И в чем отличие Отличие психологии, психотерапии, психиатрии Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики человека. Задача



страница1/7
Дата13.02.2016
Размер1.05 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
«СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ»

Оглавление




  1. Психология, психотерапия и психиатрия: что общего и в чем отличие

Отличие психологии, психотерапии, психиатрии

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики человека. Задача психолога помочь клиенту прислушаться к своему внутреннему состоянию, раскрыться перед решением проблемы, и найти выход из сложившейся ситуации.

Психотерапия - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных техник и методик.

Психиатрия – отрасль клинической медицины , изучающая психические (душевные) расстройства , занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении , представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих либо нарушающих те или иные общественные нормы.


  1. Основные методы и формы психотерапевтического воздействия

Классификация методов психотерапии разнообразны. В рамках каждой классификации представлена та или иная психотерапевтическая теория. В рамках каждого психологического направления возникают новые методы, которые призваны отразить уникальность психотерапевта, создавшего их. Это естественно, так как в психотерапии успех ее определяется содержанием профессиональной позиции психолога, его научными взглядами.

Целесообразно, на наш взгляд, подчеркнуть, что цели и задачи психотерапии при разных заболеваниях определяются теоретической позицией автора относительно природы и механизмов психических расстройств. Тем не менее для их лечения могут применяться одни и те же психотерапевтические приемы, имеющие, однако, в разных теоретических концепциях свою направленность и специфическое содержание.

Основные методы по форме психотерапевтического воздействия можно разделить на две большие группы:

1) индивидуальная психотерапия и

2) групповая психотерапия.

Для описания основных методов психотерапевтического воздействия воспользуемся следующей классификацией, которая, с нашей точки зрения, позволяет достаточно точно описать все многообразие современных психотерапевтических методов:

1) методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии;

2) методы суггестивной психотерапии и

3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии.

Остановимся на описании этих групп методов. Итак, методы личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии соответствуют ее целям и задачам, а они таковы:

• изучение личности больного, его эмоционального реагирования, мотивации, системы отношений;

• выявление и изучение этиопатогенных механизмов, способствующих как возникновению, так и сохранению невротического состояния;

• достижение у больного осознавания и понимания причинно-следственных связей между особенностями его системы отношений и его заболеванием;

• помощь больному в разумном разрешении психотравмиру-ющей ситуации, изменение при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;

• изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что ведет к улучшению самочувствия больного и к восстановлению полноценности его социального функционирования.


  1. Особенности индивидуальной психотерапии

В настоящее время не существует устоявшейся точки зрения на методику психотерапии кризисных психических состояний. Одни исследователи считают, что это — излечимое расстройство, другие — что его симптомы полностью не устранимы. Тем не менее, поскольку кризисное состояние психики обычно вызывает нарушения в социальной, профессиональной и других важных сферах жизнедеятельности, очевидно одно: его лечение — процесс необходимый, трудоемкий и длительный (он может продолжаться несколько лет).

В целом, психотерапия работает на подкрепление защитных факторов, поскольку она ведет к переосмыслению происшедших событий и усилению механизмов адаптации. Целью психотерапии кризисных психических состояний является помощь в освобождении от преследующих воспоминаний о прошлом и от интерпретации последующих эмоциональных переживаний как напоминаний о травме, а также в том, чтобы клиент мог активно и ответственно включиться в настоящее. Для этого ему необходимо вновь обрести контроль над эмоциональными реакциями и найти произошедшему травматическому событию надлежащее место в общей временной перспективе своей жизни и личной истории. Ключевым моментом психотерапии является интеграция того чуждого, неприемлемого, ужасного и непостижимого, что с ним случилось, в его представление о себе («Я-образ»).

В связи с этим существует четыре стратегии терапии, позволяющие достичь этой цели:

1) поддержка адаптивных навыков Я (одним из наиболее важных аспектов тут является создание позитивного отношения к терапии);

2) формирование позитивного отношения к симптомам (смысл данной стратегии заключается в том, чтобы научить клиента воспринимать свои расстройства как нормальные для той ситуации, которую он пережил, и тем самым предотвратить его дальнейшую травматизацию самим фактом существования этих расстройств);

3) снижение избегания (потому что стремление клиента избегать всего, что связано с психической травмой, мешает ему переработать ее опыт);

4) изменение атрибуции смысла (цель этой стратегии — изменить смысл, который клиент придает перенесенной психической травме, и таким образом создать у клиента ощущение «контроля над травмой»).

Психотерапия должна обращаться к двум фундаментальным аспектам кризисного психического состояния: снижению тревоги и восстановлению чувства личностной целостности и контроля над происходящим. При этом необходимо помнить, что терапевтические отношения с клиентами, находящимися в кризисном состоянии, чрезвычайно сложны, поскольку межличностные компоненты травматического опыта: недоверие, предательство, зависимость, любовь, ненависть — имеют тенденцию проявляться при построении взаимодействия с психотерапевтом. Работа с травмами порождает интенсивные эмоциональные реакции и у психотерапевта, следовательно, предъявляет высокие требования к его профессионализму.

В работе Горовица (Horowitz, 1998) рассмотрены пять стадий актуального состояния клиента (фазы его реакции на травматическое событие).

1. Длительное стрессовое состояние в результате травматического события.

2. Проявление невыносимых переживаний: наплывы чувств и образов; парализующее избегание и оглушенность.

3. Застревание в неконтролируемом состоянии избегания и оглушенности.

4. Способность воспринимать и выдерживать воспоминания и переживания.

5. Способность к самостоятельной переработке мыслей и чувств.

Каждой фазе реакции клиента на травматическое событие соответствуют последовательные цели психотерапии:

1. Завершить событие или вывести клиента из стрессогенного окружения. Построить временные отношения. Помочь клиенту в принятии решений, планировании действий (например, в устранении его из окружения).

2. Снизить амплитуду состояний до уровня переносимых воспоминаний и переживаний.

3. Помочь клиенту в повторном переживании травмы и ее последствий, а также в установлении контроля над воспоминаниями и в осуществлении произвольного припоминания. В ходе припоминания оказывать помощь клиенту в структурировании и выражении переживания; при возрастающей доверительности отношений с клиентом обеспечить дальнейшую проработку травмы.

4. Помочь клиенту переработать его ассоциации и связанные с ними когниции и эмоции, касающиеся Я-образа и образов других людей. Помочь клиенту установить связь между травмой и переживаниями угрозы, паттерном межличностных отношений, Я-образом и планами на будущее.

5. Проработать терапевтические отношения. Завершить психотерапию.





  1. Групповая психотерапия: особенности и основные задачи в сфере познавательной (когнитивной), эмоциональной, поведенческой

Групповая психотерапия – психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в коррекционных целях.

Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа клиентов. Наряду с другими психотерапевтическими методами групповая психотерапия применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику специалиста, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и прочие.

Цели и задачи групповой психотерапии как метода, ориентированного на личностные изменения, в определенной степени различаются в зависимости от теоретических представлений о личности и природе ее нарушений, однако опора на групповую динамику существенно сближает позиции. В самом общем виде цели групповой психотерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание и переработка проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Учитывая 3 плоскости ожидаемых изменений (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), более конкретные задачи групповой психотерапии:

1. Познавательная сфера (когнитивный аспект, интеллектуальное осознание). Групповая психотерапия должна способствовать тому, чтобы клиент осознал:

1) связь между психогенными факторами и возникновением, развитием и сохранением своей проблемы;

2) какие ситуации в группе и реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптоматики;

3) связь между негативными эмоциями и появлением, фиксацией и усилением симптоматики;

4) особенности своего поведения и эмоционального реагирования;

5) как он выглядит со стороны, как воспринимается его поведение другими, как оценивают окружающие те или иные особенности поведения и эмоционального реагирования, как откликаются на них, какие последствия это поведение имеет;

6) существующее рассогласование между собственным образом «Я» и восприятием себя другими;

7) собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;

8) характерные защитные механизмы;

9) внутренние психологические проблемы и конфликты;

10) особенности межличностных конфликтов и их причины;

11) более глубокие причины переживаний, способы реагирования, начиная с детства, а также условия и особенности формирования системы отношений;

12) собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем. В целом задачи интеллектуального осознания сводятся к трем аспектам: осознание связей «личность-ситуация-проблема», осознание интерперсонального контекста собственной личности и осознание генетического (исторического) плана.

2. Эмоциональная сфера. Групповая психотерапия должна помочь клиенту:

1) получить эмоциональную поддержку со стороны группы и специалиста, что приводит к ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости, активности и спонтанности;

2) пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у него в действительности и с которыми ранее он не мог справиться;

3) пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

4) научиться искренности в отношении к себе и другим людям;

5) стать более свободным в выражении собственных негативных и позитивных чувств; 6) научиться, более точно понимать и вербализовать свои чувства;

7)раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными);

8) модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;

9) произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. В целом задачи в эмоциональной сфере охватывают основные аспекты: получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе, непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; точное распознавание и вербализация собственных эмоций; переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта, и получение нового эмоционального опыта в группе.

3. Поведенческая сфера. Групповая психотерапия должна помочь клиенту:

1) увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы;

2) приобрести навыки более искреннего, глубокого и свободного общения;

3) преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций;

4) развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью;

5) закрепить новые формы поведения, в частности те которые, будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни;

6) вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах. В общем виде задачи групповой психотерапии в поведенческой сфере могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции.

Таким образом, задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимание (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как расширение сферы самосознания клиента. В принципе задачи любой психотерапевтической системы, ориентированной на личностные изменения, могут быть сформулированы таким образом.



  1. Групповая психотерапия подростков

Г. п. п. рассматривается как серия межличностных интеракций в малой группе, нацеленных на формирование у участников адекватной самооценки и целостной Я-концепции, конфронтацию с собственными неосознаваемыми проблемами, распознавание неадекватных паттернов эмоционально-поведенческого реагирования и неиспользованных личностных ресурсов, раскрытие своих переживаний и их вербализацию, совершенствование навыков контроля за ситуацией, научение строить отношения с другими во взаимоудовлетворяющей манере (Эйдемиллер Э. Г., Кулаков С. А., 1990).

В настоящее время Г. п. п. с нарушениями адаптации, невротическими, соматоформными расстройствами и нарушениями личности распространена во многих странах мира и относится к наиболее эффективным и экономичным методам психотерапии. Препятствием в использовании метода Г. п. п. в одних случаях являются недостаточная спонтанность и гибкость психотерапевтов, их страх перед экспрессией подростков, в других случаях — отсутствие кадров детских и подростковых психотерапевтов, системы оказания им психотерапевтической помощи, как это имеет место в России (Захаров А. И., 1982; Эйдемиллер Э. Г., 1988, 1994; Sifneos P. Е., 1979).

Все существующие методы Г. п. п. (а их около 100) делятся на 3 вида: образовательные, аналитические и основанные на действии. К последнему виду относят аналитическую психодраму, гештальт-терапию и др. Для подростков наиболее адекватными являются модели групповой психотерапии, основанные на действии. Это связано с такими психологическими их особенностями, как стремление к группированию, потребность в интимности и кооперации, тревога, вызванная открытием субъективного мира и формированием образа «Я», тяга к расширению диапазона ролевого поведения, сохраняющаяся с детства конкретность мышления и эмоциональная непосредственность. Но именно из-за этих психологических особенностей применение методов группового анализа и разговорной психотерапии в подростковой психиатрии существенно ограничено (Tausch R., 1973).

По продолжительности работы выделяют 2 вида Г. п. п.: долгосрочную (60 и более часов) и краткосрочную (от 20 до 28 часов) (Эйдемиллер Э. Г., 1994). Показания к Г. п. п. широки. Это невротические и личностные расстройства, алкоголизм, нарко- и токсикомании, нарушения адаптации, психические заболевания, среди которых различные формы шизофрении и эпилепсии (Ериш М. И., Каубиш В. К., Эткинд А. М., 1978). Противопоказания к Г. п. п. относительны и в значительной мере обусловлены личностными и профессиональными качествами психотерапевта. Потребность подростков в краткосрочной групповой психотерапии существенно возросла за последнее десятилетие (Кулаков С. А., 1994). Обстоятельств, способствовавших этому, несколько:

1) объем долговременной памяти у детей, в том числе и подростков, существенно меньше, чем у взрослых; результаты, достигнутые группой на одном занятии, через несколько дней могут быть либо забыты, либо восприняты искаженно;

2) подростку трудно долго ожидать результата психотерапии; если после 2 сеансов групповой психотерапии у участников не появляется ощущения, что терапевтические цели достижимы, наступает разочарование и подчас появляется желание покинуть группу;

3) краткосрочная психотерапия по сравнению с долгосрочной имеет меньше шансов превратиться в своеобразную «экологическую нишу» для подростков, альтернативу их жизни в окружении сверстников со множеством обязанностей и потребностью в рекреации. При долгосрочной модели Г. п. п. группа работает 3-4 раза в неделю по 1,5 часа в течение 3 месяцев, краткосрочная психотерапевтическая группа — 4 часа ежедневно в течение 5-7 дней. Состав группы 8-12 участников обоих полов. При подборе пациентов следует ориентироваться скорее на психологическую зрелость, чем на паспортный возраст. Вместе с 16-18-летними мальчиками в группу могут быть включены 14-16-летние девочки, опережающие первых по темпу созревания. Разница в возрасте между подростками одного пола не должна превышать 1 — 2 лет. При обеих моделях Г. п. п. групповая и личностная динамика оказывается сходной, но интенсивность процессов изменения более высокая в краткосрочных группах.


  1. Объект, предмет и особенности психиатрии.

Психиатрия - область медицины, к компетенции которой относятся психические (душевные) расстройства, их проявления, динамика и исходы, этиология и патогенез, лечение и профилактика.

Объект психиатрии – поведение и внутренний мир человека – общий, но взятый в разном охвате. Психиатрия охватывает не только психический, но также биологический и духовный слой и, таким образом, всего человека, его деятельность, его мир, его жизнь. Объект психиатрии является многослойным, интегральным по отношению ко всем онтологическим слоям. Это одна из наук о так называемых естественных целых.

Предметом психиатрии является больной человек, изменения его аномальной психики.

Психиатрия представляет собой одну из отраслей клинической медицины, которая занимается изучением психических расстройств сквозь призму методологии медицины, а также методы диагностики, лечения и профилактики.

Клиническая психология занимается изучением пограничных состояний между патологией и нормой. Данное направление исследования активно развивается на территории многих стран, например, США. На данный момент нет единого согласованного определения таких понятий, как болезнь и здоровье, а также патология и норма. В соответствии с распространенным определением, психической болезнью может называться изменение сознания, которое выходит за общепринятые пределы «нормы реакции». Существует разделение психиатрии на общую и частную. Последняя занимается изучением отдельных болезней, а общая специализируется на общих закономерностях психического расстройства. Общая психиатрия основывается на обобщении изменений, возникающих на протяжении отдельных психических болезней.


  1. Клиническая и социальная психиатрия

Клиническая психиатрия - классический и остающийся основополагающим раздел психиатрии, ориентированный на изучение этиологии и патогенеза психических расстройств, проявлений и генезиса психопатологических феноменов и нарушений поведения, динамических аспектов психиатрической патологии с целью выявления, распознавания, дифференциальной диагностики психических расстройств, систематики болезненных форм и поведенческих отклонений, патогенетического лечения, реабилитации пациентов, определения критериев прогноза, разработки и осуществления системы профилактических мероприятий. Термин используется для разграничения с такими направлениями исследования, как биологическая психиатрия, динамическая психиатрия, экологическая психиатрия, судебная психиатрия и др.

Социальная психиатрия — раздел психиатрии, целью которого является изучение влияние факторов социальной среды на психическое здоровье. Социальная психиатрия включает в себя не только эмпирическую науку, базирующуюся на социологии, но и терапевтическую практику, целью которой является сохранение психического здоровья и интеграция лиц, страдающих психическими расстройствами, в социум.


  1. Из истории общей психиатрии (Европа, США)

История психиатрии ведёт своё начало с древнейших времён. Как и для любой другой науки, отправной точкой для начала существования психиатрии можно считать либо момент регистрации в общественном сознании понятия об объекте того, что в дальнейшем стало наукой (в данном случае психических расстройств), либо момент появления первого научного знания (по крайней мере, дошедшего до нас).

В 50-х годах в ряде стран (Англия, США, Канада, Германия, Италия) началось антипсихиатрическое движение, были проведены экспертные проверки психиатрической службы, которые сделали достоянием гласности случаи злоупотреблений в психиатрии и пренебрежения правами пациентов, это способствовало формированию негативного отношения к стационарному лечению психически больных.

Определенную роль сыграли изменение в образе мышления психиатров-практиков, социологическая литература, в которой высказывались критические замечания в адрес психиатрических учреждений. Политики надеялись, что благодаря реформам удастся уменьшить количество стационарных коек и сократить расходы.

Реформу в психиатрии в середине прошлого века принято называть деинституционализацией. Деинституционализацию можно определить как замену длительного пребывания в психиатрической больнице кратковременными, менее изолирующими методами оказания медицинской помощи психически больным людям по месту жительства

Деинституционализация предполагала трехкомпонентный процесс: перевод пациентов, живущих в психиатрических больницах, на альтернативные виды помощи по месту жительства;

предотвращение возможных случаев поступления в стационар и направление их в различные альтернативные службы;

развитие специальных служб для оказания помощи группе неинституционализированных больных психиатрического профиля.

Стремление к деинституционализации, сочетающее элементы идеализма и прагматизма, отражало оправданную озабоченность по поводу благополучия психически больных, многие из которых влачили жалкое существование в государственных больницах. Предполагалось, что: во-первых, внебольничная медицинская помощь будет гораздо гуманнее, чем стационарная; во-вторых, она будет более эффективной, чем помощь в больнице; в-третьих, эффективность затрат на внебольничную помощь будет выше, чем эффективность затрат на стационарную помощь .

Вследствие таких радикальных реформ в США столкнулись с рядом проблем.

Первая проблема. Новое поколение лиц с тяжелыми психическими заболеваниями

Вторая проблема. Бездомные психически больные

Третья проблема. Лица с тяжелыми психическими заболеваниями попали в систему уголовного судопроизводства.

Результаты реформ, уроки, усвоенные из деинституционализации

Исследование по изучению результатов деинституционализации показало, что в районах, где были одновременно внедрены в жизнь все ее три компонента, лица, страдающие психическим заболеванием, чаще всего получали пользу. Многие больные выражали гораздо бoльшую удовлетворенность условиями своей жизни в противоположность условиям внутри психиатрических больниц. Фактически некоторые пациенты, несмотря на болезнь, в какой-то степени ощутили “нормализацию” своей повседневной деятельности. Одни пациенты живут самостоятельно, другие продуктивно трудятся — достижения, относительно редкие во времена, предшествовавшие деинституционализации. Следовательно, для этих людей она стала положительным явлением.




  1. Из истории общей психиатрии в России

В науке о душевных расстройствах в конце XIX — начале XX века выделялись, среди прочих, две школы. Первой стоит назвать психоанализ, имевший своим началом работы Зигмунда Фрейда (1856—1939 гг.), положившего начало теории бессознательного. Согласно этому учению, в мозгу человека выделялась область животных инстинктов (т. н. «Оно», противостоящее личностному «Я» и «Сверх-Я» — диктату общества, повелевающего личностью и навязывающего определённые нормы поведения). Бессознательное, с точки зрения Фрейда и его последователей, становилось тюрьмой для запретных желаний, в частности — эротических, вытесняемых в него сознанием. Ввиду того, что окончательно уничтожить желание невозможно, для его безопасного осуществления сознание предлагало механизм «сублимации» — реализации через религию или творчество. Нервное расстройство в таком случае представлялось как сбой в механизме сублимирования и выплескивание запретного наружу через болезненную реакцию. Для восстановления нормального функционирования личности предлагалась особая техника, называемая психоанализом, которая предполагала возвращение больного к детским воспоминаниям и разрешению возникшей проблемы.

Фрейдизму противостояла школа позитивистской медицины, одним из выдающихся деятелей которой был Эмиль Крепелин. В основу своего понимания психического расстройства Крепелин положил прогрессирующий паралич и предложил новую для того времени форму изучения заболевания как процесса, развивающегося во времени и распадающегося на определённые стадии, описываемые определённым набором симптомов. Опираясь на философию позитивизма, в частности, на принцип «наука есть философия», иными словами — провозглашение реальным лишь результатов опыта или научного эксперимента в противовес схоластическому умствованию прежних времен, позитивистская медицина предлагала объяснение умственного расстройства как биологического разлада, разрушения мозговой ткани, вызванного причинами множественной природы.


Однако же ни та, ни другая теории не могли претендовать на однозначное и доказательное обоснование уже описанных в литературе или известных из клинической практики случаев — так, Фрейда и его последователей упрекали в умозрительности и несистематичности их построений, в произвольности толкований приведённых примеров. В частности, свою теорию о детской сексуальности Фрейд строил на психоанализе взрослых, объясняя невозможность её подтверждения у детей страхом запретной темы.

В свою очередь, оппоненты упрекали Крепелина в том, что теория органического поражения de facto сводила безумие к эмоциональной и умственной деградации. Излечение психического больного априори объявлялось на тот момент невозможным, а работа врача сводилась исключительно к надзору, уходу и купированию возможной агрессии. Кроме того, указывалось, что позитивистская теория не в состоянии была объяснить многочисленные случаи душевных расстройств, при том, что никаких биологических повреждений найти не удавалось.




  1. Судебная психиатрия: предмет и задачи, основные разделы и проблемы



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница