение тела; кувырок вперед — группировка; прыжок "в шаге" — прямая нога отведе­на назад; бег — стопы параллельны; метание малого мяча — рука проносится над плечом. Для того чтобы облегчить выполнение движений, используют известные ориентиры: бег по разметке, по узкому коридору, метание между двумя ограничителями и др.

Задания выполняют под контролем учителя, оценки детей сравнивают с оценкой учителя с обязательным объяснением рас­хождения в оценке. Чтобы определить, с какими трудностями сталкиваются дети при выполнении поручений, проводят ана­лиз, разбор их работы с помощью вопросов: "Что нужно было выполнить? Что выполнено? Как выполняющий действовал (ак­тивно, самостоятельно, с желанием, без желания)?"

Обязательное условие в организации занятий — дифференци­рованный подход к детям. Одних надо подбодрить, убедить в соб­ственных возможностях, успокоить; других- сдержать от из­лишнего рвения; третьих — заинтересовать. Широко применя­ют и методы поощрения, словесные одобрения ("Попробуй теперь повторить, у тебя получится", "Ты делаешь для всех", "У тебя хорошо получается"), нацеливают детей на волевые усилия, са­моприказы, убеждают в способности активно участвовать в прак­тической деятельности, приносить пользу. Все это вместе взятое формирует у школьников положительное отношение к исполне­нию заданий, создает основу для общественной активности.

Формирование личности в значительной степени связано с трудовым воспитанием. Любовь и положительное отношение к труду прививаются детям с самого раннего возраста родителями, воспитателями детских садов. Продолжается этот процесс и в школе, где основное внимание уделяют воспитанию трудолюбия и высококачественному выполнению любой трудовой операции. Уроки физической культуры, безусловно, способствуют решению этих задач, но опосредованно: через формирование мотивов в учеб­ной деятельности, систему педагогической оценки тех качеств, которые помогут в дальнейшем формированию трудом. Следует учитывать, что каждый урок имеет "потолок" возможностей, обус­ловленный дидактическими задачами, и трудовые действия дол­жны органически вписываться в него. Приложение физических П.Ф. Лесгафт писал: "Если ребенок усвоит какой-либо меха­нический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически- он не сумеет применить данный метод к частному случаю"1. Поэто­му необходимо вызвать в представлении ребенка образ того дви­жения, которое он должен сделать: "Выполняем упражнение на дыхание, говорит учитель. — Приняли основную стойку. На счет 1-2 - руки вперед и вверх (посмотрели на них), правую ногу поставили назад на носок, прогнулись слегка в верхней. час­ти туловища - сделали глубокий вдох; 3-4 опустили руки вперед и вниз, приставили правую ногу к левой - сделали вы­дох". При повторении упражнения учитель указывает на отдель­ные, наиболее сложные моменты: "Прогнулись, нога прямая, левую ногу поставили назад", "Не торопитесь, темп медленный". У учащихся создается ясное представление о последовательнос­ти движений, темпе и качестве их выполнения, в коре головного мозга возникает образ движущихся частей тела.

Для развития умственных способностей очень важно акти­визировать внимание учеников, настроить их на то, чтобы они следили за своими движениями и проверяли правильность выполнения упражнений, а затем можно предложить им кон­тролировать не только себя, но и действия товарищей. Основ­ная направленность развития умственных способностей уча­щихся- систематическое овладение специальными знаниями по предмету, формирование умений оценивать приобретаемый двигательный опыт, анализ изученных движений и действий, рациональное использование их в учебе, играх, бытовых ситуа­циях. Процессы восстановления работоспособности происходят значительно эффективнее, если умственная деятельность чере­дуется с физической. Так создаются благоприятные условия для умственного труда, а следовательно, для усвоения знаний и раз­вития умственных способностей детей.

Учителю физической культуры рекомендуется применять различные приемы обучения, но в меньшей степени консерва­тивные, устоявшиеся (обязательный во всех случаях показ дви­жений, счет 1 -2-3-4, который звучит в ушах даже после уро­ка). В современной школе на помощь педагогу приходят трена­жеры, игровые автоматы: добежать до "лисички", дотянуться до "жирафа", пробежать по зеброобразной беговой дорожке, попадая на черные линии (объем внимания) и т. п. Нужности аудировать и самостоятельную деятельность: "Подумай, как, сколько раз тебе нужно выполнить упражнение, чтобы быть лов­ким, красивым, сильным, подтянутым, гибким". Хороший эф­фект дают задания эвристического характера, связанные с эле­ментами поиска нового: придумать подводящее упражнение для прыжка в длину, в высоту; найти новый прием или видоизме­нить сюжет игры; составить новый комплекс физкультминут­ки, утренней зарядки и др. Должны быть в практике обучения беседы, просмотр учебных и художественных фильмов, само­стоятельное чтение литературы о спортсменах, соревнованиях, роли физических упражнений в жизни человека.

Система нравственного воспитания направлена на формиро­вание сознания, чувств, взглядов и норм поведения, морально-волевых качеств в духе требований общечеловеческих ценнос­тей. Залогом успешного нравственного воспитания младших школьников является сам возраст, который характеризуется, по мнению психологов, повышенной восприимчивостью, непос­редственностью, верой в истинность всего, чему учат, безуслов­ность и необходимость нравственных норм.

Правильно организованные уроки физической культуры слу­жат средством нравственного воспитания. Главная задача учи­теля- сформировать у детей активный сознательный интерес и привычку к систематическим занятиям физическими упраж­нениями. Для решения этих задач рекомендуется:

1. Создать атмосферу доброжелательного, уважительного от­ношения к каждому, без исключения, ребенку. Особым внима­нием должны пользоваться дети, которые по разным причинам не получают признания у сверстников. Нередко детям с какими-либо физическими недостатками дают обидные прозвища и их не принимают в коллективе. Учитель своей активной гуманис­тической позицией и стилем поведения должен стать образцом для детей. Тот, кто слабее, сегодня выполняет в игре роль подчи­ненного, а завтра- руководит игрой, анализирует действия то­варищей. Нужно сориентировать детей на то, что сильные обяза­ны помогать слабым. Полезно, например, предложить задание: кто из Сильных учеников быстрее и успешнее подготовит к вы­полнению упражнения своего отстающего товарища, получит высокую оценку. О результатах такой работы рассказывают пе­ред всем классом с соответствующими комментариями. Важно оценить не только результат, но и те старания, которые были приложены, одобрить отношения между товарищами.



2. Воспитать осознание необходимости физической подго­товки. Здесь необходимо определить для ребят серию заданий, выполняемых самостоятельно на уроке и в домашних услови­ях, причем составить ее так, чтобы учащиеся могли и сами при­думывать физические упражнения. Например, дать задание в 1-м классе: "Наверху гимнастической стенки сидит больной го­лодный "птенец". Как помочь "птенцу"? Прежде всего нужно его достать. Кто сможет это сделать? Каким образом? Правиль­но. Влезть по гимнастической стенке за "птенцом" и спустить­ся. Высоко оценивается бережное отношение к "птенцу".

Если не все справились с этим заданием на уроке, учитель гово­рит ребятам о том, что им не хватило силы, ловкости, смелости. Дома необходимо потренироваться, выполнить отжимания от пола руками, переползания по полу на четвереньках произвольно и т. п., а также самостоятельно придумать, как помочь "птенчику".



Из класса в класс задачи нравственного воспитания в процессе физической подготовки усложняются. Например, разыгрывает­ся ситуация: товарищ случайно упал с "обрыва" (положить гору гимнастических матов). Нужна срочная помощь. Учитель спра­шивает: "Как помочь товарищу?" Оказывается, можно поставить наклонно с опорой на маты гимнастическую скамейку (лазание по наклонной плоскости). Вдвоем, друг за другом, спасатели взби­раются наверх. Один держит за ноги товарища, тот подает верев­ку потерпевшему. Неудачник взбирается по веревке наверх.

На следующем уроке учитель предлагает усложненный вари­ант задания: потерпевший не может без посторонней помощи подняться наверх. В этом случае нужны коллективные усилия и действия. Так с помощью инструкций, словесных указаний, практических упражнений, замечаний учителя, общения друг с другом ребята убеждаются в том, что физическая подготовка очень важна. Такой нравственный опыт создает предпосылки для формирования позитивных качеств будущей личности.

3.Вырабатывать у учащихся понимание необходимости за­ботиться и о своем здоровье. Здоровый, физически развитый человек все делает с удовольствием, с хорошим настроением, с ним приятно общаться. Физическая культура способствует воспитанию воли и харак­тера ребенка. Основные элементы работы учителя в данном на­правлении:


  1. Подбор физических упражнений, способствующих прояв­лению смелости, решительности, уверенности в своих силах, в
    соответствии с возрастными и индивидуальными особенностя­х
    ми учащихся.

  2. Создание условий для выполнения физических упражне­ний, связанных с преодолением трудностей физического характера, терпением и выносливостью в плохую погоду (не убегать со спортивной площадки и не кричать при первых каплях дож­дя, не плакать и не капризничать, когда на лыжной подготовке замерзают руки, ноги, нос).

  3. Систематическая организация спортивных командных соревнований, когда дети болеют за спортивную честь класса,
    школы, приобретают привычку быть ответственными, испыты­вать чувство долга перед коллективом.

  4. Агитация и пропаганда здорового образа жизни, недопустимость курения, нарушения режима дня.

  5. Приобщение учащихся к обслуживанию спортивного оборудования, инвентаря, изучение правил пользования ими. По­стоянное разъяснение необходимости бережно относиться к используемым вещам.

  6. Выработка умений и навыков правильного поведения на
    соревнованиях и в качестве участников, и в качестве зрителей.

Эстетическое воспитание занимает все более значимое место в процессе формирования личности, становится реальным сти­мулом физического совершенствования. Укрепляя здоровье детей, развивая их двигательные способ­ности и нравственный опыт, учитель одновременно влияет и на формирование чувства прекрасного, содействует гармоничному, пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях. Одна из важных 'эстетических задач — воспитание красоты человеческих отношений, поступков. Для успешного ее реше­ния учителю рекомендуется следующая система действий: формировать нравственно-эстетические, мировоззренчес­кие представления учащихся, используя для этого общечело­веческие идеалы. Рассказывать о достойных спортсменах, обогащать школьников знаниями, умениями и навыкаминравственно-эстетического поведения человека, создавать условия для проявления положительных эмо­ций. Например, перед учителем физической культуры стоит задача научить ребят воспринимать, чувствовать и правильно оценивать красоту физических упражнений.С чего он долженначать и что он должен делать? Использовать на уроках физической культуры связи пред­метов начальной школы (чтение, музыка и пение, изобразитель­ное искусство) со специальными занятиями учащихся (музы­ка, фигурное катание, художественное чтение, хореография, танцы, фотография и т. п.).

Раскрытие эстетических свойств движений и двигательных действий благоприятно воздействует на личность ученика, его отношение к выполняемому действию, формированию вкуса.


1.3. Сравнительный анализ образовательных программ по физической культуре тренировочной и образовательной направленности

1.3.1 Характеристика программы по физическому воспитанию для учащихся 2-х классов (Программа разработана на основе Примерной программы по физической культуре для начальной школы (2000г.) автор – Матвеев А.П., адаптирована на 3 урока физической культуры в неделю.

Программа представлена следующими разделами «Основы знаний о физкультурной деятельности (6 ч), которые включают в себя:



Культурно-исторические основы (1,5 ч)

Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями и играми, как фактор физического развития, повышения физи­ческой подготовленности и укрепления здоровья че­ловека. Физическая культура у древних народов, ис­тория ее возникновения: ритуальные игры, танцы и обряды, связь с трудовыми навыками в земледелии и охоте. История появления первых лыж. Роль и зна­чение физической культуры в подготовке юных охот­ников.



Психолого-педагогические основы (2,5 ч)

Правила поведения на уроках физической культу­ры и техника безопасности во время выполнения физических упражнений. Физические упражнения и их отличие от обыденных движений, общая харак­теристика по видам спорта (гимнастические, легкоат­летические и т. п.). Жизненно важные движения и передвижения человека: бег, прыжки, метание лазанье, ползание. Основные формы занятий физическими упражнениями: урок физической культуры! утренняя гимнастика, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Осанка и ее формирование на занятиях физической культурой, специальные физические упражнения для ее формирования.



Медико-биологические основы (2 ч).

Режим дня и правила его составления. Личная гигиена и гигиенические процедуры в режиме дня: утренняя гимнастика, водные процедуры, уход за те лом, руками и ногами, забота о зубах и глазах.

Гигиенические требования к условиям проведения занятий физическими упражнениями, подборе одежды и инвентаря для занятий в спортивном зале и на свежем воздухе.

Второй раздел «Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью» (96 ч) состоит из:



Практических умений (9ч). Разработка режима дня и комплексов общеразвивающих упражнений для «малых» форм самостоятельных занятий: утренняя гимнастика, занятия в режиме дня: физкультминутки, прогулки и подвижные игры на воздухе.

Способы организации и самостоятельного проведения «малых» форм самостоятельных занятий физическими упражнениями, подвижных игр в летнее и зимнее время года: с различными сюжетнообразными действиями, сложно координированными движениями, с направленностью на развитие физических качеств.



Двигательные действия и навыки (87 ч)

Гимнастика с основами акробатики (16 ч) Организующие команды и приемы: построение шеренгу и колонну; выполнение основной стойки 0 команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно» «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в колонну и шеренгу; повороты на месте налево и направо прыжком; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.



Акробатические упражнения: упоры (присев, ле­жа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с на­клоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком.

Прикладные гимнастические упражнения: пере­движение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, пе­реползания; танцевальные упражнения (стилизован­ные шаги «полька» и «галоп»); хождение по наклон­ной гимнастической скамейке; упражнения на ни­зкой перекладине: вис стоя, спереди, сзади, завесом одной и двумя ногами; перелезание поочередно пере­махом правой и левой ногой.

Легкая атлетика (27ч)

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и Ускорением, с изменяющимся направлением дви­жения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положе­нием рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением..

Прыжки: на месте (на одной ноге с поворотами право и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двум; руками из-за головы, от груди из положения стоя и сидя.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из- за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Ритмика (18 ч)

Содержание обучения: Ходьба под музыку с пением учащихся. Ходьба с остановками в конце музыкальной фразы. Танцевальный шаг на носках. Шаг с подскоком. Приставные шаги вперед, в сторону, назад.



На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Смена мест», «Становись — разойдись», «Змейка», «Пройди бесшумно», «Тройка» «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на cкамейке», «Не урони мешочек», «Альпинисты».

На материале легкой атлетики: «Пятнашки» «К своим флажкам», «Не оступись», «Быстро по местам», «Третий лишний», «Метко в цель».

На материале лыжной подготовки: «Сал! на марше», «На буксире», «Два дома», «По местам! «День и ночь», «Кто дольше прокатится».

На материале спортивных игр:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу и после вeдения; подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: специальные передвижения без мяча основная стойка, передвижение приставными шага-правым и левым боком в основной стойке, остановка-прыжком), ловля и передача мяча на месте, бросок двумя руками снизу и от груди стоя на месте ;подвижные игры «Бросай—поймай», «Выстрел в небо».

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче.

Таким образом, Примерная программа по физической культуре для начальной школы (А.П. Матвеев, 2000) нацелена на решение образовательных задач по формированию основ знаний в виде отдельных уроков, формированию практических умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями и обучению двигательным умениям и навыкам базовых видов спорта.



1.3.2. Характеристика программы по физической культуре для учащихся 1 класса основанной на одном из видов спорта (баскетбол) (Е.Н.Литвинов, М.Я. Виленский, Б.И.Туркунов, 1996).

Программа физического воспитания для учащихся 1-11 -х классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) (Е.Н.Литвинов, М.Я.Виленский, Б.И.Туркунов.)

Программа позволяет последовательно решать задачи физи­ческого воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в шко­ле, формируя у учащихся целостное представление о физической куль­туре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении со­стояния здоровья, а главное – воспитывая личность, способную к само­стоятельной, творческой деятельности. Своеобразие настоящей про­граммы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способ­ностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:



  • укрепление здоровья, физическое развитие и повышение рабо­тоспособности учащихся;

  • воспитание у школьников высоких нравственных качеств, фор­мирование понятия о том, что забота о своём здоровье являет­ся

  • не только личным делом, воспитание потребности в систе­матических и самостоятельных занятиях физическими упраж­нениями;

  • приобретение знаний в области гигиены и медицины, необхо­димых понятий и теоретических сведений по физической куль­
    туре и спорту;

  • развитие основных двигательных качеств.

Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся. Поэтому задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача обу­чения.

Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на уроке задач не только по форми­рованию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся и организацию условий для их лучшего решения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы в школе зало­жены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. К сожалению, на практике учитель и ученик часто действуют разобщенно. Педагог не всегда по­нимает, что только его совместная деятельность с учеником может привести к желаемым результатам в обучении и воспитании. Очень важно в связи с реали­зацией принципов индивидуализации и дифференциации подобрать для каждого учащегося соответствующие методы и методические приемы обучения и воспитания.

Образовательная направленность физического, воспитания обеспечивает­ся лишь при условии, если обучение двигательным действиям и развитие физи­ческих качеств органически сочетаются с формированием у учащихся опреде­ленных знаний. Активная мыслительная деятельность учащихся на уроках спо­собствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные уме­ния и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются более прочными.

В содержание образования по физической культуре включаются два взаи­мосвязанных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ фи­зической культуры личности; вариативный, опирающийся на базовый и учиты­вающий региональные, национальные условия и традиции развития культуры (национальные формы физической культуры). Содержание образования обеспе­чивает по возможности широкий спектр знакомства учащихся с разнообразием форм физической культуры для свободного выбора предпочтительной. На этой основе формируется установка на активное приобщение личности к физической культуре.

Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двига­тельной подготовленности.

В разделе «Основы званий» представлен материал, способствующий рас­ширению знаний учащихся, о собственном организме, о гигиенических требова­ниях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и цен­ностных ориентациях.

Структура знаний содержит четыре блока:



  1. Личностно-ориентированные знания, связанные с саморазвитием, само­
    воспитанием, самосовершенствованием.

  2. Знания, необходимые для выполнения физкультурно-спортивной дея­тельности в коллективе. Эти знания необходимы для правильного взаимодейст­вия

с членами класса, группы и т. д.

  1. Знания, связанные с образцами поведения и общения в коллективе. Это, по сути, знание физкультурно-спортивной этики. (Здесь и атрибутика: я принад­лежу к этой команде, к этому обществу и т. д.).

  2. Знания, интегрирующие физическую культуру с другими сферами деятельности, т.е. как звания, полученные на уроках физической культуры, преобразуются в жизнедеятельности инвалида.

В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. В зависимости от возраста учащихся этот раздел неодинаково представлен в программе. Так, в I-II классах на этот раздел следует отводить до 70 % - времени занятий, но уже в III-IV классах – только 60 %. Постепенно, по мере овладевания учащимся школой движения и формирования определенных двигательных навыков и умений, доля общеразвивающих упражнений должна снижаться. В V-VII классах – до 50 %, в VIII-IX – 40 %, в X-XI – 30 %. В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.

В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам. Уже с VIII класса многие учащиеся должны принимать участие в различных соревнованиях по баскетболу, разбиваясь и хорошо зная правила соревнований.

Учитель может успешно обучать на уроке основам техники и тактики, применяя различные методические приемы и рациональные способы организации упражнений. При этом необходимо решить две задачи: повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на уроке. Одним из таких приемов обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на уроке. Одним из таких приемов обучения является выделение и разучивание основы технического приема или тактического действия. Этой основой может быть – часть приема из его двигательного состава, а также одна из его биомеханических характеристик. Например, во время обучения передаче двумя руками от груди наиболее важным элементом, основой является положение мяча в кистях, способ держания мяча перед выполнением передачи. Целесообразно именно это положение изучать в первую очередь, на нем концентрировать внимание учеников. Другие части передачи, та­кие, как приведение мяча в исходное положение, согласование движений ног и рук, можно разучивать на следующих этапах обучения в зависимости от време­ни, отведенного на обучение .этому элементу. В обучении броску с места в ка­честве основы могут быть выделены исходные положения ног, руки с мячом, а также направление движения вверх, что определяет траекторию броска. На сле­дующих этапах можно разучивать согласование отдельных частей движения и т. д. В каждом случае как основа может выделяться или положение частей тела в пространстве, или их согласование, или динамика отдельных частей движе­ния. В тактических действиях в качестве основы могут выделяться приемы, действия, которые определяют успешность всего тактического действия. Выде­ляемые в качестве основы части приема, характеристики или приемы в тактиче­ских действиях можно объединить понятием «базовый элемент».

«Базовый элемент» должен быть той безусловно необходимой частью движения, без правильного выполнения которой; невозможно решить двига­тельную задачу, выполнить технический прием или тактическое движение. Он должен также служить основой для совершенствования деталей техники и так­тики. Методический прием выделения базовых элементов дает возможность учителю сделать процесс обучения более конкретным, позволяет сокращать время на объяснение, совмещать объяснение с показом упражнения. Базовые элементы учитель может разучивать на уроке, а детали совершенствовать во внеурочных формах: в секционных и самостоятельных занятиях, в домашних за­даниях.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» при­ведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности учащихся. В этой части нет специальных упражнений и нормативов.

Сделано это потому, что не все школы работают в одних и тех же условиях (спортивный зал, площадки и т. п.), выработать какой-то специальный норматив для всех не пред­ставляется, возможным. Поэтому учителя физической культуры сами должны будут разработать такие упражнения, чтобы осуществить контроль за техниче­ской подготовленностью учащихся.

Успеваемость по предмету «физическая культура» определяется уровнем отношения к своему совершенствованию, знанием основных положений теории физической культуры, прочностыо освоения двигательных и специальных на­выков, умением самостоятельно решать некоторые вопросы своей физической подготовленности.

2 КЛАСС

I. Основы знаний

Как человек движется? Чем мы занимаемся на уроках физической культу­ры? Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укреплять свои кости и мышцы? Физические упражнения. Положительные и отрицательные качества характера (рассказать о себе и своих знакомы). В чем различие между болезнью и здоровым состоянием? Что влияет на наше настроение и здоровье? Основные линии спортивного зала.



II. Общая физическая подготовка

Основная стойка, построение в колонн, и шеренгу по одному самостоя­тельно и по сигналу учителя на время (игра). Размыкание в колонне и шеренге на вытянутее руки. Упражнения для формирования осанки, основные исход­ные положения для рук и ног. Упражнения без предметов.

Ходьба по кругу, в колонне, на носках, пятках, в полуприседе.

Бег в удобном, спокойном темпе 3 — 5 мин. Прыжки на двух и одной ноге на месте, с продвижением, в длину с места, с высоты 30 см.

Метание малого мяча в цель и на дальность. Лазанье по гимнастической стенке, скамейке, в упоре стоя на коленях, перелезание через скамейку, подлезание под гимнастического козла, коня, пролегшие под стулом. Группировки, пе­рекаты а группировке.

Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок. Поворот переступанием на месте. Подъемы ступающим шагом и спуски и высокой .стой



III. Специальная подготовка

Броски, ловля мячей, передача партнеру. Остановка в движении по звуко­вому сигналу. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двига­тельные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча.

Таким образом, своеобразие настоящей про­граммы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в баскетбол способствуют формированию жизненно важных двигательных навыков и развития физических способ­ностей детей. Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.



Каталог: 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> И регионального управления
2014 -> Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2014 -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница