«Идеи Просвещения как истоки Великой французской революции»



Скачать 218,14 Kb.
Дата21.04.2016
Размер218,14 Kb.
ТипРеферат
Государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Ленинградский областной колледж культуры и искусства»

Специальность «Социально-культурная деятельность и народное

художественное творчество»
Вид: «Хореографическое творчество»

Вариант № 6

по дисциплине: «История мировой культуры»

Тема: «Идеи Просвещения как истоки Великой французской революции»







Выполнила студентка 4 курса

заочного отделения

Васильева Надежда Юрьевна


Санкт-Петербург

2013-2014 уч.год

РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ


Общая оценка работы: ______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Оценка _________________ Подпись преподавателя ____________________ (зачет, незачет)
Содержание.



  1. Введение

  2. Истоки просвещения.

  3. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру.

  4. Национально-государственные формы Просвещения.

  5. Великая французская революция. Основные события.

  6. Идеология девиза: Свобода, Равенство, Братство.

  7. Значение культуры эпохи просвещения.

  8. Список используемой литературы.

Введение

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению.

Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет — «lumiere») новая культура видела не в Вере, а в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство.

ИСТОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Люди XVIII века называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли — путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении — антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. — free thinkers). Это название прочно вошло во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ МЫСЛИ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ.

Великая идея века овладела всеобщим вниманием, прежде всего через литературу. Просветительская литература вела к появлению нового читателя, она увеличила его стремление к самообразованию. Писатели Просвещения называли себя философами.

Сочинения писателей-философов постоянно перепечатывались в громадном количестве экземпляров.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. Образованное общество с жадностью набрасывалось на вновь изданные тогда просветителей. С 1717 по 1724 г. было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем — вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Еще при жизни философы и литераторы воздвигли ему памятник.

Вольтер был действительно великим литератором — он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений.

Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

В низших сословиях общества просветители аристократического направления не видели объекта своего воздействия. По их мнению, просвещение недоступно для людей, обреченных на ручной труд. Народ страшил даже радикально настроенного Вольтера: «Когда чернь принимается рассуждать, все погибло ».

Демократическое направление в Просвещении получило название «руссоизм» по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей — Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности («Рассуждение о начале и основаниях неравенства»). Он защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Его общественно-политические трактаты легли в основу деятельности якобинцев.

В своих литературных произведениях — стихах, поэмах, романах, комедиях — Руссо идеализировал «естественное состояние» человечества, прославлял культ природы. Руссо выступил как провидец издержек зарождавшейся буржуазной культуры. Он первым заговорил о ставшей сейчас реальностью высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, ошибочно предполагая в ней идеальную чистоту нравов естественного человека. Его лозунг «Назад к природе» был использован потом натурализмом, недооценивающим значение социальных связей между людьми. Мечта о естественном существовании естественного человека в естественной среде хорошо выражает общее настроение эпохи Просвещения.

Руссо считал, что все, что тормозит естественное развитие человека, должно устраняться с помощью воспитания. Педагогические взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в его знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», Сочинения Руссо способствовали становлению психологизма в европейской литературе. Его роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Исповедь» стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе.

Крупнейшим событием века стало издание «Великой Энциклопедии». Оно собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции.

Цель многотомного издания — подвести итоги познания человечества по всем отраслям знания с новой просветительской точки зрения. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но активным общественным предприятием, орудием философской пропаганды. Она вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества.

Первый том вышел в 1751 г. под заглавием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел...» под редакцией д'Аламбера и Дидро. За 20 лет вышло 17 громадных томов текста и 11 томов с пояснительными таблицами, 5 томов приложений и дополнений. Два раза издание приостанавливалось правительством, редакторы постоянно подвергались нападкам властей. Успех у публики был колоссальный, книги быстро разошлись по всей Европе.

Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784) —представитель демократического направления просветителей. Для Толкового словаря он писал статьи самого разнообразного содержания: по философии, политике, грамматике, риторике, морали, эстетике, механике. Более тысячи его статей посвящено вопросам техники и технологии, которые ему приходилось изучать на практике, в мастерских. Дидро первым поставил технологию в зависимость от культурного развития общества. В свои статьи он вносил новый дух — дух уважения к труду.

С 60-х годов XVIII в. начался промышленный переворот (переход мануфактурного производства на машинную стадию, создание материально-технической основы крупного капиталистического производства). Он оказал могущественное воздействие на все стороны общественной жизни: промышленность, политику, идеологию, культуру. В этот период впервые начинается систематическое приложение достижений науки к производству. Рассмотрим формы просвещения в различных странах Европы 18 века.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПРОСВЯЩЕНИЯ.

Английское Просвещение


Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.
Американское просвещение.
Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.
Немецкое Просвещение.
На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли.
Французское Просвещение
отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.
ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЭТАПЫ.

Этапы Революции. Однако в ходе Революции расстановка политических сил в борьбе за новое государственное устройство менялась.

В истории Великой французской революции выделяют три этапа; первый – 14 июля 1779 – 10 августа 1792; второй – 10 августа 1772 – 2 июня 1793; третий, высший этап революции – 2 июня 1793 – 27/28 июля 1794 года.

На первом этапе революции власть захватили крупная буржуазия и либеральное дворянство. Они выступали за конституционную монархию. Среди них руководящую роль играли М. Лафайет (1757-1834), А. Барнав (1761-1793), А. Ламет.

В сентябре 1791 г. Людовик XVI подписал выработанную Учредительным собранием конституцию, после чего в стране установился режим конституционной монархии; Учредительное собрание разошлось, и начало работать Законодательное собрание.

Глубокие общественные потрясения, происходившие в стране, усилили трения между революционной Францией и монархическими державами Европы. Англия отозвала из Парижа своего посла. Российская императрица Екатерина II (1729-1796) изгнала французского поверенного Жене. Испанский посол в Париже Ириарте потребовал свои верительные грамоты обратно, а испанское правительство начало военные маневры вдоль Пиренеев. Был отозван из Парижа посол Голландии.

Австрия и Пруссия заключили между собой союз и объявили, что воспрепятствуют распространению всего того, что угрожает монархии во Франции и безопасности всех европейских держав. Угроза интервенции вынудила Францию первой объявить войну против них.

Война началась с неудач для французских войск. В связи с тяжелым положением на фронте Законодательное собрание провозгласило: «Отечество в опасности». Весной 1792 г. молодой саперный капитан, поэт и композитор Клод Жозеф Руже де Лиль (1760-1836) в порыве вдохновения за одну ночь написал знаменитую «Марсельезу», ставшую впоследствии французским национальным гимном.

10 августа 1792 г. произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна. Начался второй этап революции. Парижская коммуна стала в этот период органом парижского городского самоуправления, а в 1793-1794 гг. была важным органом революционной власти. Ее возглавляли П.Г. Шометт (1763-1794), Ж.Р. Эбер (1757-1794) и др. Коммуна закрыла многие монархические газеты. Ею были арестованы бывшие министры, отменен имущественный ценз; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права.

Под руководством Коммуны толпы парижан начали готовиться к штурму дворца Тюильри, в котором находился король. Не дожидаясь штурма, король вместе с семьей покинул дворец и пришел в Законодательное собрание.

Вооруженный народ захватил дворец Тюильри. Законодательное собрание приняло постановление об отрешении короля от власти и созыве нового верховного органа власти – Национального конвента (собрания). 11 августа 1792 г. во Франции была фактически ликвидирована монархия.

Для суда над «преступниками 10 августа» (сторонниками короля) Законодательное собрание учредило Чрезвычайный трибунал.

20 сентября произошло два важнейших события. Французские войска нанесли первое поражение войскам противника в битве при Вальми. В тот же день в Париже открылось новое, революционное Собрание – Конвент.

На этом этапе революции политическое руководство перешло к жирондистам, представляющим преимущественно республиканскую торгово-промышленную и земледельческую буржуазию. Лидерами жирондистов были Ж.П. Бриссо (1754-1793), П.В. Верньо (1753-1793), Ж.А. Кондорсе (1743-1794). Они составляли в Конвенте большинство и являлись правым крылом в Собрании. Им противостояли якобинцы, составлявшие левое крыло. Среди них были М. Робеспьер (1758-1794), Ж.Ж. Дантон (1759-1794), Ж.П. Марат (1743-1793). Якобинцы выражали интересы революционно-демократической буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейством.

Между якобинцами и жирондистами развернулась острая борьба. Жирондисты были удовлетворены результатами революции, выступали против казни короля и противодействовали дальнейшему развитию революции.

Якобинцы считали необходимым углубить революционное движение.

Но два декрета в Конвенте были приняты единодушно: о неприкосновенности собственности, об упразднении монархии и установлении Республики.

21 сентября во Франции была провозглашена Республика (Первая Республика). Девизом Республики стал лозунг «Свобода, равенство и братство».

Вопросом, волновавшим тогда всех, была судьба арестованного короля Людовика XVI. Конвент решил судить его. 14 января 1793 г. 387 депутатов Конвента из 749 проголосовали за придание короля смертной казни. Один из депутатов Конвента Барер так объяснил свое участие в голосовании: «Этот процесс является актом общественного спасения или мерой общественной безопасности...» 21 января Людовик XVI был казнен, в октябре 1793 г. казнена королева Мария-Антуанетта.

Казнь Людовика XVI послужила поводом для расширения антифранцузской коалиции, в которую вошли Англия и Испания. Неудачи на внешнем фронте, углубление экономических трудностей внутри страны, рост налогов все это пошатнуло позиции жирондистов. В стране усилились волнения, начались погромы, убийства, а 31 мая – 2 июня 1793 г. произошло народное восстание.

С этого события берет отсчет третий, высший этап Революции. Власть перешла в руки радикально настроенных слоев буржуазии, опиравшейся на основную часть городского населения и крестьянство. В этот момент народные низы имели наибольшее воздействие на власть. Для спасения революции якобинцы считали необходимым введение чрезвычайного режима – в стране оформилась якобинская диктатура.

Непременным условием якобинцы признавали централизацию государственной власти. Конвент остался высшим законодательным органом. В его подчинении находилось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Был укреплен Комитет общественной безопасности Конвента для борьбы с контрреволюцией, активизировались революционные трибуналы.

Положение нового правительства было тяжелым. Бушевала война. В большинстве департаментов Франции, особенно Вандее, шли мятежи.

Летом 1793 г. молодой дворянкой Шарлоттой Корде был убит Марат, что оказало серьезное влияние на ход дальнейших политических событий.

Важнейшие мероприятия якобинцев. В июне 1793 г. Конвент принял новую конституцию, в соответствии с которой Франция объявлялась единой и нераздельной Республикой; закреплялись верховенство народа, равенство людей в правах, широкие демократические свободы. Отменялся имущественный ценз при участии в выборах в государственные органы; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. Осуждались завоевательные войны. Эта конституция была самой демократичной из всех французских конституций, однако ее введение было отсрочено из-за чрезвычайного положения в стране.

Комитет общественного спасения провел ряд важных мер по реорганизации и укреплению армии, благодаря чему в довольно короткие сроки Республике удалось создать не только многочисленную, но и хорошо вооруженную армию. И к началу 1794 г. война была перенесена на территорию неприятеля. Революционное правительство якобинцев, возглавив и мобилизовав народ, обеспечило победу над внешним врагом – войсками европейских монархических государств – Пруссии, Австрии и др.

В октябре 1793 г. Конвент ввел революционный календарь. Началом новой эры объявлялось 22 сентября 1792 г. – первый день существование Республики. Месяц делился на 3 декады, месяцы получили название по характерной для них погоде, растительности, плодам или сельскохозяйственным работам. Воскресные дни упразднялись. Вместо католических праздников вводились праздники революционные.

Однако союз якобинцев держался необходимостью совместной борьбы против иностранной коалиции и контрреволюционных мятежей внутри страны. Когда на фронтах была одержана победа и подавлены мятежи, опасность реставрации монархии уменьшилась, начался откат революционного движения. Среди якобинцев обострились внутренние разногласия. Так, Дантон с осени 1793 г. требовал ослабления революционной диктатуры, возврата к конституционному порядку, отказа от политики террора. Он был казнен. Низы требовали углубления реформ. Большая часть буржуазии, недовольной политикой якобинцев, проводивших ограничительный режим и диктаторские методы, перешла на позиции контрреволюции, увлекая за собой значительные массы крестьян.

Так поступали не только рядовые буржуа, в лагерь контрреволюции влились и вожди Лафайет, Барнав, Ламет, а также жирондисты. Якобинская диктатура все больше лишалась народной поддержки.

Используя террор как единственный метод разрешения противоречий, Робеспьер подготовил собственную гибель и оказался обреченным. Страна и весь народ устали от ужаса якобинского террора, и все его противники объединились в единый блок. В недрах Конвента созрел заговор против Робеспьера и его сторонников.

9 термидора (27 июля) 1794 г. заговорщикам Ж. Фуше (1759-1820), Ж.Л. Тальену (1767-1820), П. Баррасу (1755-1829) удалось совершить переворот, арестовать Робеспьера, низвергнуть революционное правительство. «Республика погибла, настало царство разбойников», – таковы были последние слова Робеспьера в Конвенте. 10 термидора Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и их ближайшие сподвижники были гильотированы.

Заговорщики, получившие название термидорианцев, использовали теперь террор по своему усмотрению. Они освободили из заключения своих сторонников и посадили в тюрьмы сторонников Робеспьера. Парижская коммуна была тут же упразднена.

Итоги Революции ее значение. В 1795 г.была принята новая конституция, по которой власть перешла к Директории и двум советам – Совету пятисот и Совету старейшин. 9 ноября 1799 г. Совет старейшин назначил бригадного генерала Наполеона Бонапарта (1769-1821) командующим армией. 10 ноября «законным» образом был ликвидирован режим Директории, установлен новый государственный порядок Консульство, просуществовавшее с 1799 до 1804 г.

Главные итоги Великой французской революции:

1. Она консолидировала и упростила сложное многообразие дореволюционных форм собственности.

2. Земли многих (но не всех) дворян были распроданы крестьянам с рассрочкой на 10 лет мелкими участками (парцеллами).

3. Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех граждан. Все это способствовало расширению гражданских прав во всех европейских странах, введению конституций в странах, не имевших их ранее.

4. Революция проходила под эгидой представительных выборных органов: Национальное учредительное собрание (1789-1791 гг.), Законодательное собрание (1791-1792 гг.), Конвент (1792-1794 гг.) Это способствовало развитию парламентской демократии, несмотря на последующие откаты.

5. Революция породила новое государственное устройство – парламентскую республику.

6. Гарантом равных прав для всех граждан теперь выступало государство.

7. Была преобразована финансовая система: отменен сословный характер налогов, введен принцип их всеобщности и пропорциональности доходам или имуществу. Провозглашена гласность бюджета.

Если во Франции процесс капиталистического развития шел, хотя и медленнее, чем в Англии, то в Восточной Европе феодальный способ производства и феодальное государство были еще крепки и идеи и девизы Французской революции нашли там слабый отзвук. Давайте рассмотрим их происхождение подробнее. Что скрыто за этими словами?

ИДЕОЛОГИЯ ДЕВИЗА: СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО.

Свобода, равенство, братство (первоначально — «Свобода, равенство, братство или смерть!») (фр. Liberté, Égalité, Fraternité) — девиз Великой французской революции, широко известный левый лозунг. Является государственным девизом Франции и Гаити. Также является одним из девизов масонства.

Первое слово республиканского девиза — свобода. В Декларации прав человека и гражданина свобода определяется следующим образом Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому.

Второе слово девиза — равенство — означает, что все равны перед законом: Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.

Третье слово девиза — братство — определено в Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 года: Не делай другим того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе.

Франция находилась в глубоком экономическом и политическом кризисе. Хозяйство страдало от страшной инфляции, в городах не хватало элементарных продуктов, а власти увязли в бесконечных обсуждениях идей свободы, равенства и братства.

По мере усиления кризиса эти дискуссии перерастали в кровавые разборки между самими революционерами. Завершались разборки массовыми репрессиями. Недавно еще самое сильное государство Европы ныне могло позавидовать любому соседу, живущему скучной, размеренной, однообразной жизнью. Более того, Франции угрожала иностранная интервенция, ставящая под угрозу само существование молодой нации. В этой ситуации элиту поразил тяжелый психологический кризис, выходом из которого стала невиданная доселе консолидация общества.

Постепенно у французов сформировалось представление о том, что страдание от собственных неурядиц есть на самом деле не что иное, как великое страдание во имя всего человечества. В христианской традиции, где Бог был распят на кресте и погиб во искупление первородного человеческого греха, подобная трансформация идеи страдания была, наверное, вполне естественной. Франция ощутила себя распятой именно потому, что несла всему миру идеи свободы, равенства и братства.

Страдания сразу же стали осмысленными. Соперничество политических клик, неудачные денежные эксперименты, озлобление против вчерашних господ - все это вдруг превратилось в элементы великой миссии, выпавшей на долю самого лучшего, самого передового народа Европы. Патриотический дух проник в сердце общества. Интервенция оказалась отбита. Более того, французская революционная армия под звуки "Марсельезы" понесла революцию на своих штыках в соседние страны, где еще правили ненавистные тираны.

Первым ударом по национальной гордости "великогаллов" стали гибель наполеоновской армии и реставрация Бурбонов. Однако со смертью Наполеона национальная идея не умерла. На протяжении нескольких десятилетий французское общество оставалось расколотым, стремящимся к совершенно различным целям. Бонапартисты, республиканцы, легитимисты (сторонники Бурбонов), орлеанисты (сторонники Луи Филиппа и орлеанской династии) соперничали друг с другом, причем каждый предлагал стране свой собственный рецепт выздоровления.

Возрождение республики в 1848 г. быстро показало слабость республиканской идеи и привело к возрождению империи. Ренессанс бонапартизма поначалу был впечатляющим, однако через два десятилетия Великая Франция получила новый удар, от которого уже не смогла оправиться. Немцы быстро разбили армию Наполеона III, а еще через 70 лет - во время Второй мировой войны - окончательно доказали, что времена, когда французы, сплоченные единой идеей, могли творить чудеса, безвозвратно ушли в прошлое.

Стало ясно, что французы уже не могут нести миру идеи свободы, равенства и братства. И хотя до сих пор у многих французских интеллектуалов сохраняется не вполне адекватное представление о том, какую роль их страна играет в современном мире (в т.ч. в современной культуре), политическая элита, в основном, смирилась с тем, что великая эпоха осталась позади.

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Новый образ жизни и мышления создавал новый тип культуры, новое художественное видение, которое радикально изменило эстетические установки художественной деятельности.

Усиливался обмен идеями и творческими достижениями между европейскими странами. В них расширялся круг образованных лиц, складывалась национальная интеллигенция. Развивающийся культурный обмен способствовал распространению представлений о единстве культуры человеческого общества.

В искусстве XVIII века не существовало единого общего стиля — не было стилевого единства художественного языка и приемов, присущего предшествующим эпохам. В этот период острее чем раньше проявлялась борьба идейно-художественных направлений. Одновременно продолжалось формирование национальных школ.

Условно в искусстве XVIII в. выделяют два этапа. Первый — до середины 1740-50-х годов. Он связан с завершением поздних форм барокко и выделением стилистического направления рококо. Второй этап — возвращение видоизмененных идеалов классицизма и зарождение предромантического движения и сентиментализма, получивших развитие в следующем столетии. Классицизм стал господствующим стилем в зодчестве, отчасти в скульптуре и живописи, но не в литературе, театре, музыке, где развивалось предромантическое направление.

Постепенно литература и музыка становились ведущими видами искусства. Художественный язык этих форм соответствовал запросам времени в эстетическом осознании жизни. В XVIII веке картина мира впервые была дана в житейски достоверных образах, в музыке впервые зазвучали простые человеческие чувства.

Драматургия в середине века постепенно перешла от традиции классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. Театр получил новую общественно-воспитательную роль.

Именно в эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово «культура» впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века и верхушки образованного общества, но и простая публика. Вслед за философами, признавшими в основе мироздания триаду идей — «истина», «добро», «красота»,— представители различных течений общественной мысли и художественного творчества развитие культуры связывали с разумом, нравственно-этическим началом или искусством.

В науке об обществе XVIII века культура впервые выступила в качестве основы теоретических концепций понимания истории развития человечества. Она стала средством отбора и группировки исторических явлений, их осмысления.

Из боязни и неприятия действительности родилось новое направление — романтизм. Противопоставление частной жизни социальной действительности выражалось в проявлениях сентиментализма. И все же эти направления стали возможны благодаря гуманистической атмосфере эпохи Просвещения, ее общему стремлению к гармоничной личности, обладающей не только разумом, но и чувствами. Век Просвещения создал свое видение мира, оказавшее сильное влияние на последующее развитие культуры.

Философия, наука и искусство вышли из национальных рамок, все общечеловеческое было понятно всем народам. Французскую революцию, как возвращение человеку его естественных природных прав, с воодушевлением приветствовало все образованное общество Европы. Значительные явления более поздней европейской культуры не могут быть поняты без учета последствий Французской революции. Казалось, наступило время разума, но это суждение быстро переросло в свою противоположность. Неудачные попытки построить общество и государство на началах разума, насилие, революционные войны, перешедшие в войны Первой империи, поколебали веру в просветительские идеи.

Новые буржуазные отношения мало отвечали идеалам просветителей. В духовной атмосфере испуга, смятения, разочарования складывалась антипросветительская реакция. Культурная жизнь конца века отражала эти настроения общества.

Характерные особенности эпохи:

• В экономической и социально-политической сфере:

промышленный переворот;

рост экономического и политического значения буржуазии;

усиление антифеодального движения;

распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.

В духовной сфере:

падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры;

революция в естествознании;

распространение рационалистического мышления и деизма;

расцвет просветительской материалистической философии;

изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы и музыки в ведущие формы художественного творчества.


Список использованной литературы.



  1. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980

  2. Просветительское движение в Англии. М., 1991

  3. Культура эпохи Просвещения. М., 1993

  4. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М., 1994

  5. Быстрова А.Н. мир культуры (основы культурологии) учебное пособие из-во ЮКЭА 2000г.

  6. Разумовская М. В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии»: Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб, 1994

  7. Аверинцев С. С. Два рождения европейского рационализма // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции; Человек эпохи Просвещения. М., 1999

  8. Кривушина Е.С. Французская литература XVII–XX вв. Поэтика текста. Иваново, 2002

Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Сборник методических материалов
2013 -> Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" I. Пояснительная записка рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "
2013 -> Пояснительная записка Цель и задачи Программы Принципы построения Программы
2013 -> Исследовательская и проектная деятельность учащихся как инструмент повышения учебной мотивации гимназистов
2013 -> Учебно-методический комплекс социальная психология направление 030300 Психология Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
2013 -> Анализ инновационной деятельности
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> О направлении рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница