И. В. Щербаков процветающая беларусь независимость бывает только экономической Республика Беларусь, 2006



страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.49 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3


И.В. Щербаков

ПРОЦВЕТАЮЩАЯ БЕЛАРУСЬ

Независимость бывает только экономической

Республика Беларусь, 2006

Щербаков И.В.

ПРОЦВЕТАЮЩАЯ БЕЛАРУСЬ.

За предыдущие десять лет Республикой Беларусь был создан великолепный базис для экономического рывка. Беларусь накопила огромный потенциал роста. Его осталось только реализовать. Основные проблемы, сдерживающие реализацию накопленного потенциала, и первые основные шаги по их разрешению с целью достижения процветания нашей страной изложены в данной работе.

© Щербаков И.В., 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................................................................................................................................................................

Процветающая Беларусь..................................................................................................................................................................................

Историзм текущего момента...................................................................................................................................................

Пути развития Республики Беларусь......................................................................................................................

Единство интересов власти и бизнеса...................................................................................................................

Мы хотим изменений – но мы категорически против смены власти! ...

Либерализация экономики, вместо либеральной экономики..................................



Проблемы на пути к процветанию Республики Беларусь.......................................................

Государственное администрирование частного бизнеса.................................................

Почему власть инспектора санстанции превышает власть

Президента...................................................................................................................................................................................................................

Разбой на границе..........................................................................................................................................................................................

Торговые войны: истинная причина.........................................................................................................................

Приватизация и передел собственности...........................................................................................................

Дебюрократизация.......................................................................................................................................................................................



Конкретные шаги первого этапа к процветанию.......................................................................................

Снижение «смертности» предприятий................................................................................................................

Упрощение налоговой системы.........................................................................................................................................

Уважение национальной валюты....................................................................................................................................



Заключение......................................................................................................................................................................................................................................


4

5

7



9

12

13



14

15

15


17

18

19



21

22

24



24

25

27



28

ВВЕДЕНИЕ

Перед Республикой Беларусь на сегодняшний день стоит большое количество проблем, которые сложно разрешить в рамках существующей политэкономической парадигмы: проблема повышения цен на газ, проблема внешнеторгового баланса, проблема нарушенного паритета покупательной способности белорусского рубля, проблема бюджетного дефицита, проблема скрытой безработицы или излишней занятости, проблема конкурентоспособности белорусской продукции, проблема малых городов, проблема отсутствия внутренних инвесторов, проблема забюрократизированности госаппарата. Эти и многие другие, менее значимые, но актуальные проблемы в условиях обострения внешней конъюнктуры приобретают все более сложный и неразрешимый характер.

Проведенный анализ показал, что все эти проблемы можно решить комплексно с относительно малыми затратами для государства. В Республике Беларусь созданы все условия для экономического рывка, невзирая на кажущуюся неразрешимость этих проблем. Исторический опыт других стран показывает, что основным условием на начальной стадии перехода к развитой экономике являлась сильная власть. Все остальные составляющие экономического роста являлись вторичными. При этом сильная власть – это необходимое условие. Для перехода страны к процветанию необходим еще правильный вектор движения, при наличии которого можно за несколько лет выйти на полную экономическую независимость от кого бы то ни было.

В основу данной работы положен системный подход к изучению текущей ситуации в Республике Беларусь не только с позиций бизнеса, но и с позиций перспектив развития всего государства, с позиций видения руководством страны места бизнеса в экономике. Синергизм власти и бизнеса должен стать основой развития экономической мощи страны. На сегодняшний день есть все условия для нахождения взаимных точек соприкосновения. Однако, в силу определенных причин, пока достичь полного взаимопонимания не получается.

Данная работа – это попытка бизнеса объясниться с руководством страны, не прибегая к помощи политически предвзятых посредников. Изложена позиция представителей бизнеса и их видение возможных путей сотрудничества с властью при построении процветающего государства.

Данная работа не является политически мотивированной и направлена исключительно на процветание Республики Беларусь. В ее основе лежат многолетний опыт работы в белорусском бизнесе и базовые знания в области микро- и макроэкономики. Работа подготовлена без какой-либо помощи со стороны экспертов, как белорусских, так и иностранных. Она создавалась на добровольных началах и является результатом доброй воли, а не результатом финансирования из каких-либо источников. В основе не лежат какие-либо идеи «вашингтонского консенсуса» в любых проявлениях, так как история его применения показала, что национальные особенности тех или иных стран в значительно большей степени влияют на развитие экономики, нежели общие постулаты либеральной рыночной экономики.

Если понадобятся дополнительная аргументация или разъяснения, то автор готов предоставить дополнительную информацию и аргументацию по любому пункту, изложенному в работе.

ПРОЦВЕТАЮЩАЯ БЕЛАРУСЬ



«Мы построим сильную,

процветающую Беларусь –

государство для народа»

А. Лукашенко
Любая нация – это совокупность ее граждан. И поэтому Процветающая Беларусь – это мир и спокойствие на белорусской земле при высоком уровне жизни ее народа и каждого отдельного гражданина.

Текущий уровень благосостояния гражданина зависит от того количества экономических благ, которые он может себе позволить на получаемые доходы. Принято считать, что уровень благосостояния в государстве определяется размером валового внутреннего продукта (ВВП) на одного человека. ВВП производится только активной частью населения, то есть гражданами, которые работают. Дети, пенсионеры, больные, исходя из своего социального статуса, получают доходы в соответствии с законодательством. Благодаря бюджетно-фискальной системе ВВП распределяется в той или иной пропорции между всеми гражданами страны.

Условное допущение о том, что все активное население участвует в создании экономических благ, не совсем корректно. Существуют категории работников, которые не занимаются производительным трудом.


  • Во-первых, это работники, подпадающие под определение скрытой безработицы. То есть те, которые работают, получают зарплату, но необходимости в их занятости нет, но и уволить их по различным причинам не представляется возможным. Это характерно для государственных предприятий. Это так называемая избыточная занятость.

  • Во-вторых, это работники, которые занимаются внутренними непроизводительными операциями. Это целая армия бухгалтеров, экономистов, юристов, декларантов, работников проверяющих органов, которая существует для того, чтобы выполнять все нормы сложного и запутанного законодательства. Основное занятие данной категории заключается в «перекладывании бумажек». Однако как бумаги не перекладывай, это не создаст ровным счетом никаких экономических благ.

  • В-третьих, это граждане, имеющие свой бизнес за рубежом, либо которые работают за пределами республики.

То есть людей, которые реально производят экономические блага, значительно меньше, чем работающих. Если принять во внимание оценки экспертов о размере каждой из приведенных групп, то можно предположить, что всего лишь около 25% населения (50% трудоспособного населения) являются производителями экономических благ. То есть при создании условий на государственном уровне, при которых граждане по своему желанию смогут беспроблемно переходить в разряд производителей экономических благ, и последующем стимулировании данного процесса перехода государство только за счет этого фактора на начальном этапе, без учета кумулятивного эффекта акселерации, сможет увеличить ВВП на 50-100 %.

Увеличение удельного веса производителей экономических благ в общей численности населения приведет, во-первых, к общему росту производимых благ и, во-вторых, к увеличению доли остающегося дохода после перераспределения посредством фискальной системы. То есть любой отдельно взятый гражданин будет становиться богаче. Именно этот путь и есть путь к экономическому процветанию страны.

Кроме прямого экономического эффекта неизбежно возникновение и косвенных. Положительным результатом такого перехода будет не только рост ВВП, но и снижение перераспределительного бремени как для государства, так и для отдельных предприятий, что неминуемо приведет к еще большему росту ВВП за счет роста ценовой конкурентоспособности отечественной экономики. Это в свою очередь улучшит платежеспособность всей страны, что имеет несомненную политическую ценность перед лицом любых внешних угроз.

Следующим важным шагом к процветанию республики является переосмысление фискальной и надзорной идеологии государства.



  • Текущая ситуация порождает страх перед расправами контролирующих органов, что является основным препятствием развития бизнеса и самозанятости населения.

  • Новая идеология должна опираться на понимание того, что если работающее предприятие платит налоги и по тем или иным причинам недоплатило какие-то суммы в бюджет, то это не является смертным грехом. Ведь деньги, недопоступившие в бюджет, будут использованы на развитие предприятия или использованы на личное потребление работниками. При этом необходимо сразу оговориться, что злостная неуплата налогов, либо вывод средств за рубеж должны уже рассматриваться как серьёзное преступление.

  • Нормализация фискальной и надзорной политики приведет к росту привлекательности белорусской экономики, как для внутренних инвесторов, так и для внешних. Учитывая низкие инвестиционные возможности белорусских предприятий по сравнению с предприятиями стран-партнеров, иностранные инвестиции могут стать не только эффективным источником финансирования перехода части населения в разряд производителей ВВП, но и акселератором дальнейшего роста ВВП. При этом крупные государственные предприятия, выступающие гарантом экономической стабильности, не должны уходить из-под государственного контроля. Только после общего укрепления экономической ситуации в стране, укрепления белорусского бизнеса и появления внутренних инвесторов можно рассматривать варианты поиска более эффективных собственников для крупных государственных предприятий.

Немаловажным шагом на пути к процветанию является переосмысление роли и места частного бизнеса в государстве. Увеличение доли населения, производящей ВВП, в основном, должно происходить за счет открытия новых частных предприятий. Но до тех пор, пока на государственном уровне не будет понимания того, что частный бизнес является партнером государства, а не нахлебником и противником, люди не будут стремиться к самообеспечению через создание своего бизнеса. На самом деле интересы бизнеса и власти во многом совпадают. Функции бизнесмена и функции представителей государственного аппарата во многом схожи. Можно даже сказать, что предприятие – это маленькое государство, и поэтому такая родственность должна приводить к взаимопониманию и взаимоуважению.

Бизнесмен, о котором заботится государство, всегда поддержит существующую власть, так как бизнес, как и государство, всегда заинтересован в стабильности. Любые потрясения несут высокие риски, и, следовательно, неприемлемы для бизнеса.

Процветания можно добиться только совместными усилиями власти и бизнеса. Закон асимптоматического насыщения гласит, что дополнительные усилия после определенного момента приносят все меньший результат. Государственный аппарат на сегодняшний день практически полностью реализовал потенциал развития экономики за счет своих крупных предприятий, и дальнейшее приложение усилий вряд ли приведет к значительному экономическому росту. В условиях, когда задействованы практически все ресурсы и не осталось резервов, единственным решением проблемы «количества» является «качественный» переход в новую стадию с высвобождением качественно новых ресурсов.

Этапы построения Процветающей Беларуси:

  1. Нормализация взаимоотношений бизнеса и власти.

  2. Снижение входного барьера в частный бизнес до уровня не выше способностей среднего гражданина.

  3. Нормализация условий ведения бизнеса.

  4. Параллельное усиление государственных предприятий.

  5. Выравнивание условий хозяйствования для всех хозяйствующих субъектов.

  6. Создание условий для свободного перехода граждан в состояние самозанятости.

  7. Разработка концепции перспективного развития Республики Беларусь с учетом общемировой тенденции перехода к постиндустриальной экономике с учетом благоприятного географического и политического месторасположения страны.

  8. Форсирование усилий государства по движению в выбранном направлении.

ИСТОРИЗМ ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА

2006 год. Важнейший этап в истории Республики Беларусь. Только что прошли президентские выборы, которые показали:



  1. Александр Григорьевич Лукашенко – безусловный лидер белорусского народа.

  2. Сила и сплоченность правящей элиты вокруг первого лица государства не позволили событиям послевыборного периода перерасти в революцию.

  3. Реальной оппозиции в республике нет. Объявившие себя лидерами оппозиции таковыми не являются, хотя и пытаются убедить Запад в обратном.

Иными словами, наблюдается консолидация всего общества вокруг личности Президента. Рекордная явка избирателей и процент проголосовавших «за» являются лучшим доказательством того, что Лукашенко за время правления страной заслужил почетное звание «всенародный Президент». Действительно, президентство Лукашенко характеризуется многими положительными сдвигами в Республике Беларусь, которые могут стать основой дальнейшего развития нашего государства: создана сильная структура власти, предотвращено разграбление национальной собственности, наведен элементарный порядок в стране, уровень благосостояния народа и темпы роста экономики находятся на достаточно высоком уровне по сравнению с другими республиками бывшего СССР. Можно перечислять и другие положительные стороны «социально ориентированной рыночной экономики» Республики Беларусь. Однако следует отметить, что не обошлось и без перегибов, и значительных отрицательных явлений.

Ситуация складывается так, что уже на сегодняшний день созданы все внешние предпосылки для ухудшения экономической ситуации в республике. Можно выделить следующие негативные явления, которые представляют наибольшую опасность для Республики Беларусь:



  1. Одновекторность внешней политики де-факто привела к тому, что Беларусь осталась один на один с Россией.

  2. Полная энергетическая зависимость от России. Нефть и газ пока поступают в республику по ценам значительно ниже мировых.

  3. Декларируемое создание Союзного государства возможно только в одном случае: Президент Российской Федерации, при изъявлении желания остаться на третий срок, будет решать проблему своей легитимности через президентство в Союзном государстве. Надеяться хотя бы на декларативную поддержку равенства в Союзном государстве со стороны России после 2008 года даже не приходится, невзирая на заявления политиков.

  4. Строительство Северного европейского газопровода к 2010 году резко уменьшит значимость Республики Беларусь, как транзитного государства.

  5. Россия вступит в ВТО раньше, чем Республика Беларусь, и вынуждена будет подчиниться правилам этой организации, что неизбежно приведет к спаду спроса на белорусские товары со стороны российских покупателей. Хотя последнее обострение торговых отношений может привести к таким проблемам и без вступления РФ в ВТО.

  6. Возможное выведение Республики Беларусь из европейской системы общих преференций, либо принятие других ограничительных мер снизит спрос на белорусские товары со стороны европейских потребителей.

  7. Крайне высокая степень зависимости экономики республики от состояния ста валообразующих предприятий. Сбой в работе одного или нескольких предприятий может привести к необратимым последствиям для всей экономики.

  8. Несбалансированная политика Национального банка привела к тому, что депозиты физических лиц почти в два раза превышают золотовалютные резервы страны. Снятие населением большей части этих депозитов неминуемо приведет к краху банковской системы.

  9. Нарушение паритета покупательной способности белорусского рубля крайне негативно сказывается на состоянии внешнеторгового баланса.

  10. Низкая конкурентоспособность многих белорусских отраслей на мировом и на внутреннем рынке, вызванная неадекватным государственным регулированием экономики, рано или поздно приведет к их полному отмиранию.

Эти и другие менее значительные факторы по отдельности или в комбинации рано или поздно приведут к ухудшению экономической ситуации в Республике Беларусь, невзирая на наметившийся рост. Достижения, которыми обладает республика на сегодняшний день и которые являются результатом напряженной работы всего народа, окажутся под серьезной угрозой.

Учитывая то, что нарастание экономических проблем до критического уровня при существующем наработанном потенциале будет происходить в течение нескольких лет, у Беларуси есть возможность за три-четыре года совершить экономический рывок, осуществив кардинальные экономические преобразования, и таким образом обеспечить себе полную экономическую независимость.

История знает немало примеров, когда страны-аутсайдеры в кратчайшие сроки совершали гигантские экономические прорывы. Так, уже в 1928 году в СССР средний уровень национального дохода на душу населения на 10% превысил уровень 1913 года, и это при том, что только в 1921 году страна вышла из войн и революционных потрясений. В 1937 году Германия начала аннексировать территории соседних стран, а в 1939 развязала Вторую мировую войну и это при том, что еще в 1932 году Германия не имела ни тяжелой промышленности, ни ресурсов, ни вооружений. Экономическое развитие стран Западной Европы в послевоенный период, Японии, молодых «азиатских тигров» также убедительно показывает, что в кратчайшие сроки можно добиться значительного экономического роста.

Рецепты такого роста известны. Их необходимо использовать. Это единственный шанс для Беларуси – сохранить свою независимость, для Александра Григорьевича Лукашенко – остаться великим лидером белорусского народа, для белорусского народа – достичь процветания и подлинной независимости.



Условия для такого рывка на сегодняшний день реально существуют, и этим шансом руководство страны должно воспользоваться. Время уходит. В противном случае уже к 2010-2011 году перед Республикой Беларусь возникнут неразрешимые проблемы.

ПУТИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



В 2006 году «газовая проблема» стала одной из самых волнующих и обсуждаемых. Эксперты пытаются предугадать, насколько поднимется цена газа для Беларуси, как это повлияет на экономику республики, каково пороговое значение цены, после которой в экономике начнется спад. Приводятся различные мнения, обоснования, гипотезы, высказываются определенные надежды, пожелания. Появилось мнение, что рост цен на газ и вовсе не страшен, предприятия переживут.

Хотелось бы обратить внимание на то, что газовая проблема является всего лишь частью экономического давления на Республику Беларусь со стороны соседей. Это утверждение не ново, оно часто появляется и в новостях, и в аналитике. Однако ему придается крайне малое значение. Кроме роста цен на газ республика сталкивается и с другими проблемами, которые имеют единую причину.

Это и вопрос экспортных пошлин на нефть, решение которого по российскому сценарию нанесет серьезный удар по экономике. Это и недопоставки нефти по результатам 2006 года в связи с ремонтом нефтепровода. Это и письмо МЭРТ России, в котором рекомендовано регионам ограничить импорт белорусских товаров. Это и постоянное возникновение проблем с реализацией в Россию отдельных товарных групп белорусских товаров. Это и попытка ЕС исключить Беларусь из Генеральной системы преференций или вовсе ввести экономические санкции.

Казалось бы, это проблемы из различных сфер и отраслей. Они, на первый взгляд, менее значимы, нежели газовая. Однако их все объединяет возможность нанесения существенного ущерба всей экономике республики, а не отдельным предприятиям. Каждую из этих проблем, учитывая созданный в последнее время экономический потенциал, Беларусь в состоянии решить самостоятельно, однако именно комплекс подобных проблем, сконцентрированных во времени, представляет угрозу.

Можно бесконечно долго излагать теоретические выкладки экономического содержания относительно последствий реализации таких угроз. Все они в периодической печати изложены. Однако не это важно.

Важно то, что все эти шаги направлены против энергоемких валообразующих предприятий, за счет которых живет вся республика. Любые их проблемы неизбежно скажутся на экономике всей страны. На сегодняшний день не важно, какая цена будет установлена на газ, важно то, что эта проблема является системной, и после подъема цен на газ она не исчезнет.

На сегодняшний день республике сложно что-либо противопоставить возникшей комплексной угрозе. Сделав ставку на крупные государственные предприятия и не дав развиться частному малому и среднему бизнесу, власть тем самым сделала экономику уязвимой перед внешними рисками. Приведя экономическую систему к внутренней стабилизации и при этом не создав никаких компенсационных механизмов элиминирования последствий реализации возможных внешних негативных воздействий, то есть «положив все яйца в одну корзину», власть получила экономическую систему с малой жизнеспособностью перед лицом внешних угроз. Любые серьезные внешние потрясения могут привести к краху всей системы. Такой системной слабостью и пытаются воспользоваться соседи. Давя на болевые точки – всего лишь четыре отрасли белоруской экономики, они предпринимают попытки воздействовать на принимаемые политические решения.

Внешнее отрицательное воздействие на процесс экономического развития есть попытка убедить высшее руководство страны в необходимости продажи именно валообразующих предприятий для разрешения экономических проблем. Однако необходимо четко осознавать, что продажа крупных предприятий принесет лишь кратковременное облегчение, но не решение проблем. Окончательным итогом распродажи белорусской собственности будет обнищание белорусского народа и потеря сначала экономической, а затем и политической независимости. В республике на сегодняшний день нет альтернативных источников дохода, кроме как деятельность валообразующих предприятий. То есть продажа белорусской собственности станет продажей интересов белорусского народа.

При этом в государственных программных документах даже не удостаивают вниманием эти проблемы. Экстраполяция существующих условий на предстоящую пятилетку является серьезной ошибкой. Изменилась внешняя среда, следовательно, должны меняться и решения. Однако соответствующие органы чисто арифметически добавляют прогнозные показатели в свои планы, не вдаваясь в качественный анализ происходящих изменений. Обнадеживает лишь то, что в последнее время значительно активизировалась работа по упрощению систем администрирования экономикой. Высокопоставленные чиновники с завидной регулярностью стали совершать заграничные вояжи, встречаться с людьми, которые потенциально могут помочь в разрешении возникших проблем. Можно предположить, что отсутствие внятных формулировок относительно целей и результатов визитов говорит о том, что у власти есть осознание проблемы, и она пытается ее решить, хотя и негласно.

Единственным возможным выходом из создавшейся ситуации является диверсификация источников доходов в Республике Беларусь. Это возможно только за счет развития малого, среднего и крупного частного бизнеса. Развитие частного бизнеса решит две важнейшие государственные проблемы, которые в рамках существующей парадигмы развития кажутся неразрешимыми: во-первых, появятся дополнительные точки роста ВВП, во-вторых, будут нивелированы социальные последствия возможных экономических проблем. То есть существование частного бизнеса и есть компенсационный механизм, который позволит противостоять внешним угрозам.

Современное видение властью необходимых темпов развития частного бизнеса вряд ли отвечает серьезности момента. Доходов от реализации основных белорусских активов хватит всего лишь на несколько лет. Учитывая степень интенсификации влияния негативных факторов на развитие экономики, можно предположить, что за один-два года доля частного бизнеса должна вырасти как минимум до 50%. Если просто экстраполировать динамику развития частного бизнеса, то эта цифра кажется нереальной. Однако в истории есть множество примеров, когда государства добивались многократного роста экономической мощи всего лишь за несколько лет, начиная практически с нуля. В республике стартовые условия, благодаря усилиям власти, являются крайне благоприятными, но они будут неизменно ухудшаться. Поэтому фактор времени является наиважнейшим. Чем раньше в стране начнется движение в сторону структурной диверсификации, тем с меньшими отрицательными последствиями придется столкнуться.

Есть всего лишь несколько критических вопросов, которые на сегодняшний день не позволяют развиваться частному бизнесу в Республике Беларусь. Их решение не потребует привлечения существенных административных и финансовых ресурсов со стороны государства. Созданная сильная вертикаль власти, наоборот, позволит быстро и эффективно создать стартовые условия для развития частного бизнеса. Уже существующий, пока стабильный, государственный бизнес позволит провести реформацию без каких-либо социальных потрясений. Развитие частного бизнеса будет крайне важно и для роста конкурентоспособности государственного бизнеса, ведь рост частного бизнеса будет проходить за счет уменьшения скрытой безработицы и излишней занятости на государственных предприятиях. Такой симбиотический рост и должен стать основой для форсирования экономического развития Республики Беларусь без негативных социальных последствий для народа.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница