И. В. Радина эумк по дисциплине «методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»



страница1/5
Дата15.02.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4   5
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

И.В. Радина


ЭУМК

по дисциплине

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

для магистрантов дневной/заочной формы обучения специальности "Экономика и управление туристской индустрией,


Магистерская подготовка "Управление и обучение в туристской индустрии"

Минск: БГЭУ, 2015
Рецензент: Новик Н.А.

заведующий кафедрой профессионально ориентированной английской речи Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»», кандидат филологических наук, доцент.

Рекомендовано кафедрой профессионально ориентированной английской речи Учреждения образования «Белорусский государственный университет». № Пр.№9 от 24.04.2015г.

Радина, И.В. ЭУМК по дисциплине «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»для магистрантов дневной/заочной формы обучения специальности "Экономика и управление туристской индустрией, МП "Управление и обучение в туристской индустрии" / И.В. Радина.– Минск, БГЭУ: 2015. – 49с.


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка.........................................................................................................................4
2. Теоретический блок

2.1. Базовая программа по дисциплине «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»……………...............5

2.2. Учебные программы по специальности….......................................................13

2.3 Учебно-методические карты дисциплины …..................................................23


3. Практический блок

3.1. Методические рекомендации по дисциплине «Методика преподавания

профессионально ориентированного иностранного языка».................................29

3.2.Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины…………29

3.3 Методические рекомендации по подготовке к лекциям и семинарским занятиям……………………………………………………………………………..30

3.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....................................................................................................................31

3.5 Методические рекомендации по подготовке к проведению лекций………..33

3.6 План-конспект лекций по дисциплине ……………………………………….34


4. Блок контроля

4.1. Требования к текущемуконтролю....................................................................41

4.2. Требования кзачету/экзамену...........................................................................42

4.3. Вопросы к экзамену...........................................................................................42


5. Вспомогательный блок

5.1 Памятки-инструкции..........................................................................................44

5.2 Методические статьи..........................................................................................45

5.3 Образцы тестов текущего контроля знаний, умений, навыков……………..46

5.4 Учебная и методическая литература …............................................................49

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка» (ЭУМК «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка») представляет собой программный комплекс, включающий систематизированные научные, методические и учебные материалы по дисциплине «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка», содержание обучения данной дисциплине с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечивающий качественные условия для моделирования различных видов профессиональной деятельности в процессе обучения.

ЭУМК «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка» разработан в соответствии с образовательными стандартами высшего образования в РБ, требованиями базовой и учебной программ по методике преподавания профессионально ориентированного иностранного языка, утверждёнными кафедрой профессионально ориентированной английской речи БГЭУ для студентов специальности "Экономика и управление туристской индустрией, МП "Управление и обучение в туристской индустрии" дневной и заочной форм обучения, Белорусского государственного экономического университета.

Данный комплекс носит рекомендательный характер. Его цель — систематизировать учебно-методический материал по изучаемой дисциплине, оптимизировать образовательный процесс и обеспечить качественные условия для формирования и развития профессиональной компетенции студентов, обучающихся в магистратуре.

ЭУМК «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка» состоит из следующих компонентов:



  1. Теоретический блок включает теоретический материал по дисциплине «Методика преподавания иностранного языка»: базовая программа, учебные программы по специальности, учебно-методические карты дисциплины «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка».

  2. Практический блок включает в себя методические рекомендации по проведению лекций, практических занятий и управляемой самостоятельной работы студентов.

  3. Блок контроля знаний содержит требования к зачету и экзамену, образцы устных и письменных тестирующих и контролирующих заданий учебных модулей для определения уровня сформированности навыков и умений по изучаемой дисциплине.

  4. Вспомогательный блок содержит справочные и вспомогательные материалы, образцы лекций, список используемой в курсе изучаемой дисциплины литератур

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

2.1. БАЗОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»





УТВЕРЖДАЮ

Ректор Учреждения образования

«Белорусский государственный

экономический университет»

_______________В.Н.Шимов

« 27 июня » 2014г.

Регистрационный № УД 426-14/ баз.



МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Учебная программа для магистрантов по специальности

"Экономика и управление туристской индустрией


2014


СОСТАВИТЕЛЬ:

Н.А.Новик, заведующий кафедрой профессионально ориентированной английской речи Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»», кандидат филологических наук, доцент.

И.Н.Часнойть, преподаватель кафедры профессионально ориентированной английской речи Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.В. Шимчук, декан факультета иностранных языков для руководящих работников и специалистов ИПКиПК Учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», кандидат филологических наук, доцент.

Н.П.Могиленских, заведующий кафедрой межкультурной экономической коммуникации Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», кандидат филологических наук, доцент.


РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой профессионально ориентированной английской речи Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № 9 от 28.04.2014г.);
Научно-методическим Советом Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»

(протокол № 5 от18.06.2014г.)

Ответственный за редакцию: Н.А. Новик

Ответственный за выпуск:Н.А. Нови



Пояснительная записка
Происходящие сегодня в мире социально-экономические изменения ставят новые цели и задачи перед системой профессионально ориентированного иноязычного образования в вузах Республики Беларусь. Такие личностные качества специалиста как индивидуальность, самостоятельность, образованность, неординарность, инициатива, способность мыслить критически становятся неотъемлемыми атрибутами профессиональной компетенции будущего специалиста.

На современном этапе иностранный язык из специальности все больше превращается в язык для специальности, являясь средством повышения не только уровня профессиональных знаний, навыков и умений, но и знаний в рамках специальности существенных для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста. В данной связи особую актуальность приобретает профессионально-ориентированный подход к обучению иностранного языка в неязыковых вузах, который предусматривает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных, профессиональных и научных сферах и ситуациях общения с учетом особенностей профессионального мышления, то есть – профессионально-ориентированное обучение.

Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Отсюда и происходит основная сложность реализации такого обучения в вузах. Из-за отсутствия опыта и специальных знаний в области преподавания профессионального ориентированного иностранного языка преподаватели сталкиваются с рядом трудностей: психологических, лингвистических, методических и т.д.

Таким образом, включение дисциплины «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка» в учебный план практико-ориентированной магистратуры является результатом осознания практической потребности ее изучения.

Цель дисциплины предполагает формирование профессиональной компетенции в области преподавания иностранного языка для специальных целей, т.е. формирование знаний, умений и навыков в области методики управления и организации иноязычного профессионально ориентированного образования в неязыковом вузе.

В рамках этого курса магистранты изучают методику преподавания профессионально ориентированного иностранного языка: педагогические, психологические и дидактические особенности методических принципов обучения, которые обусловливают моделирование условий для обучения профессионально ориентированному иностранному языку в условиях конкретных профессиональных коммуникативных ситуаций.

Содержание обучения должно максимально удовлетворять потребности обучаемых, способствовать их профессиональному самоутверждению, предоставлять возможность для самореализации и самораскрытия личности.

Изучив дисциплину «Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка», магистранты должны:


Знать:

      • особенности методики преподавания профессионально ориентированного иностранного языка в неязыковом вузе;

      • основные формы, методы и подходы организации иноязычной профессионально ориентированной учебной деятельности;


Уметь:

  1. Осуществлять поиск и отбор дидактического материала и учебных средств с учетом целей иноязычного профессионального обучения в неязыковом вузе;

2. Осуществлять поиск и отбор учебного материала в соответствии с профессиональными и личными потребностями студентов;

3. Моделировать условия иноязычной учебной деятельности, которые будут

способствовать развитию инициативной, творческой, и неординарно мыслящей личности будущего специалиста.
Приобрести навыки:


      • составления учебных планов и курсов по профессионально ориентированному иностранному языку с учетом межпредметных связей с профильными дисциплинами;

      • отбора речевого и языкового материала в соответствии с профильной спецификой обучаемых;

      • синтеза и интеграции своих лингвистических, психологических и педагогических знаний для формирования высокой мотивации у обучаемых в процессе обучения иностранному языку для специальных целей;

      • построения межличностного взаимодействия и отношений со студентами, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса;

      • моделирования иноязычного профессионального обучения в контексте культурологических особенностей страны изучаемого языка.

Всего часов по дисциплине 136, в том числе всего часов аудиторных 50, из них из них 26 часа – лекции, 24 часа - практические занятия. Рекомендуемая форма контроля – экзамен.




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ



Название тем

Всего

Лекции

ПЗ

Модуль 1

Теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе










1

Специфика обучения иностранным языкам в профессионально ориентированном контексте

4

2

2

2

Цели и задачи обучения иностранным языкам в профессионально ориентированном обучении

4

2

2

3

Принципы обучения профессионально ориентированному иностранному языку

3

2

1

4

Студент и преподаватель в профессионально ориентированном обучении

3

2

1

Модуль2

Практические вопросы организации профессионально ориентированного обучения










5

Методические подходы к организации профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

4

2

2

6

Основные пути оптимизации образовательного процесса в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам

4

2

2

7

Моделирование процесса иноязычного обучения в профессионально ориентированном образовании

4

2

2

8

Отбор и организация учебного материала в процессе иноязычного профессионально ориентированного обучения

4

2

2

9

Моделирование ситуаций профессионально ориентированного обучения

4

2

2

10

Психологические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

4

2

2

11

Основные подходы к обучению иноязычному общению в контексте профессионально ориентированного обучения

4

2

2

12

Пути формирования учебных умений в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку

4

2

2

13

Контроль знаний, умений, навыков в условиях профессионально ориентированного обучения иностранным языкам

4

2

2

Всего:

50

26

24


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Модуль 1 Теоретические вопросы методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе
Тема 1. Специфика обучения иностранным языкам в профессионально ориентированном контексте.

Обучения иностранным языкам в рамках требований Болонской конвенции. Цели и задачи обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Язык как цель и как средство иноязычного образования. Язык для специальных целей (ESP). Понятие профессионально ориентированного (ПО) обучения. Основные отличительные черты профессионально ориентированного иноязычного обучения.


Тема 2. Цели и задачи обучения иностранным языкам в профессионально ориентированном обучении.

Реализация общеобразовательной, воспитательной и практической целей в процессе иноязычного профессионально ориентированного образования. Компетентностный подход в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам. Коммуникативная компетенция в единстве ее составляющих: языковая компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция, социокультурная компетенция, дискурсивная компетенция. Концепции обучения иностранному языку как языку профессионального общения.


Тема 3. Принципы обучения профессионально ориентированному иностранному языку.

Актуальные вопросы обучения профессионально ориентированным иностранным языкам в отечественной и зарубежной методике. Общедидактические и частно-методические принципы обучения профессионально ориентированному иностранному языку. Содержание обучения в контексте профессионально ориентированного обучения.


Тема 4. Студент и преподаватель в профессионально ориентированном обучении.

Профессиональная компетенция преподавателя. Параметры профессиональной компетенции преподавателя. Основные аспекты и трудности в преподавании профессионально ориентированного иностранного языка. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе обучения.


Модуль 2 Практические вопросы организации профессионально ориентированного обучения
Тема 5. Методические подходы к организации профессионально ориентированного обучения иностранным языкам.

Основные методические подходы в методике преподавания профессионально ориентированного иностранного языка. Инновационные технологии и методы организации образовательного процесса. Критерии методических приемов обучения профессионально ориентированному иностранному языку.


Тема 6. Основные пути оптимизации образовательного процесса в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам.

Понятие оптимизации образовательного процесса. Критерии, направления и принципы оптимизации. Основные пути оптимизации образовательного процесса в контексте иноязычного профессионально ориентированного обучения.


Тема 7. Моделирование процесса иноязычного обучения в профессионально ориентированном образовании.

Понятие моделирования учебного процесса. Планирование учебного процесса. Создание условий для реализаций основных целей и задач в профессионально ориентированном обучении. Межпредметные связи. Модульный подход в моделировании процесса ПО обучения.


Тема 8. Отбор и организация учебного материала в процессе иноязычного профессионально ориентированного обучения

Учебный материал как объект ПО обучения. Студент и его профессиональные и личностные интересы как субъект ПО обучения. Эффективность процесса обучения. Критерии отбора учебного материала. Подходы к отбору и организации учебного материала. Учебные и лингвистические факторы отбора и организации учебного материала.


Тема 9. Модели создания учебных материалов для профессионально ориентированного обучения.

Виды учебных материалов для ПО обучения иностранным языкам. Актуальные вопросы создания учебных материалов по ПО обучению. Модель Е. Хатчинсона и А.Вотерса. Методические подходы и приемы создания учебных материалов.


Тема 10. Психологические аспекты профессионально ориентированного обучения иностранным языкам.

Психологический климат. Мотивация и пути ее формирования в контексте ПО обучения. Развитие познавательных стратегий на уроке профессионально ори ориентированного иностранного языка.


Тема 11. Основные подходы к обучению иноязычному общению в контексте ПО обучения.

Подходы к обучению видам речевой деятельности в условиях ПО обучения. Моделирование ситуаций иноязычного общения. Проблемная ситуация как основная единица обучения иноязычному общению. Метод кейс-стади. Метод проектов. Ролевая игра. Технология дебатов. Симуляция.


Тема 12. Пути формирования учебных умений в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку.

Учебные умения. Учебные стратегии, их виды и пути формирования. Самостоятельное обучение. Автономное обучение. Технические средства обучения и их роль в формировании учебных умений в контексте ПО обучения.


Тема 13. Контроль знаний, умений, навыков в условиях ПО обучения иностранным языкам.

Специфика контроля в обучении профессионально ориентированному иностранному языку. Цели и задачи контроля. Формы и виды контроля. Объекты контроля.



2.2. УЧЕБНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»:

2.2.1 для специальности «Экономика и управление туристской индустрией», МП «Управление и обучение в туристской индустрии»

Дневная форма обучения
Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»







УТВЕРЖДАЮ







Директор Института магистерской подготовки Учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет»*

______________ М.В.Самойлов









18 июня 2014г







Регистрационный № УД845-12-/р.


Методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка
Учебный семинар

Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Тема Предмет, задачи и методы психологии семьи Психология семьи
edoc -> Парадигмальное пространство современной философии. Учебное-методическое пособие
edoc -> Конспект лекций общая часть тема Понятие, предмет и система международного частного права
edoc -> Тема Ключевые категории в управлении персоналом организации Вопросы темы: Понятия «человеческие ресурсы»
edoc -> Методические рекомендации по написанию курсовых работ и рефератов
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «психология поведения человека в экстремальных ситуациях»
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»
edoc -> Конспект лекций тема «итория развития «конфликтологии»» Вопросы для обсуждения
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница