I. социальные манипуляции как вид психологического воздействия в литературном произведении



Скачать 274.58 Kb.
страница1/8
Дата12.02.2016
Размер274.58 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8
Masarykova univerzita

Filozofická fakulta

Ústav slavistiky

Ruský jazyk a literatura

Elena Shumatova

Zobrazení sociální manipulace

v románu M. Je. Saltykova-Ščedrina

Gospoda Golovlevy
Magisterská diplomová práce
Vedoucí práce: doc. PhDr. Josef Dohnal, CSc.

2013



Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala

samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury.
………………………………

Podpis autora práce



Ráda bych touto cestou poděkovala doc. PhDr. Josefu Dohnalovi, CSc., za jeho cenné rady a připomínky, kázeň a za trpělivé vedení této práce.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………….….…...…5

I. СОЦИАЛЬНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ……………………….……...….….8

  1. Психологическое определение манипуляции……………………………………………….…….…..….8

  2. Манипуляция и типичные способы скрытого воздействия на поведение человека………………….11

  3. Способы изображения манипуляционного процесса в художественном произведении……………..13

  4. Отношение как основа манипуляции……………………………………………………………..……..20

II. ТЕРЕОТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МАНИПУЛЯЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ……………………………………………………….……...……22

III. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ПРИЗНАК ТЕАТРАЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА……………………………….…………...……32

  1. Феномен марионетки……………………………………………………………………………..…….....33

  2. Черты «кукольного мира» в романе «Господа Головлевы»……………………………………………38

IV. УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ПРОЦЕССА В РОМАНЕ «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»……………………………………………………………45

  1. Характеристика субъекта-манипулятора Иудушки Головлева………………………...………………45

  2. Объекты манипулятивного воздействия в романе………………………………………………...……53

  3. Стратегия воздействия манипулятора (Иудушки) на персонажи……………………………..…….…74


V. МАНИПУЛЯЦИИ ПЕРСОНАЖЕЙ РОМАНА В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ………………………………………………………………………………………..………….……78

  1. Вербальные возможности осуществления манипуляций……………………………………………….78

  2. Невербальные и паравербальные модели манипулятивного поведения героев………………………87

  3. Личность как объект манипуляции и проблема свободного выбора (на примере отношений Арины Петровны и Порфирия Владимирыча)……………………………………………………………..…….92

VI. ФОРМЫ ВЫПАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ОЦЕНКИ В РОМАНЕ…………….....……98

  1. Особенности повествовательной интонации и оценочности в речи автора…………….……….……98

  2. Речь автора-повествователя как средство восприятия образа Иудушки Головлева…………..……103

VII. RESUMÉ…………………………………………………………………………………………..…….109

VIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...…………112

IX. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………115

  1. Основные источники……………………………………………………………………………….…….115

  2. Вспомогательные источники………………………………………………………………….…………115

  3. Словари…………………………………………………………………………………………....………118

  4. Электронные словари………………………………………………………………………….…………118

Введение


Творческое наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина многогранно. Современное литературоведение не устает находить все новые подходы к изучению его произведений, открывая новые ракурсы прочтений.

Долгое время творчество Салтыкова-Щедрина рассматривалось в рамках социального контекста, как бичевателя пороков дворянского класса и ненавистника крепостного права. В современном литературоведении его произведения анализируются в контексте философском, мифологическом, религиозном и даже с точки зрения театральной эстетики. Как отмечает О. В. Евдокимова, в историко-литературных исследованиях последних лет в наибольшей степени актуализированы три аспекта изучения романа: «1) в контексте русского семейного романа и семейных хроник; 2) сопоставительное соотнесение «Господ Головлевых» с евангельским (шире, библейским текстом); 3) исследование романа с точки зрения развития в нем темы «блудного сына»1.

Творчество Щедрина не ограничивается временными рамками, его бичующий смех не теряет актуальности. В своих произведениях писатель так же размышлял об ограниченности шаблонной жизни, о необходимости отстаивания собственной индивидуальности независимо от навязываемых социальных ролей. Духовная опустошенность, марионеточное поведение, паразитизм существования, не подвластность собственной жизни, отрешенность – таков результат жизни по шаблону.

Тема данной работы «Изображение социальной манипуляции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Исследование построено на пересечении интересов двух научных дисциплин: социальной психологии и литературоведения, где точкой соприкосновения является проблема социальной манипуляции.



Целью нашей работы, прежде всего, является выявление социальных манипуляций среди персонажей романа «Господа Головлевы». На примере романа осуществляется попытка показать, как в литературном произведении осуществился процесс манипуляции, какими возможностями его изображения обладает художественный текст. Также попытаемся определить роль авторского отношения к героям и его влияние на читательское восприятие.

Изучение социальной манипуляции очень актуально сегодня. Человек во все времена стремился быть хозяином своей судьбы, однако в силу исторических, социальных, политических и иных факторов он всегда находился под чьей-либо властью. В нашем исследовании мы ограничились более узким контекстом данной проблематики: рассмотрением социальной манипуляции в ограниченном социуме – в рамках одной семьи. Рассмотрение персонажей сквозь призму социально-психологических манипуляций даст более детальный подход к раскрытию сути произведения.

Для того чтобы произошел манипулятивный акт, нужно, чтобы два человека вступили в коммуникационный контакт. А где он (контакт) будет протекать – в жизни или на страницах литературного произведения – абсолютно не важно. Литература несет в себе не только эстетическое наслаждение, но и отражает жизненные реалии человеческого бытия. В сущности, и серьезная художественная литература, и специализированная научная (психология и социология) имеют предметом рассмотрения человека и его жизнь. Художественная литература бы могла сослужить практическую службу, объясняя на примерах любимых персонажей и произведений те психологические феномены, которые сложно осмыслить.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:



  1. Рассмотреть и определить понятие «социальная манипуляция».

  2. Исследовать способы скрытого воздействия на поведение человека и определить возможности их изображения в литературном произведении.

  3. Обозначить теоретические предпосылки изучения социальной манипуляции в контексте русской литературы.

  4. Обозначить наличие театральных принципов в структуре ранних и поздних произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина и обозначить их постепенный переход в признаки манипулятивного процесса.

  5. Дать психологические характеристики персонажам произведения.

  6. Рассмотреть приемы и способы манипуляции в романе.

  7. Проанализировать проблему личности в структуре манипулятивных отношений.

  8. Исследовать авторскую позицию к персонажам и событиям в литературно-художественном произведении. Раскрыть и разработать способы выявления авторской позиции в художественном тексте.

Объектом исследования являются герои романа «Господа Головлевы». Предмет исследования – рассмотрения персонажей сквозь призму социальных манипуляций. Опираясь на современные психологические и социологические исследования, мы рассматриваем особенности манипулятивного поведения на примере главного действующего лица романа Порфирия Головлева, его взаимодействия с другими персонажами. Такой подход к изучению манипуляции и интерпретации художественного произведения, определяет актуальность, новизну и научные перспективы исследования.

Для решения поставленных задач в диссертационной работе применяются следующие методы литературоведческого исследования: сравнительно-сопоставительный, психологический, междисциплинарный, культурологический, метод описательного анализа.



Структура работы определяется ее целью и поставленными задачами. Дипломная работа состоит из введения, шести глав, резюме, заключения и списка использованной литературы.


  1. Социальные манипуляции как вид психологического воздействия в литературном произведении




  1. Психологическое определение манипуляции

Современные ученые дают достаточно жесткие оценки качеству жизни человека. Под словом «качество» подразумевается отношение и восприятие жизни человеком, уровень ее эмоциональности, духовности, с постановкой акцента на психологическую составляющую. Современный человек как минимум на неделю вперед знает что, где и как будет делать. Он безэмоционален, зачастую лишен жизненных устремлений. Он манипулирует окружающими и, в то же время, сам является манипулируемым. Вообще проблема манипулирования человека человеком является остро обсуждаемой, находящейся в зоне пристального внимания психологов и социологов.

Известный американский психолог и психотерапевт, ученик Абрахама Маслоу, Эверетт Шостром назвал это явление «чумой современности», а в своем предисловии к книге «Человек-манипулятор» высказывает следующую мысль: «Для гуманистических психологов весьма трагично то, что современный человек благодаря собственным манипуляциям, по-видимому, утратил всю свою спонтанность, все способности чувствовать и выражать себя искренне и, таким образом, творчески и низвел себя до уровня озабоченного автомата, который тратит все свое время на то, чтобы повторить прошлое или застраховать будущее. Да, он часто говорит о своих чувствах, но редко их испытывает. Он весьма словоохотлив, рассуждая о своих проблемах, и в общем, совершенно не умеет справляться с ними, сводя жизнь к ряду вербальных и интеллектуальных упражнений и утопая в море слов. Он тщательно подбирает слова и маски, упуская из виду реальное богатство бытия».2

Однако мы не можем говорить об «обмельчании души», марионеточной природе человека, желании одних стать «кукольниками» и участи других быть «куклами» как о современной проблеме человечества. Люди-автоматы и люди-марионетки появились давно. Тому примером может послужить и исследуемое нами произведение Салтыкова-Щедрина, написанное в 1875-1880 годах. Образ главного героя, Порфирия Головлева, идеально подходит под описание современного человека Эверетта Шострома.



Дефиниция слова «манипуляция» достаточно разветвлена. В исходном неметафорическом значении термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемые руками: «1. Движение рук, связанное с выполнением определенной задачи, например, при управлении каким-либо устройством; 2. Демонстрирование фокусов, основанное преимущественно на ловкости рук, умении отвлечь внимание зрителей от того, что должно быть от них скрыто».3 Переходной ступенью к метафорическому восприятию термина явилось его использование применительно к изображению отношения человека к человеку. В результате, «манипуляция» обозначает стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как-бы в марионетку.

Каким образом манипулятор воздействует на свой объект? Казалось бы, не существует правил манипулирования, нет образцов такого поведения. В связи с этим интересно, что манипулятивные действия зачастую происходят на уровне интуиции и являются неосознанными. Стоит отметить и тот факт, что «…только специалист может распознать манипуляции: где манипуляция, а где – нет, кто при манипуляции «хороший», а кто «плохой».4 Но, даже являясь неосознанными и трудноопределимыми, они имеют свою структуру.

Для того чтобы начать работу, манипулятор должен «подготовить почву» – «создать иллюзию»5, «напустить туман»6. «Не имело бы смысла называть некое действие манипуляцией, если бы оно совершалось явно. Плох тот иллюзионист, который не может создать требуемую по замыслу фокуса иллюзию, все уловки которого на виду. Плох тот кукольник, который не способен заставить зрителей забыть, что действующие в пьесе лица – всего лишь куклы-марионетки. Поэтому манипуляция в метафорическом значении предполагает также и создание иллюзии независимости адресата воздействия от постороннего влияния, иллюзии самостоятельности принимаемых им решений и выполняемых действий».7 Манипулятор «обволакивает нас густой пеленой тумана, который скрывает его действия»8. Здесь «туман» выступает как «метафора для описания чувств смятения… акроним для страха, обязательства и чувства вины…»9.

Таким образом, полная метафора психологической манипуляции включает в себя следующие действия:

• превратить человека в марионетку, в вещь;

• внушить иллюзию самостоятельности решений;

Из выше сказанного выведем определение социальной манипуляции, которого мы будем придерживаться в рамках нашей работы:

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие на человека с целью добиться от него действия, не совпадающего с его желаниями, но выгодного для манипулятора.

Важно также принять во внимание еще одно интересное явление, описанное американским практикующим психотерапевтом Сьюзен Форвард – «эмоциональный шантаж». Эмоциональный шантаж является мощной формой манипуляции, «в которой шантажисты, которые близки к жертве, угрожают, прямо или косвенно, наказать их, чтобы получить то, что они хотят… Многие люди, которые используют эмоциональный шантаж, являются друзьями, коллегами и членами семьи, с которыми мы имеем тесные связи».10 В рамках нашей темы эта форма манипуляции окажется особенно актуальной, если принимать во внимание переживания и душевные терзания объектов манипуляции и тот факт, что все действие романа отыгрывается в семейном кругу.

Эмоциональный шантаж сродни физическому насилию, ведь такой вид манипуляции может исходить только от самых близких людей, доставляя сильные душевные мучения. Позже мы убедимся в этом на конкретных примерах взаимоотношения родственников в романе «Господа Головлевы». В целом же все манипуляторы являются насильниками «преимущественно и почти без исключений».11

Если мы обращаем внимание на сторону «страдающую» от манипулятивных действий, то стоит разобрать и сторону противную – манипулятора. Манипулятор «…прячет и камуфлирует собственные реальные чувства за самыми разнообразными типами поведения… и не имеет возможности вести себя вне роли».12 Таким образом, манипулятор сам оказывается в тесных рамках, ни на минуту не имея возможности стать самим собой. А это не может не привести к разрушающим последствиям.

Каждый автор выделяет разные типы манипуляторов. Они имеют разные названия, но в большинстве своем описания основных типов совпадают. Так как объектом нашего практического исследования выступает один манипулятор13, главный герой произведения, то рассматривать типы манипуляторов представляется нецелесообразно.


  1. Манипуляция и типичные способы психологического воздействия на поведение человека

Мы уже определили те качества манипулятора, которые отличают его ото всех. Это стремление все контролировать (превратить человека в марионетку, в вещь), причем практически всегда посредством обмана, другой важный фактор – внушение человеку иллюзии самостоятельности принятия решений и действий. А также не обойдем вниманием его неосознанность, непонимание происходящего (он не способен трезво оценивать ситуации, потому что сам является задействованным лицом манипулятивного акта и играет отведенную для себя роль манипулятора). В приведенных определениях просматривается ряд важных критериев в определении манипуляции:

• контроль;

• обман;

• скрытность;

• внушение;

• неосознанность;

Если первые четыре пункта относятся к объекту манипуляции, то последний пункт относится к самому субъекту. Так как в данной главе мы рассматриваем способы скрытого воздействия на человека, то есть на объект, значит, наше внимание будет сосредоточенно на четырех первых пунктах.



Зададимся вопросом: каким образом манипулятор контролирует, обманывает и внушает? Ознакомившись с некоторыми монографиями ученых, специализирующихся на изучении феномена социальной манипуляции, мы обнаружили, что каждый автор описывает весьма большое количество способов манипулирования. Так, например, российский психолог и публицист Сергей Зелинский14 описал тридцать приемов манипулирования, французский психолог Изабель Назаре-Ага15 типичные способы манипулирования отразила в характеристиках манипулятора (их тоже тридцать). Так же способы манипуляции в своих трудах выделяют ранее цитированные нами Эверетт Шостром, Сюзан Форуард и Евгений Доценко. Выделим из всего многообразия способов наиболее, на наш взгляд, часто встречающиеся:

  • Манипулятор не выражает ясно свои желания, мнения и чувства, тем самым оставляя объект в недоумении (т.е. маскирует истинные цели).

  • Вызывает в окружающих чувство вины, играя на чувствах любви, дружбы, семейных обязанностей, профессионального долга и. т.д.

  • Использует универсальные высказывания (в том числе пословицы и поговорки), которые невозможно проверить, а потому они и не подлежат обсуждению.

  • Манипулятор показывает свою слабость, добиваясь снисходительного к себе отношения. Результат – субъект перестает всерьез воспринимать человека как конкурента и соперника, его бдительность притупляется. Другими словами, такой тип манипулирования мы бы могли назвать театральным поведением.

  • Ложное признание в любви, в почтении и уважении дает возможность манипулировать «объектом» своей лже-влюбленности.

  • Навязывание мысли повторяемостью фраз. При этом способе, манипулятор внушает объекту какую-либо информацию.

  • Построение диалога таким образом, когда манипулируемый все время соглашается со словами манипулятора. Так манипулятор подводит объект воздействия к принятию своей идеи.

  • Призыв к авторитетам. Например, «…к Библии или другим – внешним – источникам знания… Шантажист будет настаивать, выдергивая из контекста отдельные цитаты, комментарии и поучения различных источников, чтобы доказать, что на свете существует только одна правда, и это правда – его».16

  • Ссылка манипулятора на то, что все его старания направленны на улучшение жизни манипулируемого.

  • Гнев и яростный напор. Немотивированным гневом манипулятор вызывает у человека желание успокоить своего собеседника и рассчитывает, что тот пойдет на определенные уступки. В свою очередь испытываемый объектом манипуляции «…страх – является одним из самых сильных гипногенных (порождающих гипноз) эмоций, … сразу же попадает в суженное, измененное состояние сознания, … тормозится левый мозг с его способностью к разумному, критико-аналитическому, словесно-логическому восприятию происходящего».17

Вообще способов манипулирования людьми весьма большое количество. Не всегда способы манипулирования, используются по отдельности, часто для эффективности воздействия применяются комбинации приемов и способов.


  1. Способы изображения и выявления манипулятивного процесса в художественном произведении


Для начала обратимся к определению «художественная литература». Это вид искусства, «в котором слово является основным средством образного отражения жизни»18, «отображает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности».19 Результатом художественной деятельности является создание писателем субъективного мира, «претендующего на право быть безотносительной реальностью»20, где «объективность текста создается благодаря узнаваемости образов и ситуаций, наличию в них качеств, тождественных читательским представлениям о реальности».21

То есть, художественная литература представляет нам авторскую интерпретацию реальности, смоделированную картину мира, отражающую жизненный опыт писателя. Читатель, соотнося художественные образы и художественную реальность с жизненными реалиями, находит их соприкосновения и воспринимает художественную условность как форму выявления жизненной правды в искусстве. Если художественная реальность отображает действительную реальность, то манипуляционные приемы, изображенные в художественном произведении, отражают приемы манипуляции из реальной жизни (основные приемы мы перечислили в предыдущем пункте). Следующим этапом нашей работы станет определение способов изображения и выявления манипуляций в литературном тексте.

1. Художественное произведение представляет собой совокупность основного текста, монологов и диалогов, в ходе которых автор излагает свою концепцию произведения, вводит читателя в суть происходящего, а затем и вовлекает его в сюжет. В процессе «изложения своей концепции» автор направляет читателя, и, можно сказать, манипулирует им, чтобы последний следовал замыслу писателя. Мы уже говорили, что не специалисту очень сложно распознать манипуляцию. Если бы автор, описывающий манипулятивный процесс в своем произведении, не помогал читателю «правильно интерпретировать» происходящее, было бы гораздо сложнее определить злодеяния (явные и скрытые) манипулятора. Таким образом, в тексте большую роль играют авторская речь, отношение автора к персонажам (посредством речи рассказчика) и т.д.

2. Диалог – элемент, который наряду с присутствием автора в тексте, является основным способом изображения манипулятивного процесса. Именно через речь реализовывается процесс манипуляции. К прямым вербальным средствам осуществления манипуляции относятся: увещевание в псевдолюбви, заискивания, наведение страха, приказы, вынуждения и т.д. То есть всевозможные вербальные формы подчинения человека человеком.

3. Одним из приемов изображения и выявления манипуляции являются внутренние монологи, мысли, рассуждения героев. Через внутреннюю речь героев передается их реальное отношение к определенным персонажам и ситуациям, представленных в произведении. Плюс художественной литературы в отличие от реальной жизни в том, что в литературном произведении можно проследить истинные мотивы и цели героев. Таким образом, читатель может определить – является ли данная ситуация, о которой размышляет персонаж, манипуляцией, кто какое место в ней занимает, а также проследить истинные цели манипулятора.

4. Приемом изображения манипулятивного акта является также театральное поведение его участников. Это произношение высокопарных речей, бравирование, наигранное неестественное поведение, целью которых является ввести объект в заблуждение, дезадаптировать, сыграть на его чувствах и т.д.

5. Следующий фактор изображения и выявления манипулятивного процесса в литературном произведении – описание персонажа. Здесь важно все: его внешность, манера говорить, поведение, привычки, любимое занятие и т.д. Именно из описания персонажа в воображении читателя возникает целостный образ героя. Уже на этом этапе читатель способен определить – может ли данный персонаж быть манипулятором, насколько он податливый манипуляции. Черты характера персонажа вырисовывают его возможное поведение в отношениях с другими персонажами романа. Так как манипуляции имеют характер скрытого воздействия, то читатель может предугадать, в ситуации описываемого манипулятивного акта, является ли манипуляционным данный процесс общения и кто какую роль играет.

6. Мотивы и цели персонажей также занимают не последнее место в определении манипуляции. Мотивы поступков тех или иных героев мы узнаем из контекста, либо догадываемся о них (в чем нам опять же помогает автор произведения, рассказчик).

7. Мы уже касались того, что процесс коммуникации в литературном произведении занимает ведущее место в вопросе определения социальной манипуляции. Но коммуникационный процесс состоит не только из вербальных средств общения, существуют также невербальные и паравербальные средства передачи информации. Как пишут Кэрен Трейси, профессор коммуникации (университет Колорадо), и Кэтлин Хэспел, ассистент профессора Школы коммуникации (университет Денвера), «язык и социальная интеракция» – это интеллектуальное прибежище тех, кто убежден, что малейшего нюанса в языке, жесте или голосе достаточно, чтобы повлиять на формирование смысла и вызвать социально значимые последствия, и, что изучая интеракцию в ее ситуативных и неупорядоченных частностях, можно лучше всего понять коммуникативную жизнь.22 И это действительно так.

Невербальные сообщения способны передавать обширную информацию. Ученые установили, что слова раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты. Через невербальные средства мы узнаём информацию о личности коммуникатора: о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его лице и самооценке, об отношении коммуникантов друг к другу, а также динамике их взаимоотношений.23




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница