«игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста» воспитателя мдоу «детский сад№29» кондратьевой татьяны олеговны



Скачать 188.2 Kb.
Дата27.05.2016
Размер188.2 Kb.
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД№29» КОНДРАТЬЕВОЙ ТАТЬЯНЫ ОЛЕГОВНЫ

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Этот ведущий вид деятельности привлекает дошкольника больше других видов деятельности и поэтому в ней он обнаруживает свои максимальные возможности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. В младшем дошкольном возрасте игровая деятельность только начинает развиваться и насколько это будет успешно, зависит от умелого руководства взрослого.

Я выбрала для исследования тему: «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста». Актуальность работы - доказать влияние игровой деятельности на развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Как педагог дошкольного образовательного учреждения, я активно применяю в своей работе игры, так как игры оказывают огромное влияние на формирование психики ребенка, помогают ему подготовиться к «взрослой» жизни. Разнообразные игры помогают развить память, мышление, сообразительность ребенка, быстроту реакции и умение мыслить логически. Кроме того, игры учат малышей общаться. Легче адаптироваться к детскому коллективу.

Начиная работу по теме с детьми, мною были определены цели и задачи. Цель - раскрыть особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.



Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности:

  • Удовлетворять потребность детей и разнообразном общении со

взрослым и сверстником. Вводить детей в предметный мир, раскрывая

способы употребления предметом и их назначение.



  • Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить

знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью

взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной

задумкой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать

игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.



  • Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные

навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с

ролью.


Теоретическая база опыта. Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста .

Изучение методической литературы по теме:

1. Аренкина Е.В. Значение игры для ребенка младшего возраста / Е.В.Аренкина // Детский сад. Всё для воспитателей.-2013.-№9.

2. Арсентьева В.П. Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П.Арсентьева.-М.:Форум,2009.

3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности // система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика Синтез, 2008

4.Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей"

5.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. "Возрастная психология: курс лекций"

6.Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"

7.Эльконин Д.Б. "Психология игры"

8.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников – Минск, 1976.


Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Начинать игровую деятельность необходимо с одноактных манипуляций с предметами, далее объединяя несколько таких действий в одной игре, затем — применяя, игровые заместители предметов, ребенок, наконец, более или менее осознанно воспроизводит последовательные цепочки сюжетных действий.

На этом этапе моя задача — направить активность малышей в нужное русло с помощью советов, прямых указаний и непосредственного участия в игре. Дети очень любознательны, их привлекает всё новое, они с

удовольствием наблюдают за действиями взрослых, учатся им подражать. В

таких играх ребенок отображает обычно те действия, которые совершаются

взрослыми и переносят их на игрушки (пример: мама кормит ребенка,

ребенок кормит зайку и пр.). Можно сказать, «игровое действие рождается не

с воображаемой ситуации, наоборот, операция с действием вызывает

игровую ситуацию».

Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.

В таких играх, как «Парикмахерская», «На приёме у врача», знакомлю детей с названиями профессий, учу брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (постригать, причёсывать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показала я, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Подготовка ребенка к принятию роли начинается с началом развития его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и обозначить себя кем-то другим – зайчиком, шофёром, парикмахером и др. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной. С одной стороны, я – это я сам, с другой, я – это не я, а кто-то иной. Способность “превращаться в другого” появляется у ребенка в том случае, если проводится соответствующая педагогическая работа.

Формирование у ребенка способности “превращаться в другого” - первый и самый важный шаг к формированию ролевой игры.

Если, осуществляя подготовку детей к принятию роли, взрослый раскроет перед малышами веер доступных его пониманию и интересных для него образов, в которые ребенок может перевоплощаться, то с раннего возраста будет ориентировать детей на увлекательную неординарную игру.

Последовательность превращений:

Известные детям и привлекательные для них животные и птицы (кошечка, воробей);

Интересные предметы, в первую очередь движущиеся (паровоз, самолет);

Взрослые, чья профессия имеет характерные внешние атрибуты (врач, повар).

На начальном этапе работы с детьми образы животных и птиц представляются нам наиболее подходящими. Дело в том, что каждое животное имеет свои отличительные внешние признаки. У лисы – роскошный пушистый хвост, у ежа – иголки, у зайца – длинные уши. Такие образы малыш легко запоминает, они привлекательны для него. Естественный интерес и привлекательность детей к животным и птицам способствуют готовности вхождения в эти образы. Ребенок с удовольствием соглашается вообразить себя белочкой, птичкой, ежиком. И, вообразив себя кем-то, он гораздо легче осознает себя, как “другого”, делает первые шаги к принятию роли.

Важно и то, что игры в животных не требуют специальных атрибутов.

Первая часть игры начинается с того, что я показываю детям, как входить в чей-то образ. Чтобы малыш захотел и смог войти в образ “другого”, показать как это легко и интересно. Прежде всего, я очень четко обозначаю свою роль, называет образ, например: “Давайте играть. Я буду лисой”. Затем раскрываю образ: описываю внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные черты его внешнего вида (иголки у ежа, клюв и крылья у птицы, пушистый хвост у белки и др.)

Далее рассказываю, где живет персонаж, какой у него домик, как он называется (дупло, нора, берлога…). Полезно показать малышам картинку, на которой изображен персонаж рядом со своим домиком. Это уточнит представления детей, полученные из рассказа.

Теперь можно рассказать чем питается животное (птица), что особенно любит (белка – орешки, зайка – морковку…)

Основные сведения можно дополнить рассказом о том, что персонаж любит делать (играть, прыгать). Закончив рассказывать про персонаж, коротко, в двух-трех фразах, сообщаю детям, что остался без детенышей (лисят, котят, зайчат…), что скучает без них, очень хочет, чтобы они снова были с ним, что сделает для них что-то приятное (подарит подарки, поиграет с ними, угостит…). В конце этого маленького рассказа я задаю вопрос: “Кто хочет быть моим лисенком (бельчонком)?”. Главный этап позади. Педагог побудил детей принять игровые роли.

Теперь необходимо выяснить у детей, насколько хорошо они вообразили себя “другими”, а заодно помочь им утвердиться в новом качестве. Для этого задается вопрос: “Лисята, а где у вас ушки? А хвостики у вас есть? А нюхать вы умеете? Как вы умеете нюхать, покажите.” Для первого раза вопросов вполне достаточно. Не надо требовать от детей в первых играх такой же полной характеристики образа персонажа. Малыш не может сразу вообразить и воспроизвести все то, что ему было сказано, поэтому перегрузка вопросами вызывает обратную реакцию – снизит у детей интерес к пребыванию в игровом образе. На этом первая часть заканчивается.

Во второй части игры стоит задача – продлить пребывание детей в принятой или роли. Далее разыгрывается с малышами ряд незатейливых и достаточно интересных для них игровых действий: “Лисята пошли в гости к зайчикам. Необходимо перейти через мостик (скамейку). Или: пролезли в норку к зайчатам, попили с ними чай”. Необходимо организовать логическое завершение игры: “Зайчата подарили лисятам книжку. И сейчас мама-лиса почитает ее своим лисятам”. На этом игра закончена.

Вот несколько советов по проведению игры:

Не обязательно проводить всю игру целиком. На начальных этапах можно ограничиться только первой частью, т.е. обеспечить вхождение в образ.

В ходе второй части игры, так же, как и в первой части, необходимо называть детей лисятами (бельчатами…). Однако, не стремиться постоянно навязывать им эту роль. Маленькому ребенку трудно длительное время удерживать себя в игровом образе. Некоторые дети могут проявить индивидуальность и переключиться на другой персонаж, который наиболее притягателен для них. Поэтому, играя в “лисенка”, ребенок вдруг может сказать: “А сейчас я медвежонок”.

Организуя вторую часть игры, не затягивать ее по времени. Малыши должны получать удовольствие от игры, от общения с воспитателем.

Совсем не обязательно, чтобы все дети были охвачены игрой. Ведь некоторые дети подключаются к игре гораздо позже.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду.

Играя с детьми, воспитатель ставит не только простые, известные малышам игровые цели. Дети могут вместе с воспитателем собирать цветы, ехать на паровозе…По возможности необходимо предложить детям одинаковые предметы. Одинаковость показывает им, что взрослый никого не выделяет, и ко всем относится одинаково хорошо.

Не надо беспокоиться по поводу того, что игры со взрослыми не дают ребенку простора для его собственной активности. Многие дети еще не готовы к ее проявлению в первые недели пребывания в детском саду. Зато, благодаря этим играм, воспитатель доказывает свое добросердечное отношение к детям, становится для них интересным партнером, способствует накоплению у малышей игрового опыта. Игры в адаптационный период не должны быть слишком длительными. Лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу.

Постепенно у ребенка формируется понимание смысла деятельности взрослых, то, что лежит в основе сюжетно-ролевой игры.

В процессе жизни у ребенка формируются разные виды деятельности: связанная с режимными процессами, специально организованными взрослыми, играми и занятиями; игровая самостоятельность. Следует отделить игровую самостоятельную деятельность от других ее видов. Так, деятельность ребенка, связанная с организацией режимных процессов (одевание, гигиенические процедуры, кормление, купание, подготовка ко сну и др.), занимает основную часть времени ребенка и имеет большое значение. Удовлетворяются важные потребности ребенка формируется его умение ориентироваться в окружающем мире, развиваются навыки, координация движений рук, начинаются трудовые действия ребенка.

А если игра возникает по инициативе ребенка, значит, наверняка она ему интересна. Роль взрослого заключается в том, чтобы создать игровую среду, побуждающую малыша к активной деятельности, и направлять ее, не подавляя инициативы ребенка.

Познавательная деятельность связана, прежде всего, с ориентировочной деятельностью, наблюдением окружающего, поэтому в нашей группе находяться разнообразные предметы для рассматривания — картины, макеты с изображением каких-то действий (кукла катается на санках, кукла кормит собачку и т.п.), книжный уголок.

Действия с предметами — ведущий вид познавательной деятельности, который может быть представлен в виде непосредственных действий с предметами (авторазвивающие дидактические игрушки) и орудийных действий с дополнительными предметами - орудиями (ложкой, палочкой, чашкой и т.д.).

Совершенно особое место занимает проявление инициативности в игре, когда ребенок не только сам создает игровую ситуацию, но в ее ходе проявляется его познавательная активность, понимаемая как стремление ребенка самостоятельно найти решение игровых задач. Уровень решения игровых задач зависит от степени обобщенности реального и игрового опыта ребенка. При этом наблюдается прогрессивное преобразование игровых действий в более абстрактные — с игрушками, к более обобщенным действиям с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, к замене этих действий вербальными знаками, словом. Большую радость доставляет детям включение в их игру взрослого. Например, в разыгрывании сценки с куклой, пришедшей на прием к врачу, роль которого взял на себя ребенок.

Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

Анализ результативности. Главный показатель эффективности работы по развитию игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста - это данные диагностического обследования детей. Где можно увидеть положительную динамику развития воспитанников. Динамика качественных изменений развития детей имеет позитивную направленность.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта. В своей педагогической практике я столкнулся с определенными трудностями проблемного обучения:

1.Огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода в работе с детьми.



2.Совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства.

Адресные рекомендации по использованию опыта Данный опыт работы был обобщён на уровне образовательного учреждения. Свой материал я разместила на сайте МДОУ «Детский сад №29»

ds29sar.schoolrm.ru
Каталог: iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Диагностика социальной тревоги
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница