ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Проблема профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных ученых 8
1.2. Возрастные особенности профессионального самоопределения подростков на этапе предпрофильной̆ подготовки 19
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников на этапе предпрофильной подготовки 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 2.1. Организация и методы проведения исследования
2.2. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников на этапе предпрофильной подготовки
2.3. Результаты апробации программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников на этапе предпрофильной подготовки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В условиях научно-технического прогресса и экономического роста проблема подготовки кадров является одной из первостепенных для государства. В современном мире требуются высококвалифицированные специалисты.
Рациональность использования ресурсов, большая эффективность и производительность деятельности требуют успешного профессионального самоопределения молодежи. Для экономического развития государству необходимы профессионалы, знания, умения и навыки которых соответствуют требованиям рынка труда.
Государство заинтересовано в успешной профориентации молодежи и для этого в 2022 году создана программа «Профессионалитет», охватывающая половину российских регионов. Также суть профессионального самоопределения отражена в следующих нормативно-правовых актах федерального уровня: государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030 года, Федеральный̆ закон РФ «Об образовании в Российской̆ Федерации», План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на период с 2019 по 2024 год.
В общеобразовательных школах необходимо создание условий, направленных на адаптацию личности к жизни в обществе, помощи в профессиональном самоопределении и ознакомлении с особенностями выбранной профессии. С такой программой ученики смогут сделать осознанный профессиональный выбор, который часто происходит необдуманно.
Благодаря предпрофильной подготовке обучающиеся смогут оценить способности к разнообразным видам деятельности и выбрать профиль, а также будут более ответственны и мотивированны при обучении по выбранному профилю.
Исследования показывают, что больше 60% респондентов работают не про специальности. При выборе профессии молодые люди обращают внимание на её престижность, при этом не обращая внимания на свои собственные способности.
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс формирования отношения человека к профессиональной и рабочей среде и является способом его самореализации. Оно подразумевает под собой выбор профессии, сферы профессиональной деятельности и развития личных возможностей.
Последние 100 лет интерес ученых, педагогов и психологов к проблеме профессионального самоопределения постоянно возрастает. Об этом говорит количество научных трудов, публикаций и статей посвященных данной проблеме.
Отечественные ученые сделали большой вклад в изучение проблемы профессионального самоопределения, такие как Б. Г. Ананьев [1], Л. И. Божович [9], Е.А. Климов [26], Н.С. Пряжников [46], Н.С. Чистякова [62], С. Л. Рубинштейн [54],Э.Ф. Зеер [21], В.А. Макарова [36], И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий [33], и другие.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения представляет собой особый вид помощи и поддержки учащимся, технологию, предназначенную для того, чтобы на определенном этапе развития помочь старшеклассникам определиться с выбором профессии.