Игра в теории, обучении и воспитании



Скачать 120.5 Kb.
Дата23.05.2016
Размер120.5 Kb.

Игра в теории, обучении и воспитании


Игра обладает существенными признаками: целью, соответствующим содержанием, деятельностью ее участников и результатом. В представленном материале вы сможете ознакомиться с теоретическими аспектами игры и методикой их организации. Здесь предложены также различные подходы к классификации игры, не только как к детской деятельности, но и к деятельности взрослых.

Определение игры в истории теории игры


В начале XX века известный русский педагог в области внешкольного воспитания детей С .Т. Шацкий писал об организации детских клубов, отмечая, что одним из направлений их деятельности является организация игры: «Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются ... в определенных движениях, необходимых... как воздух, как пища. Поэтому игре должно быть отведено болыдое место в детском клубе. Чем больше игр, тем болыде клуб будет носить детский характер».

Что же такое игра? В толковом словаре русского языка приводятся следующие значения слова «Играть» (игра определяется как «действие по глаголу играть»: «развлекатъся, забавляться... Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нем... ».

В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, ученые П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат».

Не менее интересно определение игры у Г.К. Селевко «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

В 30-е годы, проводя подробное исследование обозначения игры на разных языках (японском, латинском, семитском, германском и др.), Й. Хейзинг отмечает, что в некоторых языках таких слов нет, а есть лишь разные слова для обозначения игр детей (греческий, китайский, санскрит), например, соревновательные игры, игры-представления, азартные игры и т.п.

Следует отметить, что научного единого общего для всех определения игры мы не имеем до сих пор, и все исследователи (биологи, этнографы, философы, психологи) отталкиваются от интуитивного осознания, соответствующей культуры, определенной реальности и места игры, которое она занимает в этой культуре.

Рассмотрим наиболее известные подходы к игре в историческом аспекте. Одна из теорий — теория К. Грооса, который придавал детской игре исключительно большое значение: «...у ребенка она составляет главное содержание его жизни». К. Гроос развивает свою теорию как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции... являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.

Альтернативной позицией на теорию К. Грооса была теория игры Ф. Бойтендайка, который критиковал и возражал Гроосу. Его теория состояла в том, что инстинктивная деятельность не нуждается в упражнениях, что инстинкты созревают независимо от упражнений, которые он не считал игрой.

В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детеныши играют, а Ф. Бойтендайк — на вопрос, почему они играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга.

Следует отметить, что начиная с 30-х годов ряд исследователей: Й. Хейзинг, Ю. Левада и другие, создают культурологическую концепцию игры, в которой игра рассматривается как важнейшая характеристика человека, как культурного существа. Философский анализ игры в работах Х.-Г. Гадамера, И. Канта, Ф. Шиллера и др. рассматривается как изображение, а не как переживание. Игра своеобразна тем, считали они, что имеет границы изображаемого и реального.

Игра с позиции психологов имеет несколько другие концепции. В. Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Грооса (игра как упражнение), но, вместе с тем, рассматривает ее «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.

В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальт-психологии, игре отводится огромнейшее значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно Коффке, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. Становясь взрослым, человек обращается с ними совершенно иначе. То, что для ребенка являлось полноправным миром, для взрослого становится игрой.

Близок к такой позиции и взгляд на игру Ж. Пиаже, который считает, что внутренний мир ребенка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребенка, по его мнению, является как бы посредником между аутистическим миром ребенка и логической мыслью взрослого.

Большое влияние на исследование игры оказал психоанализ 3. Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, какудовлетворениепотребностей, влечений, которые не могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребенка становятся предметом игры, меняют свою природу, и он активноуправляет ими.

Следует отметить исследования игры А. Адлера, который показал возможности исполъзовать игру для адаптации, понимания, обучения и терапии детей. Он выделяет 8 функций драматической игры: подражание, разыгрывание реальных жизненных ролей; отражение опыта ребенка; выражение подавленных потребностей; выход «запрещенных побуждений»; обращение к ролям, помогающим расширить свое «Я»; отражение роста, развития, взросления ребенка; разрешение в игре своих проблем.

Наряду с концепциями А. Адлера, Э. Фромма и др. известных ученых неофрейдистов, следует остановиться на концепции Э. Берна. В исследованиях Э. Берна показана природа человеческого общения («Игры, в которые играют люди». М., 2000), за единицу общения принята трансакция. Игра, по мнению Э. Берна, передается от поколения к поколению и может охватывать около сотни лет в прошлое и прогнозироваться на будущее. В этом состоит ее историческое значение. Автор отмечает, что воспитание детей в большинстве случаев сводится к тому, что разные варианты игр детей зависят от культуры, социального класса семьи. В этом Э. Берн видит культурное значение игры. Следует отметить, что социальное значение игры, по мнению автора, состоит в том, что люди приходят к играм, как к компромиссному решению, чтобы отвязаться от скуки времяпрепровождения и не подвергать себя опасностям.

Э. Берн считает, что люди выбирают себе друзей, партнеров, близких чаще всего из числа тех, кто играет в те же игры. В этом и состоит личностное значение игр.

Особый вклад в изучение игры в конце XIX — начале XX века внес выдающийся русский психолог П.Ф. Коптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным обра-зом изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребенку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать свое внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме».

Особое внимание в умственном развитии детей П.Ф. Коптерев уделяет развитию органов чувств. «Это постоянная наблюдательность, требуемая игрой, способствует развитию органов внешних чувств: глазомера, слуха, рук, ног; ни одно движение противной партии, даже ни одно ее намерение, не должны ускользнуть от наблюдательного глаза, от постоянно прислушивающегося уха и против всякой мины и атаки сейчас должны быть введены контрмины и атаки». Отсюда следует отметить, что развитие чувств больше поддерживается играми, чем ученьем.

По мнению П.Ф. Коптерева, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги — это друзья, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга.

В 30-е годы в советской психологии исследованиями игры занимались М.Я. Басов, П.П. Блонский, но особый вклад в разработку теории детской игры внес Л.С. Выготский. Еще в 1933 году он впервые выделил ролевую игру, как ведущий вид деятельности дошколъника и вывел ряд отличий в игре детей раннего и дошкольного возраста. Он отмечает, что игра дошкольника — это воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых желаний. Центральным моментом игры Л.С. Выготский считает мнимую ситуацию, которая определяет сознание ребенка, т.е. ребенок действует не с вещами, а лишь с их значением, и только в школьном возрасте осознает их как значение. По определению Л.С. Выготского игра «создает зону ближайшего развития ребенка, в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».

В книге Д.Б. Эльконина «Психология игры» автор определяет игру следующим образом: «Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». В своей теории Д.Б. Эльконин определилпуть изучения ролевой игры, как выделение неразложимых единиц, которые обладают свойствами целого. По его мнению, такими единицами являются роль, сюжет, содержание, игровое действие.

Анализируя теорию игры Выготского и Эльконина, сравнивая их, автор книги «Игра как феномен сознания» И.Е. Берлянд отмечает, что в теории Л.С. Выготского «ребенок учится игре своего«Я»,создавая фиктивные точки идентификации — центры «Я», а у Д.Б. Эльконина в игре ребенок воссоздает социальные отношения между людьми».

В последние годы проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, терапевтическим использованием, как подготовкой к взрослой жизни. Авторы этих исследований: С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Г.Л. Лэндрет и др.

По мнению многих исследователей ,игра имеет большое зна чение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы.

В книге «Технология игры в обучении и развитии» авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова говорится: «Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разуму, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом — в жизнь».



Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра — это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

Значение и роль в работе педагога дополнительного образования


Говоря о важности значения игры для педагогов учреждений дополнительного образования, следует отметить, что значение ее теории позволит глубже и интересней построить содержание работы с детьми:
— при использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков, игровые методы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия;
— игра поможет ребенку лучше познать себя и окружающий мир;
— игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулы, освобождает от избытка энергии;
— игра имеет особое значение для развития произвольного поведения и психического развития;
— игра важна как школа морали, как переход на новый период развития;
— педагог должен помочь дошкольнику, школьнику и взрослому сохранить игровую позицию, т.е. обыгрывать свою деятельность, «только тогда взрослый человек будет вполне сознателъным и свободным, когда будет воспроизводить в себе ситуацию игры и себя как играющего ребенка».

Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности


Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования проявляется в том, что он должен уметь организовывать деятельность воспитанников, развивать их творческие способности, индивидуальность с помощью игры. Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли..., нравственных, эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, развитие мотивации учебной деятельности,
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация кусловиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:
— развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
— развитие воображения как основы творческой деятельности;
— развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
— формирование в процессе игр нестандартного мышления;
— развитие координации и мелкой моторики;
— организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;
— исходя из целей и задач, определяющих игровую деятельность, следует отметить принципы, как нормативные требования к организации игры детей. Характер принципов выражается в виде общихуказаний, правил, норм.

Рассмотрим принципы организации игровой деятельности, сформулированные П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Авторы обозначили достаточно обширный перечень принципов игры. Остановимся на наиболее значимых и актуальных для педагогов учреждений дополнительного образования:


активность — основой принцип игровой деятельности, выражающий активное проявление физических, интеллектуальных сил, начиная с подготовки к игре, в процессе и в ходе обсуждения ее результатов;
открытость и доступность игры означает свободное участие желающих, и любая игра должна быть проста и понятна;
динамичность выражает значение и влияние фактора времени в игре. Продолжительность игры значима для возраста детей и уровня их подготовленности;
наглядность игры означает, что все игровые деиствия должны быть открыты в реальных и ирреальных (кино, театр, компьютерные игры) проявлениях той или иной действительности, что значительно усиливает познавательный интерес;
занимательность и эмоциональность игры отражают увлекательные, интересные проявления игровой деятельности, значительно усиливают познавательный интерес;
принцип индивидуальности отражает сугубо личное отношение к игре, где развиваются личностные качества и есть возможность для самовыражения и самоутверждения игрока;
коллективность же отражает совместный характер взаимосвязанной и взаимозависимой игровой деятельности, способствует развитию товарищеских взаимоотношений, учит мыслить и действовать сообща;
целеустремленность игрока отражает единство цели для игрока и его соперника; личные цели должны совпадать с общими целями команды;
самодеятельностъ и самостоятельность игрока в игре — это один из главных принципов, имеет функцию управления выражающегося в соотношении между мерой самодеятельности и мерой самостоятельности;
состязательность и соревнование в игре. Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы;
результативность отражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приотк-рыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально-эмоциональной борьбе. Игра — «идеальный генератор» учебных проблем, а способность «видеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;
информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.

Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.


Классификация игр


В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

1) «Игры творческие и их разновидности: игры — драматизации и строительные игры;


2) подвижные игры;
3) дидактические игры».

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

«... Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);

Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи);игра — драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)

На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода:
— игры теплокровных животных и их детенышей;
— игры первобытных людей и их детей;
—игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».

Род результативных игр имеет два основных класса:


— энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;
— интеллектуальные объединены в три вида — абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

Педагоги учреждений дополнительного образования как практики классифицируют игры по следующим видам (О.А. Данилина, муниципальное образовательное учреждение «Агнесс», г. Нижний Новгород):

малоподвижные игры. Участников игры может быть любое количество, дети играют сидя или стоя на месте. Проводятся тогда, когда нужно выбрать будущих участников для игры в зале, на сцене, или эстафетной игры. Может быть использована, когда возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей;

эстафетные игры — это состязание двух или больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях. Задания могут быть связаны с переноской предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы). В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болелыциков;

аттракционы подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы — это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте. Все остальные дети являются болелыциками, зрителями;

аттракционы имеют небольшой запас зрелищности, потому что скоротечны. В их организации важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т.д. Аттракционы для площадки — это игры на предельное метание, ловкость, выдержку и терпение. Каждый участник играет для своего удовольствия и нуждается в зрителях. Когда проводятся большие массовые праздники, где учавствует много детей, желательно площадку разделить на сектора для разнообразных аттракционов: силовые, народные игры, игры, демонстрирующие ловкость, прицельное метание и др. При большом количестве играющих можно вывести жетонную систему, где за определенное (5-7) количество жетонов ребенок может получить приз в специально отведенном месте;

игры со сцены — это, во-первых, игры для всего зрительного зала: когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; когда дети исполняютхоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники ,сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.).

Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный аттракцион.

В-третьих, игра для двух или болыпе команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все задания должны нести запас зрелищности. Популярны среди подростков и молодежи также конкурсные программы: КВН, «Джентельмен-шоу», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

массовые подвижные игры, связанные с передвижением, перестроением всех игроков под музыку, где дети танцуют и поют. В них принимает участие большое количество детей. Проводить игры можно в фойе или на улице. Чаще всего эти игры организуются на новогоднем празднике, масленице, празднике Нептуна и др., ими можно начинать или заканчивать большие уличные мероприятия. Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра — это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь — это игра, а где игра — там другая жизнь.


Игра в обучении и воспитании


«Обладает ли игра (обучающая) чем-то таким, что заставляет нас играть и, играя, познавать? ». Можно ответить на этот вопрос однозначно: «Да». Игра должна вести мысль играющих через все ее действия: вопросы и ответы, поддержание интереса с введением новых элементов; создание ситуации оживления. Неожиданности и удовольствия, трудности открытия. Важно, чтобы игра подходила для всех, не утомляла повторами. Отсюда следует, что обучающие игры — это то, с помощью чего мы играем и познаем. Важно, чтобы у играющих было желание играть, и основано оно было на доброволъности. Второй, не менее важный элемент обучающей игры состоит в том, чтобы сам педагог четко для себя уяснил, где грань между учебными играми и обучающей игрой ?

Учебные игры — это определенный объем информации или сообщение, которое в какой-то степени посягает на свободу играющих, где утрачивается развлекательность.



«Обучающая игра» — термин до некоторой степени повтологичен. Игра и учение - единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровои атмосфере. Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы., иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; не должны создавать ситуацию зависимости от микрокомпьютера или видеомагнитофона; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества.

В каких же моментах обучающая игра не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений между детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.), которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить следующие особенности:
— педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
— педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;
— педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.

Рассмотрим более подробно игровые технологии в обучении и воспитании.

 В практике педагогов широко известно использование проблемно-игровых ситуаций, цель которых — развитие у детей творческих способностей. Проблемно-игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала, формированию у детей коммуникативно-оценочного отношения к творчеству.

Начало развитию творчества должно положить, прежде всего, знакомство детей друг с другом. Например, проблемно-игровая ситуация «Растущие цепочки». Дети садятся (становятся) в круг, один из играющих называет свое имя, сосед повторяет и называет свое. Каждый последующий повторяет предыдущую цепочку и добавляет к ней свое звено. Подобный вариант проблемно-игровой ситуации может быть использован на занятиях по иностранному языку, в усвоении алфавита или других заданиях.

 Игры на развитие мышления, речи, памяти и внимания детей. Например, игра «Три слова». Педагог предлогает детям три слова, не связанных между собой по смыслу. Цель: составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Условия игры: можно менять падежи, дополнять предложения другими словами. Варианты слов:
— книга, небо, цветок;
— двор, мяч, друзья;
— очки, сумка, велосипед и т.д.

Простой вариант ответа может быть таким: «В книге описаны небо и цветы». Оригинальный вариант: «О необыкновенных цветах и лазурном небе были стихи в этой книге». Игру можно усложнять и предлагать детям составлять не только предложения, но и целые рассказы.

 Игры и упражнения на формирование умения выделить основные, характерные признаки предметов, на сравнение и сопоставление их. Например, игра-упражнение «Сопоставление». Цель: выразитъ суждение об отношении свойств разных предметов. «Таня и Галя читали книги. Они начали читать одновременно и читали одинаково быстро. Таня прочитала больше книг, чем Галя. Кто из них потратил больше времени ?» (ответ: Таня).

 Игры на обобщение предметов по определенным признакам. Например, назовите предметы по свойствам материалов: деревянные, пластмассовые; по форме: круглые и т.д.

 Игры на развитие умений отличать реальные явления от нереальных. Например, «Кто летает?». Педагог спрашивает, а дети без пауз должны отвечать.
«Орел летает? — Летает! (поднимают руки);
Воробей летает? — Летает!;
Змея летает? — .........
(Тот, кто ошибается — водит, задает вопросы).

 Игры на развитие фонематического слуха и смекалки. Например, «Невидимые слова». Педагог в воздухе как бы прописывает простые слова, а дети должны суметь прочитать их и записать на своем листе, но так, чтобы другие не видели. Потом педагог оценивает результат.

 Деловая игра — используется при усвоении детьми нового материала и для закрепления пройденного, формирования общеучебных умений, а также для изучения материала с различных позиций. Могут быть использованы различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр и др. Например, деловая игра «Предвыборная компания», «Суд», «Закрытие конгресса» и т.д. Деловые игры состоят из трех этапов: подготовительного, этапа проведения, анализа и обобщения результата игры.

Следует особо отметить, что в любой обучающей игре есть игровое действие. Оно имеет учебно-тренировочный характер и всегда повторяется и проверяется детьми. При разработке игры важно исполъзовать такие игровые действия, которые потребуют от ребенка усвоения необходимой информации и выражения ее в заранее заданной вами информационно-логической схеме.

Использование игры в обучении и воспитании — это уже готовность к изменению мышления. Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом обучения — вполне самостоятельной категорией.

Методика организации игры


Перед педагогами ставится задачи — найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка. Именно игра занимает центральное место в его жизни, где он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. Важна роль педагога, который организует игровое пространство, игровую ситуацию. Умение пригласить в игру столько участников, сколько необходимо, объяснить сам процесс игры — все это требует от педагога высокого профессионализма.

Технология проведения игр заключается в том, чтобы ребенок мог самовыразиться, самоутвердиться, познать себя и других, чтобы детям в игре было легко и уютно.

Организуя игру, важно рассматривать каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое личное «Я»; в игре ни в коем случае не должно быть элементов, связанных с риском для здоровья детей; недопустимо унижать достоинства детей; иградолжнасоответствоватьвозрасту и особенностям детей; используемые в игре атрибуты должны быть гигиеничны, безопасны, удобны и эстетичны; каждая игра должна создавать эмоциональный настрой даже для проигравших детей.

В организации и проведении игры важна методика объяснения игры. Не следует начинать игру с ее названия или пересказа содержания, т.к. это снижает интерес к ней. Желательно начинать объяснение игры со вступления, которое должно быть связано с темой праздника, вечера, занятия или игровой ситуации. Лучшим вариантом считается объяснение по ходу игры и организации ее участников и болельщиков.

Задача педагога в объяснении игры состоит в том, чтобы организовать, развлечь не только тех детей, которые участвуют в игре, но и болельщиков. Технология объяснения игры должна соответствовать ряду требований: ясность и четкость в изложении; эмоциональная выразительность и достаточная громкость не зависимо от количества игроков; объяснение должно быть максимально показательным. В этом участвуют в зависимости от игры или сам педагог, или дети. Например: игровая программа «Рождественский карнавал». Это эстафетная игра из семи заданий, в которой участвует 4 команды по 10 человек; педагог объясняет задание, а капитан каждой команды показывает всем остальным детям, что нужно делать.

Каждая игра требует определенного количества участников. Исключение составляет лишь массовая игра. Как пригласить в игру будущих участников ?

Нежелательно обращаться к детской аудитории с вопросом: «Кто пойдет играть? » или «Приглашаю на игру самого смелого молодого человека (смелую девушку)». В первом случае может выйти больше детей, чем нужно, и некоторых придется возвращать, что вызовет отрицательные эмоции. Во втором случае большая вероятность того, что никто не выйдет. Педагогу недопустимо тянуть участников за руку, вовлекая их в игру.

Приглашать в игру надо столько участников, сколько необходимо для ее проведения. Обращаться следует к тем членам аудитории, которые нужны в данный момент игры: мальчикам или девочкам, юношам или девушкам.



Варианты приглашения в игру:
— предложить детям жетоны разного цвета: «Прошу подойти ко мне ребят (гостей, участников), у которых только красные (зеленые, синие) жетоны»;

— использовать карточки с цифровым обозначением: «Приглашаю в центр зала, аудитории ребят только с четными (нечетными) номерами;или у кого числа 5, 10, 15 ит.д.;

— для всех участников задаются несколько вопросов или загадок, достаточно сложных, чтобы исключить ответ хором.

Правильно ответивший становится участником. Примером может служить игра «Путешествие по стране сказок»,где педагог спрашивает: «Ребята, вы любите сказки? Поднимите, пожалуйста, руки, кто прочитал 10 сказок? А кто 30? А кто 100? ». Сначала поднимают руки почти все дети, а в конце остаются всего несколько ребят. Тогда и приглашаются участники, которые подняли руки последними;

— в молодежной аудитории выбирается два капитана, педагог представляет их участникам и предлагает им пригласить по девушке, затем опять произносит команду: «удвойтесь», и так до десяти раз. Таким образом, участники игры сами собирают команду из тех, на кого надеются и кому симпатизируют;

— педагог бросает детям мяч и оговаривает, кто его ловит: « Эти мячи ловят только мальчики (только девочки) и подходят ко мне» и т.д.

В процессе игры между педагогом и детьми должен быть диалог. Если игра носит словесный характер, то педагог должен повторить ответ ребенка не зависимо от того, правильный он или неправильный, например,в игре «Герои сказок» мальчики называют сказочных героев, а девочки — сказочных героинь. Педагог должен повторить за каждым ребенком имя названного им персонажа. В таком случае дети внимательно следят за происходящим.

Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.


Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре. Если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его друтим.

Педагог должен поощрять участников или группу участников словами: «спасибо», «молодцы», «умники», «умницы» ит.д., предложить зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумный ответ, чтобы подбодрить участников, и раздать им призы.

При подведении итогов возможны следующие варианты:
— если проводятся тематические игры, в которых участвуют две или несколько команд, то для оценки конкурсов необходимо жюри. Слово жюри — это закон. Конкурсы могут оцениваться по балльной системе. У каждого члена жюри имеется своя табличка с баллами, которые они выставляют, затем подсчитывается средний бал или жюри ставит коллективную оценку выступлений той или иной команды;

— другой формой оценки игры может быть жетонная система. Она удобна при учете активности личного участия играющих, например, в викторинах, конкурсах, концертах, олимпиадах и т.д., когда за правильный ответ участник игры получает жетон. По окончании игры победителем является участник, набравший наиболынее количествожетонов. Эта система необходима, когда в играх принимаютучастие большое количество детей, и работает одновременно несколько игровых площадок. Тогда организаторам необходимо заблаговременно оговорить, за сколько жетонов дети получают приз. При таких условиях активность играющих очень высока. Они стремятся побывать на всех игровых площадках, чтобы получить как мож-но больше игровых жетонов;

— не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными. Могут быть продуманы награды для активных болельщиков и зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и т.д.

Необходимо отметить ряд требований к педагогу-организатору детских игр. В первую очередь — это эстетика его внешнего вида; особые требования предъявляются к его культуре речи, выразительным средствам языка, эмоциональности. Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей, добросовестная подготовка и профессионализм — все это, бесспорно, влияет на отношение детей к педагогу и на успех в работе.


Игротека в учреждении дополнительного образования


«Игротека» — это учреждение (отдельное помещение при каком-либо учреждении), которое с помощью игры и игрушки помогает детям реализовать свои потенциальные возможности.

Цель игротеки — обеспечитъ доступность игрушек для большего числа детей с тем, чтобы стимулировать их игровую активность.

Игротека давно известна в разных странах, и организуется по-разному в зависимости отусловий и целей ее создания.

Во многих странах наиболее распространены игротеки при библиотеках, например, в Чехословакии, в г.Чадце, игротеки предназначаются для детей от 3 до 15 лет. Кроме книг и периодических изданий дети могут взять кассеты, репродукции картин, слайды и другае развлекательные и учебные пособия, а также могут пользоваться игрушками разных видов. Игрушки, как и книги, разложены на полках, и дети имеют свободный доступ к ним. Сами выбирают, играют или берут их домой.

Наряду со стационарными, существуют и передвижные игротеки на автомашинах. Цель таких игротек — предоставить возможность детям и взрослым, живущим в отдаленных, сельских районах пользоваться играми и игрушками. «Игротека на колесах» раз в 2 недели объезжает деревни. В течение полутора часов дети и их родители могут опробовать игрушки, выбрать одну из них и взять с собой. В следующий приезд автобуса они возвращают ее и берут новую. Работники игротеки один раз в месяц в каждой деревне организуют день игры, что является важным культурным событием.

История игровой работы в Англии своими корнями уходит в 60-е годы прошлого столетия. Основной целью такой работы было оказание помощи социально незащищенным детям. Современные формы игры осуществляются в учреждениях типа площадок приключений, игровых центров, клубов продленного дня. Уделяется внимание осуществлению игровых проектов для детей с ограниченными возможностями.

Интересен опыт по организации игротек в Канаде, США, Австралии, ФРГ, Новой Зеландии и др.


В нашей стране за последние годы увеличилось количество учреждений дополнительного образования — это детско-подростковые клубы в разных городах, такие как муниципальное образовательное учреждение «Агнис» в г. Нижний Новгород, студия «развивающие игры» в г. Обнинск. Подобные учреждения есть и в г. Калининграде, в г. Петропавловске-Камчатском, в г. Москва и во многих других городах, где имеется опыт создания игротек, их оформления, подбора игрушек. На базе этих учреждений проводятся семинары-практикумы по определению направлений и распространению опыта работы по программе «Игра, развитие, творчество». Пока в стране нет специальной программы по созданию сети игротек, хотя этот социальный институт открывает большие возможности по приобретению детьми опыта социального поведения.

Игротека может быть организована с целью проведения игровой терапии, которая рассматривается как взаимодействие с ребенком и предоставление ему возможности для свободного самовыражения. Ребенок в условиях игротеки получает новый опыт, сам отвечает за свои действия, развивает самоконтроль и свой творческий потенциал.

Комплектование игротеки игрушками зависит от финансовых возможностей учреждения, на базе которого она организована. Игрушки должны подбираться с учетом уровня совре менных научных знаний в области гигиены, медицины, педагогической психологии и эстетики.

С точки зрения педагогической психологии игрушка должны способствовать расширению кругозора ребенка, развивать навыки ручного труда, творчества.

Игрушка должна способствовать развитию воображения, помогать устанавливать дружеские отношения с другами детьми, атакже взрослыми.

С медицинской точки зрения необходимо, чтобы игрушка была безопасной, исключала возможность ранения или несчастного случая. Игрушка должна быть прочной и соответствовать силе руки ребенка; должналегко чиститься, дезинфицироваться.

С эстетической точки зрения большое значение должно придаваться внешнему виду и упаковке игрушки, ее форме, раскраске, материалу, которые должны стимулировать развитие эстетического вкуса ребенка. Игрушка должна нравиться ребенку и приносить ему радость.

Задача игротеки состоит в том, чтобы не просто подбирать игрушки, а создавать из них ансамбль, в котором каждая игрушка воспринималась бы не только через призму потребностей ребенка, но и общих целей воспитания.

Игротека должна иметь в своем арсенале игрушки для всех возрастных групп, отвечающие требованиям физического, интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

Игротека должна предлагать детям как классические игры и игрушки (домино, лото, транспортные и строительно-конструктивные игрушки, хозяйственные наборы, игры для улицы, дидактические игры), так и научные, математические и электронные игры.

Приведем следующий перечень игрушек и инвентаря, предложенный О.С. Гозман:

1. игрушки: куклы, персонажи литературных произведений, мебель, посуда, одежда, принадлежности для сюжетно-ролевых игр, игрушки-животные, технические игрушки, занимательные, дидактические и др.;

2. настольные и настенные игры: разрезные картинки, кубики, домино; детские познавательные лото; викторины и электровикторины; шашки, шахматы, настольно-двигательные игры;

3. инвентарь для подвижных игр: мячи, мишени, обручи, скакалки, ракетки, кольцеобросы; самокаты, ролевые коньки, лыжи, велосипеды и др.;

4. принадлежности для строительных, сюжетно-ролевых игр;

5. материалы и инструменты для изготовления самодельных игр и игрушек: наборы природного и «бросового» материала;

6. пособия с описаниями и правилами игр имеющихся в наличии;

7. оборудование для проведения и хранения игр: столы, раскладные столики, ширма, стеллажи, декорации, музыкалъные инструменты и др.;

8. сооружения на игровой площадке: качели, карусели, горки, лесенки, бревна, скамейки, баскетбольные шиты и др.

Чтобы фонд игрушек использовался максимально, игротека должна располагать соответствующими помещениями: приемной, где сдают взятые игрушки напрокат, зал с экспозицией игрушек, места и для игр детей, ремонтную мастерскую, где дети самостоятельно или с помощью взрослых могут починить поврежденные игрушки, зал с игровыми автоматами. Не менее важным фактором, определяющим деятельность игротеки, является персонал. Работники игротеки, кроме выдачи игрушек, должны уметь дать совет, выбрать, научить пользоваться той или иной игрушкой, организовывать коллективные игры. Для работы в игротеке необходима профессиональная подготовка. Таким образом, игра и игрушка являются важным фактором в процессе формирования личности ребенка и одним из условий здорового физического, умственного и нравственного развития детей.


Игра как метод диагностики


Игра, как отмечалось выше, имеет разные целевые функции: обучающую, воспитывающую, социализирующую, но особо следует отметить ее диагностическую роль. Игры ребенка — важный показатель общего развития. Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдатъ за детскими играми. Если ребенок не выражает интереса к играм, проявляет пассивность, если его игры стереотипны и примитивные по содержанию — это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка, неутешительный прогноз для школьного обучения.

В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов болыпе, меньше, убратьлишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимовыполнитьопределенныедействия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку — потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

Предметом внимания педагога должно стать поведение детей в ситуации принятия решения во время игр с правилами. Опыт показывает, что если педагог приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать его в процессе выполнения и контролировать себя, то быстрее будут выявлены дети с пониженной обученностью и своевременно начата соответствующая коррекционная работа. Важно определить, насколько сознательно ребенок принимает поставленную цель, указания к ее достижению, руководствуется ли объяснениями педагога, получает ли адекватный цели результат, способен ли оценить его с позиции поставленных требований, как он относится к своей работе и ее результату. Например, для диагностики сформированности контрольно-проверочныхумений детям предлагается игра «Контролер». В игре необходимо запомнить ряд требований и правил, затем, ориентируясь на них, совершитьконтрольно-проверочные действия.

На обувной фабрике нужно подобрать тапочки по парам и разложить их по соответствующим коробкам. Из плотной бумаги вырезаются тапочки разных размеров с разными узорами и перемешиваются между собой. При этом ребенок должен ориентироваться на признаки: размер тапочек, правильный подбор пары, совпадение узоров. В зависимости от степени развития внимания и самоконтроля детей могут быть использованы разные по сложности задания:


— подбор пар осуществляется при конкретных различиях по размерам и узорам;
— подбор пар происходит при незначительных различиях размеров, узора, деталей;
— подбор пар требует детального сравнения элементов узоров, их чередования и т.д.

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При подборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору. Это способствует большей осознанности контрольных действий. После того, как пары подобраны, их следует разложить в соответствующие по размеру коробки (это цветные прямоутольники разных размеров).

Если дети затрудняются в подборе, то педагог, участвующий в игре на равных условиях, демонстрирует рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковых размеров, затем из них подобрать пары, сравнить узор и проверить соответствие левой и правой ноги. Особенно тщательно следует сравнивать узоры.

Полезно включать в игру и словесное описание детьми узора на тех тапочках, которые им болыпе всего понравились. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-проверочные действия усложняются. Серию диагностических занятий для детей 8 — 10 лет предлагает А.З. Зак. Это дидактические игры на определение уровня интеллектуальных способностей: умение анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Автор предлагает проводить диагностику в начале работы с детьми по развитию способностей и повторную — после курса развивающих занятий, чтобы выявить, у кого из детей развитие происходит более или менее интенсивно, кому из детей необходима коррекционная работа.При использовании игры как метода диагностики, опреде ляется уровень развития детей по следующим показателям: «высокий», «средний», «низкий» или «самостоятельно» (с), «недостаточно самостоятельно» (нс), «не самостоятельно» (н).



При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:
— четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
— варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
— осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Педагогу важно уяснитъ, что игра может быть использована как метод диагностики и как средство коррекционной работы.
Каталог: sites -> default -> files -> books
books -> Что скрывает внутренний мир маленького телезрителя?
books -> Развитие педагогики и образования в Советском Союзе. Современное состояние
books -> Духовно-нравственная культура педагога как социальная проблема
books -> Влияние христианского учения на развитие гуманистической педагогической традиции хyii-хх веков
books -> Профессиональная эксплуатация подчиненных
books -> Ю. Л. Каптен основы медитации вводный практический курс
books -> В помощь кающимся
books -> У истоков педагогики христианства
books -> История Христианской Церкви
books -> Православное дошкольное воспитание приоритетное направление в образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница